Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава IV. Семейное сообщество
Нормальная семья – мир миров. Семья включает родных и неродных людей, других зверей и насекомых, машины и растения, прочие явления. Семейные отношения настолько разнообразны, что только теоретизирующий эколог способен в механизмах сукцессии этого сообщества. Супружеские отношения Муж да жена – одна сатана. (Русская поговорка) Начиная, примерно, с 4-х лет нет человека без супруга. Не каждому животному такое удается. Это эволюционное завоевание человечества стоит бережно сохранять и взращивать. Модели семейной динамики. Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в исследования семьи понятия цикла развития семьи. В нашей стране наибольшую известность получила следующая периодизация цикла: I – зарождение семьи (с момента заключения брака до рождения первого ребенка); II – рождение и воспитание детей (эта стадия оканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка); III – окончание выполнения семьей воспитательной функции (период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей); IV – дети живут с родителями, и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V – супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. В настоящее время при описании стадий развития семьи ориентируются на стаж брака, наличие или отсутствие в семье детей, проживающих вместе с родителями. В течение семейной жизни изменяется характер деятельности супругов. Для анализа жизнь семьи с этой точки зрения предложено понятие семейной карьеры. Выделено два типа карьер – внутрисемейных и внесемейных. К первым относят карьеру сексуального опыта, карьеру супружества, родительскую карьеру, карьеру отношений родителей и взрослых детей. К внесемейным карьерам относят досуговые и профессиональные карьеры. Ситуации смены реализуемых индивидом семейных карьер, или возникновения новых, взаимного пересечения карьер, вмешательства одной в протекание другой (например, влияние на супружеские отношения появления ребенка, т. е. пересечение супружеской карьеры и родительской) определяют многообразие вариантов развития супружеских отношений. Комплекс супружеских отношений включает периоды становления и развития брачных отношений. Становление брачных отношений делится на два этапа: а) до знакомства с брачным партнером и б) после знакомства с брачным партнером. На первом этапе формируются общие представления о браке и семье, ценностные ориентации и установки, идет процесс поиска и выбора брачного партнера (потенциального), согласно сложившимся эталонам и в соответствии с личной мотивацией. На втором этапе идет процесс проверки отношений между потенциальными супругами и подготовки к браку, а также формируются мотивы, побуждающие вступить в брак с данным партнером. Сравнивая в целом семьи с детьми и семьи без детей, исследователи сделали вывод о том, что между наличием детей в семье и удовлетворенностью браком существует отрицательная связь, особенно в тех семьях, где женщины работают, где супруги являются приверженцами некатолического вероисповедания, а также в семьях людей, имеющих более высокий образовательный уровень. Сравнение супругов, проживающих вместе с детьми, и супругов без детей также свидетельствует о том, что последние считают себя более счастливыми в браке, чем первые. В межличностных отношениях мужа и жены с появлением первого ребенка удовлетворенность браком молодых родителей резко снижается. Период 25–50 лет является временем наибольшей социальной и профессиональной активности индивида, что может вести к охлаждению его интереса к семье, более равнодушному отношению к супругу и к своим семейным обязанностям, к снижению удовлетворенности браком. С возрастом (особенно когда дети покидают родительский дом) близкие межличностные связи становятся более значимыми, приближение старости порождает страх одиночества, человек начинает больше ориентироваться на своего супруга, а, следовательно, и увеличивается удовлетворенность браком. Так, по некоторым данным, люди после 60 лет часто считают свой брак настолько же удовлетворяющим их, как в первые годы после его заключения. Семейная адаптация. Адаптация – взаимоуподобление супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения. Адаптация к семейному образу жизни включает адаптацию к статусу и функциям мужа и жены, согласование образцов внесемейного поведения, сложный процесс интеграции в круг взаимных родственных связей. Адаптация представляет собой единство двух процессов, обеспечивающих успешное приспособление: ассимиляции – изменения окружения и аккомодации – изменения себя. Кроме первичной ролевой и межличностной адаптации выделяют этап вторичной (негативной адаптации). Чувства супругов подвержены действию общего психофизиологического закона адаптации, по которому величина любого ощущения уменьшается при постоянном действии одного и того же раздражителя. Для поддержания величины ощущения на том же уровне необходимо или увеличивать силу раздражения, или производить перерывы в раздражении, или же менять качество раздражения. Вторичная негативная адаптация проявляется в ослаблении чувств, их обесцвечивании, превращении в привычку, возникновении равнодушия. Существуют три главных условия борьбы со вторичной адаптацией. Первым условием является постоянная работа над собой, личностный рост, позволяющий успешно разрешать возрастные и семейные кризисы. Второе условие состоит в формировании благоприятного семейного микроклимата, совершенствование сложности и разнообразия культуры супружеского общения. Третьим условием прочности семьи является увеличение степеней свободы в поведении каждого ее члена, повышение автономности и самостоятельности. Кризисы развития семьи разрешаются в супружеском конфликте – состоянии потрясения, генерирующем новую структуру супружеских отношений. В начале супружеской жизни нередки “клановые конфликты”, когда связь с семейной группой, из которой вышел один из супругов, препятствует образованию новой связи в новой семейной группе. Супружеские ссоры представляют собой конфликт самооценок: участники ссоры стремятся поддержать самомнение и собственную репутацию ценой снижения самомнения и репутации “противника”. Ссора всегда включает личные обвинения. Механизм большинства семейных ссор состоит в “укоренение в прошлом”, когда начало ссоры мотивируется прошлым партнера. Закон многоуровневой круговой казуальности не позволяет установить, где (на каком уровне отношений) и из-за чего именно начался конфликт. Поэтому эффективный путь разрешения конфликта заключается не в дотошном выяснении истины, а в подтверждении позитивной оценки прошлого, в верности ему и в твердой решимости не предавать идеалы юности. Супружеская постель. Кровать воплощает жизненный цикл человека: это место рождения и смерти. Брачная постель – это алтарь сексуальной инициации, супружеского единения и зачатия новой жизни. Спят супруги в одной постели или раздельно, зависит от брачных традиций и социального положения пары. У большинства народов древности дом делился на мужскую и женскую половины. У египтян муж приглашал жену к себе, у греков – наоборот, он приходил к жене. Римляне также наносили визиты на женскую половину или занимались любовью на нейтральной территории. В России дворяне и бояре делили дом на мужскую и женскую половины. Муж приходил к жене с визитом, но до утра почти никогда не оставался. У разночинцев и интеллигенции при стесненных условиях жилья возникла имитация отдельных комнат жены и мужа – две раздельные кровати. Эта традиция распространена в Швеции и Финляндии. В состоятельных семьях Франции и Англии сейчас существуют раздельные спальни для мужа и жены. В Японии и Китае в семьях с традиционным бытом супруги встречаются днем в часы, отведенные для отдыха. Ночью же каждый спит на своем татами или лежанке “кан”. Немцы и испанцы – сторонники совместной супружеской постели. Кровать с балдахином и занавесками была как бы микрокомнатой в спальне, поскольку жители замка практически никогда не оставались одни. Даже у порога спальни спала служанка или стоял страж. У русского купечества, крестьян Германии, Италии, Испании супружеская кровать была общей. Начиная с пещерного быта, постель всегда была для человека самым безопасным местом в окружающем мире. Присутствие в постели близкого человека, супруга закладывает в наше подсознание душевный комфорт, стабилизирует чувство безопасности. После интимной близости женщине и мужчине необходимо прикосновение партнера. Небрежно положенная на тело рука или нога, невольное объятие, ощущение знакомых изгибов успокаивающе влияют на человека. Отвергая общую постель, супруг не только демонстрирует понижение эротической тяги к партнеру, но и повышает его тревожность. Литургическое супружество – однополый брачный союз, реализующий сакрализованные сексуальные отношения. Понятие семьи бесконечно расширяется на любые социальные объединения, матрицирующие отношения мужского и женского. Поэтому семейные отношения могли существовать как среди родственников, так и среди людей, объединенных в тайное общество, еретическую секту, между всякими старшими и младшими, между учителями и учениками. В старом Китае были такие тайные женские общества как “Золотая орхидея”, “Взаимное восхищение”, “Красная лампа”, “Синяя лампа”, “Старая лампа”, религиозные вегетарианские секты “чжайтан”. Иногда два члена женского общества заключали взаимный контракт по типу брачного. При его составлении обязательно требовалось обоюдное согласие. Если обе стороны проявляли интерес к такому контракту, то одна из партнерш готовила подарок другой, который как бы символизировал ее чувства. Если подруга принимала подарок, это означало согласие, если отвергала – отказ. После вступления контракта в силу эта пара приглашала к себе друзей на ночное пиршество, где принимала поздравления. Расторгался контракт судом, где выслушивали мнение одного из лидеров женского тайного общества. Суд выносил наказание: нанесение ударов или клеймение позором. Члены таких женских обществ рассматривали свадьбу с мужчиной как позор. Если же их заставляли выходить замуж, они на следующий день после свадебной церемонии покидали дом мужа и возвращались в свое общество. Эти женщины всегда выбирали последовательниц. Позже их приемные дочери вступали в одно из таких сообществ. Встречались и мужские союзы, основанные на тех же принципах. За девственника мужчина готовился заплатить более высокую плату. Если мальчики подверглись насилию, то они назывались “сорванными цветками”. В этом случае покупатель был заинтересован в основном лишь в случайных и временных связях с ними.
Задания и упражнения: 1) Опишите семейный цикл вашей родителской семьи. 2) На примере одного из близких проследите структуру его семейной карьеры. 3) Сделайте запись супружеской ссоры. Как построен ее сценарий? 4) Как спят ваши родители и почему именно так? 5) Когда свадьба – позор?
Рекомендуемая литература: 1. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена // Вопросы психологии. 1991. № 6. 2. Витек А. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988. 3. Джеймс М. Брак и любовь. М., 1993. 4. Зацепин В.И. О жизни супружеской. М., 1986. 5. Котовская М.Г., Шалыгина Н.В. Сделает ли российская женщина счастливым своего мужа? // Социологические исследования. 1995. № 4. 6. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). Л., 1984. 7. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. М., 1995. 8. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995. 9. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993. 10. Хаббард Р. Супружество. М., 1996.
Родительство Отцов много, а мать одна. (Русская пословица) Вопрос о родительстве внешне прост: родители – главные воспитатели и кормильцы; их поведение определяется инстинктом продолжения рода, а неразвитость родительских чувств – нарушение нормы. Но в разные исторические эпохи отцы и матери по-разному относились к детям разного пола и возраста. Адаптивность родительства. Установлено, что усилению родительской заботы благоприятствуют четыре средовых фактора – стабильная, структурированная среда; необычно трудные физические условия; пищевая специализация, охотничий образ жизни. Если условия среды, в которой обитает вид, устойчивы и предсказуемы, животные дольше живут, сильнее увеличиваются в размерах и производят потомство через определенные временные интервалы. Если местообитание вида жестко структурировано (например, коралловый риф в противоположность открытому морю), то животные будут занимать определенное домашнее пространство, или периодически возвращаться в определенные места для кормления и в поисках убежища (филопатрия – любовь к родине). В обоих случаях адаптивным будет рождение относительно малого числа потомков, чьи шансы на выживание увеличиваются благодаря особому вниманию и заботе на ранних стадиях онтогенеза. Виды, осваивающие новую, физически трудную для выживания среду, заботятся о потомстве в период его максимальной ранимости. Специализация на таких видах пищи, которые трудно находить, использовать или охранять от конкурентов, дополняется территориальным поведением и усиленной защитой пищевых ресурсов в период выращивания потомства. Хищнический образ жизни также требует увеличения родительского вклада для защиты детенышей. Коллективность родительства. У африканцев моси различаются “мать, которая родила”, “мать, которая выкормила” и " мать, которая воспитала”: уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины. В Полинезии родительские функции и поныне распределяются между широким кругом родственников, а детей поощряют считать себя принадлежащими к группе как целому. Сестры и братья матери, брат отца нередко принимали на себя родительские функции, звались матерью и отцом, и кое-где их влияние на детей оказывалось даже большим, чем влияние родителей. Брат матери мог обучать племянника особым искусствам, дарить ему украшения и ритуальные предметы, посвящать в детали церемониальной жизни. У многих народов именно брат матери передавал мальчику свое имя. Обретая имя дяди, юноша называл детей дяди своими детьми. Аналогичное явление зафиксировано в связи с обычаем передачи имени от сестры отца к племяннице. Коллективности родительства способствовал ряд обычаев. Избегание. У абхазов мать не должна была первое время подходить к младенцу, а отец избегал показываться рядом с ребенком в течение многих лет. Во многих случаях детей воспитывали не столько их родители, сколько деды и бабки. Аталычество. Ребенок, с раннего детства, если не с рождения, вырастал в чужой семье, был психологически гораздо ближе к ней, чем к собственным родителям, а родители, в свою очередь, не могли чувствовать к нему ту привязанность, которая создается лишь годами повседневного интимного контакта. Родоначальник идеи родительской любви Ж.-Ж. Руссо (“Эмиль”, 1762 г.) собственных детей от своей постоянной сожительницы Терезы отдавал в приют. Среднее ежегодное число подкидышей в Париже между 1773 и 1790 гг. составляло 5800 человек (на общее число 20 –25 тысяч рождений). Достаточно равнодушно относились к детям и аристократические матери, чему способствовал обычай отдавать младенцев на выкармливание в чужие семьи и воспитывать детей в закрытых пансионах, монастырях и школах. Родившийся в 1754 г. князь Талейран вспоминал, что родительские заботы еще не вошли тогда в моду. В знатных семьях любили гораздо больше род, чем отдельных лиц, особенно молодых, которые еще были никому неизвестны. Сам Талейран был отдан кормилице сразу же после крещения, состоявшегося в день его рождения, и в течение четырех лет мать ни разу не навестила его. Материнство. Материнство – это факт, а отцовство – вопрос. Женщина-мать значительно теснее отца связана с ребенком. Их симбиотический контакт начинается в утробной фазе. В одном эксперименте 27 матерей должны были отличить по магнитофонной записи голос своего 3–7-дневного ребенка от голосов 4 других младенцев; 22 матери сделали это безошибочно. Однодневные младенцы отличают голос матери и предпочитают его другим голосам. Во время лактации мать испытывает удовольствие, похожее на сексуальное. Гормональная стимуляция центров мозга способна усиливать или ослаблять " материнское" поведение животных, порождая потребность ухаживать, ласкать, причем самки значительно восприимчивее самцов. До конца XVIII в. материнская любовь во Франции была делом индивидуального усмотрения. Формирование устойчивой эмоциональной близости между родителями и детьми затруднялось высокой рождаемостью и еще более высокой смертностью. Из-за плохого и небрежного ухода в XVII–XVIII вв. в странах Западной Европы на первом году жизни умирали от одной пятой до одной трети всех новорожденных, а до 20 лет доживало меньше половины). Все это делало жизнь отдельного ребенка, особенно если он не был первенцем, не такой ценной, как сегодня. В конце XVIII в. начинается кампания за то, чтобы матери сами выкармливали младенцев, не доверяя их ненадежным кормилицам. Требуют (и добиваются) освобождения ребенка “от тирании свивальника”. Растут гигиенические заботы о детях (Людовика XIII регулярно пороли с двух лет, а впервые выкупали почти в семилетнем возрасте). Каждый ребенок, даже новорожденный, к которому еще не успели привыкнуть, стал восприниматься единственным, незаменимым, его смерть стала переживаться как невосполнимая горькая утрата. “Невидимый родитель”. Отцовский вклад у многих видов сводится к оплодотворению. Если самцы участвуют в выращивании потомства, то их дело – защита от внешних опасностей и жизнеобеспечение. Но при отсутствии самок, самцы макаки-резуса, павиана “по-матерински” реагируют на плач младенцев и нежно заботятся о них. Родительские реакции различны. Женщина тянется к ребенку, стремится приласкать его: материнство предполагает теплое ласковое объятие. Мужчина отстраняется и при тесном контакте с младенцем часто испытывает эмоциональный дискомфорт. Материнская игра – продолжение и форма ухода за ребенком: даже играя, она старается, прежде всего, успокоить, унять его. Отец предпочитает силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка. Женщины легче читают выражения лица младенца, более плавно двигаются, легче и нежнее прикасаются к нему и успокаивают его высоким, мягким, ритмическим голосом. Мужчине созвучнее взаимодействие со старшим ребенком. Физический контакт отцов с маленькими детьми обычно незначителен. Правила избегания ограничивают общение отцов и детей, делают его чрезвычайно сдержанным, суровым, исключающим проявления нежности. Этикет кавказских горцев требовал, чтобы при посторонних, и особенно при старших, отец не брал ребенка на руки, не играл с ним, не говорил с ним и вообще не проявлял к нему каких-либо чувств. В крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они проводили много времени с отцом, работая под его руководством. В городе дети не видят, как работает отец, а значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери. Поэтому отец все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, заметно снижается. С рождением ребенка мужчина приобретает много неприятностей (дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности, уменьшение внимания со стороны жены, нарушение режима сна и отдыха) и практически никаких удовольствий. Но экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Чем раньше отец приобщается к уходу за младенцем и чем увлеченнее это делает, тем сильнее становится его родительская любовь. “Дайте мне других матерей, и я дам вам другой мир”, – писал св. Августин. Каковы же реальные возможности и границы родительского влияния на личность ребенка? Дети, выросшие без отцов, имеют пониженный уровень притязаний. У них выше уровень тревожности и чаще неврозы. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебной успеваемости и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее усваивать мужские половые роли, они гипертрофируют мускулинность, проявляя агрессивность, грубость, драчливость. Имитируя отцовскую строгость и требуя от детей дисциплины, одинокие матери больше заботятся о формальном послушании, успеваемости, вежливости, нежели об эмоциональном благополучии ребенка. Другие, напротив, прямо признают свое бессилие. Третьи чрезмерно опекают детей, особенно единственных, пытаясь оградить их от опасностей. Чрезмерно опекаемый, заласканный ребенок вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать. Сильная зависимость от матери часто сочетается с чувством враждебности к ней. Иногда дети идеализируют отсутствующего отца. Поэтому “невидимый”, “некомпетентный” и часто невнимательный родитель очень важен.
Задания и упражнения: 1) Прочитайте стихотворение “Сын полка”. Реконструируйте образ полка как коллективного отца. 2) Испытывали ли вы чувство филопатрии? 3) На материалах литературных памятников, мемуарных источников раскройте особенности родительского поведения в прошлом. 4) Почему ребенку необходим отец? 5) Расспросите сверстника, выросшего в неполной семье, о его переживаниях по отношению к отсутствующему родителю.
Рекомендуемая литература: 1. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России (“Ваш ребенок нужен только Вам”) // Социологические исследования. 2000. № 11. 2. Кон И.И. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. М., 1989. 3. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. 1997. № 1. 4. Кертман Л.Е. Джозеф Чемберлен и сыновья. М., 1990. 5. Отец в современной семье. Вильнюс, 1988. 6. Проблемы родительства и планирования семьи. М., 1992. 7. Рамих В.А. Материнство как социокультурный феномен. Ростов н/Д, 1995. 8. Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. М., 1996. 9. Титова М.А. Социально-символическая интерпретация функции отца в процессе социализации ребенка // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1997. № 3. 10. Шамраев В.С., Лукьянова Т.А. Отцы и дети // Социологические исследования. 1996. № 4.
Мир детства Брат брату смерти не желает, но и возвышения тоже. (Лакская пословица) «Будьте как дети! » – учил человечество Христос. Но это сделать не так просто. Следует пройти контринициацию. Или настолько растянуть инициационный процесс, чтобы так и остаться детьми. Детские инстинкты. Родившись, ребенок инстинктивно ищет мать, покрытую шерстью. Лицо матери для него – белый овал с большой черной буквой Т в середине. Когда он волнуется или хочет спать, ему очень важно, чтобы рядом был пушистый предмет – игрушка, одеяло, волосы матери. Срабатывает хватательный рефлекс – найти мать и уцепиться за ее шерсть или хвост. Укладываясь спать, ребенок переворачивается на тот бок, который ближе к стенке или более темному предмету. От рождения все дети – собиратели. Ребенок еще ползает, но уже все замечает на полу, подбирает и тянет в рот. Став постарше, он собирает всякую всячину, припрятывая в укромном уголке клад. В силу неуклонного действия инстинктивных программ в возрасте 2–4 лет ребенок требует, чтобы все лежало на определенных местах, чтобы кормление и одевание происходили по неизменному порядку, чтобы родители держали книгу определенным образом, по сто раз читали одну и ту же сказку, проигрывали одну и ту же пластинку, включали один и тот же мультфильм. Благодаря упорству и упрямству инстинкты достигают цели. Если у ребенка что-то не получается, то дальнейшее применение программы запирается при помощи страха. Ребенок пытается как-нибудь уклониться от выполнения действия. Дети подвержены фобиям по поводу инстинктивных программ (страх потерять мать, боязнь сверстников, боязнь чужих, страх быть осмеянным, наказанным), по поводу всего, что у них не получается, обстановки, в которой такое случилось, а также конкретных обидчиков. Так, дети очень любят качели, что является унаследованной брахиацией (перепрыгивание с ветки на ветку, раскачавшись на руках). Полет во сне – полет брахиатора. И отсюда же ночные кошмары, воспроизводящие ощущение при падении в бездну – столь частый для брахиатора страх промахнуться и разбиться Самые страшные хищники для наземных приматов – леопард, хищные птицы и змеи, охотящихся среди ветвей. Эти животные завораживающе прекрасны. Увидев хищника издалека, с безопасного расстояния, или сидя в безопасном месте, не будь равнодушен, внимательно наблюдай его, все его движения, все его повадки; готовься к той встрече с ним, которая может стать последней, если ты недостаточно изучил врага. В химере всегда есть кусочки льва, орла или змеи – трех врожденных образов врагов приматов. Игры. Молодые животные очень много играют – между собой, с родителями, с детенышами других видов, с предметами. Игры не только приятное провождение времени. Лишенные игр детеныши вырастают агрессивными, трусливыми. Их реакции на ситуации, особенно при контактах с другими особями, часто ошибочны. Им трудно образовывать пары, жить в мире как в стае; достается и их детенышам. Игра – тренировку, проверку выполнения врожденных программ поведения – как подходить к своим, как действовать с половым партнером, детенышами, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и как уступать, как рыть, строить, прятать. В играх можно нарушать личную дистанцию, вступать в телесный контакт с партнером, бороться – словом, узнать, что такое другая особь, чего от нее можно ожидать и как себя вести. Большинство игр – вариации на три главные темы: хищник – жертва (один убегает, другой ищет, догоняет, ловит), брачные партнеры (разыгрываются ритуалы знакомства, ухаживания, сопровождения, спаривания, борьбы за самку, строительства гнезд), родители – дети (один делает вид, что кормит другого, защищает, согревает, чистит, переносит с места на место). Для игр обязательна смена ролей. У многих приматов есть врожденные программы строить себе убежища (обычно настил из веток на деревьях) или занимать подходящие места – дупла, пещеры. И дети проходят период увлечения строительством примитивных настилов, шалашей, а к дуплам, пещерам и похожим на них искусственным выемкам их тянет очень сильно. Соперничество детей в семье. Борьба детей за родительскую любовь возникает с приходом в семью нового ребенка, в том числе в смешанных семья, где растут дети от разных браков. Одинаковый пол, небольшая разница в возрасте (менее 3 лет) увеличивают вероятность возникновения ревности и соперничества за внимание матери и отца. Ссоры и драки дают возможность детям захватить внимание родителей. Старший ребенок сначала воспитывается как единственный. При рождении первого ребенка родители еще недостаточно опытны и слишком тревожны. С появлением второго ребенка первенцы становятся более тревожны, агрессивны и эгоистичны. Эта ситуация называется “свержение с трона”. Первенцу предъявляют большие требования и многого ожидают от него. У него образцом для подражания являются родители. Первенцы более добросовестны, умеют сотрудничать, не агрессивны, проявляют ответственность, легко оказывают помощь. Практически всегда являются лидерами в коллективе, так как в большинстве семей старший ребенок является лидером для младшего. Второй ребенок имеет лучшую стартовую площадку, чем первенец. Второй ребенок развивается в более спокойной атмосфере. Второй ребенок более уравновешен, чем старший, так как у него нет ситуации свержения с трона. Он более спокойный и менее агрессивный, чем первый. Поскольку он привык в семье быть маленьким, он знает, что агрессивным быть бесполезно, и вырабатывает манипулятивный путь достижения желаемого, либо демонстративно обижаясь, либо пытаясь очаровать. Он предъявляет к жизни меньше требований. Он обычно имеет “приключенческий подход к жизни” и легко берется за новое. Тем или иным способом он старается догнать старших, но это ему удается только на абсолютно другом поле деятельности. Во избежание сильных конфликтов не следует сравнивать детей друг с другом. Не рекомендуется стараться примирять детей, быть судьей, так как это может потворствовать развитию агрессии. Без родительского вмешательства агрессивные взаимоотношения между детьми редки из-за неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте. Надо позволять детям выражать свои чувства. Инициации. В традиционном обществе младенец считался не вполне человеческим существом. Какое-то время после рождения у младенца не было не только имени, которое бы определило его место среди людей, но, как считалось, и души. Чтобы он приобрел ее, в некоторых обществах применяли специальные приемы. Например, хиваро давали младенцу в возрасте нескольких дней мягкий галлюциноген с целью помочь ребенку “увидеть” и приобрести душу. В древней Японии убийство младенца не считалось тяжким преступлением и даже обозначалось не словом «убить», а словами «отправить назад», «возвратить», что подразумевало – отправить новорожденного обратно в мир духов, вместо того чтобы принять его в мир людей. У венда Трансвааля ребенка до появления зубов не признавали за человека и относили его к категории вещей. “Он еще не человек, он — вода”, — говорили венда. У ламба Замбии младенец также считался подобным воде и не признавался человеком до истечения лунного месяца после рождения. У талленси (Гана) ребенок не считается личностью до 7–8 лет, поскольку он “не имеет разума” и не может отвечать за себя. Ребенок, независимо от его возраста, не прошедший специального обряда, не включен в систему возрастной стратификации и не имеет статуса лица. Возрастные инициации – серия испытаний (например, обрезание или выбивание зубов), которые должны выдержать дети, чтобы стать полноправными членами общества. У различных народов инициация длилась от нескольких недель до нескольких лет. На этот период инициируемые изолировались от женщин и детей. Они должны были воздерживаться от определенных видов пищи, не могли участвовать в празднествах, им поручались трудные работы. Старики рассказывали юношам об их правах и обязанностях в роде и племени, знакомили их с мифами о происхождении рода. Инициации заканчивались большим празднеством – обрядовым посвящением всех прошедших инициацию во взрослые члены рода. Наиболее сложные инициации, растягивавшиеся на многие годы, наблюдались у папуасов уован, где мужчин делили на 5 возрастных категорий. Первый шаг – церемония одевания для мальчиков 4–6 лет. Мальчики получали традиционный пояс с прикрытием, а также сетчатый мешок и ожерелье из каури. В 13–16 лет подросток проходил церемонию получения головного убора, на которой ему сообщали о нормах поведения по отношению к женщинам, к собственности и к животным. После этого в течение года юноши соблюдали целый ряд табу и их учили магии. Юноши после 20 лет участвовали в третьей церемонии, дававшей им право украшать голову перьями какаду. Во время нее их посвящали в мифы о происхождении различных элементов культуры и учили обязанностям по отношению к предкам и общине. Лишь после этого им позволялось вступать в брак. Вступивший в брак мужчина оставался неполноправным членом общества до тех пор, пока он не выплачивал долг родичам, помогавшим ему в уплате брачного выкупа. Даже обзаведясь детьми, мужчина еще не считался полностью взрослым, если он не участвовал в церемонии аиме, которая требовала его недельной изоляции в мужском отсеке общинного дома, где старики обучали его магии, знахарству, общению с миром духов. В ряде мест лишь через много лет после обзаведения семьей можно было стать специалистом по резьбе или знахарству. Во многих случаях мужчины называли себя “детьми”, признавая длительность процесса социализации, завершавшегося лишь в зрелом возрасте.
Задания и упражнения: 1) Что значит быть ребенком и вести себя по-детски? Как вы выдавливали из себя по капле ребенка? 2) “Брат на брата”: как возникают и завершаются драки между близкими родственниками? 3) Какие врожденные программы приматов вы реализовывали в детских играх? 4) Боитесь ли вы змей? 5) Какие элементы института инициаций присутствуют в современной системе образования?
Рекомендуемая литература: 1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999. 2. Дети в обычаях и обрядах Зарубежной Европы. М., 1995. В 3-х т. 3. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М., 1988. 4. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. 5. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. СПб., 2000. 6. Эриксон М. Детство и общество. М., 1998. 7. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М., 1983. 8. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М., 1988. 9. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1988. 10. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М., 1983. 11. Этнография детства. Сборник фольклорных и этнографических материалов. М., 1998. Прародительство
Дочернины дети милее своих. (Русская пословица) С рождением внуков семейная служба только начинается. С возрастом у многих взрослых наконец просыпаются родительские чувства. Когда на работе отправляют в отставку, а юные родители еще мечтают погулять, на бабушек и дедушек возлагается священный долг воспитания внуков. Никто не может покинуть этот мир, не женив внуков и не выдав замуж внучек. Культ предков – поклонение умершим прародителям и сородичам, вера в их покровительство живым и умилостивительные обряды, устраиваемые в их честь. Считалось, что магическая сила индивидов возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, т. е. после его физической смерти. Используя эту силу, как предполагалось, старшие, и в особенности предки, могли наказать младших за неповиновение. Страх, который испытывал любой взрослый от своего отца, он, в свою очередь, переносил, правда, в меньшей степени, на младших, требуя от всех моложе него по возрасту или стоящих ниже его по общественной лестнице такого же повиновения, какого требовал от него старший. Наряду с требованием полнейшего повиновения развивалось не только почтение к старшим, но и благоговение к ним. Маленький мальчик почитал старшего мальчика. Последний – своего старшего брата, а все вместе – своих родителей. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы