Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Бытовое музицирование в России 60-70-х годов 19 века.
Основной период становления домашнего музицирования приходится на XVIII–XIX века, а уже в начале XX века этот процесс окончательно завершил своё становление и развитие, выходя за пределы семьи: создаются клубы, ансамбли, оркестры из музыкантов-любителей: врачей, учителей, которые не мыслили своей жизни без игры на том или ином музыкальном инструменте. Музицирование делается массовым культурным образом жизни, любимым времяпрепровождением, неотъемлемым атрибутом бытия не только в высшем аристократическом обществе, но и в семьях образованных купцов, в семьях среднего класса. Так музыка стала естественной и своеобразной средой обитания, а музыкальное образование – обязательным для девочек, потому что именно женщине отводилась в то время роль хранительницы музыкальных традиций в семьях и желательным для мальчиков. В XIX веке домашнее музицирование становится еще более популярным и охватывает самые широкие слои высшего и среднего класса Российского общества. Результатом такого широкомасштабного явления стало появление в русской культуре блестящей плеяды ярчайших композиторов, составивших впоследствии славу русской музыкальной культуры. В то время не было музыкальных школ, музыкальных училищ и колледжей, все они получили первоначальное музыкальное образование в своих семьях, и даже выбрали впоследствии профессию далекую от музыкальной деятельности, что, тем не менее, в дальнейшем не помешало им войти в историю как великие русские композиторы: это инженер Цезарь Антонович Кюи, гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский, морской офицер Николай Андреевич Римский-Корсаков, профессор химии Александр Порфирьевич Бородин, титулярный советник Министерства юстиции – Петр Ильич Чайковский… Музыкальное образование, получаемое детьми в семьях, традиции домашнего музицирования были поставлены на такой высокий уровень, что помимо непосредственно инструментального исполнительства многие в то время сами писали музыку. Так широкой известностью пользуются дошедшие до нас «Вальсы» А.С. Грибоедова, есть известный пример «Вальса» Л.Н. Толстого. Сам Лев Николаевич получил прекрасное домашнее музыкальное образование и одно время даже мечтал о карьере профессионального пианиста. Лев Николаевич очень любил музицировать сам, играть в четыре руки со своей дочерью, слушать, как играют другие, сидя в глубоком вольтеровском кресле в своем имении в Ясной поляне. Огромное значение инструментальному музицированию придавалось в императорском доме Романовых. Великих князей и княгинь с детства обучали музыке. Иногда для этого специально приглашались лучшие педагоги, но очень часто музыкальное воспитание и образование дети царской династии получали именно в своей собственной семье. Следует отметить, что все они имели прекрасное домашнее музыкальное образование и очень разносторонние музыкальные интересы. Музыкальные увлечения членов царской семьи были необычайно разнообразны: Император Александр I играл на скрипке (и по свидетельству современников очень хорошо) и кларнете. Николай I играл на различных духовых инструментах (флейте, валторне, корнете), которые он называл без различия нюансов одним общим словом «труба». Современники отмечали его хорошую игру, умение сочинять и импровизировать. Предпочтение он отдавал такому жанру как военный марш. Свои музыкальные навыки Николай Павлович реализовывал, как это и было принято в дворянской среде России того времени, в семье, на домашних концертах, куда приглашались только «свои». О музыкальных пристрастиях Александра II известно мало: только то, что он играл на фортепиано. Прекрасно владела этим инструментом императрица Мария Александровна, отлично играли на виолончели великие князья Константин Константинович и Константин Николаевич. О том, насколько хорошо владели музыкальными инструментами и были музыкально образованными члены царской семьи, говорит тот факт, что на семейных концертах исполнялись фортепианные концерты В.А. Моцарта, звучал его «Реквием». Будущий император Александр III очень рано начал играть на любимых им духовых инструментах: в три года по его настоятельной просьбе воспитатель купил ему настоящую трубу «чтобы играла» и с тех 20 пор он практически с ней не расставался, что вызывало немалое раздражение бабушки-меломанки императрицы Марии Федоровны. Но как бы то ни было, Александр III вырос человеком, прекрасно разбирающимся в музыке и владеющим несколькими духовыми инструментам. По воспоминаниям современников, будущий император Николай II неплохо играл на фортепиано, но сам музицировал редко. Основное предпочтение отдавал церковной музыке и оперному искусству. Зато будущая императрица Александра Федоровна прекрасно играла на фортепиано, не оставила любимое занятие по приезду в Россию и приобщила к фортепианному музицированию своих дочерей. Когда Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия подросли Александра Федоровна стала брать еженедельные уроки вокала, чтобы петь вместе с дочерьми дуэты. Примечательно, что наряду с классической музыкой, в семье Николая II принимались и вполне «народные» музыкальные пристрастия. Так императрица Александра Федоровна любила простую русскую трехструнную балалайку. 15. Профессиональное музыкальное образование в России 60-70 г.г. XIX века.
В середине ХIХ в. положение профессиональных музыкантов в России оставалось сложным. Часть их продолжали быть крепостными помещиками; музыкальная деятельность как профессия не была легализована, и закон признавал лишь тех музыкантов, которые состояли на службе в казенных учреждениях: в придворных театрах, институтах благородных девиц и других государственных заведениях. Лицам дворянского звания закон косвенно запрещал заниматься профессиональной музыкально-сценической деятельностью (открыто занимаясь ею, они обязаны были отказаться от дворянского звания). Становление системы профессионального музыкального образования, начавшееся с создания первых русских консерваторий, а также расцвет российского исполнительского искусства и музыкальной педагогики во второй половине ХIХ в. тесно связаны прежде всего с именами братьев А.Г.Рубинштейна и Н.Г.Рубинштейна. Крупнейшие музыканты своего времени, педагоги, общественные деятели, братья Рубинштейны отдали значительную часть своего редкого таланта музыкальному образованию и просвещению России. Они явились мощными катализаторами процессов, уже назревавших в недрах российского музыкального искусства и музыкального образования. Во многом благодаря им отечественное профессиональное музыкальное образование, определившись как самостоятельная отрасль значительно позднее аналогичного процесса в Западной Европе, практически сразу начало функционировать на высочайшем уровне. 60—70-е годы были ознаменованы большими сдвигами в области музыкальной науки и критики. Выступавшие в печати В. В. Стасов, А.Н. Серов, Ц. А. Кюи находились в эти годы в авангарде борьбы за передовое, национально-самобытное русское музыкальное искусство. Они отдали много сил пропаганде новой музыки, развитию музыкальной науки и распространению музыкальных знаний среди широких слоев населения. Немало сделал в этом направлении также соученик Чайковского по консерватории Г. А. Ларош. Рубинштейн связывал успешное развитие русской музыки с профессиональной учебой и просвещением. Но одновременно музыкальные взгляды Рубинштейна отличались некоторой академичностью. Преклоняясь перед великими классиками музыкального искусства, он, особенно в раннюю пору своей деятельности, недооценивал необходимость развития принципов Глинки и национально-русского музыкального стиля. Балакиревцы, наоборот, ставили во главу угла продолжение дела Глинки и борьбу за народную, национальную основу русского музыкального творчества. В этом заключалась сильная сторона кучкистских взглядов. Однако слабость их выражалась в том, что в своей борьбе за свободное проявление творческой инициативы композиторов на основе народных традиций они недооценивали необходимость систематической профессиональной учебы и с недоверием и даже враждебностью относились поначалу к консерватории, которую они неправомерно рассматривали лишь как рассадник иноземных влияний. В 1860 г. был сделан следующий шаг: в Петербурге, в помещении Михайловского дворца (ныне Русского музея), по инициативе А.Г.Рубинштейна открылись общедоступные Музыкальные классы. Их программа преследовала цель привлечь широкий круг любителей музыки к дальнейшему профессиональному образованию и предусматривала обучение теории музыки и пению. Несмотря на то, что обучение вначале было бесплатным, а затем проводилось за небольшую плату, на призыв А.Г.Рубинштейна преподавать в Музыкальных классах (тоже бесплатно или за символическую плату) откликнулись великолепные музыканты. Фортепиано преподавали известные пианисты Т.Лешетицкий и Ф.И.Беггров; класс скрипки вел композитор и придворный солист Г.Венявский; виолончели – дирижер, солист придворного оркестра К.Шуберт. Сольное пение вела известная певица-сопрано Г.Ниссен-Саломан. Хоровым классом руководили композитор и дирижер Итальянской оперы в Петербурге О.Дютш, а также крупнейший русский хоровой дирижер и композитор Г.Я.Ломакин. Занятия по теории вел Н.Н.Заремба, у которого стал заниматься одним из первых слушателей Музыкальных классов П.И.Чайковский. Усилиями А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов и их соратников российская музыкальная педагогика приобрела в последней трети ХIХ в. огромный авторитет и международное признание. Именно им Россия обязана тем, что заняла одно из первых мест в сфере профессионального музыкального образования.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1483; Нарушение авторского права страницы