Единство (общее) права и морали.
1. Право и мораль являются достижением цивилизации и культуры.
2. Право и мораль обусловлены осознанием индивидом своего «Я», своего достоинства, развитием личной свободы, независимости, появлением частных интересов.
3. Право и мораль имеют общие экономические, исторические, культурные, политические и др. условия становления и развития.
4. Право и мораль признают человека, его права и свободы, достоинство высшей ценностью.
5. Право и мораль являются свойством личности, они неразрывны с личностью.
6. Право и мораль представляют собой общую меру свободы и справедливости поведения.
7. Право и мораль выступают регуляторами поведения (регулируют, направляют, ведут к определённому результату).
8. Право и мораль служат единой цели - формированию гуманного, демократического гражданского общества, правового государства.
9. Право и мораль связаны с социальным принуждением.
Справедливость и право.
Право неотделимо от справедливости: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости.
Сущность права состоит в том, что оно - способ установления справедливого баланса интересов всех и каждого: индивидов, социальных слоев, классов, социальных общностей и образований.
Только учет и согласование интересов всех социальных субъектов (индивидуальных и коллективных) выступает подлинной основой и гарантией осуществления правовых предписаний. В то же время даже самый справедливый социальный компромисс в силу самой природы компромисса (в любом случае предполагающей отступление от " своего" интереса в пользу общего) потенциально содержит в себе возможность отхода от условий и правил компромиссного решения, каковым по своей природе право и является. Вот именно в таких случаях право и проявляет свои возможности по принудительной реализации собственных предписаний: " справедливость, не поддержанная силой, немощна" (Блез Паскаль).
Право, таким образом, опирается на справедливость, а не на силу. На силу опирается произвол.
Понятие справедливости разрабатывалось с древнейших времен. Развернутую теорию справедливости как основы права создал Аристотель.
Он различал два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.
Уравнивающая справедливость - это та, которой люди руководствуются при обмене ценностями или возмещении ущерба. Это как бы инструмент соблюдения меры между ущербом и выгодой каждой из сторон.
Право по своей природе есть регулятор, действующий на основе применения равных мер к различным субъектам. И в этом состоит справедливость права, ибо такое регулирование основано на принципах соразмерности, сбалансированности интересов, равного несения того или иного бремени.
В то же время право есть и " право неравенства", поскольку в силу самой своей природы, принципа действия оно не учитывает всей полноты индивидуальных качеств людей.
В определенной мере этот момент компенсируется предоставлением субъектам права свободы в рамках правовых предписаний, путем правоприменительной деятельности, направленной на справедливую индивидуализацию общего правового предписания.
Особое значение справедливость приобретает в сфере юрисдикционного применения права при разрешении социальных конфликтов, назначении наказания, где воздаяние со стороны государства должно соответствовать мере содеянного правонарушителем.
Противоречия между правом и справедливостью могут выражаться не только в несправедливом применении правовых норм, но и в издании государством изначально несправедливых норм права. Поэтому справедливый подход должен быть обеспечен прежде всего в процессе издания государством нормативно-правовых актов.
Право и религия.
Религия – это форма общественного сознания, основанная на вере в священное; система духовных представлений и соответствующих им норм поведения верующих, которые направлены на объяснение главных вопросов бытия человека, а также на поддержание в обществе единства и стабильности.
Общие черты права и религии:
1. выступают формами правосознания. В структуре правового и религиозного сознания выделяют:
Ø идеологический уровень – систематизированные представления о правовой или религиозной действительности;
Ø психологический уровень – совокупность чувств, эмоций, переживаний по поводу права или религии;
2. выполняют регулятивную функцию, устанавливая общеобязательные правила (модели) поведения, имеющие императивный, безусловный характер;
3. значительная формализация (нормы большинства правовых и религиозных систем закреплены в соответствующих текстах, которые имеют иерархичный характер);
4. возникают в результате распада первичных мононорм;
5. наличие институционных образований, имеющих официальный статус (совокупность государственных управленческих структур и церкви соответственно), которые обеспечивают реализацию правовых и религиозных норм.
Различие права и религии:
Критерии отличия
| Религиозные нормы
| Нормы права
|
1. по формам сознания
| в религиозном правосознании преобладает психологический аспект, который находит свое проявление в феномене религиозной веры
| правовая идеология характеризует рациональный, научный подход к осмыслению права; осознание обязательности правовых предписаний
|
2. по способу оценки
| индивидуальная ценность; авторитарность религиозного сознания (верующий человек постоянно ощущает влияние божественного авторитета и религиозной громады)
| общественная ценность, большинство людей воспринимает право как собственную ценность (право не утрачивает своей общеобязательности в случае непризнания его ценности отдельным индивидом) и обуславливает определенную автономию, свободу субъекта права от внешнего авторитета
|
3. по способу легитимации
| автономный регулятор; ощущение индивидом необходимости связи со священным; цель религии – общее единение в священном
| обеспечивается внешним авторитетом и регулирует конфликтные по своей природе отношения; цель - определить правовой статус человека в обществе и модель должных отношений между людьми
|
4. по соотношению прав и обязанностей
| преобладание обязанностей; личный характер религии (религиозные, культовые действия совершаются исключительно лично)
| субъекты права наделены корреспондирующими правами и обязанностями (нет прав без обязанностей); преобладание прав над обязанностями
|
5. исходя из особенностей ответственности
| религиозная ответственность возникает в случае признания верующим обязательности религиозных предписаний; религиозная санкция связана с духовным миром человека, утратой его связей со священным, выступает проявлением власти религиозной громады
| юридическая ответственность имеет ретроспективный характер – это реакция государства на уже совершенное индивидом деяние (субъект не может нести юридическую ответственность за свое поведение в будущем); наказание не зависит от отношения лица к праву и всегда влечет ограничение социального статуса, возможностей и свобод человека
|
6. исходя из особенностей формализации
| религиозные нормы статичны, священные тексты консервативны, они не могут быть изменены и отменены, даже если содержат противоречивые, устаревшие положения
| правовые нормы – динамичны и подвержены изменениям
|
7. по особенностям регулирования общественных отношений
| не только воздействуют на общество и индивида, но и формируют у человека этические ориентиры, мировоззрение; основаны на строго дифференцированной системе ценностей, направлены на преобразование внутреннего мира человека
| воздействуют на общество и индивида как путем закрепления и регулирования определенных отношений, так и их охраны
|
Формы влияния религии на право:
1) идейно-моральное влияние (при этом религиозные нормы играют значительную роль в формировании правовой культуры, правового поведения). Религия объявляет грехом нарушение не только религиозных, но правовых норм и способствует тем самым исполнению последних. Так, религия осуждает преступления;
2) реализация религиозных норм в праве в процессе регулирования отношений верующих между собой и со светской властью (предмет регулирования религиозных и правовых отношенийможет совпадать, например, законодательство охраняет многие освященные религией ценности: семью, детство, собственность, свободу, оплачиваемый труд, равенство людей и т.д.). Религия сама выступает в качестве предмета правовой охраны;
3) опосредованное влияние религиозных норм на право, которое имеет место в процессе правотворчества и правоприменения. Например, христианские каноны служили первоосновой принципов семейного права европейских стран; принцип недопустимости двойной ответственности за одно и то же правонарушение заимствован из канонического права, норма которого «Бог не наказывает за одно и то же преступление дважды» была основана на трактовке принципов наказаний Ветхого Завета.
Типология права.
Типология исторически известных видов права — это их классификация по единому критерию, их деление на однородные (однотипные) группы.
С учетом основных правовых систем (правовых семей):
1) Романо-германская правовая семья стран континентальной Европы, к этой же семье относится и соврем. Российское право, право стран латинской Америки.
2) правовая система Англосаксонская. Англосаксонский тип права - общий тип. Эта система зародилась и получила распространение в Англии, но была воспринята США, Канада и т.д.
3) религиозная правовая система - религиозный тип права: мусульманское право, индусское право и иудейское право.
4) - традиционная правовая система - традиционный тип права. Эта правовая система распространена в странах экваториальной Африки и на Мадагаскаре.
Типология права, выдвинутая профессором Лейстом О.Э.: сословное - социальное - формальное.
В типологии права следует исходить из того, что ее определяющим, наиболее общим критерием является законодательное закрепление исторически обусловленной справедливости - решающего фактора, обеспечивающего прогрессивное развитие общества путем создания надлежащих условий для жизни и эффективной деятельности человека в качестве субъекта права.
Исторический тип права - это выраженная в законодательстве исторически обусловленная справедливость, определяемая в конечном счете соответствующим способом производства, наиболее характерно отражающаяся в правовом положении человека в обществе.
В теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.
При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит.
Согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической - соответствует определенный исторический тип права.
Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.
1)Рабовладельческое право - это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя. Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. - 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая - в Древней Греции и в Древнем Риме. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства.
2)Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе.
Феодальное право характеризовалось следующими чертами:
1) основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье; 2) феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества.
3) феодальное право - это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права;
4) феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи;
5) как и право древнего мира, феодальное право сохраняло тесную связь с религией;
6) феодальное право не знало деления на отрасли права.
3)Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии.
В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день.
Для буржуазного права характерны:
1) светский характер - это право, которое не связано с религией;
2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;
3) разделение права на частное и публичное;
4) признание закона основным источником права.
Основной задачей буржуазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.
4)Социалистическое право представляет собой на первом этапе - этапе становления и развития социалистического государства - возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе -этапе развитого социализма - возведенную в закон волю всего народа.
Цивилизационный подход: в рамках цивилизационного подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков.
Форма (источники) права.
Форма права - это способ выражения государственной воли, юридических правил поведения.
Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо рассмотреть соотношения понятий " форма права" и " источник права".
Если исходить из общепринятого значения слова " источник" как " всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки", то применительно к юридическим явлениям под источником права следует понимать:
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
3) источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.
Выделяют четыре основные формы права:
- нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);
- правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5, 6 и др. ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
- юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сипа нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел (распространен преимущественно в странах семьи общего права - Великобритании, США, Канаде и т.д.);
- нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключает между собой администрация предприятия и профсоюзы).
Популярное: