Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Путь Индии к достижению политической независимости (1919-1950 гг.).
I. Положение Индии к концу Первой мировой войны Вклад Индии в победу метрополии Большая часть Индии была британской колонией, остальная часть — около 600 княжеств — имела с Англией двусторонние договоры и также входила в состав Британской империи. Индия приняла участие в войне на ее стороне и внесла существенный вклад в победу Антанты. Полтора миллиона индийцев (главным образом, сикхи и гуркхи) непосредственно участвовали в боевых действиях британской армии и понесли немалые потери. Сотни тысяч мирных граждан были мобилизованы для работ в прифронтовой полосе. Индия была поставщиком огромного количества продовольствия и сельскохозяйственного сырья, несмотря на собственные социальные бедствия (как известно, только от голода в годы войны погибло около 13 млн. человек). Среди населения проводился сбор пожертвований на военные нужды. Англия получила от Индии заем в 150 млн. ф. ст., из Индии шли поставки товаров на общую сумму в 200 млн. ф. ст. Английские власти были заинтересованы в экономическом потенциале своей колонии и сняли всякие ограничения на развитие промышленности и банков. За годы войны индийское предпринимательство заметно укрепилось и потеснило англичан. Крупные предприниматели из числа индийцев развивали металлургическую промышленность, строили гидроэлектростанции, создавали собственные банковские учреждения. Еще накануне войны в Индии произошло возрождение ручного ткачества. В этой отрасли перерабатывалось значительно больше хлопчатобумажной пряжи, чем на фабриках, и были заняты 45 млн. человек. Расширялись и инвестиции английского капитала в Индии — английские банки все более охотно вкладывали деньги в экономику страны. Все это создавало новые предпосылки для подъема антиколониального движения. Национальное движение в 1918 г. Еще в 1835 г. генерал-губернатор Маколей начал в Индии реформу образования с целью подготовки кадров колониальной администрации из самих индийцев. Во второй половине XIX в. в Индии открылось немало университетов, где обучение велось на английском языке и по английским программам. Кроме того, дети из семей зажиточных брахманов имели возможность получить блестящее образование в лучших университетах Англии — Кембридже и Оксфорде. Знакомство с достижениями европейской цивилизации оказало огромное влияние на индийских интеллектуалов. Хотя число интеллектуалов в целом было незначительным, их роль в политике и общественной жизни была определяющей. Именно из этой среды вышли известные индийские просветители Рам Мохан Рой, Свами Вивекананда, Даянда Сарасвати. Тот факт, что Индия потеряла свободу, они считали естественным проявлением закона кармы, объясняли существованием архаичных обычаев (сати, ранних браков, кастовой дискриминации и т. д.) и предлагали различные пути выхода из этого положения. Среди простых индийцев распространился комплекс неполноценности, преклонения перед англичанами, которых считали представителями законной власти в Индии. Крупнейшей организацией стал созданный еще в 1885 г. Индийский национальный конгресс (ИНК). В то время он еще не был политической партией, а лишь представлял интересы интеллектуальной элиты. Деятельность его сводилась к выступлениям в индийской прессе и к проведению ежегодных конгрессов, где принимались антиколониальные резолюции и откуда направлялись петиции английским властям. Каких-либо массовых организаций, внутренней структуры, координирующих работу органов, в ИНК не было. Правда, в самом конце XIX в. в ИНК выделилась радикальная фракция Б. Тилака, который пытался организовать массовые акции в Махараштре, занимая крайне националистические позиции, но широкой поддержки его деятельность не получила. В 1906 г. при активной поддержке англичан в Индии была создана еще одна организация — Мусульманская лига. Эта организация ориентировалась на образованную часть мусульман, ставила своей целью сплотить мусульманскую общину (еще до войны в Индии было введено голосование по куриям, т. е. по религиозному принципу). Английские колониальные власти уделяли подчеркнуто большое внимание Мусульманской лиге и стремились представить себя защитниками интересов индийских мусульман. Накануне и в годы Первой мировой войны ИНК и Мусульманская лига зачастую выступали совместно. В XX в. в Индии были созданы Законодательные советы — Всеиндийский и провинциальные. С момента их создания постоянно ставился вопрос о расширении их полномочий и выборности. По закону 1909 г. избиралась половина депутатов Всеиндийского законодательного совета, в провинциальные Законодательные советы избиралось большинство. В годы войны в Индии широкое распространение получили идеи свараджа (самоуправления). В 1916 г. создается Лига гомруля — организация, в которой принимали участие и англичане; возглавляла ее А. Безант. В том же 1916 г. сторонники Б. Тилака вновь вошли в ИНК. Тогда, на съезде ИНК в Лакхнау, с партией Мусульманская лига было достигнуто соглашение о единстве действий. С тех пор стали проводиться совместные съезды (сессии) ИНК и Лиги. В 1915 г. председателем Мусульманской лиги избирается выдаю-щийся деятель Мухаммед Али Джинна. Был принят новый Устав этой организации, в котором ее целью провозглашалось самоуправление Индии в рамках Британской империи. Это создавало предпосылки для совместных действий двух ведущих национальных политических организаций. Все ожидали, что Англия предоставит Индии право на самоуправление, отблагодарив таким образом за вклад в победу в Первой мировой войне. Ответ английских властей на чаяния индийцев В июле 1918 г. был опубликован проект закона «Об управлении Ин-дией». Он получил известность как реформа Монтегю—Челмсфорда (все законы, касавшиеся Индии, имели в названии две фамилии — вице-короля и министра по делам Индии в английском правительстве, т. е. лиц, напрямую причастных к его разработке). Ожидавшегося самоуправления для Индии не последовало, правда, кое-какие уступки были сделаны. Расширялось выборное большинство в Законодательных собраниях провинций, снижался имущественный ценз, что позволило увеличить число избирателей в три раза. Но самое главное — индийцам разрешалось занимать посты, правда, второстепенные (здравоохранение, просвещение и т. п.), в Испол-нительных советах (правительствах) при вице-короле и в провинциях. Английские власти сохранили за собой право вето на все акты Зако-нодательных собраний и право их роспуска по своему усмотрению. Часть лидеров ИНК были склонны согласиться даже на такой ва-риант, например Банерджи в Бенгалии намерения Англии одобрил, он основал Либеральную федерацию, выйдя из состава Конгресса. Но в целом ИНК на своем ежегодном конгрессе в Бомбее в августе 1918 г. отверг проект Монтегю—Челмсфорда. Однако что-либо противопоставить английским властям не смог. Закон «Об управлении Индией» был принят парламентом в 1919 г. 19 марта 1919 г. в Индии были введены в действие законы Роулет-та. Они должны были заменить законы военного времени, которые могли действовать после окончания войны не более шести месяцев. Согласно законам Роулетта, административные власти в Индии получили право на разгон митингов и демонстраций протеста, отменялся суд присяжных по политическим делам, вводилось право на аресты и ссылки без суда, запрещались любые организации и органы прессы, устанавливалась строгая цензура. Разумеется, подобные меры не могли стать популярными в Индии, но англичане надеялись на отсутствие действенной тактики у ИНК, его организационную слабость. В самом деле, что мог противопоставить Конгресс, кроме заявлений протеста. Но ситуация к тому времени изменилась. II. Первый этап движения сатьяграхи (1919—1920) Начало политической деятельности М.К. Ганди Во время Первой мировой войны в Индию вернулся Мохандас Карамчанд Ганди. Уже тогда он имел мировую известность благодаря своей деятельности в Южной Африке. Там он защищал интересы ин-дийской общины и разработал тактику сатьяграхи — ненасильственной борьбы за независимость в форме несотрудничества и гражданского неповиновения. Вернувшись в Индию в 1915 г., М.К. Ганди поселился у себя на ро-дине, недалеко от г. Ахмадабада. Там, в местечке Сабармати, он основал ашрам, куда стекались ученики не только со всей Индии, но и из других стран. М.К. Ганди учил их принципам сатьяграхи: участник борьбы ни в коем случае не должен прибегать к насилию и уклоняться от наказания. В борьбе за сварадж он разрабатывал свои методы достижения главной цели. Прежде всего, это бойкоты английских властей: администрации, юридической системы, школ и учебных заведений, должностей и почетных званий, английских товаров; в качестве чрезвычайной меры предлагалось даже объявить бойкот налогам. М.К. Ганди призывал игнорировать английские учреждения и в случае необходимости обращаться к традиционным панчаятам — выборным органам в каждом населенном пункте и в кастах. Одновременно преследовалась и другая цель — свадеши (свое про-изводство): необходимо было постепенно вытеснить англичан из на-циональной экономики. Особое значение М.К. Ганди придавал пропаганде традиционных индийских тканей (кхади), изготовлявшихся кустарным способом. Тактика сатьяграхи учитывала особенности национальной психо-логии и мировосприятия, прежде всего — идеи кармы. М.К. Ганди не-однократно обращал внимание на то, что достижение Индией свободы невозможно без ликвидации пережитков архаичной социальной структуры и вредных обычаев. Необходимо было также пресечь распространение негативного влияния западной цивилизации (алкоголизм, наркомания, проституция и т. п.). 6 апреля 1919 г. по всей Индии по призыву М.К. Ганди начался хартал (в знак протеста против законов Роулетта). Успех этой акции был неожиданно велик: повсеместно закрывались лавки, прекращали работу базары, замирала деловая активность. Власти оказались бессильны. Однако 13 апреля произошли трагические события в городе Амритсаре (провинция Пенджаб). Там, на площади Джалианвалла Баг, полиция открыла огонь по участникам митинга; в итоге свыше тысячи человек были убиты, около 2 тыс. ранены. Известия о бойне в Пенджабе вскоре достигли разных концов Индии, и население стало переходить к насильственным актам борьбы против англичан. М.К- Ганди призвал прекратить хартал. Движение халифатистов и позиция ИНК В годы Первой мировой войны индийские мусульмане фактически оказались в состоянии войны со своим религиозным вождем — турецким султаном, который носил титул халифа — главы мусульман-суннитов всего мира. Это омрачило отношения Мусульманской лиги с английскими властями в Индии. Англичане неоднократно заверяли лидеров мусульманской общины, что халифат в любом случае будет сохранен как религиозный институт. Однако уже в 1919 г. на этот счет возникли серьезные сомнения, так как события вокруг Турции развивались помимо воли английского правительства. Поэтому в Индии с конца 1919 г. развернулось движение в поддержку халифата. М.К. Ганди, сознавая всю важность этого вопроса для индийских мусульман, призвал всех индийцев поддержать это требование. Начался период небывалого единения мусульман и индусов: проводились совместные собрания, мусульмане активно вступали в ИНК, видные индуисты выступали в мечетях. 6 декабря 1919 г. на сессии ИНК в Амритсаре присутствовал лидер Мусульманской лиги М. Али Джинна и известные руководители Халифатистского комитета братья Мухаммад и Шаукат Али. В апреле 1920 г. М.К. Ганди предложил Халифатистскому комитету свою программу гражданского неповиновения. Тактика сатьяграхи была принята с энтузиазмом, М.К. Ганди был даже избран председателем Халифатистского комитета. Начались его поездки по стране, связанные с подготовкой массовой кампании. Кампания сатьяграхи началась 1 августа 1920 г. Официально ИНК в ней не участвовал, она проводилось под лозунгами халифа-тистов. Но размах был огромен. Всю страну охватил бойкот английских товаров и различных учреждений. В нем участвовали как мусульмане, так и индусы, а английские власти ничего не могли этому противопоставить. Ведь участники сатьяграхи не прибегали к насилию, тем самым и власти лишались повода подавлять движение с помощью силы. Принятие ИНК программы и тактики М.К. Ганди Лидерам Индийского национального конгресса — а это были пред-ставители элиты индийского общества: преуспевающие адвокаты, юристы, видные деятели колониальной администрации, люди, получившие английское образование и воспитание, — нелегко было решиться принять на вооружение тактику сатьяграхи. Объявив бойкот английским товарам, они отказывались от привычного стандарта жизни: бойкотируя сферу администрации, юстицию и учебные заведения, они тем самым лишали себя заработка, а своих детей — возможности в будущем занять достойное место в обществе. Многие известные деятели Конгресса были выходцами из высших, наиболее почитаемых каст, и для них согласиться на такое снижение статуса было крайне трудно. Сам же М.К. Ганди принадлежал к доста-точно скромной касте сельских ростовщиков — бания. И в то время многие задавались вопросом: так ли уж эффективна на деле его тактика? Только грандиозный успех кампании халифатистов развеял все сомнения — упорствовать далее было уже невозможно. В ИНК обсуждались успехи сатьяграхи. В 1920 г. были проведены две сессии: в сентябре — в Калькутте и в декабре — в Нагпуре. На них были приняты исторические решения: одобрена тактика сатьяграхи, политическая программа М.К. Ганди и новый Устав ИНК. Партия ста-новилась массовой, уже в конце 1920 г. в ее рядах насчитывалось 10 млн. человек. Создавалась организационная структура, провинциальные организации, а также координирующие органы: отныне во главе ИНК стоял Рабочий комитет. Сам М.К. Ганди оказался не только блестящим лидером харизма-тического толка (известно, что он оказывал гипнотическое воздействие на аудиторию, сотни тысяч людей заряжались его энергией на грандиозных митингах), но и прекрасным организатором. Он все продумывал и просчитывал заранее, делая малозаметную, кропотливую, но исключительно важную работу. Так, М.К. Ганди организовал сбор денежных средств в Фонд Б. Тилака (умершего в 1920 г.), этот фонд и стал основой финансовой системы ИНК, функционировавшей образцово: деньги всегда находились в обороте, и конфисковать их английским властям было невозможно — денег никогда не было в наличии. Организации ИНК проводили большую работу на местах по созда-нию панчаятов (органов самоуправления), в сельской местности возникали крестьянские комитеты — сабхи, которые защищали права арендаторов, велась пропаганда кхади. Активизировалось движение рабочих в городах: за 1920 г. произошло 200 забастовок, а в мае 1920 г. был создан Всеиндийский Конгресс профсоюзов (ВКП). В январе 1921 г. в ИНК был создан специальный комитет для установления контактов с профсоюзным движением. М.К. Ганди был убежден, что ИНК станет действенной политической организацией, если каждодневно заниматься текущей работой, обращать внимание на нужды простых людей, сохраняя и демонстрируя тем самым массовый характер партии. III. Второй этап кампании (1921—1922) Ослабление индо-мусулъманского единства в августе 1921 г. К сожалению, период единства двух религиозных общин был непро-должительным, хотя М.К. Ганди, братья Али, Азад и другие лидеры мусульманской общины в своих поездках по стране призывали воз-держиваться от всего, что могло оскорбить чувства верующих. Летом 1921 г. в Индии довольно мирно прошел мусульманский праздник Бакрид, хотя раньше именно во время этого праздника происходили кровавые столкновения на религиозной почве в связи с забоем коров мусульманами. Когда в 1921 г. религиозные авторитеты в Индии обратились к еди-новерцам с фетвой (письменным распоряжением, имеющим для мусульман силу закона), в которой содержался призыв бороться с колониальными властями вплоть до сохранения халифата, англичане запретили этот документ. Тогда М.К. Ганди обратился ко всем индийцам, в том числе и индусам, с призывом открыто нарушить этот запрет и требовать от властей наказания по закону, т. е. тюремного заключения. Сотни тысяч людей приходили в комиссариаты полиции, зачитывали текст фетвы и требовали арестовать их. Таким образом, английские власти провоцировались на массовые аресты. В условиях Индии проводить многочисленные аресты среди населения практически невозможно. Англичане оказались в затруднительном положении. Здесь необходимо учитывать такую тонкость: на Востоке власть, отдающая распоряжения и не добивающаяся их выполнения, за таковую не считается — таков менталитет населения. Впоследствии М.К. Ганди не раз прибегал к такой форме сатьяграхи — он считал необходимым разрушить ореол законности власти англичан в глазах индийцев. Ущерб индо-мусульманскому единству нанесли волнения, про-изошедшие в августе 1921 г. на Малабарском берегу (близ Мадраса, восточное побережье, юг). Там вспыхнуло восстание мопла. Крестьяне-мусульмане народности малаяли выступили против землевладельцев-индусов. Это был конфликт на социальной почве (известно, что купцы-мопла в волнениях не участвовали), но он приобрел характер религиозной резни. Сведения о событиях на юге страны достигли других районов Индии, что привело к религиозным погромам. ИНК и лично М.К. Ганди все эти эксцессы осудили. Ганди даже пытался выехать в район восстания мопла, чтобы разрядить обстановку, но власти этому воспротивились. События на Малабарском берегу нанесли урон единству двух общин. К тому же в халифатистском движении наблюдался явный спад, так как вопрос о халифате все более утрачивал актуальность из-за событий в самой Турции, где дело шло к провозглашению республики. Таким образом, сплачивавший дотоле две общины вопрос сам по себе терял значение, а внутренние противоречия, подогреваемые эмоциональными всплесками, проявлялись все резче. Новый подъем движения в связи с визитом принца Уэльского С осени 1921 г. в Индии распространились слухи о предстоящем визите принца Уэльского — наследника английского престола, т. е. пред-ставителя короны. ИНК решил объявить бойкот официальным торжествам по этому поводу. Лидеры Конгресса понимали, что оскорбление короны во время визита в Индию повлияет на общественное мнение в самой Англии, так как создаст нелестное представление о политике английского правительства и, возможно, отразится на исходе предстоявших вскоре в Англии парламентских выборов. М.К. Ганди даже обратился с личным посланием к принцу, в котором заверил его в своих лучших чувствах, но в то же время подчеркнул, что дело приняло политический характер. В Индии начался массовый бойкот английских учреждений, продолжался бойкот английских товаров. 17 ноября 1921 г., в день приезда принца Уэльского в Индию, в порту Бомбей состоялись демонстрации протеста, в городе началась 4-дневная забастовка. В тот же день в Бомбее произошли столкновения между протестовавшими против визита и парсами, попытавшимися устроить гостю пышный прием. Английские власти обвинили в провокации беспорядков моло-дежную организацию Конгресса «Сева дал», которая была создана как раз накануне визита высокого гостя с целью поддерживать порядок при проведении массовых мероприятий. Английские власти ввели запрет на деятельность «Сева дал», чем не преминул воспользоваться М.К. Ганди. Он призвал всех индийцев, независимо от возраста, вступать в молодежную организацию ИНК и требовать от властей наказания по закону. Во всей Индии тысячи людей устремились в полицейские участки с требованием арестовать их, так как они являются членами запрещенной организации. Списки членов «Сева дал» публиковались в газетах и также доставлялись в полицию. Англичане снова оказались бессильными что-либо сделать. Колониальные власти предлагали М.К. Ганди компромисс: кампания сатьяграхи прекращается, а по завершении визита принца Уэльского с ИНК начнутся переговоры. Но Ганди был непреклонен. Кампания сатьяграхи продолжалась, Индия бурлила, а английские власти ничего не могли поделать. Сатьяграха в феврале 1922 г. и ее исход В декабре 1921 г. сессия ИНК в Ахмадабаде приняла решение: кампанию продолжать вплоть до достижения свараджа и восстановления халифата. Было решено перейти к высшей форме сатьяграхи — объявить бойкот налогам. Руководителем предстоящей сатьяграхи был объявлен М.К. Ганди. Он получил право единолично решать, когда и к какой форме переходить, когда приостановить кампанию. 1 февраля 1922 г. М.К. Ганди потребовал от вице-короля Ридинга немедленно освободить всех заключенных, снять запрет с «Сева дал» и начать переговоры о предоставлении Индии самоуправления. В противном случае он угрожал перейти к бойкоту налогов. Вице-король ответил массовыми арестами, тем более что на сей раз основания были, поскольку отказ от уплаты налогов — тяжкое преступление, Кампания началась с большим энтузиазмом. Хотя многие видные деятели ИНК были арестованы, сам Ганди оставался на свободе. Дея-тельность колониальных властей, казалось, была полностью парализована. К тому времени было арестовано уже 10 тыс. активистов ИНК, но отказ от уплаты налогов не прекращался. 4 февраля 1922 г. в деревушке Чаура-Чаури произошел прискорбный инцидент: крестьяне сожгли забаррикадировавшихся в участке полицейских. Это было явное нарушение основного принципа сатьяграхи — ненасилия (ахимсы). Ганди отдал распоряжение дальнейшую кампанию прекратить. Лидеры ИНК находились в то время в тюрьмах и весть о прекращении борьбы встретили с недоверием. Многие в то время осуждали Ганди за принятое решение, но впоследствии признали, что Ганди оказался прав. Это был первый насильственный акт, но он мог оказаться далеко не единственным. Сама идея сатьяграхи как ненасильственной формы борьбы была бы скомпрометирована, а англичане получили бы повод подавить движение силой. Ганди прекрасно чувствовал настроения масс и понимал, что напряжение прошедших лет не прошло бесследно, терпение народа уже на исходе и может последовать срыв с непредсказуемыми последствиями. Чтобы сохранить влияние на массы, Ганди представил в ИНК свою Конструктивную программу, в которой он, в частности, предлагал: про-должить вербовку в ИНК, пропаганду кхади, сбор средств в фонд Тилака, организовывать на селе панчаяты, отделы социального обслуживания (оказание помощи неимущим, при несчастных случаях и т. п.); призывал создавать национальные школы, бороться с неприкасаемостью и дискриминацией низших каст, с алкоголизмом. Но дух участников движения оказался подорванным, люди тысячами выходили из ИНК. Вскоре был арестован и осужден на 6 лет и сам М.К. Ганди. Антиколониальная борьба явно пошла на убыль. К тому же вопрос о халифате окончательно потерял прежнее зна-чение, единство индусов и мусульман ослабло. Более того, повсеместно начались столкновения на религиозной почве, погромы. Усилились экстремистские организации в обеих общинах. Так, в Синде активизировалась деятельность индуистской «Хинди Махасабхи», которая пыталась насильственно обращать в индуизм местное мусульманское население. В конце 1921 г. М.А. Джинна вышел из ИНК. Совместное проведение сессий Мусульманской лиги и ИНК отошло в прошлое.
Выводы /. После Первой мировой войны в Индии начался новый этап антиколониального движения. Он был вызван главным образом внутренними причинами и недальновидной политикой английских властей. 2. В ходе потрясших Индию событий ИНК стала массовой партией со своей разветвленной структурой и чрезвычайно эффективной новой тактикой — сатьяграхой. 3. Английские власти, даже обладая превосходящими силами, убедились в собственном бессилии перед тактикой сатьяграхи. Единственным орудием властей стало провоцирование насильственных актов и раскол населения по религиозному признаку. 4. К сожалению, единство индусов и мусульман в Индии ослабло, сплачивающий две общины фактор — халифатистское движение — утратил свое значение. Пути двух ведущих политических организаций Индии ИНК и Мусульманской лиги окончательно разошлись. 23. Национально - освободительная борьба народов Индии в конце 20 - ых - начале 30 - ых гг. Индия накануне ВМВ. I. Новый подъем антибританского движения
Ситуация в ИНК (1923-1927) После неожиданного прекращения сатьяграхи в 1922 г. численность ИНК резко сократилась, из партии выходили многие, прежде всего мусульмане. Ведущие лидеры ИНК находились в тюрьмах, многие из них осуждали Ганди за принятое решение. Наметились три группировки в ИНК: 1. Сторонники Ганди. Они одобряли принятое решение прекратить сатьяфаху, считая необходимым сосредоточиться на Конструктивной программе. Их лидеры: Р. Прасад, В. Патель, Ч. Раджагопалачария. 2. Сторонники перемен, или свараджисты. К их числу относились Мотилал Неру (отец Джавахарлала), Ч.Р. Дас. Они критиковали решение Ганди о приостановке кампании. Предлагали отказаться от бойкота политической системы, принять участие в выборах и попытаться парализовать работу Законодательных собраний изнутри. В 1923 г. эти политики создали Свараджистскую партию в составе ИНК. 3. Левое крыло. Его представители были настроены более ради-кально и предлагали добиваться независимости, а не прав доминиона. К числу лидеров левого крыла относились молодой Джавахарлал Неру и Субхас Чандра Бос. На сессии ИНК, состоявшейся в 1923 г. в Дели, было принято решение о том, что члены партии (свараджисты) могут самостоятельно выставлять свои кандидатуры и принимать таким образом участие в выборах, но в целом Конгресс продолжал бойкот. В декабре 1923 г. в Англии к власти пришло лейбористское правительство во главе с Д.Р. Макдональдом. В свое время лейбористы обещали полностью изменить политику в Индии. Ганди и другие лидеры ИНК были освобождены из тюрем. Появились надежды на проведение реформ и изменение статуса Индии. В этих условиях Ганди принял решение прекратить все виды бойкотов, кроме бойкота английских тканей. Решено было сконцентрировать усилия на пропаганде кхади, со-здании национальных учебных заведений и укреплении единства с Мусульманской лигой. Казалось бы, прогнозы Ганди сбываются — это сплотило ряды ИНК. Тем более что свараджисты, приняв участие в выборах и получив места в Законодательных собраниях, безуспешно пытались прибегнуть к обструкции. Английские власти их полностью игнорировали, они могли управлять страной и без Законодательных собраний. Но вскоре стало ясно, что надежды, связанные с приходом к власти лейбористов, невелики: они зависели в парламенте от поддержки Либеральной партии, а та в свою очередь не собиралась идти ни на какие уступки. К тому же вскоре, в конце 1924 г., в Англии у власти уже было новое, на сей раз консервативное правительство. Министром по делам Индии в нем стал лорд Биркинхед, попытки вести с ним переговоры закончились ничем. В 1924—1928 гг. М.К. Ганди фактически отошел от политической работы в ИНК и целиком сосредоточился на своей Конструктивной программе. Особое внимание он уделял пропаганде кхади, ведя эту работу с помощью Всеиндийской ассоциации ручных ткачей. Не добились успеха и свараджисты: они вновь приняли участие в выборах 1926 г., вновь получили на выборах большинство голосов, но не получили большинства в Законодательных собраниях, а следовательно, и возможности парализовать их работу.
Создание комиссии Саймона (1927) и обострение противоречий между британскими властями и ИНК В 1927 г. было объявлено о создании комиссии Саймона (английский юрист). Целью комиссии, возглавляемой Дж. О. Саймоном, была раз-работка новой Конституции для Индии, но состоять комиссия должна была из одних англичан. При этом, правда, было заявлено, что по всем вопросам комиссия будет консультироваться с индийскими политическими партиями и организациями. Но все равно получалось, что англичане будут решать, какого рода самоуправление предоставить Индии. Индийские политические партии были возмущены действиями англичан и объявили бойкот работе комиссии. В декабре 1927 г. на сессии ИНК в Мадрасе был создан специаль-ный комитет для разработки своего проекта Конституции. Его возглавил Мотилал Неру («Комитет Мотилала»). В июле 1928 г. комиссия представила проект («Конституция Неру»). Предпринимались попытки согласовать проект с Мусульманской лигой и представить его в качестве единого, но межпартийная конференция в Калькутте в декабре 1928 г. закончилась неудачей. Делегаты не смогли договориться о представительстве общин в Центральном законодательном собрании (Мусульманская лига требовала себе Уз мест), после чего лидер мусульман Мухаммед Али Джинна покинул конференцию. Тогда же, в декабре 1928 г., на сессии ИНК в Калькутте был одобрен проект М. Неру и принято решение: дать англичанам год для раздумий, после чего, если не будет позитивного ответа, добиваться только полной независимости. В декабре 1929 г. на сессии ИНК утверждается решение требовать независимости для Индии и начать подготовку к новой сатьяграхе.
Воздействие мирового экономического кризиса на Индию Тем временем разразился мировой экономический кризис, который бы-стро достиг Индии. Еще в 1927—1928 гг. страна столкнулась с аграрным кризисом — падением цен на джут, хлопок, пшеницу, масличные культуры. Потеряв доходы, крестьяне не могли платить в прежнем раз-мере земельный налог. В июне 1928 г. один из соратников М.К. Ганди, Валлабхаи Патель, провел в Гуджарате успешную сатьяграху, бойкотировав уплату земельного налога. Мировая депрессия еще больше снизила цены на сельскохозяй-ственную продукцию, что фактически вело к росту налогов. Хотя фор-мально налоги оставались прежними, для их уплаты необходимо было произвести и продать в 2—3 раза больше продукции. Это приводило к тому, что землевладельцы стремились перевести крестьян на денежную аренду. Крестьяне-собственники, будучи не в состоянии уплатить земельный налог, оказались перед выбором: или потерять землю и уйти в город, или попасть в кабалу к ростовщикам, или расстаться с семейными драгоценностями, которые в Индии есть у каждой женщины, чтобы все же уплатить налог и спасти землю. Огромное количество драгоценных камней и изделий из драгоценных металлов потекло из Индии в Англию, что в известной степени помогло англичанам стабилизировать свою финансовую систему. Пытаясь преодолеть кризис сбыта, Англия стремилась расширить сбыт своей продукции в Индии. Были отменены все протекционистские тарифы на продукцию хлопчатобумажной и железоделательной промышленности. Деятельность индийских конкурентов была затруднена: власти повысили акцизы и сборы на железнодорожные перевозки в Индии. Отказавшись от золотого стандарта фунта стерлингов, Англия тем самым повысила курс индийской национальной валюты — рупии, что сразу же сделало индийские товары дороже. Это привело к разорению тысяч мелких и средних предприятий в Индии, росту безработицы, работающие вынуждены были согласиться на сокращение зарплаты на 30—40%. Кризис обострил социальную напряженность, население усиленно распродавало сбережения, чтобы выжить. Нараставшее в обществе негодование все более явно направлялось против колониальных властей. Появились даже радикальные группы, исповедовавшие террор. Они действовали, в основном, в двух районах — Бенгалии и Пенджабе. Разумеется, их общая численность была невелика и шансов получить существенную поддержку населения — никаких. Сами акции террористов ничтожны по своему числу. Крупнейшие из них — это налет на арсенал в Читтагонге, (Бенгалия) в 1930 г. и взрыв бомбы в Центральном законодательном собрании в Дели, который произвел террорист Бхагат Сингх. Но общество было возмущено методами борьбы английских властей с террористами. Особый протест вызвал так называемый «Бенгальский указ», кото-рый позволял властям проводить превентивные аресты подозреваемых в терроризме, вводить цензуру и ограничивал права на защиту. Следует учитывать, что, хотя в абсолютном большинстве индийцы крайне отрицательно относились к насилию, многие из террористов в их глазах были национальными героями, а меры, принимаемые в отношении них английскими властями, вызывали однозначное осуждение.
II. Сатьяграха в начале 1930-х гг.
Начало сатьяграха и открытие Конференции «круглого стола» В январе 1930 г. депутаты от ИНК вышли из Законодательных собраний. 26 января 1930 г. был объявлен всеобщий хартал. Началась подго-товка к новой сатьяграхе. Ее лидером вновь был назначен М.К. Ганди. Это означало, что именно он должен был выбирать формы бойкотов и выдвигать требования к английским властям. В марте 1930 г. были опубликованы так называемые «11 пунктов Ганди». Нет необходимости перечислять их все, но важно отметить, что в них выдвигались требования, которые готовы были поддержать разные слои общества. В частности, снизить наполовину земельный налог и военные расходы, сократить жалованье английским чиновникам, вновь ввести протекционистские тарифы на ввозимые в Индию товары. Одно из требований касалось отмены монополии английских властей на добычу и продажу соли. Разумеется, все эти требования носили второстепенный характер — англичане могли их удовлетворить. Но основная цель Ганди состояла в другом — он добивался от властей начать переговоры с ИНК по проекту Конституции. Все ждали от Ганди сигнала о начале сатьяграхи. Английскому вице-королю сообщили, что Ганди покинул свою резиденцию и направился к морю. По дороге к нему присоединились тысячи сторонников. 6 апреля 1930 г. Ганди, выйдя к побережью в Гуджарате, начал выпаривать соль из морской воды, дав тем самым сигнал, с чего следует начать на этот раз сатьяграху. Он был сразу же арестован за нарушение закона, но его примеру последовали миллионы людей по всей Индии: соль можно было выпаривать повсеместно, в том числе из внутренних водоемов. Люди раскладывали костры прямо напротив управлений полиции и демонстративно нарушали закон, требуя, чтобы их немедленно арестовали. Кампания сопровождалась довольно эффективным бойкотом анг-лийских товаров. Началось массовое пикетирование магазинов, к чему Ганди призвал индийских женщин. Именно в это время сотни тысяч мусульманских женщин в ответ на призыв Ганди отбросили обычай затворничества (парды) и приняли участие в пикетировании сотен магазинов, чтобы не допустить там торговли английскими товарами. С тех пор обычай парды соблюдается мусульманскими женщинами в Индии далеко не всегда. В первый же месяц проведения сатьяграхи в Индии было арестовано около 100 тыс. человек. Английские власти явно пытались спровоцировать население на насильственные акции. Так, в Северо-Западной пограничной провинции был расстрелян массовый митинг патанов (пуштунов), но и там вспышки насилия не произошло. Движение в этом районе возглавлялось организацией «Краснорубашечников» во главе с легендарным Абдул Гаффарханом, который провозгласил себя ярым сторонником Ганди и приверженцем его принципов ненасилия. В мае 1930 г. были проведены новые аресты руководителей ИНК, в числе арестованных оказались отец и сын Неру, Мотилал и Джавахарлал. Деятельность ИНК была запрещена, на активы и имущество организации наложен арест. Колониальные власти решили игнорировать Конгресс. В то же время они устанавливали контакты с иными политическими силами в стране, не принимавшими участия в сатьяграхе. В июне 1930 г. подготовленный комиссией Саймона доклад был представлен Англией на обсуждение политических партий Индии. В ноябре 1930 г. в Лондоне открылась так называемая Конференция «круглого стола» для обсуждения проекта новой индийской Конституции. В ней приняли участие представители Мусульманской лиги, Либеральной партии, организации Хинду Махасабха, даже представители князей и лидеры индийских каст неприкасаемых. Не был представлен только ИНК. Его деятельность оказалась под запретом, и англичане надеялись обойтись без самой крупной политической силы в Индии. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1317; Нарушение авторского права страницы