Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Старение и этническая группа



В отечественной научной литературе этническая общность определяется как межпоколенная группа, устойчивая во времени, для которой характерна стабильность состава, а каждый ее член обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос является для человека надежной группой поддержки [Стефаненко, 1998].

Зарубежные исследователи часто используют термин «этнос», или «этническая группа», как синоним «расы», или «расовой группы», особенно в области медицины. По их мнению, термин «этнический» более вежливое слово, чем «расовый». Однако раса и этнос не взаимозаменяемые слова и такая замена неправомерна. Расовые отличия отражают формы предубеждения и дискриминации, пробуждающиеся от мнений о физических характеристиках.других, тогда как этнические категории остаются без изменений главным образом от мнений о культуре, религии и пути жизни других.

Существуют определенные критерии этнических групп. Отметим важнейшие из них.

1. Культура, включающая множество аспектов жизни: социальные институты общества (паттерны замужества/женитьбы и семьи, обычаи, ритуалы и т.д.), их ценности, идеи, традиции и их социальные нормы и аттитюды (отраженные в паттернах питания, одевания и поведения).

2. Смысл «человеческой» и личной идентичности, тесно связанные с разделенной судьбой и общим прошлым.

3. Язык.

4. Религия.

Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Но вполне возможно, что идентификация с этнической общиной и культурой может усиливаться или ослабевать в течение жизни. Этническая идентичность, по мнению многих авторов, относится к социальным конвенциям и представлениям. Этническая идентичность Не жестко зафиксирована, это не постоянный или единый стандарт; она гибко изменяется на различных уровнях согласно ситуации и контексту. Поэтому считают, что этническая идентичность не статичное, а динамичное образование. Процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности. После накопления фактов рыхлое этническое сознание часто становится более устойчивым и даже может меняться. (Некоторые авторы даже сравнивают «рыхлое» сознание с «воском», потому что оно способно принимать любую форму.)

Вероятно, существуют определенные различия в «опыте старения» разных этнических групп, например, в отношении ощущения или переживания старения (самоидентичность, мораль, удовлетворенность жизнью и др.), или социального контекста (структуры семьи и общества, норм в отношении поддержки и т.д.). Более того, существуют различия этнических групп по культурным факторам, которые оказывают влияние на оказание семейной помощи. Этнические группы разнятся в объеме оказания помощи и различаются в представлениях о важности ухода за своими пожилыми родителями и в том, как взрослые дети рассматривают старение и инвалидность. В некоторых странах, например, родственники предпочитают ухаживать за пожилыми на дому, в семье, в то время как в других более позитивно относятся к профессиональной помощи. Например, недавно проведенное исследование по изучению семейной солидарности в Европе показало, что культурные модели действительно продолжают действовать и сейчас [Краснова, 1999]. Так, в государствах с сильными традициями семейной солидарности пожилые люди обращаются к своим детям за материальной помощью (Испания, Греция). В Испании, например, пожилые люди неохотно обращаются к профессионалам, если им требуется обслуживание на дому.

Однако для многих исследователей остается открытым вопрос о том, в какой степени принадлежность к определенному этносу влияет на переживания старения, какова роль этнической идентичности в поздней жизни и как изменяются этнические группы в процессе старения. Поэтому эти проблемы нуждаются в изучении и на них нет четких и однозначных ответов.

Точно так же нет последовательных, методологически определенных исследований по изучению этнической идентичности в процессе старения. Все исследования, которые так или иначе имеют отношение скорее к этнической группе, чем к этнической идентичности, можно условно разделить на три группы. Первая группа, наиболее многочисленная, связана с исследованием стереотипов и ат-№гюдов отношений к старшим в определенной культуре. Например, в транскультурном исследовании, предпринятом в 1979 – 1982 гг. в нашей стране, посвященном изучению специфических национально-культурных особенностей пожилых людей на Кавказе и ъ средней полосе России, ученые опирались на геронтофильную теорию долголетия. Согласно этой теории, большая частота случаев Долгожительства в некоторых районах Кавказа объясняется положительными национально-культурными традициями, предполагающими почтительное отношение, уважение и любовь к пожилым людям. По мнению исследователей, этим в значительной мере обеспечивается благоприятное (внестрессовое) положение стариков в обществе, способствующее их активному долголетию.

Однако несмотря на трудности формализации проявлений традиционно-национального этикета по отношению к пожилым в различных этнических группах, был сделан вывод об определенном преувеличении и идеализации кавказского национального этикета как основной причины кавказского долгожительства: «у всех национальностей и во всех районах в основе отношения к пожилым людям лежит чувство уважения, стремление облегчить физические и моральные тяготы позднего возраста» [Шахматов, 1996. – С. 274]. Таким образом, осталась невыясненной связь между культурными и демографическими переменными, и, по мнению исследователей, более важную роль в формировании стереотипов к пожилым играют не этнические и культурные показатели, а специфические переменные, такие как ролевое поведение по отношению к старшим, знания о них и т.д. Другое исследование, проведенное в США, показало, что белые американцы, имеющие как высокий, так и низкий уровни предубеждения к американским африканцам, в равной степени хорошо осведомлены в отношении стереотипов к ним. Однако если их поместить в ситуацию, которая позволяет сознательно оценить свои ответы, они начинают избегать стереотипизирования, и уровень предубеждения к африканцам понижается.

Вторую группу представляют исследования, проводимые в контексте изучения «Я»-концепции. При этом авторы отмечают относительно небольшое количество подобных исследований. Наиболее значительным является лонгитюдное исследование людей в возрасте 85 лет и старше, проведенное в Сан-Франциско. В выборке принимали участие белые американцы и американцы африканского происхождения. Основной вывод этого исследования заключается в том, что обнаруженное чувство одиночества очень старых людей в результате многочисленных потерь, свойственных их возрасту, оказалось сбалансированным специфическим статусом долгожителя. Очень хорошо проявились культурные различия: американцы африканского происхождения в целом оказались более удовлетворенными своей жизнью, т. е. оценили ее более позитивно, чем белые американцы, и приписали себе религиозную и сверхъестественную значимость. Другие исследования этнических групп показали, что для очень старых людей, независимо от их этнической принадлежности, имеет значение только жизнь в настоящем времени, а прошлому и будущему не придается никакого значения.

В третью группу исследований, также немногочисленных, входят те, которые изучают этническую группу как группу меньшийства в результате миграции в другие страны. Например, в исследовании, проведенном в Англии в 1999 г., было обнаружено три модели старения групп меньшинства, т.е. не коренного населения страны. Результаты показали, что принадлежность к этнической группе является важным аспектом старения только для азиатских групп (пакистанцев, индийцев) или африканцев – старых людей в Британии, и не важна для англичан, коренного населения. Группы меньшинства не показали какие-то особенные, характерные черты в выражении этнических представлений или отличительных жизненных стилей: существуют только значимо отличные различные жизненные стили среди англичан – коренного населения, связанные с этническим группированием, социальными классами, отличиями и т.д. Один из главных вопросов, интересовавших исследователей, – насколько группы меньшинств в процессе старения будут способны поменять «приемлемые» в новом для них обществе паттерны поведения или сохранить присущие им.

Результаты исследования показали, что опыт тех, кто мигрирует из одной культуры в другую, значителен не только для понимания общин меньшинств, но также для уяснения процессов старения и адаптации. Под «опытом мигрантов» понимаются проблемы (главные задачи) старения, переживаемые каждым: не только практические вопросы, такие как «где мне жить? », «кто будет присматривать за мной, если я заболею? », но и существенные вопросы – «кому/чему я принадлежу? », «кто Я? »

Были описаны три модели старения в контексте взаимодействия личностного изменения, переезда и этнической идентичности старых людей:

«самоуверенный пионер»;

«последовательно адаптирующийся мигрант»;

«пассивная жертва».

Модель «самоуверенный пионер» подразумевает, что старые люди в этнических группах меньшинства более подвержены влиянию своих ролей и позиций в собственной общине, чем нормам и ожиданиями большинства. Допускается, что в общинах сохранены строгие связи с «землей рождения» путем устройства замужества, женитьбы, обмена подарками и т.д. И хотя продолженная семья должна адаптироваться к новым обстоятельствам, вероятно, положение старых людей в ней будет сохраняться и повторяться так, как только возможно. В этой модели сохраняется живучесть традиций: немигрировавшие Вторые и третьи поколения (родившиеся в новой для них стране) Продолжают жить как иммигрантское меньшинство.

Подразумевается, что «самоуверенный пионер» будет заботиться о себе сам в старом возрасте или что его потребности будут удовлетворены в семейной общине.

Модель «последовательно адаптирующегося мигранта» предполагает интеграцию. В то время как «самоуверенный пионер» обнаруживает культурно-специфическое разрешение своих проблем, т. е. рассчитывает только на себя и свою семью, «мигрант» будет адаптироваться к старости и приходит к той роли старого возраста, которая имеет много общего с культурой большинства: представители этой модели учатся говорить по-английски, если они его не знают, приспосабливают паттерны одевания, манеры и привычки большинства и пользуются государственным социальным и медицинским обслуживанием.

Третья модель старых людей в этническом меньшинстве, присущая в основном африканцам, – «пассивная жертва» включает тех, кто рассматривается в обществе как «неуспешные», «без достижений», они, как правило, больше всех подвергаются дискриминации и виктимизации. Позиция «пассивной жертвы» усугубляет положение многих старых людей (их способности и ресурсы и т.д.), демонстрируя взаимосвязь между дискриминацией и неуспешностью.

Несмотря на то, что были обнаружены и описаны эти модели, авторы считают, что более значимыми определителями положения пожилых людей являются различия в доходе, проживании, уровнях семейной поддержки, здоровья и других социоэкономических условий, чем принадлежность к этнической или расовой группе.


Поделиться:



Популярное:

  1. I.4.Этническая структура населения Королевства Югославия до Второй мировой войны.
  2. III.2.Этническая структура населения Косова.
  3. III.3. Этническая структура населения сербской части Санджака.
  4. III.3.Этническая структура населения Косова.
  5. III.4. Этническая структура населения сербской части Санджака.
  6. V. Девочка и ее возрастная группа
  7. А. В. Петровский разработал следующую схему развития групп. Он утверждает, что существует пять уровней развития групп: диффузная группа, ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив.
  8. Агроэкологическая оценка земель конкретного хозяйства и распределение их по группам пригодности для возделывания сельскохозяйственных культур
  9. В ходе войны в Нидерландах гёзы широко применяли блокгаузы (земляные укрепления), а также сражались небольшими группами стрелков из-за валов, стенок, заборов, рвов и прочих препятствий.
  10. Глава 17. Скрытая этническая война
  11. ГЛАВА 9. АНТРОПОЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  12. года группа К-32 дневная форма обучения


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1172; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь