Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие правовой системы. Основные правовые сис-мы, их храктеристика.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Понятие правовой системы. Основные правовые сис-мы, их храктеристика. Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного гос-ва. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это: - собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых гос-вом источниках - правовая идеология - активная сторона правосознания - судебная (юридическая) практика. Существуют 4 основные группы правовых систем: Одноуровневые ПС (т.е. унитарные гос-ва), двухуровневые ПС (выделяются автономии и субъекты федераций), Трехуровневые (напр. Тюменская обл и Красноярский край, где внутри еще одно автономное образование), и параллельная правовая система (Индия) – там одновременно индусское право и индийское право действует (то же в Израиле и Японии). Если говорить о блоках правовой системы, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктриальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи. В современном мире выделяют: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем. Национальные правовые системы-это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соотвествии с этим можно выделить следующие правовые семьи: общего права (англо-саксонская), романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую, славянскую. Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей. В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем. Правовые системы группируются на правовые семьи, по совокупности национальных правовых систем Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д. Ну а сама система права подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Основным элементом системы права является отрасль права, которая состоит из правовых норм, регулирующих данный, специфический, отличающийся от всех остальных вид общественных отношений. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Это уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм, часть отрасли права. Институты права регулируют один отдельный вид общественных отношений. Именно через институты образуется отрасль, а не непосредственно правовыми нормами. Более крупное объединение, входящее в состав отрасли – подотрасль права. Она складывается из родственных институтов, изучающих и регулирующих группы близких отношений определенного вида. Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли: Гос-венное (констит) право, Адм. право, Фин. право, Земельное право, Гражданское право, Трудовое право, Сем право, ГП право, Уг. право, Испр-труд право, УгП право. Правовая система каждого гос-ва отражает закономерности развития общества, его исторические, национально-культурные особенности. Каждое гос-во имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других гос-в, так и отличия от них, то есть специфические особенности. Во всех странах семьи есть писаные конст-ии, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии Конст-ии законов и подзаконных актов, так и в установлении гос-го судебного контроля за конституционностью обычных законов. В практике различают 3 разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее зак-во) и сводные тексты норм. Основным источником является закон. Кроме законов принимаются подзаконные акты: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, др. документы. Второй источник – обычай: в качестве дополнения к закону. Третий – судебная практика: решения публикуются в судебных сборниках и являются частью правовой системы. Особенность: 1 деление на публичное (властеподчиненное) и частное (семейное, гражданское, международное частное право) право – горизонтальный тип, 2 последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и институтам Англо-саксонская правовая семья. Иначе ее называют семьей общего права.(Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) Исторически она сложилась в Англии и оправдывает свое название тем, что оно действовало на территории всей Англии (период становления – 10-13 века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо зак-ва и распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся общественных отношений и на их основе вырабатывали свои юр. принципы. Совокупность этих решений, точнее принципов (прецедентов), на которых они основывались, была обязательной для всех судов и т.о. составила систему общего права. Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника права громадного кол-ва судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых др. судами. Кроме общего права в систему общего права входят статутное право (зак-во) и право справедливости. Норма общего права носит казуистический (индивид.) хар-р, т.к. она модель конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи получило широкое развитие зак-во (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложной правовой эволюции данной прав. семьи. Однако исходные признаки организации, например, Англия, сохраняет с 13 в. до сих пор. Романо-германская правовая семья. Исторические корни этой семьи относятся к римскому праву. В качестве основного источника она использует писаное право, т.е юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства. На правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что в конечном счете обеспечивает единообразие судебной или административной практикив масштабе всего государства. Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда за исключением судебной практики верховного или конституционного суда, но и в этом случае они не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся. Религиозно-традиционные Правовые системы( мусульманская, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека а тем более гос-ва, обладают значительным своеобразием. Различают т.н. традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые (мусульманское, индусское право) системы. К странам традиционного права относят Японию, гос-ва тропической Африки и нек. др. В основе обычного права лежат нормы традиций, обычаев, которые в течении достаточно долгого времени оставались неизменными и в связи с тем, что стали составляющим элементом правосознания были должным образом закреплены на законодательном уровне. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и иджма. Коран – священная книга всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями там есть и установления вполне нормативно-юридического хар-ра. Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм – традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юр. значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, содержащихся в иджме. Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с т. зр. развития своих источников. Характерные черты этого права: архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности гос-ва. Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же как мусульманское право тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти 2 тыс. лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом гос.-правовых отношений современного, в частности индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и. д. Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере – их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских гос-в. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский): выделяют внутреннее и внешнее насилие. Некие племена завоевывают другие, насильственно порабощая их. Одно племя (более молодое) порабощает другие. Внешнее насилие – убивать некот. мужчин, некоторых оставлять в живых, наблюдать за ними, как они работают, нужно создать аппарат, схожий с гос-вом. Внутр. насилие – порабощение внутри собствен. племени. Необходимость создания аппарата – будущего гос-ва. Появление прибавочного продукта – появление имущих и неимущих. По мнению представителей данной теории, гос-во более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, гос-во становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен. К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества гос-во трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Правовая (естеств.-договорная): Гроций, Локк, Руссо, Н. Радищев. Гос-во возникло в силу ест. договора. Люди, жившие совместно на определенной территории, заключают устный договор о принципах совместного сосуществования. Создание аппаратов, обмен, распр-е продуктов. Создание правил общ. поведения, в будущем – право. Порядок обеспечивается насильственным аппаратом. Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало, - независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц. Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства. Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам. Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции. Законность. Законность — фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан. Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах: а) в плане «правового» характера общественной жизни; б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту. Законность неотторжима от общеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. В таком случае законность характеризует право, взятое под углом зрения его осуществления. Главное здесь — требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т. е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников. Данная сторона законности вытекает из самого факта существования права как системы общеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организованного общества. Понимаемая как метод государственного руководства обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами — путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. В широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни. Это режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Законность — это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей — от анархии, общество в целом — от насилия, хаоса, беспорядка. Требования законности: Воплощение идеи господства права в жизни общества, государства. Верховенство закона. Закон — акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону. Равенство всех перед законом. Перед законом все должны быть равны. У всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Надлежащее правильное и эффективное применение права. Названное правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность — это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе. Принципы законности. Единство законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных -особенностях законность дрлжна быть одна для всей страны. Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан. Нужно различать законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе. Сущность государства Сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование. При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне неверно. Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.
В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства. Основные подходы к понятию государства В современном мире накоплено достаточно много подходов к пониманию государства. Это обусловливается: сложностью проблемы; наличием в обществе многочисленных социальных групп с различными интересами по отношению к государству. Первые попытки определения государства и объяснения его людям были сделаны еще в древности. Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. По большому счету они понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории. Но ни одно из множества известных определений государства не является исчерпывающим, они лишь позволяют сделать следующие методологически значимые выводы: государство - это продукт общественных отношений; государство - это форма существования общества; государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая структура всех сфер жизни общества (экономической, политической, социальной и духовной); при любом определении государства речь идет и о системе властных государственных органов; потребности общества определяют назначение, функции, цели и задачи государства. Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства. Так, В.Е.Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства: теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата); классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения); юридический (государство - юридическая персонификация нации); социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении); кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями). 6. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация Правомерное поведение является одной из разновидностей юридически значимого поведения. Юридически значимое поведение – такое поведение, которое урегулировано правовыми нормами, является типичным и социально значимым, сознательным, влекущим юридические последствия поведения субъектов. Юридически значимое поведение имеет следующие признаки: – его содержание складывается прежде всего из поступков, выраженных внешне в форме реальных физических телодвижений, словосочетаний или иного комплекса действий, которые переходят в целенаправленную деятельность лица; – наличие поведения, которому свойствен социально значимый, типичный, сознательно-волевой характер; – внутренний (проявляющийся со стороны субъекта) и внешний (действующий со стороны государства) контроль; – оценка государством и официальное документальное фиксирование в нормативных правовых документах; – детальное и довольно четкое определение запретов и дозволений; – наличие юридически значимых последствий. Правомерное поведение – это такое поведение, которое соответствует норме права и не нарушает ее. Правомерное поведение обладает следующими признаками: 1) имеет социальную значимость; 2) соответствует требованиям норм права; 3) данное поведение имеет обеспечение и поддержку со стороны государства; 4) правомерное поведение проявляется и в положительных действиях, и в положительном бездействии; 5) контролируется как со стороны лица, так и со стороны государства; 6) имеет юридические последствия. Выделяют также следующие виды правомерного поведения: 1) по уровню его социальной значимости: необходимое поведение, затрагивающее все основы жизнеспособности общества; – желательное поведение, отвечающее частным интересам всего общества, а также удовлетворяющее потребности отдельных ее субъектов; – допустимое поведение, имеющее довольно сомнительную личную или общественную пользу, но все-таки разрешенное государством, учитывая его высокую социальную значимость; 2) по личной мотивации, которые проявляются в форме: – восприятия норм права как направлений для поведения, ориентиров, которые наиболее целесообразны и отвечают интересам всего общества; – повиновения правовым предписаниям, требованиям, но без какого-то внутреннего согласия или присутствия сомнений в правомерности данных требований, так называемое конформистское поведение; – страха субъекта перед наказанием за иные варианты поведения; 3) по уровню социальной активности субъекта: – обыденное, которое выражено в ежедневном правомерном поведении субъекта; – активное, такое поведение, которое реализуется в осуществлении положительных поступков, но при этом связано и с дополнительными затратами времени, материальных средств, сил и др.; – пассивное, которое выражается, как правило, в положительном бездействии, которое связано с добровольным отказом от обладания субъектом прав и свобод, принадлежащих ему по закону. Правоспособность – это закрепленная в законодательстве возможность субъекта обладать юридическими правами и нести юридическую ответственность. Понятие типа государства Типология государств (можно рассматривать как разновидность классификации) – это методологический познавательный прием, связанный с мысленным расчленением идеального целого (понятия государства) на части (типы). В данном случае типология рассматривается как процесс познания государств. Одновременно типология государств – это результат процесса познания, представленный системой типов государств. Считается, что классификация оперирует эмпирическими (реальными) объектами, а типология оперирует идеальными объектами, т.е. абстрактными признаками. Значение типологии состоит в глубоком познании сущностно-содержательных признаков и закономерностей развития государств. Включение государства в ту или иную группу (типологический разряд или тип) означает распространение на него свойств соответствующего типа, таким образом информация идет не от специального опытного изучения, а от типологии. Она в сжатом, концентрированном виде содержит большие объемы информации, позволяет предсказать существование нового элемента, дать характеристику его важнейших свойств, показать направление развития во времени и дать характеристику предстоящего этапа. Использование типологии позволяет все существовавшие и существующие государства дифференцировать на определенные группы (типы) и на основе этого познать сущность, социальную направленность, степень прогрессивности конкретных государств, определить стоящие у власти социальные группы, элиты, круг социальных интересов, защищаемых властью, установить тип социальной организации общества, уровень духовно-культурного развития и т.д. Тип государства – это совокупность общих, наиболее существенных черт и признаков государств данной группы. Это важнейшая категория государствоведения. Она характеризует обобщенные черты этой группы, т.е. типологические признаки. Типологические признаки – это черты и свойства сущностно-содержательного характера, на основе которых происходит деление государств на типы. Эти признаки могут объяснить максимальное число других признаков (содержательных, структурных, формальных и др.). Следует помнить, что любая классификация и типология как ее разновидность, является относительной, она упрощает, огрубляет, сглаживает особенности. Наиболее широко известны типологии государств на основе формационного и цивилизационного подходов. Известны также десятки иных подходов, которые позволяют конкретизировать знания о государствах. Так, М.Н. Марченко указывает на личностный подход, базирующийся на степени экономической, социальной, политической и духовной свободы человека (См.: Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н. Марченко. М. Проспект. 1999. С.104). Другие авторы приводят многочисленные типологии, называя их нетрадиционными (несмотря на то, что некоторые из них известны со времен античности). Различают типологии структурные (синхронические) и генетические (диахронические).Первые изучают государства в условно неподвижном, фиксированном виде, вне фактора времени, на некоторый данный момент и позволяют установить структуру, строение, элементы, связи между элементами. Генетические типологии позволяют исследовать государство в развитии, сопоставить его высшие и низшие ступени развития, они связаны с фактором времени и поэтому их можно назвать периодизациям. Правонарушение
Правонарушение – вредоносное, противоправное, виновное деяние, за которое законом предусмотрена юридическая ответственность. Признаки правонарушения: Вредность – правонарушение причиняет вред общественным или частным ценностям. Результатом правонарушения может быть как фактически причиненный вред, так и угроза его причинения. Носят формальный характер, т.е. ответственность за их совершение наступает независимо от того, причинен ли реальный ущерб, возникли или нет негативные материальные последствия. Противоправность – нарушение действующих правовых норм Виновность – психически-волевое отношение нарушителя к правонарушению и его последствиям. Правонарушение возможно только там, где у субъектов есть возможность выбора поведения, когда они могут поступить по-разному, т.е. у человека должна быть осознанная возможность совершения или не совершения правонарушения. Виновность и определяет выбор нарушителем неправомерного поведения, т.е. его воля входит в конфликт с волей закона. Выделяют две формы вины – умысел (нарушитель сознавал противоправный характер своего деяния, предвидел его последствия) и неосторожность (предвидел последствия, но легкомысленно рассчитывал на их предотвращение или не задумывался о последствиях). Реальность – юридическая ответственность наступает только за фактически совершенное деяние. Правонарушение выражается в форме действия (несоблюдение законов) или бездействия (неисполнение обязанностей). Наказуемость – не всякое неисполнение обязанности или несоблюдение запрета является правонарушением. Им признается только деяние, совершение которого влечет применение установленных законом мер ответственности. Состав правонарушения – совокупность установленных законом элементов, наличие которых позволяет квалифицировать деяние, как определенное правонарушение. Состоит из объекта (общественные отношения, во вред которым направлено правонарушение), субъекта (совершивший правонарушение, физическое лицо – деликтоспособность – достижение определенного возраста и вменяемость, организация – статус юридического лица), объективной стороны (характеристика деяния - время, место, способ, орудие, которая представляет собой единство противоправного деяния, вреда и причинной связи), субъективной стороны (сознательно-волевые признаки – вина, мотивы, цели). Меры ответственности – по характеру могут иметь личный, имущественный, организационный характер. В процессе привлечения к ответственности правонарушитель приобретает специальный правовой статус, включающий ряд ограничений прав и свобод, дополнительные обязанности. Меры ответственности налагаются с учетом принципов однократности, соразмерности и индивидуализации наказания. Стадии привлечения к ответственности: Расследование, сбор и оценка доказательств Принятие решения о применении мер ответственности Обжалование или опротестование указанного решения Исполнение взыскания, назначенного нарушителю На процесс привлечения к ответственности влияют: Обстоятельства, исключающие ответственность лица – деликтоспособность, невменяемость, необходимая оборона, непреодолимая сила, обоснованный риск Обстоятельства, способные освободить от ответственности – примирение с потерпевшим, амнистия, сроки давности Смягчающие обстоятельства – несовершеннолетие или беременность, состояние аффекта Отягчающие обстоятельства – рецидив, групповое правонарушение, особая жестокость Классификация мер ответственности: Уголовно-правовые взыскания – штраф, конфискация, лишение свободы, смертная казнь Административно-правовые – штраф, конфискация, исправительные работы, депортация Дисциплинарные – замечание, выговор, увольнение Гражданско-правовые – возмещение убытков, штраф, неустойка Власть и ее виды Власть – средство функционирования любой социальной общности, отношения, возникающие между властвующим и подвластным, где властвующий диктует свою волю подвластному, направляет его поведение и деятельность. Власть зависит от характера и уровня общественной жизни. Власть свойственна для любой организованной, устойчивой, в той или иной мере целенаправленной общности людей. Важным элементом власти является принуждение. Власть имеет следующую структуру: 1) субъект власти (в частности, государство, население); 2) объект (на кого именно направлена власть); 3) отношения, возникающие по поводу власти; 4) регламентирующие правила, нормы. Родительская власть и др. Социальная власть – это отношения господства и подчинения между субъектами власти, которые возникают в любой общности людей и опираются на принуждение. При социальной власти воля и действия одних лиц преобладают над волей и действиями других лиц. Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии. Характерные признаки государственной власти: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 769; Нарушение авторского права страницы