Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Семейное и наследственное право.
Регулировалось в основном каноническим правом. В XVI-XVII вв. брак начинает рассматриваться не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния. На брак требовалось согласие родителей. Дети, нарушившие волю родителей, могли быть лишены наследства. В стране обычного права родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия. Здесь существовал режим общности имущества супругов, котором распоряжался муж. На Юге была характерной сильная отцовская власть над детьми, но существовал раздельный режим имущества мужа и жены. В период позднего феодализма усиливается родительская власть над детьми: отец получил право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей. В наследственном праве доминировал майорат: земельное имущество умершего переходило старшему сыну. На Юге были распространены завещания. На севере завещательная свобода была ограничена в пользу законных наследников. Уголовное право. По мере усиления королевской власти развивается уголовное законодательство королей и усиление его репрессивного характера. Под " королевские случаи" попадали: фальшивомонетничество, изнасилование, убийство, поджоги и т. п. Короли вносили дополнения в каноническое право, например, ордонанс 1268 г. об особом наказании за богохульство. Появляются новые составы преступлений, связанные с понятием " оскорбление величества". С 1357 г. Великий мартовский ордонанс запретил замену наказаний денежной компенсацией. По требованию сословий король лишался права помилования лиц, совершивших тяжкие преступления. Уголовная ответственность связывалась с сословным положением. Особая система существовала для духовенства. Для дворян чаще практиковались штрафы и конфискации. Допускалось объективное вменение, то есть уголовная ответственность без вины, особенно за политические преступления. Уголовному преследованию подвергались даже трупы преступников, а также животные и предметы, явившиеся причиной смерти человека. В период абсолютизма законодательство особо детализирует составы преступлений против короля, феодального государства и церкви. Появляется законодательство против бродяг, нищих и безработных. Наказания в королевском законодательстве не были четко определены и зависели от усмотрения суда, от сословного и классового положения обвиняемого. Целью наказания было возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично. Смертная казнь применялась в разнообразных формах и сопровождалась членовредительством и телесными наказаниями. Широко применялось тюремное заключение и конфискации имущества. В уголовном праве Франции четко прослеживается специфическая феодальная черта - явное несоответствие тяжести наказания характеру преступления.
Судебный процесс. В период раннефеодальной монархии был распространен судебный поединок, который регламентировался правовыми обычаями. С XI в. в сеньориальных судах стали применяться пытки крестьян. Судебная процедура приобретает обвинительный характер С XIII в. во Франции распространяется инквизиционная система судопроизводства, преимущественно в судах короля и крупных феодалов. К XV в. происходит отмена ордалии и судебного поединка. С утверждением абсолютизма развивается розыскной процесс. Существовала даже практика вписывания имени человека в пустой бланк королевского приказа на тюремное заключение. Первой стадией процесса было дознание. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб, содержание которых оставалось неизвестным для обвиняемого. Затем расследование проводил судебный следователь. При розыскном процессе подразумевалась виновность обвиняемого, поэтому применялись пытки, чтобы признался. Судебное рассммотрение происходило в закрытом заседании. Полноценным доказательством вины считалось наличие следующих условий: признание, два свидетеля, протоколы суда. Если не хватало доказательств применялись повторные пытки. До XIII в. не допускалось обжалования приговоров. Потом появилась возможность обжаловать в королевском суде. Затем высшим аппеляционным судом становится Парижский парламент.
При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII века. Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. В XV и XVI столетиях в странах Западной Европы складываются абсолютные монархии. Наступает последний период истории феодализма. Предпосылки абсолютизма коренятся в социально-экономических переменах, вызванных зарождением и развитием буржуазных отношений.
Во второй половине XV в. при Людовике XI(1423-1483) в основном завершилась централизация государства. По мере его единения укреплялся абсолютизм, который усилился после религиозных войн 1562-1594 гг. между католиками и гугенотами. И в том и в другом лагере наиболее активной силой были низшие сословия и мелкое дворянство, а возглавляла борьбу феодальная знать, заинтересованная в ограничении королевской власти. Предводители католиков – герцоги Гизы, гугенотов – Антуан Бурбон (1518-1562), принц Луи II Конде (1621-1686), адмирал Г. Колиньи (1519-1572), а также Генрих Наваррский – будущий король Франции Генрих IV (1553-1610). Когда в 1594 г. Генрих IV вступил на престол, он перешел в католичество, военные действия в основном закончились. В 1598 г. был подписан Нантский эдикт, по которому господствующей религией оставался католицизм, но гугенотам предоставлялась свобода вероисповедания и богослужения в городах (кроме Парижа). С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты – сословно-представительное учреждение, состоящее из депутатов духовенства, дворянства и лиц третьего сословия. Генеральные штаты созывал король, как правило, для получения согласия на сбор налогов. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601-1643) Генеральные штаты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распространение налогов на ранее не облагаемые земли дворянства и духовенства, отмену других привилегий высших сословий и ограничение административного произвола. В течение дальнейших 175 лет Генеральные штаты не собирались. Абсолютизм во Франции достиг апогея при Людовике XIV (1638-1715), ставшем королем в 1643 г. Его власть была настолько неограниченной, что легенда приписывает ему изречение; «Государство – это я». Расточительство королевского двора, фаворитизм, оплата огромного бюрократического аппарата (самого многочисленного), большие военные расходы1, обязательства по государственному долгу – все это вынуждало королевскую власть увеличивать налоги, на что податные (непривилегированные) сословия отвечали многочисленными восстаниями (1548, 1624, 1639 и др.).
Считается, что наиболее последовательны в построении абсолютной монархии были французские короли, а французские философы внесли наибольший вклад в теорию абсолютизма. Поэтому, французский вариант абсолютизма рассматривается как наиболее типичный, классический. Абсолютизм в других странах обладает рядом особенностей, отличающих его от французского образца.
Развитие феодальных отношений постепенно привело к тому, что источники права, действовавшие в VI—IX вв., в частности «варварские правды», потеряли свою силу. Решающая роль перешла к обычному праву, и притом местному. Во Франции эти обычаи носили название кутюмов. Кутюмы, действовавшие в различных местностях, имели общую основу, обусловленную сходством феодальных отношений и влиянием прежде действовавших источников права. Но они сильно различались по отдельным положениям и деталям, и право Франции в эпоху Средневековья характеризуется необычайной пестротой. Количество кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, применявшимися на территории провинций, существовали местные обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже частей некоторых городов. В отношении выражения и изложения юридических норм Франция делилась на две части. Юг назывался страной писаного права, север Франции — страной обычного права. Это деление четко сложилось к XIII в. Так как южные провинции входили прежде в состав Римской империи, на юге Франции продолжало действовать римское право, за которым признавалось значение общего обычая. Сохранение писаного права на юге Франции объяснялось также существованием там более развитых экономических отношений. Римское право выступало в качестве объединяющего фактора. Наряду с ним в качестве дополнительного источника действовало множество местных кутюмов. На севере Франции в течение нескольких столетий не было создано общих юридических памятников. Господство обычаев в данном регионе не препятствовало применению в случае их неполноты или противоречия римского права, однако сколько-нибудь самостоятельной роли оно не играло. Судебный процесс Средних веков, и без того громоздкий и медленный, осложнялся отсутствием писаных источников права. Начиная с XIII в. делаются попытки изложения обычаев в виде сборников, составлявшихся юристами-практиками. Во Франции наиболее известными частными кодификациями были Большой сборник обычаев Нормандии 1255 г.; Большой сборник обычаев Франции 1389 г.; наиболее известна книга «Кутюмы Бовези» 1282 г., составитель которой Бомануар считается первым теоретиком французского права. В XIV—XV вв. частные сборники обычаев появляются почти во всех провинциях. Все указанные сборники не имели официального характера, т. е. не были обязательны для применения. С началом политического объединения Франции и с укреплением королевской власти все больше ощущается неудовлетворительность правовых источников и делается попытка их упорядочения и официальной редакции. Во второй половине XV в. и в XVI в. появилось большое количество официальных сборников — кутюмов. Наибольшей известностью пользовались кутюмы Парижа, но и за ними не была признана общеобязательная сила. Сборники имели ограниченное местное применение.
Великая французская революция (фр. Ré volution franç aise) — крупнейшая трансформация социальной и политической систем Франции, произошедшая в конце XVIII века, в результате которой был уничтожен Старый порядок, и Франция из монархии стала республикой де-юре свободных и равных граждан. Девиз — «Свобода, равенство, братство». Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а её окончанием разные историки считают 27 июля 1794 (Термидорианский переворот) или 9 ноября 1799 года (переворот 18 брюмера). Периодизация Великой французской буржуазной революции: 1) период конституционной монархии (1789–1792 гг.) Главная движущая сила – крупная аристократическая буржуазия (представители – маркизы Мирабо и Лафайета), политической властью владеют фельяны. В 1791 г. была принята первая Конституция Франции. 2) жирондистский период (1792–1793 гг.) 10 августа 1792 г. монархия пала, Людовик XVI и королевская семья были арестованы. Вместо предусмотренного Конституцией 1791 г. Законодательного собрания Франции было созвано новое Учредительное собрание – Национальный конвент, где большинство представляло колеблющееся «болото», кроме того, в Конвенте были представлены якобинцы, исповедовавшие более левые взгляды, чем жирондисты. 3) якобинский период (1793–1794 гг.) – власть перешла от жирондистов к якобинцам, устанавливается якобинская диктатура, укрепляется республиканский строй. Однако разработанная якобинцами Конституция не была введена в действие. 4) термидорианский период (1794–1795 гг.) – в результате термидорианского переворота якобинцы были свергнуты, их лидеры казнены, во французской революции обозначился консервативный период. 5) период Директории (1795–1799 гг.) – в 1795 г. была принята новая Конституция Франции. Учреждена Директория – коллективный глава государства, состоящий из пяти директоров, которая была свергнута в 1799 г. в результате брюмерского переворота под руководством генерала Наполеона Бонапарта, что ознаменовало конец Великой французской буржуазной революции. Буржуазная революция оказала огромное влияние на развитие права. В 1789 г. решениями Национального учредительного собрания был отменен феодальный строй – отменялись феодальные привилегии, феодальная иерархия, все лично зависимые крестьяне без выкупа получили свободу, были отменены церковные привилегии, священники фактически стали государственными служащими. Произошла национализация дворян-эмигрантов, их участки были пущены в свободную продажу. Был провозглашен принцип свободы договора, ликвидированы феодальные монополии, цеховое устройство промышленности. Брак воспринимался как гражданско-правовая сделка, однако с неравным положением сторон – муж выше жены. Допускался развод по взаимному согласию сторон. Французское уголовное право стало первой кодифицированной отраслью. Уголовный кодекс 1791 г. был предельно гуманизирован – отменена квалифицированная смерть, появился раздел, посвященный преступлениям против конституционного строя.
Конституция 1791 г. Главным итогом первой Французской буржуазной революции и деятельности Учредительного собрания явилась Конституция 1791 г. Несмотря на свой противоречивый характер, Конституция представляла собой новый шаг на пути закрепления сложившихся за два года революции политико-правовых порядков. Конституция открывалась Декларацией прав человека и гражданина 1789 г., хотя последняя не рассматривалась в качестве собственно конституционного текста. Такая практика, когда конституцию предваряет Декларация прав, стала обычной не только для французского, но и мирового конституционализма. Вместе с тем собственно конституционному тексту предшествовало краткое вступление (преамбула). В преамбуле были конкретизированы и получили развитие ряд антифеодальных положений, провозглашенных в Декларации 1789 г. Так, отменялись сословные отличия и дворянские титулы, ликвидировались цехи и ремесленные корпорации, упразднялись система продажи и наследования государственных должностей и иные феодальные установления. В преамбуле нашла свое новое отражение и идея равенства: «Ни для какой части нации, ни для одного индивида не существует более особых преимуществ или изъятий из права, общего для всех французов». Конституция существенно расширяла, по сравнению с Декларацией 1789 г., перечень личных и политических прав и свобод, в частности предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдений полицейских предписаний, свободу обращения к государственным властям с индивидуальными петициями, свободу вероисповедания и право выбора служителей культа. Не допускалось лишь право на создание союзов лиц одной профессии, запрещенных чуть ранее законом Ле Шапелье. В Конституции предусматривались также некоторые социальные права, явившиеся отражением широко распространившихся во Франции в годы революции эгалитарных (уравнительных) настроений. Так, декларировались введение общего и частично бесплатного народного образования, создание специального управления «общественного призрения для воспитания покинутых детей, для облегчения участия неимущих убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными». Компромиссный характер Конституции, отразившей тенденцию к политическому союзу новых буржуазных и старых феодальных сил, выразился, прежде всего, в закреплении монархической формы правления. Доктрина разделения властей, провозглашенная еще в Декларации 1789 г. и проводимая в Конституции достаточно последовательно, создавала возможность организационно разграничить участие в осуществлении государственной власти двух политически господствующих групп, выражавших интересы, с одной стороны, большинства французского общества и, с другой стороны, дворянства, но с фактически сложившимся в ходе революции преобладанием первой. Выборная законодательная и судебная власть находилась в руках представителей победившего третьего сословия, тогда как власть исполнительная, которая по Конституции вверялась королю, рассматривалась дворянскими кругами в качестве своего оплота. Тем самым был окончательно сломлен абсолютизм и создана конституционная монархия.
Жирондистский Конвент возник в ходе революции против монархии. На его долю выпало провозглашение 22 сентября республики с девизом «братство» и организация суда Конвента над королем Людовиком XVI (1774—1792), который был осужден на казнь большинством в один голос. Ему ставили в вину то, что он препятствовал проведению заседаний третьего сословия, что назначил реакционных министров, подкупил председателя Национального собрания графа Мирабо, что пытался бежать за границу, что привел в упадок состояние дел в армии, флоте и колониях. В приговоре указывалось: «От имени французского народа Национальный конвент объявил Людовика Капета виновным в злоупотреблении против свободы нации и общей безопасности государства». Жак Ру, вождь «бешеных», сообщает о казни короля: «Он хотел обратиться к народу, но Сантер не позволил. Голова короля упала. Граждане мочили пики и носовые платки в его крови». Орудием казни была гильотина, о которой ее изобретатель докторЖозеф Иг- нас Гильотен в докладе об Уложении о наказаниях (Уголовном кодексе) 1791 г. сказал следующее: «С помощью моей машины, господа, я отрубаю вам голову в мгновение ока, и вы не чувствуете никакой боли». Жирондисты располагали в Национальном конвенте относительным большинством организованных депутатов вместе с соратниками по якобинскому клубу монтаньярами (от «монтань» — гора: условное название фракции радикальных депутатов, занимавших обычно верхние места в зале заседаний). Из 750 мест жирондисты получили 206, а монтаньяры-якобинцы — 110 мест. Остальные депутаты относились к центру («болоту») с присущими этой фракции Конвента колебаниями и консервативностью либо к ультрарадикалам или скрытым роялистам. Председателем Законодательного собрания стал французский энциклопедист, математик, философ и политик, автор жирондистского проекта Конституции Жан Антуан дс Кондорсе, скончавшийся в период якобинского террора от истощения или под действием яда. По его инициативе с 1793 г. стали употреблять прилагательное «революционный», которое акцентировало внимание на некоем длящемся процессе (например, в характеристике деятельности учреждений, боровшихся за победу революции). Жирондисты незначительно отличались от монтаньяров в понимании задач республиканского режима в условиях внешней угрозы. Это в их бытность (в противовес позиции короля) был принят Декрет об объявлении отечества в опасности от 11 июля 1792 г. Не были жирондисты и излишне провинциальными, просто действовали они в иных обстоятельствах, нежели якобинцы-радикалы во главе с Робеспьером. Они являлись сторонниками смешанного правления (с участием монарха) и противниками централизованного управления из столицы, без особого успеха пытаясь сплотить провинцию против центра (особенно в годы якобинской диктатуры). Жирондистов обвиняли в склонности к провинциальному сепаратизму (федерализму), однако у них не было единой сплоченной позиции, и взгляды Бриссо и его соратников могли расходиться по ряду важных проблем. На период правления жирондистов приходится разрыв дипломатических отношений с Россией после казни короля и заключение англо-русской конвенции «относительно общих действий» против Франции. К этому же времени (в апреле 1793 г.) относится создание Конвентом исполнительного органа под названием Комитет общего спасения, которым руководил сначала министр юстиции Жорж Жак Дантон, а потом вождь монтаньяров (якобинцев) Максимилиан Робеспьер. Поражения в первой войне с агрессорами, недовольство населения нехваткой продовольствия в ряде департаментов и монархистское восстание послужили поводом для введения чрезвычайных законов и учреждения в стране политического революционного трибунала. Была продолжена разработка аграрного законодательства, нацеленного на освобождение поземельной собственности от остатков феодальных и чиншевых повинностей. В декрете от 25 августа 1792 г. в связи с этим было сказано: «Национальное собрание, принимая во внимание, что хотя феодальный режим и уничтожен, но последствия его все же продолжают существовать и что ничто не является более настоятельным, чем заставить исчезнуть во Франции обломки крепостной зависимости, загромождающие недвижимые имущества и уменьшающие их ценность, постановляет, что данный вопрос является спешным». В период правления жирондистов был подготовлен проект конституции, оставшийся нереализованным. Наиболее важным его положением можно считать трактовку права собственности, которая содержалась в ст. 18 жирондистской Декларации прав: «Право собственности состоит в том, что каждый человек является хозяином, могущим распоряжаться по своему усмотрению своим имуществом, своими капиталами, своими доходами и своим производством». Последнее является ни правом, ни имуществом, а всего лишь хозяйственно-организационной деятельностью. Здесь дается особенное и, как считают некоторые комментаторы, наиболее адекватное истолкование положения ст. 17 из Декларации прав 1789 г, о священности права собственности: эта священность на поверку оказывается возможностью собственника распоряжаться своим имуществом. Позднее в ст. 544 Кодекса Наполеона эта конструкция примет следующий вид: «...право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом». Таким был акцент в праве собственности той поры. В это же время право пользования (как часть права собственности) получило расчлененный вид, например узуфрукт по Кодексу Наполеона означал право пользования и/или проживания. В проекте также обосновывалось упразднение королевской власти как обязательное и непременное на том основании, что королевская власть с ее правом наследования властных полномочий нарушает естественное равенство. Королевское правление характеризовалось также как режим с использованием заблуждений и подкупов, в то время как республиканский режим «дает удовлетворение разуму». Характерно, что этот проект отвергал принцип разделения властей в пользу единства власти. Один из сторонников такой конструкции и один из авторов проекта, Ж. А. Кондорсе, утверждал, что конституции с разделением властей создают некие «сложные механизмы» властвования, которые «разрушаются от своего собственного действия» (впоследствии этот аргумент будут охотно воспроизводить все противники разделения властей, включая анархистов, коммунистов и традиционалистов-консерваторов). Кондорсе полагал, что механизмы разделения властей со временем будут перерождаться и естественным образом превратятся «в систему, построенную на интригах, коррупции и равнодушии... Установление равновесия властей приводит к конституции английского типа, к борьбе между близнецами, как это случилось в день 10 августа (во Франции), когда столкнулись исполнительная и законодательная власть». При этом автор проекта считал, что власть, которой дано право создавать законы, и власть, которая имеет право указывать, как эти созданные законы должны выполняться, должны быть объединены в одних руках — в руках представителей народа, т. е. без участия короля. И здесь чувствуется влияние доктрины Руссо о верховенстве власти народа (народном суверенитете). Руссо считал, что депутаты ничего не могут постановлять окончательно, что общая воля, закрепленная в законе, должна исходить от всех. С учетом этих предпосылок Кондорсе отвергал двухпалатный парламент в пользу однопалатного, который будет более действенным в условиях революции и в большей степени будет отвечать «требованиям непрерывности в действии власти». Однако во избежание злоупотреблений и с целью обеспечения верховенства народа законопроект должен проходить несколько чтений, а затем рассылаться в коммуны под названием «законодательное предложение». И только через 40 дней после такой рассылки в половину департаментов плюс один он становится законом, если не встречает возражений со стороны десятой части первичных собраний на местах. Главной гарантией против произвола законодателей Кондорсе считал постоянное и регулярное (ежегодное) обновление наполовину состава законодательного органа. В обеспечение контроля над законодательным процессом и исполнением законов Кондорсе планировал учредить исполнительный совет республики, избираемый всенародно и облеченный полномочиями, близкими к законодательным: он был бы подчинен законодательному собранию, но мог приостанавливать некоторые общие резолюции. Идеи жирондистской конституции частично были воплощены в проекте Конституции якобинцев 1793 г. Раскол между жирондистами и монтаньярами (радикальными якобинцами) произошел во время суда над королем, где жирондисты выступили против казни короля. Затем в мае они организовали в Марселе и Лионе выступления против якобинцев и вступили в союз с роялистами. Их судьба была решена после восстания санкюлотов (революционеров-простолюдинов) в Париже 31 мая — 2 июня 1793 г., когда депутаты-жирондисты были изгнаны из Конвента, а затем осуждены.
Якобинцы пришли к власти в самый критический момент для республики. С севера, востока, юго-востока и юга на Францию двигались пять иностранных армий. Осажденный прусскими войсками гарнизон в Майнце героически сражался под командованием Клебера. Армия герцога Йоркского осадила Валансьен, испанцы продвигались к Байонне и Перпиньяну. В Вандее вспыхнуло контрреволюционное восстание, охватившее весь запад страны. Английский флот оказывал поддержку мятежникам и блокировал французские порты. Корсика отделилась от Франции и перешли под покровительство Великобритании. Жирондистские депутаты, бежавшие из Парижа, подняли восстание в Бордо и департаментах Эр, Кальвадос и Финистер. К середине июня из 83 департаментов 60 были охвачены мятежом. Власть Конвента простиралась над Парижем и его окрестностями, а также на центр и северо-восток Франции, опоясанным со всех сторон контрреволюционным огнем После восстания 31 мая - 2 июня якобинцы ускорили выработку новой конституции, прологом к которой послужила, как и прежде, Декларация прав человека и гражданина. 24 июня 1793 г. Конвент торжественно одобрил ее текст и поставил на всенародное обсуждение. Проект был одобрен огромным большинством нации. Конституция закрепила республиканский режим. Якобинская конституция содержала более радикальное толкование принципов суверенитета народа, чем Конституция 1791 г. Она установила избирательное право для всех французов, достигших возраста 21 года. Отменялось деление избирателей на активных и пассивных. Выборы депутатов – прямые, равные. Высшая законодательная власть принадлежала самой нации. Учреждался постоянно действующий однопалатный законодательный корпус. Функции государственного управления возлагались на Исполнительный совет из 24 человек. К ого избранию привлекались выборщики из департаментов. Этот орган мог действовать только на основе законов и декретов и за свои действия был подотчетен законодательному корпусу. В конце каждой сессии исполнительный комитет надлежало наполовину обновлять. Подотчетность, выборность, сменяемость, многочисленность Совета имели цель не допустить узурпации его власти. Якобинская конституция была самой радикальной по духу и по форме, наиболее передовым актом французской буржуазной революции. Но она могла вступить в силу лишь после того, как соберется новый законодательный корпус, куда не мог быть избран никто из депутатов Конвента. Однако тяжелая внешняя обстановка не позволила ввести Конституцию в действие. Вместе с принятием Конституции оформилась и якобинская диктатура – летом 1793 г. При ней верховным органом республики являлся Конвент, который осуществлял в полном объеме высшую, законодательную, исполнительную, контрольную и судебную власть. Власть революционного правительства сосредоточилась в Комитете общественного спасения. Он руководил военными, дипломатическими, продовольственными делами, ему подчинялись другие органы, а сам Комитет должен был еженедельно отчитываться перед Конвентом. Якобинцы реорганизовали армию, ввели всеобщую воинскую повинность. За внешней торговлей и деятельностью крупных торговцев устанавливался жесткий контроль. Осенью 1793 г. были созданы отряды санкюлотов, призванных бороться со спекулянтами, изыскивать для Парижа продовольствие и уничтожать заговоры роялистов. За спекуляцию грозила смертная казнь. С помощью революционной армии у зажиточных крестьян реквизировался хлеб. Было взято па учет золото и серебро частных лиц. У богатых брали принудительные займы, их облагали высоким налогом. В то же время для рабочих был установлен максимум зарплаты, что вызвало их возмущение, так как дороговизна росла, а покупательная способность денег падала. Консолидация политической, законодательной и исполнительной власти явилась эффективным средством в революционных преобразованиях и борьбе с врагами Франции. Местное управление строилось на централизованных началах. Якобинская диктатура опиралась на массовые народные организации, и прежде всего на Коммуну Парижа. Энергичная и смелая деятельность якобинцев по искоренению феодализма имела широкий размах. Они ввели новое летоисчисление с момента республики, утвердили новый календарь, провели декрет об обязательном начальном образовании и даже пытались создать новую религию – культ Разума. Все жители стали называться гражданами, отменялось обращение на «вы» и т. д. После изгнания за пределы страны интервентов политика террора выглядела уже неоправданной. Поэтому вслед за изданием нового Закона в поддержку террора от 10 июня 1794 г. образовалась оппозиция руководству Комитета общего спасения (Робеспьер) и Комитета общественной безопасности. Название последнего навеяно опытом американских колонистов, создавших «комитеты безопасности» в самом начале Войны за независимость. В республиканской Франции этот комитет возглавлял Луи Антуан Сен-Жюст. Обладание собственностью выключало из общественной активности новое крестьянство, которое сразу же встало вместе с остатками жирондистов и роялистов в оппозицию к декретам и реформам центрального правительства. 27—28 июля был осуществлен контрреволюционный переворот, в ходе которого Робеспьер и 22 его сподвижника были казнены. Якобинцы во многом оказались заложниками своих утопических замыслов и политических проектов ускоренных революционных преобразований и тактики террора против врагов свободы и революции, тогда как все основные реальные социальные и политические задачи были уже решены: феодальные привилегии упразднены, крестьяне стали свободными частными землевладельцами, нация защищена от внешней агрессии. Будущее выглядело не таким определенным, как в начале, в период составления якобинской программы политических и социальных преобразований. Уже через год своего правления они оказались в ситуации, о которой в свое время удачно высказался революционер из другой страны: «Никто не заходит так далеко, как человек, который не знает, куда он идет» {Кромвель). За все время революции примерно 17 тыс. человек погибло на гильотине как «контрреволюционеры», еще 25 тыс. умерщвлены по этому же основанию другими способами. Около 500 тыс. оказались репрессированными по разным поводам — по доносам и наветам, чаще всего необоснованным. Больше всего людей погибло в ходе гражданской войны, особенно при подавлении крестьянского восстания в Вандее (тогда с обеих сторон погибло около 600 тыс. человек).
Государственный переворот Наполеона Бонапарта. Пришедшая к власти крупная буржуазия вскоре оказалась между двумя противостоящими социально-политическими силами. С одной стороны, городские трудящиеся, страдавшие от безработицы и постоянного ухудшения уровня жизни, усиливали борьбу с режимом термидорианцев. С другой стороны, активизировалась дворянская реакция — зрели роялистские заговоры, ставившие своей задачей реставрацию монархии. Это вынуждало термидорианцев бороться на два фронта. Выступая против народа, буржуазия искала поддержки справа; страх перед дворянской реакцией заставлял ее заключать временные соглашения с левым крылом демократов. «Политика качелей», как называли ее современники, свидетельствовала о внутренней непрочности термидорианской республики. Свое политическое спасение правящие круги видели в создании режима военной диктатуры. Предельно централизованное государство, возглавляемое «сильной личностью», могло силой оружия защитить интересы крупных предпринимателей от опасности справа и слева. Стабилизация была нужна и значительной части крестьянства, стремившегося сохранить приобретенную в ходе революции землю. В 1799 г. (9-10 ноября, или 18-19 брюмера VIII года по республиканскому календарю) Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию.
Консульство. Управление страной было передано в руки трехконсулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт. Демократические силы, в значительной мере ослабленные в предыдущие годы, не смогли оказать должного сопротивления новой диктатуре. Биржа ответила на переворот повышением курса ценных бумаг. Новый режим поддержало крестьянство, которому была обещана и действительно обеспечена защита его собственности на землю.
Конституция 1799 г. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы