Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Альтернативные теории происхождения государства и права
В науке, наряду с изложенным учением, существует много иных самых разнообразных теорий о происхождении государства и права. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них. Отметим как позитивные, так и негативные аспекты каждой из этих теорий. Представители патриархальной теории (Аристотель, Михайловский, Фильмер и др.) считают, что государство и право появляются в результате исторического развития семьи. Разрастание семьи (семей) в условиях первобытного общества и усложнение семейных отношений, требующих специального управления и принуждения, приводят к образованию государства. Власть правителей государства (царя, фараона, монарха) согласно этой теории является отеческой, продолжением власти отца (патриарха) в семье. Подданные – это его дети и другие члены семьи, которые должны слушаться государя и о которых он должен проявлять отеческую заботу. Отношения между подданными государь упорядочивает посредством издаваемых им правил, которые являются общеобязательными и помогают управлять всеми сферами жизни общества. К достоинствам этой теории можно отнести то, что она пожалуй впервые достаточно обстоятельно показала важную роль семьи в развитии общества и государства. Кроме того, она обратила внимание на необходимость правителей заботиться о своих подданных, обеспечивать согласие и порядок в обществе. Основные недостатки патриархальной теории видятся в следующем: несколько примитивно объясняется процесс образования государства и права из семейных отношений; недооцениваются экономические причины (переход к производительной экономике, крупное общественное разделение труда, появление избыточного продукта) и социальные (расслоение людей на бедных и богатых, взрывающее родовые и семейные отношения) факторы. Суть теологической теории (Аквинский, Маритэн, Мерсье, Лебюфф, Эйве и др.) состоит в том, что государство объявляется формой проявления божественной воли и вечного божественного разума. По мнению большинства представителей данного учения, право первоначально исходит также не от государства, а от Всевышнего, который дает нормы права, правила поведения в форме заповедей своим пророкам на земле. В Библии на этот момент указывается неоднократно. Так, во второй книге Моисеевой говорится: «Моисей возопил к Господу и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Так Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его» (Ветхий Завет. Исход. 15.25). Учение Асафа в Псалтыре также гласит: «Он (Господь – В.К.) постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедовал отцам нашим возвещать детям их...» (Псалом 77). В Коране от имени Аллаха говорится, что «мы ниспослали его, как арабский судебник» /13: 37/. В указанной теории (теориях) также имеются определенные недостатки и положительные моменты. Многие ее постулаты основаны только на вере. Умаляются экономические, социальные, военные и иные факторы возникновения государства и права. Кроме того, каждое религиозное направление (христианство, ислам, буддизм и др.) отдает предпочтение в создании государства и права своему божеству и его пророкам. Так, христиане считают, что государство и право созданы Господом Богом, мусульмане – волей Аллаха, буддисты считают государство и право воплощением мировой души (Брахмы). Как правило, та или иная религия не признает догматов иного вероучения по этому вопросу. В Библии на этот счет, например, говорится: «Да не будет у тебя иного Бога, и не поклоняйся Богу чужеземному» (Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом. 80.). Согласно Корану «верующие не должны брать себе в друзья неверных» /3: 27/. С другой стороны, большинство телеологов ратуют за согласие и порядок, утверждение справедливости в обществе и государстве, за уважение (святость) государственной власти и юридических институтов. Они подкрепляют свое учение ссылками на священные книги. Действительно, в Библии, например, говорится: «Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость». (Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом 81.). «Верующие! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику сему и тем из вас, которые имеют власть», – отмечается в Коране /4: 62/. В этих и иных тезисах, отражающих в определенной степени реальное положение отдельных сторон раннеклассового общества, происхождения государства и права, думается, есть немало разумного и позитивного, так что мы не согласны с большинством современных авторов, которые видят в теологических теориях одни только недостатки. Договорная теория происхождения теории государства и права является одним из светских направлений естественно-правовой теории. По мнению представителей данной теории (Эпикура, Гоббса, Локка, Руссо, Дидро, Пестеля и др.), все люди изначально, с момента своего рождения имеют естественные права (право на жизнь, свободу, имущество, равенство и т.п.), в том числе и право на объединение в различные ассоциации (организации). На определенном этапе развития общества первобытные люди заключают между собой соглашение (договор) об образовании государства и передаче части своих прав и свобод своим правителям. Последние в свою очередь были обязаны защищать своих подданных (граждан), разрешать споры между ними, вершить правосудие, а также приобретали право издавать законы и требовать их исполнения от населения страны. Договорная теория происхождения государства и права была направлена в первую очередь против произвола, царившего в рабовладельческом и феодальном обществах. Ее достоинство заключается также в том, что она провозглашала взаимные права и обязанности правителей и подвластных, ответственность людей перед государством и государства перед населением. Граждане (подданные), согласно этой теории, имели право на защиту своих естественных прав и интересов, в том числе право на расторжение договора (соглашения) с правительством, злоупотребляющим своей властью. Эта теория в ее прогрессивном варианте впервые обосновала право народа на свержение власти неугодных правителей, вплоть до восстания. Во многом указанная теория носит умозрительный и идеалистический характер, так как единственной причиной происхождения государства и права считает субъективный фактор, осознание людьми первобытного общества своих прав и обязанностей, необходимости заключения договора о создании специального аппарата управления, передачи части своих прав правителям. Она явно недооценивает экономические, социальные, военные и иные факторы образования государства и права. Представители теории насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский и др.) видят причину происхождения государства и права в порабощении одних племен другими, когда для управления завоеванными народами создается специальный аппарат управления и принуждения, т.е. государство. С целью закрепления своих завоеваний, взимания сборов и налогов, регулирования поведения людей в сфере хозяйственной деятельности, распределения, торговли, разрешения юридических споров государственные органы приспосабливают к своим интересам существующие в обществе обычаи и издают законы, т.е. возникает право. Положительным в этой теории является то, что она обстоятельно раскрыла роль насилия в образовании и развитии государства и права у многих народов мира. Однако здесь слишком упрощенно и прямолинейно представлен естественно-исторический процесс образования государства и права. Преувеличен военно-политический фактор и явно недооценивается роль экономических причин (переход от собирательства к производительной экономике, крупное общественное разделение труда, появление избыточных продуктов и различных форм собственности). Представители психологической теории (Цицерон, Коркунов, Петражицкий, Фрейд, Тардт, Фромм и др.), с одной стороны, связывают происхождение государства с присущими человеческой психике свойствами людей властвовать одних над другими, с другой – со стремлением подчиняться либо наоборот – не повиноваться, выступать против любой власти (например, против старейшин, военачальников, жрецов). Поэтому в процессе развития первобытного общества наиболее активные, психологически сильные и инициативные люди объединяются и создают определенные органы для управления пассивной массой и подавления агрессивных слоев населения. По мнению представителей данной теории, право также возникает вначале в сознании людей в качестве определенных притязаний и обязанностей, которые используются государством в регулировании общественных отношений. Определенное рациональное зерно в указанной теории, безусловно, есть. Она, например, обращает внимание на существенную роль вождей, старейшин, жрецов, военачальников при воздействии их на психику первобытных людей, процесс образования государства и права. Кроме того, действительно, всех людей в любом обществе можно поделить на активных, способных принимать ответственные решения, и пассивных, которые по природе своей не склонны к управлению другими людьми, подчинению и подавлению воли других лиц (к сожалению, это обстоятельство не всегда учитывается и в современной практике управления). Однако было бы наивно полагать, что государство и право – это только результат порабощения сильными личностями слабых, разрешения психологических противоречий между людьми первобытного общества. Тем самым по сути дела игнорируются основополагающие причины разложения первобытнообщинного общества и возникновения государства и права. Органическая теория происхождения государства и права (Спенсер, Прейс, Блюнчли, Вормс и др.) складывалась под влиянием теории естественного отбора, которая разрабатывалась Дарвиным и его последователями. Кратко суть этой доктрины заключается в том, что развитие общества представляет собой разновидность биологической эволюции. В результате войн между различными родами (племенами) и социальными слоями населения происходит естественный отбор: власть захватывают наиболее сильные особи человечества, которые формируют свои организации и подчиняют себе остальное население. В процессе бесчисленных войн появляются новые государства и исчезают слабые, совершенствуется государственный аппарат, создаются законы для регулирования поведения людей. В данной теории верно подчеркивается тот неоспоримый факт, что люди – это не только социальные, но и биологические, природные существа. Однако ее представители в большинстве своем абсолютно необоснованно, механически переносят закономерности биологической эволюции на развитие общества в целом, государства и права, в частности. Материалистическая теория, пожалуй, наиболее ближе подошла к правильному и объективному отражению процесса развития первобытнообщинного строя, причинам и условиям возникновения государства и права. Эти причины заключаются, во-первых, в переходе первобытных людей от собирательства, охоты и рыболовства к производящей экономике; во-вторых, в крупных общественных разделениях труда (отделении скотоводства, земледелия, ремесел); в-третьих, в росте производительности труда и появлении излишков продуктов, товарообмена, торговли и купечества; в-четвертых, в разложении рода и возникновении семьи; в-пятых, в возникновении различных форм собственности, в том числе и частной; в-шестых, в расслоении на бедных и богатых, возникновении противоречий и антагонизмов между людьми; в-седьмых, в появлении, с одной стороны, групп людей, осуществляющих управление и принуждение в обществе, а с другой – не только экономически, но и политически зависимых классов и социальных слоев населения, в частности, рабов в результате захватнических войн и порабощения соплеменников. Одной из разновидностей материалистической теории является марксистско-ленинское учение о происхождении государства и права. Маркс, Энгельс, Ленин и другие представители этого учения причиной возникновения государства и права также считали, прежде всего, экономические и классовые факторы. Но основные акценты при этом они делали на появлении частной собственности, расколе общества на непримиримые классы, между которыми ведется ожесточенная борьба, на возникновении такой публичной власти, которая, прежде всего, состоит из вооруженных людей, тюрем и иных принудительных учреждений, неизвестных родовому строю. Право, согласно этому учению, возникает как воля господствующего класса, которая исходит от государства, поддерживается его принудительной силой и обеспечивает политическое господство имущих классов. Для марксистско-ленинского учения о происхождении государства и права, как видим, характерно, с одной стороны, преувеличение экономических и социально-классовых факторов (по их мнению, государство и право носят ярко выраженный принудительный, насильственный, диктаторский характер в обществе), с другой – игнорируются или недооцениваются религиозные, психологические, военно-политические и иные факторы, созидательная и прогрессивная роль государства и права, их значение в обеспечении стабильности и порядка в обществе, регулировании отношений между людьми в различных сферах их жизнедеятельности. В отечественной и зарубежной науке выделяются и иные теории происхождения государства и права, а именно: а) историческая теория, согласно которой государство и право являются закономерным результатом развития человеческого общества; «дух народа производит государство, как и право» (Пухта); б) ирригационная теория, которая объясняет возникновение государства и права из необходимости объединения, организации и управления большими массами людей при строительстве и эксплуатации масштабных ирригационных сооружений; в) космогоническая теория, представители которой полагают, что человек, человеческое сообщество, его организации, в том числе и государство «занесены из космоса и созданы инопланетянами»; г) волюнтаристская теория связывает возникновение государства с волей отдельных сильных личностей. Существуют также теория инцеста, разнообразные либеральные и иные учения о происхождении государства и права[12]. Все они представляют определенный интерес и требуют обстоятельного изучения. Подводя итог нашим наблюдениям, отметим следующее. При исследовании вопросов происхождения государства и права нельзя смешивать два процесса: генезис государства как формы общежития, то есть переход от первобытного общества, с присущими ему механизмами социального регулирования отношений к государственно-организованному обществу и правовому регулированию общественных отношений; последующее развитие, появление на карте мира «новых» государств и правовых систем, которые возникают в результате объединения или разъединения, иной эволюции предшественников мирным либо военным путем. В последнем случае речь уже идет о развитии государства и права, об обосновании этого процесса различными учениями о государстве и праве. На этот момент правильно обращали и обращают внимание как дореволюционные (Г.Ф. Шершеневич, В.М. Коркунов и др.), так и современные (А.Б. Венгеров, Н.М. Марченко и др.) отечественные авторы. Важно также подчеркнуть, что и в той, и другой ситуациях возникновение государства сопровождается одновременно формированием соответствующей политической системы, а становление права неразрывно связано с созданием определенной правовой системы общества (правосознанием, юридической практикой и т.д.).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1102; Нарушение авторского права страницы