Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Английская культура при Тюдорах.



Период правления Тюдоров охватывает чуть менее столетия с четвертью, прошедших между восшествием на трон Генриха VII 21 августа 1485 и смертью его внучки Елизаветы 24 марта 1603. Эти годы часто называют началом расцвета современной Англии, а 1485 - поворотным в переходе от Средневековья к Новому времени, поскольку в правление Тюдоров происходили события чрезвычайной важности.

На протяжении Средних веков Англия оставалась окраиной Европы, интеллектуальные, художественные и духовные искания Западной Европы ее почти не затрагивали. Так, возрождение наук почти не имело влияния на Англию 15 в., где уровень интеллектуальной жизни даже снизился по сравнению с 13-14 вв. Английский Ренессанс наступил к концу правления Тюдоров и находился под покровительством двора.

Генрих VII, правивший с 1485 по 1509, завоевал трон с помощью меча. Король, которого он уничтожил, сам был узурпатором. В 1486 он укрепил свои позиции, женившись на Елизавете, дочери Эдуарда IV из династии Йорков. Таким образом красная роза Ланкастеров и белая роза Йорков соединились, чтобы образовать династию Тюдоров.

В XVI в. Англия перестала быть задворками Европы, что нашло яркое отражение в её культуре. Начало столетия стало временем расцвета английского гуманизма, центральной фигурой которого был автор знаменитой «Утопии» Томас Мор. И книга, и её автор обрели европейскую известность.

В Англии появилась национальная традиция живописи, преимущественно портретной. В архитектуре сформировался своеобразный тюдоровский стиль. Перемены в архитектуре диктовались потребностями времени.

Новое дворянство предпочитало строить уютные усадьбы вместо мрачных замков старой знати. Горожанам требовалось более просторное и комфортабельное жильё. Более свободная планировка отличала теперь сельские поселения. Каждая семья стремилась приобрести отдельный дом с приусадебным участком — коттедж.

Отличительной чертой английской культуры времён Елизаветы I стал расцвет драматического искусства. Англия явилась родиной современного театра. Вместо привычных бродячих трупп артистов, переходивших с места на место, в Лондоне в 1576 г. открылся первый театр с постоянным помещением, который так и назывался —«Театр». К началу XVII в. их было уже 20 — намного больше, чем в любой другой стране.

Наибольшую известность среди них приобрёл «Глобус», в котором расцвёл талант величайшего английского драматурга Уильяма Шекспира. Шекспир начинал с исторических хроник и комедий, многие из них ставятся до сих пор. Но полнее всего его гений выразился в жанре трагедии. Шекспир создал в этой области непревзойдённые шедевры — «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». С небывалой силой он показал сложный душевный мир человека. Шекспировские образы до сих пор занимают почётное место в мировой классике драматического искусства. Имена его героев стали нарицательными. Своими сонетами, написанными в ранний период творчества, Шекспир обогатил также мировую поэзию.

В годы правления Елизаветы I начал свою деятельность великий английский философ Фрэнсис Бэкон. Сын крупного политического деятеля, он также занимался в основном политикой. Вместе с тем Бэкон стал основоположником эмпирической, то есть проверяемой опытом, философии Нового времени. Его мысль наиболее отчётливо отразила наступление новых времён. Собственный поиск, удостоверяемый практическим экспериментом, а не слепое следование авторитету превращался отныне в главный способ познания истины. С этого времени практическая направленность стала отличительной особенностью английской философии.

 

Английский театр 17в.

Театр специфичен. Он является зеркалом, в котором отражались все реалии жизни. Общедоступен и часто является «рупором», через который до людей что-то доносили. Через театр людям внушались разные мысли и взгляды. Людовик 14 через театр прославлял свою власть, идея о нем как о «короле солнца» пошла именно из театра. Часто король или императорская чета участвовали в постановках.

В основе театрального искусства лежит нар. театр – различные труппы, которые давали представления. Актеры были свободны, и властям это не нравилось. Они часто кочевали и их приравнивали к бродягам, они были людьми вне закона. Поэтому им пришлось наниматься на службу к феодалам. Альтернативой бродячего театра стал церковный (без живых акробатов, народной музыки). Толчок к его развитию сделали иезуиты. Они создали театры, через которые приучали молодежь к «правильной» вере. Недостатка в актерах там не было. Лучших допускали к монарху, показывали постановки. Для католиков важен церковный театр, в других (Англия, Швеция, Дания) – кризис до расцвета власти монарха, до альтернативы королевскому двору.

Англия начинает развиваться замкнуто из-за протестантизма и обособленности. Станет позже образцом для театрального искусства. Генрих 7 в Англии – начало театра, его дочь, затем правление Стюартов. Королевская семья сама увлекалась искусством. Генрих 7 прославился как поэт и музыкант. Много было придворных праздников, театральные шествия королей в честь важнейших событий и дат, рыцарские турниры (потеряли военное значение и стали развлечением), где часто дрались не оружием, надо было подготовить костюм, создать свой образ. Длилось представление рыцаря до часа, позже – до получаса.

Лондон относился к приходящим труппам враждебно, их хотели выгнать, поэтому театры приходили только за территорию города. О начале представления говорил высокоподнятый флаг. Сначала было 8 театров, затем 20, затем 50 – к английской буржуазной революции.

Театр «Глобус» (создан Шекспиром, просуществовал почти 50 лет), 1599г. Весь мир играет комедию. Там играли профессионалы, рассчитывалась стоимость билета, были афиши, реклама. Каждый человек занимался своим делом. Посему театр не разорился. В 2000х был восстановлен по эскизам, остается с тех пор. Члены королевской семьи, аристократии сидели на сцене, не подчинялись времени начала, часто прерывали представления. Обязательны были музыканты (сверху, в галерее, над сценой). Декораций не было. Одна пьеса шла не более месяца. Синяя ткань на заднике – утро, день, комедия, черная – ночь, трагедия. Чтобы люди понимали, что происходит, выходил человек с плакатом.

В конце XVI — начале XVII в. театральное искусство Англии переживает эпоху бурного расцвета. В Лондоне одна за другой возникают актерские труппы, игравшие для простого народа сперва во дворах гостиниц, а затем в специальных театральных зданиях, первое из которых было построено в 1576 г. и называлось «Театр». Затем в английской столице появляются и другие театры со звучными названиями — «Лебедь», «Фортуна», «Надежда». На сцене знаменитого «Глобуса» шли пьесы Уильяма Шекспира, и трагик Ричард Бёрбедж (ок. 1567–1619) стал первым в мировом искусстве Гамлетом, Отелло, Лиром.

В 20–30‑ е гг. XVII в. театральное искусство английского Возрождения вступает в пору кризиса, а во время буржуазной революции, в 1642 г., по распоряжению парламента театры были закрыты. Они возобновили свою деятельность лишь после реставрации монархии, в 1660 г. Но теперь вместо открытых подмостков площадного театра появилась закрытая с трех сторон сцена (по образцу итальянского и французского театров), существующая в театре до сих пор.

Из драматических жанров в эпоху реставрации монархии наиболее плодотворно развивалась комедия. Комедиографы У. Конгрив, У. Уичерли, Дж. Фаркер создали эффектно построенные произведения, полные блестящего, хоть и несколько циничного, острословия. Под пером этих драматургов возник типично английский жанр — «комедии остроумцев», где диалог, парадоксальный и стремительный, как обмен ударами шпаг, становится чуть ли не важнее, чем ход сюжета; ей суждено было возродиться через два века в творчестве О. Уайльда и Б. Шоу.

 

24. Французский театр 17в.

XVII век практически полностью был посвящен воспеванию абсолютной монархии, главой которой являлся легендарный Людовик XIV. Причем, происходило это во всех сферах. Пропагандированное монаршей власти нашло свое отображение и в драматургии. В этот период во французском театре господствовал такой новый стиль, как классицизм. Его особенностью можно назвать четкое разделение на низкие и высокие театральные жанры. К примеру, к высоким относятся трагедия, эпопея, ода; а к низким – сатира и комедия. Преобладающим жанром очень быстро становится трагедия, которая своим существованием обязана Пьеру Корнелю и Жану Расину. Их великие произведения помогли трагедии как жанру завоевать такую грандиозную популярность. В их творениях доминировала одна концепция, заключавшаяся в соответствии места действия и времени. Этот принцип означал, что одна сюжетная линия должна была развиваться на одном фоне, а все события должны были помещаться в рамки одних суток. То есть, смена декораций не предусматривалась.

Трагедия классицизма сделала огромный вклад в духовное развитие общества 17-го и 18-го века. С появлением этого стиля впервые стали затрагиваться острые проблемы общественности с театральных подмостков, а также восхвалялись сильные и достойные люди. Классицизм практически проповедовал верховенство государства и безграничную преданность ему. Главная сюжетная линия любой классицистической трагедии 17-го века заключалась в метаниях главного персонажа между своими страстями, чувствами и гражданским долгом, обязанностями. Стоит подчеркнуть, что действо на сцене просто восторгало и поражало своей торжественностью и пафосом. А тексты, в основном, не читались, а распевались.

Еще одним не менее популярным театральным жанром во Франции XVII века была комедия. Она, в отличие от трагедии, находилась в большей мере под влиянием Ренессанса, что делало ее не такой претенциозной, как трагедия. Французская комедия затрагивала более насущные проблемы и пыталась максимально приблизиться к настоящей повседневной жизни. Из самых ярких представителей этого жанра можно выделить Мольера. Главной целью его творения было высмеять тщеславие аристократии и показать стремление мещанства «втиснуться» в знатные круги общества любой ценой. Мольер сумел создать «высокую комедию», которая не просто развлекала, а заставляла задуматься и даже переосмыслить свои ценности.

Несмотря на такое динамичное развитие театрального искусства, постоянных театров долгое время не существовало. Спектакли организовывались в больших залах дворцов. Но подобные сценические действия проводились только для знатных особей, королей и их свиты. А простые люди могли «наслаждаться» лишь рыночными и площадными представлениями. Но вскоре, все же, появляются постоянные театры, и это повлекло за собой формирование актерских коллективов и трупп.

Театральное искусство во Франции XVII века довольно стремительно развивалось и постоянно совершенствовалось. И, следует отметить, что тенденции, которые возникли и обрели популярность во французском обществе, очень быстро просочились и в другие страны.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A.16.15.3. Экран принудительной изоляции для использования в депо
  2. Cинтетический учет поступления основных средств, в зависимости от направления приобретения
  3. Cмыкание с декоративно-прикладным искусством
  4. E) Ценность, приносящая доход, депозит.
  5. F) объема производства при отсутствии циклической безработицы
  6. F) показывает, во сколько раз увеличивается денежная масса при прохождении через банковскую систему
  7. F)по критерию максимизации прироста чистой рентабельности собственного капитала
  8. G) осуществляется за счет привлечения дополнительных ресурсов
  9. H) Такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения, прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей.
  10. H)результатов неэффективной финансовой политики по привлечению капитала и заемных средств
  11. I HAVE A STRANGE VISITOR (я принимаю странного посетителя)
  12. I MAKE A LONG JOURNEY (я предпринимаю длинное путешествие)


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 3534; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь