Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А. С. Пушкин. «К Чаадаеву» (1818)



«К Чаадаеву» (1818 г.). Название стихотворения указывает на его жанр – это послание, а жанр, в свою очередь, определяет композицию – стихотворение построено в форме обращения к другу. Первые строки его – прощание с надеждами юности на обновление общества, на демократические свободы. Однако, обманувшись в своих чувствах и мечтах, лирический герой не предается отчаянию: «Но в нас горит еще желанье…». Политический подтекст стихотворения усиливается гражданской, «декабристской» лексикой: «отчизны призыванье», ожиданье «минуты вольности святой», «сердца для чести живы», «пока свободою горим». Эти выражения – символы одного эмоционального и смыслового ряда. Главная тема стихотворения – служение Отечеству ради его освобождения от самовластья. Заключительные строки послания оптимистичны, жизнерадостны:

Товарищ, верь: взойдет она…

Поэтический образ звезды – «звезда пленительного счастья» – был своеобразным символом декабристской поэзии, и мы встречаем его в поэзии К. Ф. Рылеева и В. К. Кюхельбекера.

Заключительные строки призывали современников к подвигу – свержению самовластья. Раньше финал стихотворения осмысливался как призыв к революции, что, на самом деле, не совсем правильно. Пушкин не призывает к свержению самодержавия, он стремится к уничтожению деспотии, беззакония – вот что понимается под словом «самовластье».

Согласно гражданской тематике, Пушкин использует преимущественно высокую, торжественную лексику, но стихотворение воспринимается легко – нет впечатления, что поэт говорит с читателем на языке давно ушедшего века. Можно сказать, что и в этом стихотворении Пушкин совершил великое открытие: серьезную общественно-политическую тему поэт раскрывает глубоко лирически.


А. С. Пушкин. «Погасло дневное светило» (1820)

«Погасло дневное светило» (1820) – одно из первых стихотворений, в которых на первый план выходят размышления о смысле жизни. В своем первом поэтическом сборнике («Стихотворения Александра Пушкина» (1826)) Пушкин дал элегии подзаголовок «Подражание Байрону». Действительно, многие образы и мотивы элегии Пушкина близки байроновским: прощание с родным краем, далекий путь по морю, разочарование в любви, пустота в сердце.

Биографы Пушкина предполагают, что элегия была написана на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф и в ней переплетаются реальные и воображаемые ситуации. Лирический герой элегии погружен в размышления и воспоминания о «туманной родине», о «безумной любви» прошлых лет. Его мечты устремлены к «берегам отдаленным», которые вызывают у автора волненье и тоску. Они автобиографичны: Пушкин в этот момент находился в южной ссылке, но мыслями, конечно, возвращался в Петербург. Сердечные переживания лирического героя так искренни и горячи, что исследователи много раз предполагали, кто мог бы быть предметом любовных переживаний поэта.

Назывались разные имена: императрица Елизавета Алексеевна, княжна Мария Голицина, Мария Раевская, Анна Гирей. Конкретное имя, вероятно, не самое главное. Важно то, что образ женщины позволил поэту выразить волновавшие его чувства – боль безответной любви, душевное смятение, раскаяние в «порочных заблуждениях», которые владели им в ранней молодости. Лирический герой пытается проникнуть в тайны своей души, чтобы ответить на многочисленные вопросы: почему так быстро прошла юность, почему друзья оказались «минутными», а подруги – изменницами. Впечатления были поверхностными, хотя и принесли истинные страдания. Теперь поэт оставляет их ради вечных ценностей – «покоя, славы, свободы».

Лирический герой элегии ищет новых впечатлений, стремится избавиться от прошлого, но сохраняет в душе память обо всем. Он принимает жизнь во всем ее многообразии – и улыбку своей музы, и сердечные наслаждения, и разочарования, и страдания. Трижды повторяется в стихотворении обращение:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся надо мной, угрюмый океан.

Образ моря (океана) в контексте элегии приобретает метафорический смысл, олицетворяя изменчивую, полную тайн и могучей притягательности жизнь.

Композиция стихотворения свободная, размер – вольный ямб (количество стоп меняется).


А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» (1822)

«Песнь о вещем Олеге» (1822). Пушкин создает свою стихотворную балладу в тех краях, где происходили взволновавшие его события. Он использовал летописный рассказ о смерти Олега из «Повести временных лет», выделив мотив любви князя к своему коню, а также разработав образ кудесника, о котором в летописи лишь упоминается. Народ прозвал Олега «вещим», то есть мудрым, много знающим (от глаголов «ведать», «знать»). В этом эпитете проявляется безусловное уважение к князю, который был выдающейся личностью: он княжил 33 года, среди блестящих походов его – поход на Византию, в результате которого был побежден Царьград (Константинополь). В то же время слово «вещий» связано с чем-то колдовским, языческим, безбожным, так как «ведун» – колдун, «ведьма» – колдунья имеют один и тот же корень со словом вещий (д//щ).

Древние славяне-язычники верили в природных богов, почитали силы природы. Их богами были Стрибог, Перун, Даждьбог, Хорс. По преданию, богам служили волхвы, кудесники (волшебники, способные творить чудеса).

Считалось, что кудесники выполняли волю богов, вдохновлялись богами и могли предсказать будущее. С кудесниками советовались в тяжелые моменты жизни; особенно часто это делали князья, так ратное дело было для них главным.

Пушкинский кудесник спокоен, независим, нетороплив. Он не боится сказать князю правду, ведь его вещий язык «правдив и свободен». Князь внутренне спорит с кудесником – «Олег усмехнулся…», когда слышит пророчество, но горькая дума омрачает его «чело», делает тяжелыми мысли.

В летописи мы не видим того, как прощается князь со своим конем, а в балладе это очень трогательный и печальный момент: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга…». Конь действительно был и слугой, и другом, нередко спасая своего хозяина от верной гибели. Оставляя его, Олег пытается спорить с самой судьбой, с тем, что велят ему боги. Однако изменить свою участь он не может. С негодованием Олег вспоминает кудесника – «Ты лживый, безумный старик» – и немедленно расплачивается за свою гордыню: змея, выползшая из черепа коня, смертельно жалит его.

Заключительные строки баллады рисуют тризну по Олегу – поминки по умершему. Князь Игорь и Ольга находятся «на холме», т. е. на кургане, насыпанном над погребенными воинами.


А. С. Пушкин. «К морю» (1824)

«К морю». В конце июля 1824 года, перед отъездом из Одессы, Пушкин написал первый вариант стихотворения. Осенью, уже находясь в Михайловском, Пушкин дописал строфы о Наполеоне и Байроне, а также заключительные стихи.

Это стихотворение – монолог-разговор поэта с морем и вместе с тем с самим собой. Морю высказывает поэт свои раздумья. Мысль о море, его «свободной стихии», силе и могуществе заставляет Пушкина обратиться к раздумьям о своей судьбе. В стихотворении как бы подводятся итоги прошлому, и вместе с тем поэт с тревогой задумывается о будущем. «К морю» – философская элегия, в которой осмысливаются важнейшие явления эпохи и в то же время раскрывается внутренний мир поэта, его заветные мечты. Образ моря, «свободной стихии» – это символ абсолютной свободы, присущей только природе, не зависящей от воли человека.

Своеволие свободной стихии подчеркнуто строфой:

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый, –

И стая тонет кораблей.

Созерцание моря наводит Пушкина на мысль о двух великих личностях, родственных по своему духу непокорной морской стихии: Байроне и Наполеоне. О Байроне поэт пишет:

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем не укротим.

Байрон был знаковой фигурой XIX века, идеалом вольности, свободы, высокого духа. Пушкин говорит о нем с восхищением и печалью: «Исчез, оплаканный свободой… / Он был, о море, твой певец».

В произведении нет определенной оценки деятельности Наполеона – Пушкин пишет лишь о том, что «скала» (остров святой Елены) стала «гробницей славы» полководца, покорившего пол-Европы. Можно предположить, что Пушкин думал о трагической, печальной участи Наполеона, сброшенного с вершины славы на одинокий остров в океане, о бесплодности его усилий навязать свою волю человечеству.

Строфа

Мир опустел… Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран

– свидетельствует о стремлении автора осмыслить настоящее и заглянуть в будущее, которое не кажется поэту исполненным радости и надежд. Литературоведы считают стихотворение «К морю» романтическим, выделяя в нем две темы, типичные для романтизма, – свободы и одиночества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь