Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Греческий театр и его значение в общественной и культурной жизни в V в. до н.э. Творчество Эсхила, Софокла,ЕврипидаиАристофана.
В духовной жизни Афин утверждение демократического строя совпадает с расцветом греческого театра и творчеством Эсхила, Софокла и Еврипида. Театр под открытым небом, вмещавший почти все мужское население города, был важной сферой общественной жизни Афин. Греческая драма составила эпоху в истории мирового театра. В ней всегда присутствует тема судьбы, именно судьба разрешает все коллизии и дает на них ответ в последней инстанций. Эсхил, Софокл и Еврипид написали более трехсот произведений и заложили основы греческой литературы и драматургии. Из этого наследия до нашего времени дошли лишь 33 произведения. Греческая трагедия использовала мифологические сюжеты. Но сквозь оболочку мифа драматурги отражали наиболее важные явления того времени. Греческую комедию 5 в. до н. э. называют древней аттымеской комедаей. Она соединяла в себе веселую вольность народных обрядовых игр с постановкой важных вопросов государственной и общественной жизни. Воспитание молодежи, литературная борьба, вопросы войны и мира, организация государственных учреждений — все эти проблемы постоянно поднимались в комедиях. Острая карикатура, смелые нападки на реальных лиц, полет фантазии — вот основные черты этой комедии. Театр был поистине школой афинских граждан! Такая трагедия и тем более комедия могли существовать только в условиях подъема афинской рабовладельческой демократии, дававшей право участвовать в управлении государством, влиять на общественную жизнь, в том числе и на театр, всем свободным гражданам. Но демократия, основанная на труде рабов, предоставляла богатым и влиятельным людям большие возможности использовать это право по сравнению с бедным трудовым людом — ремесленниками, крестьянами, рыбаками и т. д. Кроме того, чужеземцы, женщины и, конечно, рабы были абсолютно бесправны. Своего наивысшего расцвета театральное искусство в Афинах достигло в 5 в. до н. э. Театр в Греции был государственным учреждением, и организацией драматических представлений заведовали специальные должностные лица — архонты.Они давали драматургу хор и назначали хорега — богатого гражданина, который соглашался нести все расходы, связанные с подготовкой спектакля. Театральные представления устраивались три раза в год, во время праздников, посвященных богу Дионису. Подобно спортивным соревнованиям, которые сопровождали праздники в честь Диониса, театральные представления тоже приняли вид состязаний. К участию в драматических состязаниях допускались три трагических и три комических поэта. Каждый трагический поэт должен был представить тетралогию — три трагедии и одну сатировскую драму, а комический поэт — одну комедию. Имена победителей — актеров, драматургов и хорегов заносились в специальные документы. древние театры сооружались открытыми и достигали огромных размеров: театр Диониса в Афинах, например, вмещал 17 тыс. человек, а театр в Мегалополе — 44 тмс. человек, до нашего времени сохранилось много античных театров, где и сейчас устраиваются прёдставления (например, театр в Эпидавре). д Первым великим греческим драматургом был Эсхил(ок. 525— 456 гг. до н. э.). Участник сражения греков с персами при Марафоне, он показал трагическое поражение греков в этой войне в драме «Персьт». На состязании трагических поэтов Эсхил выступил впервые в 500 г. до н. э., первую победу одержал в 484 г. до н. э. Впоследствие еще 12 раз занимал 1-е место, а после смерти Эсхил (в Сицилии) было разрешено возобновлять его трагедии на правах новых драм. Введя 2-го актера и уменьшив роль хора, Эсхил превратил трагедию-кантату, какой она была еще у Фриниха, в трагедию — драматически действие, в основе которого лежало жизненно важное столкновение личностей и их миропонимания. Еще большему углублению конфликта способствовало введение Эсхил в «Орестею», по примеру Софокла, 3-ю актера. Всею Эсхил написал свыше 80 произв. (трагедий и сатировских драм), объединенных большую часть в связные тетралогии. До нас дошли полностью 7 трагедий и значительное количество фрагментов. Надежно датируются трагедии «Персы» (472 г. до н. э), «Семеро против фив» (467 г. до н. э) и трилогия «Орестея» (458 г. до н. э), состоящая из трагедий «Агамемнон», «Хоэфоры» («Плакальщицы», «Жертва у гроба») и «Евмениды». Трагедию. «Молящие» («Просительницы») обычно относили к раннему периоду творчества Эсхил После открытия в 1952 г. папирусною отрывка дидаскалия к трилогии «Данаиды» (в состав которой входили «Молящие) большинство исследователей склонны датировать ее 463 г. до н. э., одн. худож. особенности «Молящих» больше согласуются с нашим представлением о творчестве Эсхила в сер. 70-х, а дидаскалия могла относиться к посмертной постановке. Нет единогласия также в определении даты «Прометея прикованного»; ею стил. черты говорят скорее в пользу поздней датировки. В своих драмах Эсхил развивает тему ответственности человека перед богами. Нарушает ли человек предначертания и волю богов, гордость мешает ему смириться перед ними, — в любом случае его ожидает неизбежное возмездие. Бессмертные боги не прощают человеку свободолюбивых порывов. Перед судьбой нужно только смириться. И человек принимал неизбежный приговор судьбы. Это не был призыв к покорности и пассивности. Это был призыв к мужественному осуществлению своей неотвратимой судьбы. Героизмом, а вовсе не смирением проникнуты драмы и трагедии Эсхила. В «Прометее» драматург показал дерзкий бунт против бога: Прометей украл у богов огонь, чтобы принести его смертным людям; Зевс приковал Прометея к скале, где орел ежедневно клевал печень. Но ни Зевс, ни орел не могут победить сопротивления Прометея: ведь люди овладели огнем в своей земной жизни. Особое место в творчестве Эсхила занимает «Орестея». Это трилогия о мести и искуплении: гомеровский герой Агамемнон убит своей женой и ее любовником; сын и дочь мстят убийцам. Преступление должно караться, от неизбежной судьбы убийцы уйти не могут. СОФОКЛ (496 — 406 гг. до н. э.) — др.-гр. драматург, автор трагедий. Происх. из семьи богатого владельца оружейной мастерской в афинском пригороде Колоне. Получил прекрасное общее и худож. образование. Был близок с Периклом и людьми из его круга, в т. ч. с Геродотом и Фидием. Избирался на важные должности — хранителя казны Афинского морского союза (ок. 444 гг. до н. э.), одного из стратегов (442). Особым гос. талантом Софокл не отличался, но в силу своей честности и порядочности пользовался всю жизнь глубоким уважением у соотечественников. Впервые Софокл принял участие в состязании трагических поэтов в 470 г. до н. э.; написал свыше 120 драм, т. е. выступил со своими тетралогиями более 30 раз, одержав в общей сложности 24 победы и ни разу не спускаясь ниже 2-го места. до нас дошло целиком 7 трагедий, около половины сатировской драмы «Следопьтты» и значительное число фрогментов, в т. ч. папирусных. Уцелевшие трагедии располагаются примерно в хронологическом порядке: «Аякс» (сер. 450-х), «Антигона» (442 гг. до н. э.), «Трахинянки» (2-я пол. 30-х), «Царь Эдипь (429 — 425 гг. до н. э.), «Электра» (420 — 410-е гг. до н. э.), «Филоктет» (409 г. до н. э.), «Эдип в Колоне» (пост. посмертно в 401гг. до н. э.). Софокл ставит в своих трагедиях вечные проблемы: отношение к религии («Электра»), свободная воля человека и воля богов («Царь Эдип»), интересы личности и государства («Филоктет»). Если у Эсхила пружиной действия было столкновение божественных сил, определяющих человеческую судьбу, Софокл ищет ее внутри человека — в мотивах его поступков, в движении человеческого духа. Он уделяет особое внимание психологической разработке характеров своих персонажей. Софокл не подвергает сомнению божественное установление и его значимость человека. Он, как и Эсхил, подчеркивает, что все совершается воле Зевса, или рока. Но человеческое участие в осуществлении воли выражено здесь активнее. Человек сам ищет пути к ее исполнению. В трагедиях Еврипида (ок. 480—406 гг. до н. э.) появляется критический взгляд на мифологию как основу греческой религии. Они полны филиппик против богов, а богам отводится по большей части неблаговидная роль: они бессердечны, мстительны, завистливы, лживы, они воруют, совершают клятвопреступлений, они допускают страдания и смерть невинных. Еврипида занимает не устройство мироздания, а судьба человека, его нравственный путь. Среди произведений Еврипида особенно выделяются знаменитые трагедии с ярко выраженной психологической направленностью, обусловленной интересом драматурга к личности человека со всеми ее противоречиями и страстями («Медея», «Электра»). ЕВРИПИД(ок. 484 — 406 гг. до н. э.) — древнегреческий драматург. Родился и часто жил на острове Саламин. Впервые выступил на афинском театре в 455г. до н. э., первую победу в соревнованиях трагических поэтов одержал в 441 г. до н. э.. В дальнейшем не пользовался признанием современников: при жизни завоевал 1-е место всего 4 раза, последняя, 5-я победа была присуждена ему посмертно. После 408 Еврипид переехал в Македонию, ко двору царя Архелая, где и умер. Еврипид написал 92 драмы; до нас дошли 17 трагедий, сатировская драма «Киклоп> и множество фрагментов в т. ч. папирусных, указывающих на огромную популярность Еврипид в эпоху эллинизма. 8 трагедий Еврипид В трагедиях Еврипида появляется критический взгляд на мифологию как основу греческой религии. Они полны филиппик против богов, а богам отводится по большей части неблаговидная роль: они бессердечны, мстительны, завистливы, лживы, они воруют, совершают клятвопреступлений, они допускают страдания и смерть невинных. Еврипида занимает не устройство мироздания, а судьба человека, его нравственный путь. Среди произведений Еврипида особенно выделяются знаменитые трагедии с ярко выраженной психологической направленностью, обусловленной интересом драматурга к личности человека со всеми ее противоречиями и страстями («Медея», «Электра»). АРИСТОФАН (ок. 446 — ок. 385 гг. до н. э.) — др.-гр. драматург, «отец комедии». Происх. из афинского дема Кидафина. Впервые выступил на драмат. состязаниях в 427. Написал не менее 40 комедий, из к-рых сохранились полностью 11: «Ахарняне» (425г. до н. э.), .аВсадники» (424г. до н. э.), «Облака» (423г. до н. э.), «Осы» (422г. до н. э.), «Мир» (421г. до н. э.), «Птицы» (414г. до н. э.), «Лисистрата» и «Женщины на празднике Фесмофорийi (411), «Лягушки» (405г. до н. э.), «Женщины в народном собрании» (392г. до н. э., «Плутос» («Богатство») (388г. до н. э.. От остальных дошли ок. 1000 фрогментов. Написанные после 388г. до н. э. еще 2 комедии передал для постановки своему сыну Арароту, тоже драматургу. 9 из 11 комедий Аристофана поставлены в годы ^ Пелопоннесской войны и, принадлежа к жанру «древней» аттичной комедии, с присущей ей политической остротой, отражают нарастание кризисных явлений в гос. строе и мировоззрении афинской демократии. В «Ахарнянах» и «Всадниках» Аристофана протестует против войны, разоряющей сел. хозяев Атгики, не останавливается перед нападками на самого влиятельного из вождей демократии, выступавших за войну, — стратега Клеона, который в 424 г. до н. э. находился на вершине полит. влияния. Комедии Аристофана над которыми в конце 5 в. до н. э. смеялась вся Греция, — смелая сатира на современное ему общество. Аристофан высмеивает воинственный дух («Ахарняне», «Всадники»), завоевательские походы афинян («Вавилоняне»), а также городскую жизнь с ее торгашеским духом и фетишем денег, стремлением к безделью и мнимым политическим правам. Греция 5 в. до н. э. поражает обилием талантов. В Галикарнасе родился великий жизнеописатель, отец исторической науки Геродот (485 — ок. 425 гг. до н. э.). Он подробно описал войну греков и персов и историю народов всего восточного Средиземноморья этого времени. В своих блестящих повествованиях с глубоким историческим анализом событий он вышел далеко за рамки греческого мира и стал родоначальником мировой исторической науки.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1354; Нарушение авторского права страницы