Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Корпоративный дух аристократии



Для аристократов очень важно, очень престижно — это знания. Вот в отличие от средневековых западноевропейских аристократов именно греческие аристократы были образованными людьми. У них есть свободное время, они умеют читать, они умеют писать (в VIII веке возникает алфавитное письмо в Греции). Они знают различные сказания. Они обладают другими знаниями. Потом практически все греческие философы, в том числе и Платон, они все потомки аристократических родов. Они создадут интеллектуальную элиту греческого общества.

Ещё один важный момент: для аристократов важен дух корпоративности. Вот внутри себя они равны. Ну, там есть кто-то из более знатного рода, менее знатного рода, но в принципе это кружок очень замкнутых людей. И эта замкнутость круга должна постоянно сохраняться. Самое страшное для аристократа – это породниться с незнатным, это вообще невозможно. И поэтому они постоянно поддерживают контакты тем, что они женятся, женят своих дочерей, сыновей и т.д. между собой. Они там все (особенно в маленьком полисе) родственники. Это одна большая, крупная семья по сути дела. Причём даже когда у нас будет формироваться уже греческий полис, будет формироваться понятие гражданства, вот если вы не найдёте достойную пару для вашей дочери здесь – вы возьмёте из соседнего полиса. Не нашли в соседнем полисе – вы даже у варварской знати скорее найдёте жениха, но только не в демосе.

До определённого момента гражданство определялось по отцу. Вот в чём было нововведение Перикла: он стал определять гражданство и по отцу, и по матери и нанёс аристократам страшнейший удар. Это был самый страшный удар для них. Вот именно этот момент, когда принцип гражданина полиса был важнее, чем аристократический статус. Он стал таковым.

Аристократы странным образом сочетают вот такой корпоративный дух, они очень чётко следили, чтобы сохранялось всё, как было, чтобы сохранялось даже какое-то приблизительное равенство между ними. В то же время каждый аристократ – это очень яркая личность. Это то, что характерно для античной цивилизации.

И если потом гражданское общество будет через систему законов регулировать отношения и тем самым ограничивать личность в её стремлениях, то аристократы здесь были мало ограничены. Вся их жизнь была демонстрацией не только аристократического статуса, но и себя как индивидуальности. Поэтому именно среди аристократов у нас лучшие военные, лучшие полководцы. Именно аристократы создали спорт. Вот нигде в мире не возникает спорт. В VIII веке в Греции возникают первые спортивные соревнования: сначала в Олимпии, потом на Истме, потом в Нимеи, потом в Дельфах.

Спорт, понимаете ли, он вообще-то бессмысленен. Здесь важно победить. Причём это у нас сейчас какие-то глупые таблички, какое-то место там заняли, ой, как замечательно: занял второе место. В Греции не было второго места. Там либо есть победитель, а остальные все проигравшие. Говорят об агональном духе (“агон” — состязательность), это то, что пронизывает античную цивилизацию целиком. Через состязание в политике, в войне, в спорте проявить себя, реализовать себя в этой жизни. Может быть, потому что там уже ничего не будет. Жить нужно здесь. У них очень оптимистический, очень жизненный взгляд: вот сейчас, вот здесь, вот в этой жизни нужно себя проявить и оставить о себе хорошую память.

Именно среди аристократов и сформировалось очень важное понятие о чести. Родовая честь. Сначала это будет родовая честь. Не опозорить свой род. Гордиться своими предками, сделать ещё для этого рода то, что ты можешь, прославить свой род и передать эту достойную славу дальше. Вот это очень важно для понятия аристократа.

Демос

Кто противостоит аристократу? Демос. Вот если аристократ – это kalos kai hagatos, то все эти представители демоса – они “кокой”, в единственном числе будет вообще достаточно замечательное слово “кокос”. Вот отдельные представители демоса — “кокос”. Весь демос вместе – это “кокой” (окончание множественного числа). Что это значит? Это значит “низкий”.

Они низкие, плохие, дурные не потому, что они испортились. Они таковыми родились. Вот аристократ родился с арете. А вот этот родился без арете. Ну, так случилось, понимаете ли, бессмысленно вообще.

Есть понятие греческое опять-таки мойра. Вы обычно представляете богиню судьбы, у них, у греков первоначально мойра – это удел. Это то, что вам просто досталось в удел вашей жизни, и ничего больше. И это невозможно изменить: вы не можете заново родиться, не можете ничего поделать.

Вот эти бедные, неблагородные, они, к сожалению, не обладают богатством изначально, не обладают честью. Они бедные, поскольку они бедные – они должны трудиться. Они всё время заняты мыслью о том, как прокормить семью, добыть какое-то пропитание, что-то на счёт жилья надо подумать. Им некогда думать о благородном, некогда думать об образовании. Какой спорт? Они живут тяжело, мы им можем только посочувствовать, больше мы им ничем не можем помочь. Это их мойра. У нас своя мойра. У них своя мойра.

Поскольку они малообразованны, у них нет благородства, ну как же они могут управлять государством? Как они могут общаться с богами? Как они могут работать в суде? Они не могут этого делать. Мы, аристократы, правим обществом потому, что так лучше, так справедливо. Не потому, что мы захватили это, потому, что так судила судьба, мы такими рождены. Мы рождены для управления, они рождены для того, чтобы подчиняться.

Так что в этом плане это достаточно хорошая концепция, она устойчивая концепция. Недовольство может порождаться в среде только тех людей, которые хотят что-то изменить, которые считают, что что-то несправедливо. А где здесь несправедливость? Здесь всё справедливо от рождения, поэтому ничего такого особо печального. Надо только проникнуться этой идеей и не стремиться делать того, что вам несвойственно по природе. И тогда все будут счастливы. В этом, кстати говоря, идея Платона, когда он будет создавать своё идеальное государство.

Всё было бы замечательно, но, во-первых, греческая колонизация, как мы с вами говорили, толкнула экономическое развитие вперёд, и вот здесь аристократы-то оказались очень не у дел. Их стремление к благородству, к щедрости привело к тому, что бизнесом (выражаясь современным языком), торговлей занимались вот эти самые ”кокой”. Торговля, ремесло – это то, чем аристократ не может заниматься, в принципе не может, это ему не положено. Это привело к тому, что среди демоса начинает выделяться достаточно значительная прослойка зажиточных людей. Это, прежде всего, ремесленники и торговцы, не крестьяне, а именно ремесленники и торговцы. Это с одной стороны.

С другой стороны именно экономическое развитие приводило к тому, что часть аристократов разорялась. И, по крайней мере, в конце VII -в VI веке получается картинка, немножко напоминающая русскую империю XIX века. Был такой замечательный (вы, вероятно, по античной литературе будете о нём говорить) поэт Феогнит, аристократ, который будет обличать всех и вся: и тиранов, и “гнусный” демос. Но больше всего он будет обличать своих собратьев-аристократов, он будет говорить: что ж такое-то, благородный человек ради денег женится на богатой этой самой … из демоса. Какое здесь благородство? Значит, меняет своё благородство на деньги. Понимаете, начинают проникать эти самые меркантильные интересы даже в среду аристократов.

Раннегреческая тирания и ее роль в развитии греческой государственности.

Тираны

В среде аристократов именно в VII — ну, в самом конце VIII (в основном это VII — VI века) — начинает выделяться такое политическое движение, когда некоторые аристократы как бы плюют на эту самую аристократическую корпоративность и начинают выражать свою индивидуальность уже в таких нетрадиционных формах: они стремятся от участия во власти аристократов к единоличной власти. Возникает эффект так называемой раннегреческой тирании.

Тираны – это те же выходцы из аристократов, но ради достижения своей победы, ради реализации себя как личности они впервые опираются на демос. Вот здесь нужно отметить, что тирания, раннегреческая тирания – это явление, порождённое аристократической средой, где аристократы, какие-то конкретные личности, начинают опираться на демос, который начинает в связи со своим обогащением проявлять некоторое недовольство своим приниженным политическим положением, и, опираясь на демос, приходят к единоличной власти. Основным противником тиранов будет аристократия. Основной социальной поддержкой тиранов будет народ. Именно народ приведёт тиранов к власти.

И именно тираны выполнят очень важную задачу. Аристократы не простят этим тиранам, ренегатам своего собственного социального слоя, этого стремления к власти, они будут с ними сражаться до конца. И именно в этой борьбе будет уничтожена большая часть аристократии: часть аристократов просто выгонят, некоторых поубивают. Но самое главное, что сделают тираны, – они лишат аристократию основы экономического могущества. У аристократов будут отняты их большие земельные наделы, которые восходят ещё к так называемым родовым теменам, и эта земля будет отдана народу. Не потому, что они были за народ, потому, что они уничтожали своих противников. Позднее все тирании будут низвергнуты. Народ их поставит – народ же их и свергнет.

Именно под властью тиранов наиболее крупные полисы достигнут пика своего экономического развития. Тираны будут заботиться о ремесле, о торговле, о сельском хозяйстве, о военном могуществе своей родины. При них будут построены самые первые великолепные храмы. При них будут творить лучшие поэты, лучшие писатели (вот, скажем, при Писистрате впервые будет записана поэма Гомера в VI веке в Афинах). Но одновременно это приведёт к тому, что у народа с повышением уровня благосостояния повысятся также и требования. Теперь народу будут не нужны тираны. Они если захотят — демос захочет — реализовать своё возросшее экономическое могущество через политическую власть, то демос и устранит этих самых тиранов.

Максимально, сколько продержатся тиранические режимы — 80 лет. Обычно два поколения тиранов смогут удержаться у власти (ну, вот в Коринфе три поколения удержалось у власти), а потом народ их сметёт. И окажется, что после устранения тирании аристократы, которые будут активно принимать участие в этой борьбе, окажутся уже не у дел. Тираны уничтожат могущество аристократов, а к власти после свержения тирании придёт демос. Фактически это произойдёт во всех греческих полисах к концу VI века до н.э. И именно с этим у нас и совпадает формирование греческих полисов.

Через социально-политическую борьбу, через раннегреческую тиранию у нас сформируется гражданский коллектив. И с этого момента у нас уже будет образовываться республиканские формы правления. Все греческие полисы будут у нас республиками. В одних греческих полисах к власти придёт большая часть населения, и эти политические режимы получат название демократия. В некоторых полисах у власти окажется зажиточная верхушка демоса, это будет олигархия.

Древнегреческая демократия


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 799; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь