Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Феномен человека. Антропогенез. Происхождение и эволюция человека. Пол и раса как понятия антропологии



Антропогенез – учение о происхождении человека. Антропогенез, раскрывая место человека в животном мире, указывает на его реально существующую видовую эволюцию: с биологической точки зрения человек – один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов. Человеческая эволюционная историявместила предшествующую историю живого на Земле как необходимый этап. Как биологический организм человек характеризуется принадлежностью к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид. Развитие, эволюция гоминид завершается появлением человека, существа не только биологического, но и социального - разумного и универсального во Вселенной, и его общества.

Антропоген – геологическая эра, самая молодая в истории Земли. По различным оценкам охватывает от 0, 6 млн. лет до 3, 5 млн. лет. Это эпоха появления предков человека, зарождения и становления человека современного типа и человеческого общества.

Появление человека и человеческого общества в истории Земли является революцией в развитии живого, по значимости сравнимой с появлением живого из неживого. Генетическое сходство человека и представителей животного мира (человекообразные обезьяны) заставляло ученых прошлого и современности изучать вопрос его происхождения сопоставлением с миром животных. Этим занимается приматоведение – дисциплина, изучающая обезьян, и антропоидов (человекообразных обезьян, предков человека, человека современного типа). Человек имеет сходный с животными вещественный состав и строение организма: такие же белки и нуклеиновые кислоты, единый для всего органического мира принцип хранения и реализации генетического кода, сходные структуры и функции частей организма. Человек должен жить и как природное существо, он должен жить в реальном мире: то, что необходимо для телесной жизни, гоминоид первоначально получает от природы (окружающей среды).

Максимальное сходство человека, которое обнаруживается с человекообразными обезьянами, дополняется внешним сходством. У человека и гориллы, например, 385 общих морфологических признаков. Зародыши приматов почти невозможно отличить от эмбриона человека. Эмбрион человека в своем развитии проходит стадии, которые осуществило живое, обнаруживает признаки истории животного мира. У него обнаруживаются хорда, жаберные борозды, жаберные дуги, подобно тому, как это имело место у древних рыб. Биология человека на уровне нервной деятельности имеет сходные признаки с высшими животными: наличие мозга как материальной системы, нервных системы и волокон.

Механизмы и факторы эволюции предков человека были сходными с механизмами и факторами эволюции других типов живых существ на Земле. Биологическая совместность человека и всего живого мира планеты – результат всеобщей эволюции биологических существ планеты. Эта эволюция – результат адаптивного процесса. Под адаптацией в широком смысле слова понимается гармония организмов со средой обитания. В узком смысле слова адаптация – это процесс приспособления к естественному и социальному окружению; адаптации способны обеспечить выживание и сохранение не только отдельной особи, но и всего вида, популяции в конкретной среде. Адаптивные признаки организмов связаны со средствами решения проблем, поставленных перед организмом окружающей средой.

Поведение предков человека, их организация, связанная с добыванием пищи, активность при размножении и сохранении себя как вида, все это особенности, подверженные действию естественного отбора. Естественно исторически в ходе развития адаптаций предков человека складываются морфологические особенности, позволяющие им оптимально осуществлять свою жизненную активность. Происхождение человека от обезьян обнаруживается в анатомических особенностях найденных археологами древних останков предков человека. Древний предок человека и высших обезьян – рамапитек – жил примерно 14 млн. лет тому назад. Австралопитеки– объем мозга 520 куб. см. – обнаружены в Африке, жили примерно 9 млн. лет тому назад. Они не пользовались искусственно созданными орудиями, имели выпрямленное положение тела. Продолжительный период эволюции охватывает сотни тысяч лет, в ходе которой росла масса мозга человекообразных обезьян. Позднее, у питекантропов – до 900 куб.см., и у синантропов – до 1000 куб. см.

Практическая занятость изготовлением орудий для улучшения существования, а затем и орудий для изготовления орудий труда, стадный образ жизни и использование мясной пищи стимулировали развитие головного мозга. Естественно исторически предки людей создавали свою половую, родовую общность, устраивали собственную среду обитания, отходили от принуждающего природного инстинкта в руководстве своим поведением, управляли своим существованием и продолжением рода в окружающей среде обитания.

В настоящее время выделяют следующие этапы эволюции предков человека: дриопитек (рамапитек) – австралопитек – человек умелый – человек прямоходящий – неандертальский человек (палеоантроп) – кроманьонский человек (неоантроп). Неоантроп - это уже человек современного типа, одаренный сознанием, мышлением, членораздельной речью. Звуковая и жестовая сигнализации видимо существовали уже у человекообразных обезьян (психическое отражение существовало задолго до появления сознания, мышления человека, членораздельной речи). Она возникла у высших животных и регулировала отношения организма и среды. В результате и в ходе гоминизации мозг и центральная нервная система совершенствовались. Гоминизация– процесс очеловечивания – отличается развитием прямохождения, прогрессивными преобразованиями мозга, адаптацией руки к трудовой деятельности, формированием членораздельной речи, перестройкой онтогенеза, развитием социальной организации, материальной и духовной культуры и другими явлениями.

Человека из мира животных выделяют принципиальные отличия, как биологические, психические, так и социальные. Вертикальное положение тела, прямохождение, высокая степень развития рук, способность выполнять высокоточные операции, большой объемголовного мозга, который более чем в два раза превышает объем мозга антропоидов и в 3, 5 раза – площадь его поверхности, членораздельная речь - свойственны только человеку. Потребности в совместной жизнедеятельности, изготовление и совершенствование орудий труда, приводят к качественно новому этапу в развитии психики – социально-психическому отражению, способности к познанию без биологических потребностей. Появляется абстрактное мышление и вырабатывается речь. Совместная продуктивная, опосредованная речью орудийная деятельность людей требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Эта деятельность по осуществлению общей цели, ее наличие обеспечивала существование людей. Речь способствовала более эффективному взаимодействию в первобытном обществе, развитию разумности. Возникает человечество: кроманьонец – человек современного типа, появился не менее 40 тыс. лет тому назад. Эволюционная анатомия человека позволяет утверждать это. Кроманьонец успешно приспосабливался к изменяющимся природным условиям, включая похолодания. Его жилища многообразны, орудия охоты эффективны, орудия обработки продуктов питания разнообразны. На местах стоянок кроманьонцев находят керамические изделия, предназначенные для приготовления горячей пищи. Это уже Человек Разумный – Homo sapiens. Чистота окружающей среды древнего человека позволила ему выжить и накопить резервы выживания. Со временем человек создает вокруг себя ландшафт и живое, ранее не существовавшее в природе. Формируется возделывание природных земель и создание присущего только человеку мира культуры. Трудовые процессы, будучи биологически выгодными, совершенствовались: появлялись возделываемые и выводимые образцы живой природы. Биосфера как живое вещество планеты сочетает в себе человека, человечество и органический мир, жизненные процессы которого происходят в наследуемом от поколения к поколению постоянном обмене веществ с окружающей средой.

К всеобщим понятиям человеческого существования относятся пол и раса. Раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с географической средой, определенным ареалом обитания этой группы людей. Большинство исследователей определяет человечество как единый тип, где раса есть группа людей, имеющая ареал обитания и исторически сложившиеся телесные (антропологические) особенности.

Одной из наиболее известных отечественные антропологи признают классификацию Я.Я. Рогинского, М.Г. Левина, которые выделяют три большие расы: австрало-негроидную, европеоидную, монголоидную. (В России среди специалистов хорошо известны три классификации рас: Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина, Г.Ф. Дебеца, В.В. Бунака)

И если биология человека является основанием изучения рас, то для изучения пола в антропологии существенным является социобиологическое развитие людей. Что есть пол? В социально рациональной трактовке общественного существования пол – это совокупность биологических и социальных особенностей человека, единство биологического и социального в нем. Социальная наука призвана выяснить биологические и социальные механизмы женского и мужского поведения, выявить гендерные резервы прогрессивного преобразования общества в экономике, политике, культуре. Закономерности изучения жизнедеятельности полов в обществе и история статуса женщин опирается на научные знания, выработанные социальной теорией пола как междисциплинарной теорией. Социальная теория пола – высший тип научных знаний о полах – трактует понятие пола единством биологического и социального в нем. Концептуальной основой исследования пола в социальной теории пола становится представление о социальной конструкции пола (гендере ) как элементе культуры и системы социальной стратификации. Широкие реализации пола делают социальную теорию пола плюралистической.

 

3.84 Человек как личность. Индивид, индивидуальность, личность. Духовный мир человека

Современный человек благодаря различным формам отчуждения – политическим, экономическим, социальным, нравственным, научным – утратил связь и единство с природой. В своем разумном бытии он дрейфует по волнам ментальности. Заслуга подлинно антропологического знания состоит в том, что сам человек начинает рассматриваться как участник процесса освоения окружающего мира, в неотрывной связи с Космосом. Чувства, эмоции, страсти, присущие живому субъекту истории и современности делают человека небеспристрастным в деле защиты своих, человеческих интересов во Вселенной. Человек рационализирует мир, это его имманентная составляющая. Но он вполне гармоничен, когда чувственно-рационально воспринимает идеи добра, блага, любви и утверждает их в собственной жизнедеятельности. Оценка человека немыслима без его сущностного человеческого, складывающегося исторически в обществе, природе - духовности. Эта оценка человеческого во Вселенной может быть предпринята в человекознании характеристикой человека как личности. Обратимся к характеристике понятия «личность». Для того чтобы раскрыть понятие «личность», полезно рассмотреть его в сопоставлении с понятиями «индивид» и «индивидуальность».

Индивид есть отдельно взятый человек. Понятие «индивид» означает единичного человека, характеристика которого безликость – это всегда один из многих. Это понятие указывает определенность родовой принадлежности человека: всякий Homo sapiens есть индивид. В отношении других людей это понятие абстрактно характеризует его отдельность. Понятие «индивид» содержит возможность дальнейшей конкретизации изучения человека. Индивидуальность – понятие, характеризующее своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств человека. Это особенное, неповторимое в индивиде. В формировании индивидуальности значительная роль принадлежит наследственным факторам и неповторимому природному развитию человека(биологическим процессам, среде обитания и т.д.) Так, новорожденный уже индивидуальность - уникальный и неповторимый человек. Индивидуальность новорожденного здесь – это его личная уникальность и биопсихологическая неповторимость. Понятие «индивидуальность» характеризует неповторимость, самобытность и незаменимость человека. Личность есть социально одаренная индивидуальность. Это то, что характеризует человека среди себе подобных в плане социально-выработанных свойств и качеств. В этом смысле понятие «личность» противоположно понятию «индивид». Такая оценка личности заостряет внимание на ее общественной жизнедеятельности, проявляющейся в общении с другими индивидами. Это индивид с развитой эмоционально-волевой сферой, представитель своих мыслей, взглядов, суждений, активный субъект, оценивающий и занимающий определенную позицию по отношению к мировоззрению, ценностям и поведению. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его «Я». Академик И.С. Кон построил структурную модель «самости»:

1. Экзистенциальное Я или Эго – субъективно-деятельное начало.

2. Я-концепция или рефлексивное, категорийное Я – представление Я о самом себе.

3. «переживаемое» Я – не определяемое логическими формами, понятиями.

Личность - не застывшая оценка индивида. Она реализует себя в различных видах социального общения и в деятельности. Личность здесь – сумма поступков. Личность формируется в деятельности, общении, требующих постоянной самооценки. Способность самооценки и самосознание образуют неповторимую специфику личности, защищают ее достоинство.

Личность всегда формируется в обществе, и, являясь активным субъектом общества, она еще и объект деятельности, совокупность общественных функций в нем. Становление личности, ее признание обществом происходит в процессе социализации, т. е. в процессе усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. В социализации заметное место занимает воспитание, как намеренное формирование личности. Сознание управляет освоением ценностей, формируется самосознающий разум. Сошлемся для примера на характеристику новорожденного или младенца. Видимо, новорожденный и младенец еще не личности. Личность есть обладатель совокупности общественно признанных качеств, ей присуще умение управлять своим и чужим поведением в обществе. А это как раз то, что зависит от мира людей, и что предстоит освоить появившимся на свет человеческим существам.

Социализация охватывает весь жизненный путь личности.

Основу личностного развития составляет устойчивая система общественно значимых черт, связывающих личность с окружающим обществом, другими людьми, природой и оказывающих определенное влияние на них. Ее важными компонентами признаются мировоззрение, характер, нравственность.

Непрестанное духовное усилие имеет важным, подчас решающим для личности результатом собственное мировоззрение. Личность получает вселенскую возможность оценить собственный путь в мире, понять природу окружающего мира, наметить свой путь постижения истины. Именно мировоззрение позволяет личности осознанно целенаправленно действовать, осуществляя личностные интересы, удовлетворяя потребности, создавая идеалы, осуществляя замыслы. Мировоззрение объединяет всю сумму знаний личности, ею сформированных своеобразно в единстве знаний и оценки в ней. Адекватное мировоззрение выступает благодатным способом общественного признания личности, что и является объективным критерием зрелости личности. Мировоззрение выдающихся личностей (Л.Н. Толстой, Н.К. Рерих и др.) способно ускорить развитие общественного самосознания, оставить заметный след в интеллектуально-нравственной жизни общества. Это огромное благо общества – развитая личность, способная увлечь народную цивилизацию увиденным путем ее приемлемого, прогрессивного развития.

Особым компонентом личности является нравственность. Усвоение нравственных принципов в семье, школе, профессиональной среде, общественной борьбе или среди единомышленников приводит к превращению их в нравственные качества. Нравственность общения и нравственный выбор собственной активности и индивидуальности украшает личность. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные качества, которые совпадают с общечеловеческими ценностями, тем ярче и значительней личность. Мораль как компонент личности является одним из факторов, определяющих для нее картину мира, и носит характер внутренней составляющей ее полноценной сознательной жизни.

Характер придает цельность личности. Характер личности обозначает меру личностной силы. Признается, что великим характером обладает человек, стремящийся к осуществлению не только объективно, но и субъективно оправданных целей, придав объектам воли достойное содержание. Сплав эмоционально-волевых качеств позволяет личности стабильно осуществлять его социальные формы активности. Воля позволяет благополучно осуществиться нравственности, разумности отношения к миру, самоутверждению человека как личности. Неотъемлемая черта личности – свобода воли, т.е. беспрепятственного внутреннего самоопределения личности в выполнении своих целей и задач. От принуждающих инстинктов человек освобождается в процессе социализации. И человек становится свободен – от слепой силы природных инстинктов. Труд, деятельность позволяет развить самобытный путь, ведущий личность от природных импульсов в мир осознанного отношения к нему. Минимальной затратой энергии свободная творческая личность легко, быстро, без переутомления выполняет намеченное дело. Экономное усилие тренирует волевое, привычка духовного усилия превращает трудное в легче решаемое.

Антропологическая проблема свободы личности может быть сформулирована как рациональное критическое самоосуществление личностью собственной активности и собственной индивидуальности в природной, современной техногенной (информационной) среде и в обществе. Так, возможность выбирать активность и индивидуальность затруднена у тех, кто подчинен чужой воле, лишен собственного мировоззрения, марионеток социальных сил вследствие идеологического оболванивания, «бомбардировки» сознания СМИ. Невозможно назвать личностью того, кто не следует самому себе или полностью лишен разума, сознания и, следовательно, свободы действий. Воля – это сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет определенную ценность. Воля противоположна импульсным стремлениям и влечениям, а также (в ряде ситуаций) и потребностям человека. Освоение понятием свободы личности, индивидуальности в условиях современного роста нестабильности и непредсказуемости явлений в природе и обществе необходимо позволяют осуществить самосознание человека и социальных групп, правильно понимать устройство человеческого бытия в прошлом и современности. Это – путь к личностному осуществлению человека в котором особенно важное место занимает его духовное развитие

Духовный мир человека освещен глубинными человеческими чувствами и разумом, важнейшим из которых является нравственное отношение к миру, культура личности. В совокупности материальных и духовных ценностей, востребованных человеком, этика является ядром человеческого. Особенно важна космическая этика. Морально-этическое значение космической этики колоссально, она обосновывает модель, в которой органически соединяются биологические, социальные, культурные явления человеческого бытия. В конечном счете, человек превращается в ноосферное существо, оптимально существующее в космическом и культурном измерениях современности и будущего.

 

Эволюция теории менеджмента

Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообща. Термин «управление» - это понятие, включающее в себя все действия и всех лиц, принимающих решения, в которые входят процессы планирования, оценки, реализации проекта и контроля.

Первые трактаты, в которых сформулированы некоторые исходные понятия об управлении, появились в Древнем Китае и Древней Индии, на Ближнем Востоке в V-IV вв. до н.э. Большое влияние на становление управленческой мысли оказало творчество величайших древнегреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля. В трудах средневековых мыслителей Августина Блаженного и Фомы Аквинского проблемы управления рассматривались с теологических позиций. Своеобразные концепции управления в эпоху Нового времени были сформулированы Т.Мором, Т.Кампанеллой, Т.Гоббсом, Ш.Монтескье, М.Вольтером, Д.Дидро и др. В ХIХ- начале ХХ вв. не только практическими, но и теоретическими проблемами управления занимались видные российские реформаторы М.М.Сперанский, С.Ю.Витте, П.А.Столыпин и др.

Собственно говоря, теория управления как наука возникла в конце прошлого века и с тех пор претерпела значительные изменения. Основные школы управленческой мысли хронологически могут быть перечислены в следующем порядке: 1) школа научного управления; 2) административная школа; 3) школа человеческих отношений; 4) количественная школа.

 

Школа научного управления

Родоначальником школы считается Фредерик Уинстлоу Тейлор – выдающийся американсткий инженер и организатор производства.

Основы системы Ф.Тейлора:

- умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения;

- подбор рабочих для выполнения данного вида работы;

- обучение и тренировка рабочих;

- сотрудничество администрации и рабочих.

Система Ф.Тейлора включала в себя:

1) определение и точный учет рабочего времени (нормирование труда);

2) подбор функциональных мастеров ( по проектированию работы, по ремонту оборудования, по дисциплине и т.д.);

3) стандартизацию орудий труда;

4) создание распределительного бюро – определение видов работы и расстановка по ним исполнителей;

5) введение инструкционных карт;

6) дифференциальная оплата труда;

7) калькуляция затрат на производство.

Другим представителем школы научного управления является Г.Форд. Основные принципы его системы: массовое изготовление стандартной продукции на основе конвейера; непрерывность процесса производства; максимальный темп работы; новая технология на основе поточного производства; точность как стандарт и качество продукции; определяющая роль технико-технологической системы; экономический эффект системы; независимость от человека и его слабостей.

Развитие системы Ф.Тейлора связано, прежде всего с именами Ф.Гилберта и Г.Эмерсона.

Административная (классическая) школа управления

Основателем «административной школы» является А.Файоль – французский предприниматель, организатор, ученый. Открытые им принципы управления применимы не только в экономике (как у Ф.Тейлора), но и в правительственных службах и учреждениях, в армии и на флоте, т.е. носят универсальный характер.

А.Файоль дал такое определение управленческой деятельности: «Управлять – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». При таком понимании управление не является на исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью начальника или директора предприятия; это функция, разделяемая между головой и членами «социального тела».

Анализируя административные операции, А.Файоль выделяет следующие 14 принципов: 1) разделение труда; 2) власть; 3) дисциплина; 4) единство командования; 5) единство руководства; 6) подчинение частных интересов общему; 7) вознаграждение; 8) централизация; 9) иерархия; 10) порядок; 11) справедливость; 12) постоянство состава персонала; 13) инициатива; 14) единение персонала.

Следует особо подчеркнуть, что Файоль знгачительное внимание уделял социальному аспекту управления. Об этом свидетельствует то, что из его 14 принципов половина принципов носит социальный характер.

К заслугам Файоля можно отнести и то, что одним из условий эффективного менеджмента он считает решающую роль администратора и ставит вопрос об организованной профессиональной подготовке кадров. По его мнению, менеджер должен обладать набором таких качеств, как интеллектуальные и организаторские способности, хорошее общее образование, высокая компетентность в своей области, искусство общения с людьми.

Значительным приращением в развитии теории управления стал разработанный одним из классиков социологии М.Вебером «идеальный тип» административного управления, обозначенный им термином «теория бюрократии».Основные характеристики этого типа таковы. В соответствии с этой теорией вся деятельность, необходимая для достижения стоящих перед организацией целей, расчленяется на элементарные, простейшие операции, что в свою очередь предполагает строгое формальное определение задач каждого из звеньев организации. Максимально возможное разделение труда создает условия для использования во всех звеньях управляемой системы специалистов – экспертов, которые несут полную ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей. Управленческая деятельность строится на принципах иерархии, т.е. каждый нижестоящий управляющий или каждое подразделение подчиняются вышестоящему. Каждый служащий в административной иерарахии отвечает перед вышестоящим начальником за решения и действия не только собственные, но и всех подчиненных ему лиц.

Служба в системе управления, согласно Веберу, основывается на соответствии квалификации сотрудника занимаемой им должности, а служащие должны быть ограждены от произвольного увольнения. Служба в организации неотделима от карьеры, поэтому должна существовать система «продвижения» в соответствии со старшинством или успешной деятельностью. Такая политика в отношении кадров призвана развивать «корпоративный дух» среди служащих, воспитывать у них инициативу и высокую степень лояльности к организации. Наем организацией сотрудников основывается на профессиональных качествах кандидатов, причем должностные лица не выбираются, а назначаются, завися, таким образом, от вышестоящих начальников, а не от какой-либо группы избирающих. Всей деятельностью организации руководит специальный административный штат.

Классическая школа, пройдя определенные этапы развития, в совершенстве изучив техническую сторону производственного процесса, формальную сторону процесса управления, в значительной степени исчерпала свои возможности. На смену ей пришла «школа человеческих отношений», которая сделала акцент на поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя.

Основателем школы «человеческих отношений» считается Э.Мэйо. Суть его концепции состоит в том, что сама работа, производственный процесс имеют для рабочего меньшее значение, чем его социальное и психологическое положение в производстве. Отсюда делается вывод, что все проблемы производства и управления должны рассматриваться с позиции человеческих отношений. Эти выводы сформулированы им на основании обобщения материалов серии Хоуторнских экспериментов, которые показали, что производительность труда рабочего определяется скорее групповыми неписаными правилами и нормами, действующими в группе, чем их физическими возможностями и жесткими предписаниями руководства. Поэтому основная задача системы управления заключается в том, чтобы поставить себе на службу социальные и психологические мотивы деятельности, способности работников к «групповому чувству, сплоченности и совместным действиям». Поэтому руководители предприятий должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию. Это обеспечивает удовлетворенность индивида своей работой и социальную стабильность общества. В связи со сказанным, жесткая иерархия подчиненности не всегда уместна, поскольку оказывается несовместимой с природой человека и его свободой.

В русле доктрины «человеческих отношений» были разработаны концепции мотивации деятельности А.Маслоу и Д.Мак-Грегора.

Количественная школа

Данное направление в теории управления характеризуется стремлением внедрить в науку управления методы и аппарат точных наук.

Существенный вклад в развитие этого подхода внесли разработчики теории многоуровневых систем Н.Месарович, Д.Мако, И.Такахар. Опираясь на принципы системного подхода, согласно которому ни одно действие не осуществляется в изоляции от других, они рассматривали управленческую деятельность как многоуровневую и многоцелевую. Такая система требует распределения как по содержанию, так и по уровням управления, Одна форма распределения носит горизонтальный характер, при котором осуществляется расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений. Другая – вертикальный. Сущность ее заключается в том, что некоторым руководителям высшего управленческого уровня приходится координировать работу других руководителей, находящихся на более низких уровнях управления. Такое вертикальное разветвление управленческого труда образует определенную сложную иерархизированную систему уровней управления в сложных многоуровневых и многоцелевых социальных системах.

В последние годы в теории управления наряду с системным подходом используется ситуативный подход. В его разработку существенный вклад внесли Д.Вудворд, Ф.Лутанс, П.Лоуренс и др. В основе этого подхода находится концепция, утверждающая, что оптимальное и эффективное управление возможно только при таких условиях, когда внутренне функционирование организации четко согласовано с требованиями стоящей перед ней задачи, ее техническим оснащением, потребностями персонала и внешним окружением. Таким образом, в ней речь идет об управлении, осуществляемом в конкретной ситуации, поскольку общие принципы управления должны применяться по-разному в различных организациях. Точно так же, как уникальна каждая человеческая личность и каждая организация, уникальна и каждая управленческая должность, каждая ситуация, требующая своего решения, да и каждое управленческое действие.

Новейшие управленческие концепции – системная и ситуационная представляют собой по существу вместо прежних претензий найти самый эффективный, пригодный для всех случаев жизни способ управления, попытку интегрировать отдельные, более эффективно действующие компоненты исторически предшествующих школ управления путем сочетания определенных приемов с учетом изменяющихся обстоятельств.

 

3.86 Экологический кризис и формы его проявления

Определение экологического кризиса. Для обозначения экологических проблем употребляются два термина: «кризис окружающей среды» и «экологический кризис», которые должны обозначать негативные изменения не только в биосфере, но и в обществе. И хотя эти термины не исключают друг друга, тем не менее состояние экологических проблем (в количественном и качественном отношении) движется в направлении от кризиса окружающей среды к экологическому кризису. Мы все же считаем, что в качестве термина, обозначающего экологические проблемы, является наиболее подходящим термин «экологический кризис». Ибо для обозначения экологических проблем при использовании этого термина учитывается тот факт, что человек как природное существо является частью социоэкосистемы, которая видоизменяется в результате его деятельности (прежде всего производственной), что природные и общественные явления представляют собой единое целое и что их взаимодействие проявляется в разрушении социоэкосистемы.

Нарушение равновесия между природными условиями и влиянием человека на окружающую среду представляет собой экологический кризис. Ставя под вопрос само существование человека как природно-общественного существа, он означает нарушение единства природного и общественного компонентов окружающей среды и показывает уровень угрозы, стабильности функционирования как биосферы, так и общества. В таком понимании экологический кризис однако имеет определенные формы своего проявления. Три формы его проявления упоминаются наиболее часто: загрязнение, нарушение равновесия, деструкция. Низшую ступень нарушения экологического равновесия представляет собой загрязнение. Нарушение равновесия означает существенное уменьшение способности социоэкосистемы и биосферы к саморегуляции, а для установления равновесия между природными условиями и влиянием необходимо вмешательство человека. Деструкция означает такую стадию разрушения социоэкосистемы, при которой возобновление ее функций становится почти невозможным или требуются значительные усилия человека на протяжении длительного периода времени (чаще всего с неизвестным исходом в отношении возобновления ее функций).

В современном мире нарушение экологического равновесия приняло такие масштабы, что нарушено равновесие между природными системами, необходимыми для сохранения жизни (живых существ и человека) и промышленными, технологическими и демографическими потребностями человечества. Проблемы питания, демографический взрыв, истощение природных ресурсов (источники сырья и энергии, загрязнение воды и воздуха) уже возникают в качестве достоверных признаков (или предзнаменований) экологического кризиса. Поэтому современный человек за всю историю своего развития стоит, пожалуй, перед самым тяжелым испытанием: как преодолеть кризис человечества, вызванный ограниченными запасами природных ресурсов (возобновляемых и невозобновляемых), как преодолеть энергетический кризис, а также сильное загрязнение природной среды, демографический взрыв, бедность и пр.

О характере экологического кризиса существуют различные мнения, но основная дилемма заключается в следующем вопросе: носит ли он глобальный или локальный характер. Экологический кризис, согласно некоторым точкам зрения, не носит глобального характера, поскольку функционируют основные принципы биосферы, которая не потеряла способность к саморегуляции и динамическому равновесию., Экологические проблемы, нарушение экологического равновесия, исходя из такой точки зрения, имеют только локальный характер.

Между тем экологический кризис выступает как угроза стабильности окружающей среды в совокупности ее компонентов (природных и общественных). Экологический кризис означает нависшую угрозу стабильности окружающей среды как целому, точнее, угрозу стабильности существования человека и его общества. Экологический кризис, понимаемый таким образом, представляет собой глобальную проблему. Ведь в результате деятельности человека был нарушен основной экологический принцип: все, что человек производит и что не существует в природе, не должно причинять вред другим существам, так как в природе существуют постоянная экологическая взаимообусловленность и взаимозависимость.

Экологический кризис, который проявляется в нарушении равновесия между условиями и влиянием в окружающей среде, возник как результат человеческого менталитета эксплуатации по отношению к природе, как следствие резкого роста производства, технологии, расширения индустриализации и роста численности населения.

В возникновении угрозы экологическим условиям существования всего человечества и угрозы здоровью, ухудшения качества воздуха, воды, продуктов питания, которые загрязнены искусственными субстанциями, проявляются негативные последствия деятельности человека.

Природные ресурсы подразделяются на две группы: возобновляемые и невозобновляемые. Лесные комплексы, растительный и животный мир и т.д. входят в первую группу возобновляемых ресурсов. Неконтролированным уничтожением возобновляемых ресурсов человек, присваивая и изменяя п


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь