Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.



Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.

Предмет истории государства и права зарубежных стран:

-изучение возникновения, развития и функционирования государства и права зарубежных стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;

-анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени

-исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей.

Основные методы истории государства и права зарубежных стран:

-исторический;

-сравнительно-исторический;

-системно-структурный;

-статистический.

Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.

Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно - правовой области.

Период-ция: 1.Древн. мир; 2.Средн. века; 3. Новое время; 4.Новейшее время.

Древний мир (конец 4-го столетия до н.э. - до падения Римс.империи - середина 5-го века н.э.); Средн.века (сер.5-го в. н.э. -до 1640г.); Новое вр.- до конца 19 в., Новейшее - 20-21вв

 

Общая характеристика первобытнообщинного строя. Протогосударства.

История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий свыше 2 млн. лет. В эту эпоху не было государства и права.

До появления государства существовало первобытное общество. До VIII-III тыс. до н. э. человек не отличался от животного. Со временем он научился использовать простейшие каменные орудия, разводить огонь

На смену праобщине приходит родовой строй, состоящий из многочисленных семейно-клановых групп (родов). Позже сложились союзы родов (фратрии), а союзы, в свою очередь, объединились в племена. Люди перешли к оседлому образу жизни. Земля и орудия труда находились в общей собственности. Отношения людей внутри рода строились на основе равенства. Носителем власти выступало само общество.

С накоплением знаний и навыков из общей массы варваров выделились группы скотоводов, земледельцев и ремесленников.

Появились купцы. Постепенно богачи присвоили землю и скот, ранее находившиеся в общей собственности. Имущественное неравенство повлекло неравенство социальное. Общество разбилось на классы (богатых и бедных, свободных и рабов). Организационная деятельность приобретала политический характер, а административно-общинная знать превращалась в государственную.

 

Возникновение государств на Востоке. Номовая государственность.

В древнем Востоке сохранялись сельские общины, которые использовали натуральное хозяйство и они были замкнуты экономически и политически.

Сохранение общинных структур, в свою очередь, в немалой степени замедляла развитие частной собственности на землю. При таких условиях долго преобладали полупатриархальные, но от этого не менее тяжелые формы эксплуатации, главным образом посредством внеэкономического принуждения, в интересах монарха, знати и жречества. Удельный вес труда рабов был относительно невелик, хотя и постоянно возрастал. Увеличивались и другие формы эксплуатации свободных (ростовщичество, наем работников и т. д.), а также покоренных племен.

Все это в конечном итоге оказывало влияние на государство. Вся полнота власти, не ограниченной законом, принадлежала монарху, обожествляемому и правящему посредством войска и чиновничества.

Первоначальные государственные структуры обычно возникали на основе и в территориальных границах отдельных племен или племенных союзов, сохраняя многие пережитки первобытно - общинного строя. Эти небольшие по территории так называемые номовые государства возглавлялись правителями, нередко потомками племенных вождей, власть которых ограничивали совет знати и народное собрание. Такие властные структуры, первоначально не всегда - монархические, в результате союзов и особенно завоеваний превращались в большие относительно централизованные государства.

Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае - еще в IV-III тысячелетии до н.э.).

 

Деспотия как форма древневосточного государства. Основные источники права стран Древнего Востока.

" Восточная деспотия" это - монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом.

Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивала-сь советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными городскими общинами и пр. Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах - Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик " восточной деспотии". В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь - от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям.

Но в Индии, в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство - исключением. В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам-оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь, как и в Индии, почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин. Органы общинного самоуправления несли главную тяжесть забот о благосостоянии общины, о своевременной выплате ренты-налога в казну и об организации общественных работ. Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.

Государства Месопотамии.

1. В Азиатском Междуречье, между реками Тигр и Евфрат, первые государства возникли в начале III тысячелетия до н. э. В общественном и государственном строе этих небольших городов-государств долго сохранялись черты родоплеменной организации.

Государство Шумер получило свое название от народа шумеров, древнейшего населения страны, заложившего основы цивилизации в Междуречье. Постепенно всю территорию государства захватили проживавшие к северу от шумеров аккадцы, создав могучее Шумеро-Аккадское царство.

2. Около 2000 г. до н. э. Междуречье захватили кочевники-амореи, которые победили Шумеро-Аккадское царство и расселились на его территории. Одним из опорных пунктов кочевников был Вавилон. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение, и при царе Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н. э.) Вавилон сделался столицей огромного государства, которое включало в себя большую часть Междуречья. После смерти Хаммурапи Ста*до-Вавилонское царство (Вавилония), потерпев ряд поражений от своих соседей, в 1595 г. до н. э. было уничтожено хеттами и касситами.

В VII - VI вв. до н. э. Вавилон пережил новый подъем - настала эпоха Ново-Вавилонского (Халдейского) царства. При Навуходоносоре II Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. После смерти Навуходоносора II Вавилонию захватывает персидский царь Кир. В обществе развиваются рабовладельческие отношения, происходит рост крупного землевладения. Осуществляется строительство храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Получают развитие ремесло и торговля. Как и в Древнем Египте, высокое положение в обществе занимало жречество.

 

6. Регулирование имущественных и брачно-семейных отношений по законам царя Хаммурапи.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст сборника состоит из трех частей: введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, " чтобы сильный не притеснял слабого", а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства; 282 статьи Законов; обширное заключение.Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж.

Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью:

-она могла иметь свое имущество, -сохраняла право на принесенное ею приданое, -имела право на развод, -могла наследовать после мужа вместе с детьми.

Однако права жены были ограничены:

-за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; -если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь побочную жену.

В качестве наследников выступали: -дети; -усыновленные дети (Законы Хаммурапи разрешают усыновление детей); -внуки; -дети от рабыни-наложницы, если отец признавал их своими

Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают.

Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений: - против личности; - имущественные; -против семьи.

К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев. Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов. Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть.

Основными видами наказаний являлись: -смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол; -членовредительские наказания - отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.; -штрафы; -изгнание.

7. Преступление и наказание по законам царя Хаммурапи. Суд и судоустройство. I)Виды преступлений: 1) против личности (большая группа норм): умышленное или неумышленное убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием, ложное обвинение; 2) против собственности: особо охранялась собственность дворца или храма.3) К имущественным преступлениям относились: кража, грабеж, снятие с раба знаков рабства, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества; 4) против семьи: кровосмешение, неверность жены, распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена ребенка; 5) другие виды: особые воинские правонарушение, должностное преступление судьи (взятка). Виды наказаний: 1) смертную казнь (утопление, сожжение, сажание на кол), 2) членовредительство (принцип талиона) (отсечение руки, отрезание уха); 3) телесные наказания (нанесение ударов плетью); 4) другие виды наказаний (рабство, изгнание из общины, штрафы, при этом заведомая непосильность штрафа может быть равносильна смерти преступника). II)Судопроизводство: не различается уголовный и гражданский процесс. Обвинение поддерживает частное лицо, нет общественного обвинения, штраф полагается потерпевшему и взыскивается по его инициативе.Доказательство: - клятва, -показание свидетелей, -ордалия (испытание водой), - велись судебные протоколы (глиняная плитка), в которых писали показания сторон, их клятвы, приговор, имена свидетелей. Ответчик или истец по приказу судьи брали на себя письменные обязательства передававшиеся противоположной стороне, за невыполнение штраф, а иногда и знак бесчестия. Не было норм общих уголовных принципов, но ряд положений свидетельствовал о различном подходе к разным формам вины, соучастию (недоносительство, укрывательство). В отдельных случаях допускался самосуд - вор, крадущий при пожаре или пойманный ночью с поличным мог быть убит без суда. Особо опасные для всего общества правонарушения карались смертной казнью как в случае умышленного, так и в случае неосторожного причинения вреда. Рассмотрев все решения и доказательства, суд выносил решение о признании правоты одной из сторон и о наказании другой. Для Законов Хаммурапи характерно очень широкое применение смертной казни за самые различные виды преступлений - от присвоения чужого имущества до прелюбодеяния. В остальных случаях устанавливают либо наказание по принципу талиона (воздаяния равным за равное), либо денежную компенсацию. Решение суда обязательно документировалось (записывалось на специальной глиняной табличке) и скреплялось печатью.

 

Государство Древнего Китая.

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: 1) период Шань (Инь) (XV--XI вв. до н. э.); 2) период Чжоу (XI--III вв. до н. э.), в котором выделяются особые периоды: а) Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.); б) Чжаньго - " Борющихся царств" (V--III вв. до н. э.); в) последний период завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н. э. - Ill в. н. э.).

Создание государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана.

В истории Древнего Китая V в. до н. э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией стало конфуцианство. Со временем происходит разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения. В 221 г. до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны. Бесправные рабы, которых было явное меньшинство, вообще не входили в социальную лестницу. Позднее формируется еще одно привилегированное сословие - сословие чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме " кормления" с определенных общин, территорий. Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V в. до н. э. к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.

Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был возможен переход из " одной партии власти" в другую

 

Афинское право.

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза. В афинском праве различалось владение — как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность — как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и домов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на " видимое" (земля, дом, рабы и т.п.) и " невидимое", способное " ускользать" от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности). Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда (" вольные" и " невольные" обязательства). Безбрачие в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи, невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось. Афинское право различало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и в другом случае обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности.

 

Образование государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.

Время основания города Рима, которое историческая градиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр.

Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает и патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.

На смену полису как политической общине приходит государство.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы.

Все свободное население Рима — и члены римских родов, и плебеи — было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд.

Вторая часть реформ — деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

 

Каролина 1532 г.

Каролина - общегерманское уголовно-судебное уложение, составленное в 1532 г. Основное содержание - нормы процессуального права. Каролина определяет широкий круг наказуемых деяний, а также толкует такие понятия как: формы вины, необходимая оборона, соучастие, покушение на преступление, пособничество и др.

-В основе ответственности лежит принцип личной вины, различается умышленное и неумышленное деяние. Освобождаются от ответственности: – за убийство - умалишенные (ст. 150); – за кражу дети до 14 лет - порка, а не смерть.

-Обстоятельства, освобождающие от ответственности: при убийстве - необходимая оборона (нападение со смертельным оружием + невозможность уклониться от него). Доказать это должен убийца.

-Обстоятельства, смягчающие вину: - отсутствие умысла; - возраст до 14 лет; -совершение преступления при исполнении служебного долга.

-Отягчающие обстоятельства: - совершение преступления против лица особо высокого положения; - наличие " злого умысла".

-Пособничество: – помощь до совершения преступления; – помощь в момент совершения преступления - совиновничество (то же наказание); – помощь после совершения преступления.

-Цель наказаний - устрашение. Наказания: – смертная казнь (простая - отсечение головы мечом; квалифицированная - все остальное); – членовредительство и телесные наказания; – позорящие наказания; – изгнание из страны; – штрафы.

 

Золотая булла» 1356 г.

" Золотая булла" закрепила исторически сложившуюся практику, при которой управление Германией фактически сосредоточивалось в руках семи курфюрстов: трех архиепископов — Майнцского, Кельнского и Трирского.

" Золотая булла" признала полную политическую самостоятельность курфюрстов, их равенство императору. Она закрепила права их территориального верховенства, установила неделимость курфюршеств, переход их по наследству. Курфюрсты сохранили за собой захваченные ими регалии, в особенности такие, как собственность на недра и эксплуатация их, взимание пошлин, чеканка монеты. Они имели право высшей юрисдикции в своих владениях.

Вассалам было запрещено вести войны против сеньоров, городам — заключать союзы против курфюрстов. Курфюршества были объединены только общим подданством императору и не обладали лишь правом самостоятельно объявлять войну и заключать мир с иностранными государствами (эта прерогатива сохранялась за императором).

Германии помимо императора существовали еще два общеимперских учреждения — рейхстаг и имперский суд. Рейхстаг был общеимперским съездом. Рейхстаг состоял из трех коллегий: коллегии курфюрстов, коллегии князей, графов и свободных господ и коллегии представителей имперских городов. Все три коллегии заседали отдельно. Таким образом, рейхстаг выступал не столько как орган сословного представительства, сколько как орган представительства отдельных политических единиц: курфюрсты представляли интересы своих государств, князья — княжеств, а бургомистры имперских городов представительствовали по должности. Компетенция рейхстага не была точно определена. Рейхстаг обладал правом законодательной инициативы; указы, изданные императором совместно с членами гоф-рата (императорского совета), представлялись на утверждение рейхстага.

Рейхстаг предпринял ряд неудачных попыток ввести хотя бы некоторые элементы централизации в политический строй империи. Эти попытки отразили обеспокоенность некоторой части феодальной знати ослаблением центральной власти в условиях возрастания социальной напряженности в обществе. Члены суда назначались курфюрстами и князьями, а председатель — императором. Империю решено было разделить на 10 округов во главе с особыми блюстителями порядка из князей, которые должны были приводить в исполнение приговоры суда. Слабость центрального аппарата нашла отражение и в принципах создания армии империи. Империя не имела постоянного войска. Военные контингенты в случае нужды поставлялись имперскими чинами по особым решениям сообразно с силами страны. Таким образом, отсутствие профессиональной бюрократии, постоянного войска, достаточных материальных средств в имперской казне приводили к тому, что центральные учреждения не могли добиться выполнения своих решений.

Предмет, методология, периодизация истории государства и права зарубежных стран.

Предмет истории государства и права зарубежных стран:

-изучение возникновения, развития и функционирования государства и права зарубежных стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности;

-анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени

-исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей.

Основные методы истории государства и права зарубежных стран:

-исторический;

-сравнительно-исторический;

-системно-структурный;

-статистический.

Предмет любой науки - это определенная, конкретная сфера объекта, который изучается данной наукой.

Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.

Объектом изучения истории государства и права являются государство и право в процессе своего исторического развития, явления социальной жизни, происходящие в государственно - правовой области.

Период-ция: 1.Древн. мир; 2.Средн. века; 3. Новое время; 4.Новейшее время.

Древний мир (конец 4-го столетия до н.э. - до падения Римс.империи - середина 5-го века н.э.); Средн.века (сер.5-го в. н.э. -до 1640г.); Новое вр.- до конца 19 в., Новейшее - 20-21вв

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь