Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Российская политическая элита: происхождение, характерные черты



 

В России к началу XVII в. сложился «правящий класс», который включал в себя феодалов‑ землевладельцев, приказную бюрократию и верхи духовенства. На протяжении XVIII – первой половины XIX в. оформились привилегированные сословия – дворянство, духовенство и купечество 1–2 гильдий. Высший управляющий слой формировался на основе патронажно‑ клиентальных отношений, благодаря родственным, личным связям и при обязательном личном покровительстве самодержца. До 1917 г. российская политическая элита была немногочисленной. Монопольной политической властью в стране обладал правящий дом Романовых и царские приближенные. Ни лидеры легальных политических партий, ни депутаты Государственной думы реального влияния на принятие политических решений не имели.

С приходом к власти партии большевиков стал формироваться новый «правящий класс», который в политологии получил наименование «номенклатура». Этот термин в переводе с латинского означает «перечень, роспись имен». Применительно к сфере управления советским обществом номенклатура, номенклатурные кадры представляли собой перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждалось в СССР и некоторых других государствах соответствующими руководящими партийными органами.

Первые списки номенклатуры были составлены в середине 20‑ х гг. XX в. В номенклатуру ЦК КПСС (в 1981 г.) входило примерно 400 тыс. человек. Высшая номенклатура (номенклатура Политбюро ЦК КПСС) включала в себя примерно 900 человек. Номенклатура секретариата ЦК состояла из 14–16 тыс. человек. Учетно‑ контрольная номенклатура (номенклатура отделов ЦК КПСС) включала 250 тыс. человек. Остальную часть составляла номенклатура нижестоящих партийных комитетов. Политический класс в советское время составлял примерно 0, 1 % от общей численности населения страны.

В советской номенклатурной системе действовало два принципа кадровой ротации (движения, перемещения). В соответствии с отраслевым принципом человек мог попеременно работать на хозяйственных, партийных и других руководящих должностях. В соответствии с экстерриториальным принципом работников перебрасывали из одного региона в другой, чем в какой‑ то степени подрывалась коррупция. Так руководящие работники не успевали «обрасти» связями и главное внимание уделяли работе, чтобы проявить себя. Об отмене номенклатурного способа назначения на руководящие должности руководство КПСС заявило в конце 1980‑ х гг. на излете «перестройки».

Таблица 65. Каналы формирования российской политической элиты

 

Ответы на вопрос: «Что, на ваш взгляд, нужно сегодня человеку, чтобы оказаться в элите российского общества? » (возможны несколько вариантов ответов). По данным опроса ВЦИОМ (Аргументы и факты. 2005. № 38).

«Новый правящий класс» стал монопольно распоряжаться национальной собственностью. Социалистическая собственность являлась основой абсолютной власти номенклатуры, источником ее привилегий (высокая зарплата, премии, закрытые магазины, санатории, наилучшее жилье, поездки за границу и т. д.). На протяжении десятилетий советская номенклатура воспроизводила себя не через особое экономическое отношение к средствам производства, а через монопольное положение в системе власти, через свою «собственность на государство», через монополию на осуществление политической власти. Характерными чертами номенклатурной системы были:

□ личная преданность и политическая лояльность как главные критерии отбора;

□ протекция и семейственность как главный метод отбора;

□ фактическая неподсудность;

□ «ротирование», наследственное право на вхождение в номенклатуру;

□ неподотчетность высших органов, руководителей перед низшими;

□ внутрикорпоративное деление не по профессиональной специализации, а по уровням руководства;

□ все большая замкнутость этого слоя, воспроизводящегося почти исключительно на собственной основе.

Анализ состава и механизмов воспроизводства номенклатуры в СССР изучался Р. Такером, А. Авторхановым, Р. Медведевым, М. Восленским.

За несколько десятилетий «правящий класс» советского общества претерпел существенные, качественные изменения. При Ленине, Сталине и Хрущеве ответственные работники партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и других руководящих органов работали сами и напрягали силы руководимых ими советских людей во имя построения социализма и коммунизма в СССР и во всем мире. Работа номенклатурных кадров стимулировалась, с одной стороны, привилегированным положением в сравнении с основной массой населения, с другой стороны, «чистками», репрессиями, боязнью потерять привилегии. При Брежневе угроза репрессий исчезла, и многие номенклатурные работники занялись «строительством коммунизма» для себя и своих родственников.

Частичное обновление высшего и среднего слоя номенклатуры в условиях начавшейся «перестройки» не помогло советской элите выработать жизнеспособную и реалистичную концепцию «обновления социализма». Часть номенклатурных работников разочаровалась в идеях социализма и обратилась к другим идеям. Другая часть в соответствии с традицией обвиняла сотоварищей в ренегатстве, в предательстве, в сговоре с западными империалистами, но не могла предложить приемлемой альтернативы и сплотиться вокруг нее. Часть номенклатуры, особенно второго и третьего эшелонов, старалась приспособиться к обстоятельствам и остаться «при власти».

В результате августовских событий 1991 г. и последующего запрещения деятельности КПСС и КП РСФСР от власти была удалена наиболее консервативная часть старой советской номенклатуры. Властные рычаги в стране взяли в свои руки сторонники первого президента РСФСР Б. Н. Ельцина, которых называли «демократами» в противовес прежним «партократам».

Таблица 66. Изменения в составе российской политической элиты (%)

 

Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005. С. 264.

Наиболее радикальные демократы предлагали принять закон о люстрации. Это понятие в переводе с латинского обозначает «очищение посредством жертвоприношения». Люстрация проводилась в целом ряде стран и означала запрет функционерам высокого ранга запрещенной в данной стране политической партии в течение определенного периода занимать должности в государственном аппарате, избираться в представительные органы, быть судьями и т. п. В России новое руководство на принятие закона о люстрации не пошло. Не только потому, что сам Б. Н. Ельцин занимал крупные партийные посты, вплоть до должностей кандидата в члены Политического бюро ЦК КПСС и Первого секретаря Московского городского комитета КПСС. Среди демократов из числа инженеров и научных работников нашлось не так уж много хороших организаторов. Экономические реформы, начатые в январе 1992 г. Ельциным и командой «молодых реформаторов» (Гайдар, Чубайс, Шохин и др.), не получили поддержки в стране. С заменой на посту председателя правительства непопулярного Гайдара на опытного хозяйственника В. С. Черномырдина в новой российской элите стала расти доля выходцев из прежней номенклатуры.

После принятия Конституции 1993 г. президентский режим в России был легитимизирован. В руках Ельцина сосредоточилась огромная власть. Главным стало поле борьбы за влияние на самого Ельцина, который широко пользовался «указным правом» для решения тех или иных крупных вопросов. Под влиянием заинтересованных кругов в декабре 1994 г. началась операция по наведению конституционного порядка в Чечне. После очевидного поражения правительственных сил на выборах во II Государственную думу в декабре 1995 г. произошло сплочение новых финансово‑ промышленных кругов во имя переизбрания Ельцина на второй президентский срок в июле 1996 г. В условиях неполной дееспособности Ельцина, благодарного за поддержку на выборах, в стране сформировалась Семья, которая включала в себя родственников и друзей Ельцина, доверенных лиц и приближенных олигархов. Своим возвышением и приобщением к власти те или иные лица были обязаны какому‑ то ближайшему сотруднику президента и связывали свое политическое будущее как с конкретным высокопоставленным чиновником, так и с самим Ельциным.

Таблица 67. Современная элита России

 

Как и в советское время, при формировании новой политической элиты большое значение имел «принцип землячества». В «окружение Брежнева» в свое время входило много выходцев с Украины и Молдавии, где он работал. Вокруг Ельцина было много «уральских», где он был на руководящей хозяйственной и партийной работе. С Путиным в Кремль (резиденция Президента РФ) и на Старую площадь (комплекс зданий, в котором после ЦК КПСС разместилась Администрация Президента РФ) пришли «питерские». В 2000 г. численность политического класса в сравнении с советским периодом увеличилась в 3 раза (при этом население страны уменьшилось вдвое) и стала составлять 1, 2 млн человек, или 0, 8 % от общей численности населения. Численность правящей (высшей) элиты возросла с 900 до 1060 человек.

В политическую элиту постсоветской России вошло основное ядро старой номенклатуры (в администрации президента, в правительстве, в бизнесе). Новое пополнение составили молодые, энергичные лидеры, выражающие интересы финансового, банковского, торгового капитала, а также криминальных структур. Бизнес тесно переплелся с политикой. В республиках, регионах выдвинулась этнократия (лидеры, носители местного национального сознания), возникла сложная по составу новая региональная политическая элита.

Процесс элитообразования в России явно далек от завершения. В России не принято публиковать списки приглашенных на кремлевские банкеты или процедуры торжественного вступления российских президентов в должность.

 

Политическая культура

 

Понятие «культура» многозначно и занимает особое место в современном обществознании. В переводе с латинского «культура» означает «возделывание», и первоначально этим словом характеризовалось качество обработки земли. Под «культурой» понимают все, что создано самим человеком и отличается от природы. Культуру условно делят на материальную и духовную.

Политическая культура является составной частью духовной культуры общества и представляет собой уровень, характер и содержание политических знаний, оценок, навыков и действий граждан.

В структуре политической культуры обычно выделяют культуру политического сознания, культуру политического поведения и культуру функционирования политических институтов. Базовой структурой политической культуры, имеющей определяющее значение, является политическое сознание. Оно включает в себя политические представления и убеждения, политические ценности, традиции, обычаи и нормы, политические установки. Предлагаемая схема дает представление об условиях возникновения, факторах формирования и функция политического сознания.

Считается, что термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ XVIII в. И. Гердер. Культура с самого начала ее изучения воспринималась как сложное, многоуровневое явление.

Субъектом политической культуры могут выступать лидеры, социальные группы, классы и т. д. На формирование политической культуры общества в целом влияют такие субъекты, как государство, политические партии и общественные организации, средства массовой информации, общественно‑ политические и академические институты, церковь, армия. Объектом, на который направляется политическая деятельность того или иного субъекта политической жизни с его уровнем политической культуры, может выступать политическая система, ее отдельные звенья, различные группы людей и отдельные индивиды.

К политической культуре с точки зрения ее содержания относят:

□ знания о политике, о ее проявлениях в различных сферах, знакомство с фактами, интерес к ним;

□ политические интересы, способности и потребности тех или иных субъектов власти, носителей политической культуры;

□ оценку политических явлений, событий, партий, движений и отдельных личностей, оценочные мнения о том, как должна осуществляться власть;

Таблица 68. Политическое сознание

 

□ эмоциональную сторону политических позиций (любовь к родине, ненависть к врагам, отношение к руководителям страны и т. д.); □ способность эффективно участвовать в политической деятельности, выражая действиями собственную эрудицию, позицию, волю; образцы политического поведения, признанные в данном обществе и определяющие характер поведения гражданина в рамках политической жизни.

Политическая культура выполняет в обществе важные функции: воспитательную, познавательную, информационную, коммуникативную, регулятивную, защитную. На основе ряда признаков политическую культуру делят на виды (табл. 69).

Наиболее распространенными типами политической культуры называют: патриархальную, подданническую и активистскую.

Патриархальная политическая культура распространена в достаточно примитивных обществах.

Подданническая политическая культура предусматривает ограниченное участие в политической жизни. Чаще говорится о тоталитарно‑ авторитарной модели политической культуры.

В тоталитарном или авторитарном государствах политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, одноканально, сверху, государством. Населению внушается представление о преобладании государственных интересов над интересами отдельных людей или социальных групп. В подданнической политической культуре к числу важнейших ценностей относятся: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство. В СССР населению предлагалась следующая модель поведения – «раньше думай о Родине, а потом – о себе».

Политическое информирование при формировании подданнической культуры осуществляется дозированно и монопольно регулируется властью. Действует политическая цензура. В СССР по любому значимому вопросу характер информации определялся органами агитации и пропаганды ЦК КПСС. Утвержденная точка зрения распространялась всеми средствами массовой информации. Плюрализм в информационной сфере появился лишь во второй половине 1980‑ х гг.

Для политического языка в тоталитарно‑ авторитарном обществе характерны категоричность, шаблонность, стандартность и скудость, использование понятий, содержание которых далеко не всегда связывалось с реальной жизнью: враги народа, нерушимый блок коммунистов и беспартийных, развитой социализм, единство партии и народа, «жить стало лучше, жить стало веселее» и т. д.

Таблица 69. Виды политической культуры

 

Политическая культура тоталитарного общества формировалась на безальтернативной основе. Отстаивать другие точки зрения, высказывать сомнения в существующем жизнеустройстве и просто задавать вопросы, неудобные для официальной пропаганды, было небезопасно. В этих условиях очень небольшая часть граждан оказывалась в рядах диссидентов (инакомыслящих), носителей оппозиционной, альтернативной политической культуры. Большая часть населения, понимая, что от нее ничего не зависит, участвовала в политической жизни формально. При взаимодействии с внешней средой тоталитарно‑ авторитарная культура отличалась низким уровнем восприимчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью и даже агрессивностью. Неприятной проблемой для советской пропаганды была протокольно‑ процедурная обязанность полностью публиковать официальные выступления лидеров западных государств, посещавших СССР с официальными визитами.

Либерально‑ демократическая или активистская политическая культура связана с активным участием граждан в политической жизни.

Политическое сознание и ценности общества формируются децентрализованно, многоканально, из разных источников. Считается, что при обеспечении интересов отдельных граждан, социальных групп решается задача защиты интересов общества и государства.

Основными ценностями выступают: права человека, свобода, плюрализм (многообразие) во всех сферах жизни общества, демократия, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, гражданское общество, экология и т. д.

Политическое информирование ведется на альтернативной основе. Прямой политической цензуры нет, но свобода слова и печати определяется финансовой состоятельностью источников политической информации и доступом к средствам массовой информации, особенно телевидению. Информационное пространство быстро меняется благодаря системе Интернет. С 1994 по 2000 г. число пользователей Интернета увеличилось с 13 млн до 300 млн человек.

Политический язык и политическое поведение отличаются разнообразием.

Политическая жизнь в странах с преобладанием либерально‑ демократической модели политической культуры отличается динамизмом, активностью граждан, стабильностью при своевременном политическом реформировании.

Основные типы политической культуры не дают полного представления о реальном разнообразии политической жизни в современном мире. Поэтому в политологии выделяется понятие политической субкультуры, каждая из которых отличается своеобразными взглядами, предпочтениями и поведением определенных групп людей в сфере политики.

Политическая субкультура Запада ориентирована на либерально‑ демократические ценности и нормы. В современных западных странах (США, Канада, Европа) в политической культуре преобладают: развитое гражданское самосознание; политическая состязательность и относительная толерантность (терпимость) к иным политическим позициям; приверженность к легитимным (законным) формам политического поведения; требовательность электората (избирателей) к политикам и властям.

Таблица 70. Политическая культура

 

На территории бывшего СССР можно встретить самые разные политические субкультуры. В Латвии, Литве, Эстонии местные элиты пытаются подражать западным государствам. Формированию западной политической культуры здесь способствуют исторические традиции. Крепостное право в Прибалтике было ликвидировано еще при Александре I, в первой четверти XIX в. Здесь получило развитие индивидуальное крестьянское хозяйство (хуторская система). Высоким был образовательный уровень населения. Последующее пребывание в составе СССР (1940–1990 гг.) частью населения рассматривалось как время неиспользованных возможностей для более быстрого социально‑ экономического развития. Политическим элитам прибалтийских государств удалось воспользоваться перестройкой, повести за собой население, в том числе под лозунгом достижения более высокого качества жизни.

Таблица 71. Сколько в России верующих? (млн человек)

 

Данные С. Филатова, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН (Аргументы и факты. 2006. № 11).

В среднеазиатских республиках местные элиты также опирались на «пережитки прошлого», элементы прежнего традиционного уклада жизни. В Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и особенно в Туркмении получила распространение патриархально‑ подданническая политическая культура. Административная власть здесь полностью преобладает над представительной и судебной. В роли арбитров выступают харизматические лидеры, которые не допускают реальной политической конкуренции. На территории России также наблюдается многообразие политических субкультур: Москвы, Санкт‑ Петербурга, национальных республик – субъектов РФ, северного, центрально‑ черноземного, южного, урало‑ сибирского и дальневосточного регионов. На территории России можно выделить городскую и сельскую, религиозно‑ политические, этно‑ политические, молодежную и другие политические субкультуры.

Так, для российской молодежной политической субкультуры, носителями которой выступает преимущественно учащаяся, особенно студенческая молодежь, характерно переплетение многих элементов. Для значительной части молодежи характерно критическое отношение, оппозиция в отношении какой бы то ни было власти. На протяжении последних 15 лет высшее руководство страны немало говорило о проблемах молодежи, особенно перед очередными выборами. Однако ни дешевых кредитов для решения жилищного вопроса, ни достойного размера стипендий, ни нормальных размеров пособий на детей, ни содействия в трудоустройстве, ни реальной реформы военной службы российская молодежь так пока и не дождалась. При фактическом отсутствии продуманной государственной молодежной политики за молодежь ведут борьбу самые различные политические силы. В результате складывается впечатление о политической неразборчивости, «внушаемости», эклектичности во взглядах молодых людей. Эмоциональное восприятие политической жизни российского общества порождает как политическую апатию в форме неучастия в выборах (абсентеизм), так и участие в деятельности экстремистских организаций.

Для политической культуры россиян наиболее характерными общими чертами являются: политическая лояльность и подданническое отношение к государству; политическая наивность, доверчивость; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям, идеологизированность; ограниченность личных притязаний на власть и ориентация на нормы коллективистской морали; правовой нигилизм.

 

Политическая социализация

 

Еще Аристотель называл человека «политическим животным». Современному человеку быть вне общества и вне политики невозможно. Но характер и качество участия каждого человека в политической жизни зависят от многих факторов: цивилизационная принадлежность страны, политические традиции, происхождение и воспитание. Человек становится политическим существом в процессе своей жизни, постепенно приобретая представления о власти и политических отношениях, личный опыт участия в политической жизни.

Процесс приобщения личности к определенным политическим ценностям, процесс формирования политического сознания и политической культуры, процесс усвоения политических норм, традиций, обычаев, знаний называется политической социализацией. Полноправным членом общества человек становится только в результате той или иной политической социализации.

Результатом политической социализации может быть самый разный уровень усвоения человеком политических ценностей общества, социальной группы, политической организации. Многие выдающиеся политические лидеры проявляли свои задатки в весьма молодом возрасте. Большинство ограничивается голосованием при избрании должностных лиц и партийным собраниям предпочитает футбольный матч или общение с друзьями в любимом гараже. В реальной жизни наряду с активными, политически инициативными, убежденными сторонниками определенных политических взглядов остается большое число россиян, для которых предпочтительным остается самое поверхностное приобщение к политике. Многие убеждены, что «политика – грязное дело». Но следует учесть, что политическая социализация не заканчивается с достижением определенного возраста и в той или иной форме сопровождает человека всю его жизнь.

Политическая социализация призвана выполнить две функции:

□ преемственности – состоит в передаче политического опыта и политической культуры в целом от поколения к поколению;

□ стабилизации – призвана поддержать устойчивость политической системы путем распространения ее ценностей и укрепления веры в справедливость существующего режима.

Государство или господствующая группа, как правило, в разной степени, стремятся контролировать процесс социализации, оказывать на него эффективное воздействие. Аспект политической социализации, который связан с целесообразной деятельностью государства, партий, средств массовой информации по развитию политической культуры, носит название политического воспитания человека. Если человек сам активно участвует в политической социализации, то речь идет уже о политическом самовоспитании.

Таблица 72. Субъекты, условия и факторы политической социализации

 

В процессе политической социализации важную роль играют различные общественные структуры, которые называют агентами социализации. Среди агентов социализации ведущее место принадлежит семье, школе, различным общественным организациям, религиозным конфессиям, малым социальным группам, средствам массовой информации, политическим партиям, государственным органам. Характер взаимоотношений в семье (роль отца, матери, отношение к детям, к старшему поколению) во многом на подсознательном уровне формирует отношение подрастающего человека к власти. Россия в этом отношении находится где‑ то между Западом и Востоком.

В период обучения (школа, вуз и т. д.) личность приобретает огромный объем знаний о политической жизни, о том, какие «правила игры» существуют в политической сфере для данного поколения. В советское время уделялось огромное внимание постановке курсов истории, литературы и обществознания на всех ступенях народного образования. В 1990‑ е гг. в России развернулась конкуренция между различными курсами обществоведения для школ – «Граждановедение», «Человек и общество», «Права человека в свободной стране» и др. В центре изучения находится действующая Конституция РФ 1993 г. и связанное с ней законодательство. За рубежом аналогичные исторические и обществоведческие курсы также ориентированы, прежде всего, на усвоение основных ценностей, норм, содержащихся в конституциях и других фундаментальных законах.

На протяжении XX в. колоссально возросла роль средств массовой информации в жизни людей. Печать стала орудием обработки массового сознания в тоталитарных обществах. В демократических странах с помощью СМИ также нередко осуществляется манипулирование общественным мнением.

Многие политики в начале XXI в. по‑ прежнему выступают в союзе с Богом, который имеет разные имена. Дело в том, что в процессе политической социализации человек соотносит свои религиозные представления с политическими ценностями. Поэтому мечеть, костел, синагога, буддийский, синтоистский или православный храмы являются не менее важными эпицентрами для политической жизни, чем здания парламента, правительства, ведущих политических партий или площади больших городов. В исламских государствах (Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др.) политическая жизнь официально базируется на религиозных ценностях. Во многих западных странах, несмотря на провозглашаемую свободу совести, принципиальный атеист никогда не сделает политической карьеры. В Польше католическая церковь на протяжении всего послевоенного периода формировала негативное отношение к коммунистическому правлению, выступала важным агентом формирования антисоветского, антисоциалистического, антирусского сознания.

В странах с развитой, институционализированной политической жизнью одним из центральных агентов политической социализации являются политические партии. В своей работе среди населения они используют устную пропаганду и агитацию, печатное слово, радио и телевидение. За политическими партиями исторически закрепляется определенный символизм, овладение которым является существенным моментом в политической социализации формирующейся личности. Со времен Великой Французской революции «левыми» считаются те силы, партии, лидеры, которые выступают против частной собственности, буржуазного государства и буржуазной морали за свободу, равенство и братство. «Правыми» считаются сторонники капитализма, свободного предпринимательства и других либеральных ценностей. Ожесточенная борьба «левых» и «правых» позволяет «центристам» вести свою «игру». После 1917 г. за партиями социалистической и коммунистической ориентаций закрепился красный цвет. У анархистов – черная символика, у экологистов – зеленая. Под зелеными знаменами ислама действуют многие религиозные партии и организации стран Востока. Победившие при смене политических режимов политические партии стараются ликвидировать или ограничить использование символики своих политических противников и использовать в политической социализации свою символику.

Молодому человеку в сложном и неоднозначном процессе политической социализации предпочтительнее занимать активную позицию. В итоге вырабатывается определенная политическая культура, которая позволяет ориентироваться в политической жизни. Для российской молодежи в силу ряда обстоятельств характерна пассивная позиция в процессе политической социализации. Пополнение российского социума большим количеством инертных в политическом отношении молодых людей отрицательно сказывается на темпах необходимого политического обновления страны.

 

Политическая конфликтология

 

«Конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Политическая конфликтология исследует динамику политических отношений, кризисных политических ситуаций, а также различных политических конфликтов.

Причинами политических конфликтов являются: различия в коренных интересах, в системах ценностей; социальные и политические предрассудки, политические амбиции влиятельных субъектов политической жизни, представителей различных социальных групп (групповой эгоизм). Политический конфликт – это состояние политических отношений, в котором их участники ведут борьбу за ценности и определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

В силу этих причин каждый конфликт имеет свой предмет или объект – социальное отношение, сфера жизни общества или общественное явление. Предметом конфликта могут быть территориальные, межэтнические, конфессиональные отношения, конфликты могут быть внутриполитическими и внешнеполитическими.

Конфликт не патология или исключительная ситуация в политической жизни. В связи с сохранением множества социальных противоречий, столкновением интересов различных групп общества конфликт, к сожалению, является скорее обычным явлением, чем исключением из правила. Более того, философы считают, что движение вперед невозможно без борьбы противоречий.

Исходным для понимания природы конфликта является понятие «политической обстановки» или «политической ситуации». Так в общей форме характеризуют состояние политической жизни, расстановку и взаимодействие политических сил в конкретных исторических условиях в тот или иной момент общественного развития. Политическая обстановка характеризует внутреннее и международное положение государства, его прочность, стабильность, взаимоотношения с другими государствами, состояние войны и мира, а также политические интересы и взаимовлияние основных политических сил, социальных групп данного общества, характер политических программ и т. д.

Конфликт интересов преобладает в устойчивых государствах, в экономически развитых странах. Содержанием конфликта интересов является раздел «экономического пирога». Идет борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т. д. Данный тип конфликта вполне поддается урегулированию путем переговоров и достижением компромиссного решения по принципу «как это, так и то».

Таблица 73. Политический конфликт

 

Конфликт ценностей характерен для развивающихся стран с неустойчивым государственным строем. Содержанием ценностных конфликтов являются ситуации «или‑ или». Каждая сторона предлагает свое представление о таких приоритетных ценностях, как свобода, равенство, справедливость, терпимость. Каждая сторона считает свою позицию единственно правильной и принципиально важной. При ценностных конфликтах трудно добиться компромисса. Конфликт может приобрести форму гражданской войны (гражданская война между Севером и Югом в США в 1861–1865 гг., Гражданская война в России в 1918–1922 гг., гражданская война в Испании в 1936–1939 гг. и т. д.). Любая революция является сложным, жестким конфликтом ценностей, прелюдией или началом полномасштабной гражданской войны. Конфликты идентификации происходят в тех обществах, где для субъекта более важным является отождествление с определенной группой (этнической, религиозной или языковой), а не с обществом, государством в целом. Конфликты идентификации возникают в тех случаях, когда происходят столкновения интересов представителей различных рас (Южно‑ Африканская Республика), этносов, народов (в бывшем СССР), языков (Бельгия) или религий (Северная Ирландия). Такие конфликты могут длиться достаточно долго и в XX в. разрешались при вмешательстве извне.

Кроме названных трех основных типов конфликтов выделяют также горизонтальные и вертикальные политические конфликты.

Горизонтальными являются конфликты между индивидуумами (Екатерина II и Петр III, Сталин и Троцкий, Горбачев и Ельцин, Ельцин и Хасбулатов), группами (меньшевики и большевики в РСДРП, демократы и партократы в период «перестройки», «питерские» и «московские»), классами (крестьянство против дворянства, пролетариат против буржуазии).

Вертикальными являются противоречия между субъектами политической власти, представляющими ее разные уровни. В России имели место конфликты между федеральной властью и руководством субъектов Федерации. Самую острую форму приобрело противоборство федерального правительства России и руководства Чеченской Республики в 1994–1996 и 1999–2000 гг. У граждан, общественных организаций постоянно возникают конфликты с различными министерскими структурами, правоохранительными органами.

В конфликтологии разработаны основные принципы и пути урегулирования политических конфликтов.

Если каждый участник конфликта старается блокировать действия другого, то возникает тупик, наименьшим злом является сохранение возникшего статус‑ кво. В таком «подвешенном состоянии» долгое время находится ближневосточный конфликт, ситуация в Северной Ирландии, острые ситуации в Приднестровье, на Кавказе и т. д.

Для избежания гражданского неповиновения или даже восстания используются силовые структуры (армия, полиция, части особого назначения). При разрешении многих политических конфликтов используется принуждение. Правительства многих стран не раз использовали все свои ресурсы, чтобы подавить забастовочное движение и продемонстрировать свою силу.

Предпочтительным в сравнении с тупиком и принуждением является мирное урегулирование политических конфликтов. Такой способ становится возможным благодаря разработанному законодательству, при наличии развитой политической системы. Большое значение имеет наличие отработанной системы процедур, опыта, традиций, ритуалов, прецедентов.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь