Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материалы к теме «Лирика Пушкина»



Материалы к теме «Лирика Пушкина»

А. С. Пушкин. «Воспоминания в Царском Селе» (1815)

«Воспоминания в Царском Селе» – стихотворение написано по совету лицейского профессора Галича и прочитано на переводном экзамене в январе 1815 года. Известно, что на нем присутствовал Г. Р. Державин, давший стихотворению высочайшую оценку. События 1812 года, волновавшие тогда всех русских, вплетены молодым Пушкиным в героическую историю нашей страны, полную блестящих побед, воинской славы.

В стихотворении несколько частей. Оно открывается великолепной картиной ночного Царскосельского парка, когда все знакомые предметы приобретают загадочность, таинственность (чувствуется влияние Жуковского). Первые строфы созданы Пушкиным под впечатлением элегий Жуковского (об этом свидетельствует и лексика, и образность – «в седом тумане дальний лес», «ручей, бегущий в сень дубравы», «тихая луна… в сребристых облаках»). А II часть стихотворения – это обращение поэта к героическому прошлому России, его рассказ о памятниках русскому оружию, поставленных в Царском Селе в честь многочисленных побед. Пушкин рисует мраморную розовую колонну, поднявшуюся посреди озера, на вершине которой – бронзовый российский орел. Он держит в когтях полумесяц – эмблему Турции. Эта колонна носит название Чесменской, так как именно в Чесменской бухте Эгейского моря русские моряки потопили флот турецкий (1700).

Победам над турками посвящены Кагульский обелиск и Морейская колонна (победы русских и взятие в плен 6000 турков в крепости Наваринской, 1770). Пушкин с восхищением вспоминает русских полководцев: Орлова, Румянцева, Суворова – и из прошлого устремляется к настоящему – недавней войне с Наполеоном. Героями этой части (III-ей) являются русские воины и их полководцы, прежде всего Кутузов. Одним из главных достоинств этого стихотворения является то, что Пушкин подчеркивает общенародный характер войны, что следом за ним сделали Лермонтов и Толстой.

Заключительная, IV часть – торжественный гимн сожженной, но не покорившейся врагу Москве и русской победе, взятию Парижа (1814). Помимо влияния Жуковского, в стихотворении есть и следы влияния патриотической поэзии классицизма – Ломоносова, Державина. «Воспоминания…» отличаются одическим пафосом, обилием славянизмов, характерных для од: «угрюмой нощи», «времена златые», «скипетром великие жены», «росс вещает», «родине драгой».

4 ст. ямб (есть 6 и 3)


А. С. Пушкин. «Деревня»

«Деревня» – стихотворение двухчастное и двуплановое (в нем сочетаются элегия – 1 часть и сатира – 2 часть). Оно открывается циклической картиной деревенской природы. Писатель благодарит «пустынный уголок» – «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», который помог ему стать «другом человечества». Здесь, на лоне природы, он освобождается от «суетных оков» света и учится «в истине блаженства находить». Поэт говорит о своей любви темному саду, душистому лугу, светлым ручьям. За словами лирического героя стоит личность поэта и его неповторимый человеческий опыт. Он (поэт) позволяет читателям войти в свой поэтический мир, почувствовать его вдохновение, творческий порыв.

Вторая часть стихотворения звучит как удар хлыста. Поэт, наслаждающийся свободой, видит в деревне унизительные картины угнетенья крестьян «диким барством», которое «без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца». Все подчиняет себе неумолимый помещик – крестьяне становятся его рабами с рожденья.

Во II части элегия переходит в сатиру, наполненную высокими гражданскими чувствами. Основная тема II части – ненормальность такого положения вещей, когда один человек распоряжается жизнью других, невозможность существования крепостного права. Сила таланта Пушкина позволила поэту опоэтизировать политическую мысль, поднять ее на особую высоту – поэтому она с удвоенной силой действует на разум и чувство читателя. Поэт стремился пробудить нравственное самосознание общества, вызвать у современников чувство возмущения. Он заканчивает стихотворение вопросом:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над Отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Вероятно, у Пушкина, как и у многих его современников, была надежда на то, что царь согласится на отмену крепостного права и установление демократичного, республиканского строя.

II часть стихотворения не была пропущена цензурой, до 1870-го года распространялась в списках. Известно, что декабристы, распространяя текст стихотворения, вносили поправки в текст: 2 строка –

И рабство падшее, и падшего царя,

– которые совершенно изменяли его смысл.

В стихотворении ощущаются приметы классицизма – старославянизмы (по браздам, младые сыновья, глас, почто, влекут), обширные предложения, обилие восклицательных и вопросительных предложений, свойственных ораторской речи.


А. С. Пушкин. «К морю» (1824)

«К морю». В конце июля 1824 года, перед отъездом из Одессы, Пушкин написал первый вариант стихотворения. Осенью, уже находясь в Михайловском, Пушкин дописал строфы о Наполеоне и Байроне, а также заключительные стихи.

Это стихотворение – монолог-разговор поэта с морем и вместе с тем с самим собой. Морю высказывает поэт свои раздумья. Мысль о море, его «свободной стихии», силе и могуществе заставляет Пушкина обратиться к раздумьям о своей судьбе. В стихотворении как бы подводятся итоги прошлому, и вместе с тем поэт с тревогой задумывается о будущем. «К морю» – философская элегия, в которой осмысливаются важнейшие явления эпохи и в то же время раскрывается внутренний мир поэта, его заветные мечты. Образ моря, «свободной стихии» – это символ абсолютной свободы, присущей только природе, не зависящей от воли человека.

Своеволие свободной стихии подчеркнуто строфой:

Смиренный парус рыбарей,

Твоею прихотью хранимый,

Скользит отважно средь зыбей:

Но ты взыграл, неодолимый, –

И стая тонет кораблей.

Созерцание моря наводит Пушкина на мысль о двух великих личностях, родственных по своему духу непокорной морской стихии: Байроне и Наполеоне. О Байроне поэт пишет:

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем не укротим.

Байрон был знаковой фигурой XIX века, идеалом вольности, свободы, высокого духа. Пушкин говорит о нем с восхищением и печалью: «Исчез, оплаканный свободой… / Он был, о море, твой певец».

В произведении нет определенной оценки деятельности Наполеона – Пушкин пишет лишь о том, что «скала» (остров святой Елены) стала «гробницей славы» полководца, покорившего пол-Европы. Можно предположить, что Пушкин думал о трагической, печальной участи Наполеона, сброшенного с вершины славы на одинокий остров в океане, о бесплодности его усилий навязать свою волю человечеству.

Строфа

Мир опустел… Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран

– свидетельствует о стремлении автора осмыслить настоящее и заглянуть в будущее, которое не кажется поэту исполненным радости и надежд. Литературоведы считают стихотворение «К морю» романтическим, выделяя в нем две темы, типичные для романтизма, – свободы и одиночества.


А. С. Пушкин. «19 октября» (1825)

Стихотворение «19 октября» (1825 г.) – центральное лирическое произведение михайловского периода. Стихотворение посвящено годовщине Лицея – он открылся 19 октября 1811 года. По жанру «19 октября» – элегия, такой вывод можно сделать, принимая во внимание свободную композицию, основное настроение, воспоминания лирического героя. Стихотворение биографично, так как Пушкин вспоминает лицейских друзей, факты собственной жизни и судеб близких ему людей.

Стихотворение открывается грустной осенней картиной, созвучной душевному состоянию поэта:

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле.

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор…

Вспоминая лицей, Пушкин свой кабинет называет кельей (так лицеисты называли комнаты, в которых жили), подчеркивая собственное одиночество: келья – жилище монаха. Ведущая тема I части стихотворения – тема одиночества и печали о прошлом:

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку…

Есть одиночество, но нет отчаяния в стихотворении поэта. Мыслями он устремляется в Петербург, где друзья, празднуя годовщину лицея, вспоминают и его: «Меня друзья сегодня именуют…».

II часть стихотворения – воспоминания о друзьях. С грустью Пушкин пишет о Николае Корсакове, который умер очень рано, в 1820 году, во Флоренции. Он называет его «кудрявым певцом». Герой 5 строфы – это Федор Матюшкин, ставший мореплавателем, герой 9-й – «бесценный друг» Иван Пущин. Пушкин вспоминает Антона Дельвига, Вильгельма Кюхельбекера, Александра Горчакова и произносит слова лицейского гимна, написанного Дельвигом: «На долгую разлуку / Нас тайный рок, быть может, осудил». Седьмая строфа стихотворения – обобщенная характеристика братского союза лицеистов, который не в силах разрушить «судьбина», злая воля:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Пушкинское стихотворение свидетельствует о том, что лицеистов связывали больше чем дружеские, почти родственные узы. Лицей был не просто местом, где они провели шесть лет, это был Дом, навсегда породнивший их, как бы ни складывались потом судьбы. В этом стихотворении у Пушкина появляется образ лицейского круга, который станет определяющим, главным в стихотворениях 1827, 1828, 1831 и 1836 годов.

Заключительная часть стихотворения – мысленное присоединение Пушкина к своим друзьям, поднятие торжественных чаш за дружбу, лицей, наставников и царя. 17-я строфа, в которой Пушкин дает характеристику царю Александру I, не была пропущена цензурой:

Он человек! им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей.

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей.

Содержание строфы свидетельствует о том, что Пушкин обладал свойством сильного человека – умением прощать. Он мог подняться выше личной недоброжелательности и оценить царя с позиции исторической значимости: «взял Париж», «основал Лицей». 18-я строфа – Пушкин задается вопросом: кто же будет праздновать лицейский день последним, в одиночестве? – Им стал Александр Горчаков.

5 и 4 ст. ямб ( – пиррихий)


А. С. Пушкин. «Пророк» (1826)

«Пророк» (1826 г.). В ночь с 3 на 4 сентября 1826 г. в Михайловское фельдъегерь привез Пушкину предписание выехать в Москву на беседу с царем. Пушкин ехал во дворец со сложными чувствами: он не знал, как будет встречен царем. Он вез с собой написанное в Михайловском стихотворение «Пророк» (по другой версии стихотворение было создано в дороге). Последнее четверостишие «Пророка» в основной текст стихотворения не вошло:

Восстань, восстань, пророк России!

В позорны ризы облекись

Иди и с вервием вкруг выи

К царю-губителю явись.

(«позорны ризы» – одежда осужденного на казнь, «выя» – шея, «вервие» – веревка)

Это четверостишие свидетельствует о том, что Пушкин был готов к неблагоприятному исходу разговора с царем. Содержание стихотворения является своеобразным поэтическим ответом Пушкина на события 14 декабря, а также размышлением его о назначении поэта.

Название «Пророк» не случайно, так как по религиозным представлениям, пророк – провозвестник, истолкователь, проводник воли богов, божества. Но библейский образ – это художественный прием, за аллегорией (иносказанием) и символикой чувствуются мысли Пушкина о высоком назначении поэта и поэзии. Для этой цели Пушкин использует славянизмы, христианско-мифологическую образность («горних ангелов», «виждь», «внемли», «влачился», «перстами», «зениц», «внял»). Поэт у Пушкина – носитель правды, воплощение высшей справедливости, он обладает всезнанием, высшей мудростью; ему понятны законы природы и людской жизни.

Пушкинский «Пророк» – стихотворение сюжетное, в нем есть действующие лица: поэт, шестикрылый серафим – ангел высшего чина, персонаж христианской мифологии, Бог.

Композиция стихотворения представляет собой три части: 1 – завязка, изображающая поэта, томимого «духовной жаждой» (неудовлетворенностью, душевной тоской), стоящего на перепутье. 2 часть рассказывает о становлении поэта-пророка. Шестикрылый серафим «к устам… приник и вырвал грешный мой язык, и празднословный, и лукавый» – у поэта не может быть такого языка. Его голос должен быть правдивым и мудрым, а сердце – горячим, искренним, открытым людям, любящим:

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Не просто и не легко быть поэтом-пророком. Чтобы им стать, надо отрешиться от всего мелочного, суетного, от сомнений и страха. Человеку очень тяжело дается преображение: жало змеи вложил серафим в его «замершие уста» «десницею (рукой) кровавой», «как труп в пустыне» лежал поэт. В заключительной части стихотворения (последнее четверостишие) поэт-пророк обретает силы и цель, которые дарует ему Господь («И Бога глас ко мне воззвал»).

4 и 3 ст. ямб

Цель поэта – заставлять волноваться человеческие сердца, пробуждать в людях лучшие чувства, «зажигать» огонь в душах людей, передавая им жар своего сердца.

Основная тема стихотворения – тема поэта и поэзии.


А. С. Пушкин. «Арион» (1827)

«Арион» – стихотворение написано 16 июля 1827 г. Исполнился год со дня казни вождей декабристского восстания, гибель которых Пушкин переживал очень тяжело. Его мысли и нашли отражение в «Арионе», в основу которого Пушкин положил мотивы древнегреческой легенды об Арионе – поэте и музыканте VII-VI вв. до нашей эры.

Читая стихотворение и сравнивая его с легендой, изложенной древнегреческим историком Геродотом, мы замечаем, что поэт существенно изменил миф: рядом с Арионом не враждебные корабельщики, а друзья:

Нас было много на челне…

Во время бури, о которой ничего не говорится в легенде, гибнут все пловцы, певец остается один – «на берег выброшен грозою». Если в легенде Ариона спасает дельфин – в пушкинском тексте певца спасает его чудесный поэтический дар.

Все отступления от мифа в пушкинском тексте логичны и последовательны: они приближают ситуацию стихотворения к русской действительности, к событиям 14 декабря 1825 г.

Пушкин создает прозрачный метафорический сюжет, который повествует об общественной жизни самого поэта. Через мифологический сюжет, через аллегорию (иносказание) Пушкин утверждает верность памяти друзей, их идеалам – вольности и уничтожения самовластья:

Я гимныпрежние пою…

Певец духовно близок своим спутникам, и когда «иные парус напрягали, другие дружно упирали в глубь мощны весла» – певец «беспечной веры полн, пловцам я пел…».

Происшедшее Пушкин изображает при помощи выразительного глагола «измял»:

Вдруг лоно волн

Измял с налету вихрь шумный…

Глагол показывает несоответствие «необъятной силы» моря и слабости перед ней пловцов на челне. Автор (Пушкин) понимает неизбежность поражения, бессилие противостоять стихии:

…погиб и кормчий, и пловец…

– так были повешены лидеры движения, разбросаны по тюрьмам и каторгам, поставлены под пули горцев рядовые декабристы.

 

3 ст. ямб


А. С. Пушкин. «Анчар» (1828)

«Анчар» (1828) – стихотворение философское, представляющее собою рассказ-притчу, рассказ-легенду с глубоким значением и общечеловеческой мыслью. Материалом для него послужило предание о древе яда, растущем на далеком острове Ява. С помощью этого предания Пушкин, вероятно, стремился выразить самые заветные мысли: об отношениях человека к власти, о роли зла в природе и человеческой жизни, о возможности (невозможности) свободы в человеческом обществе. Современники читали стихотворение как аллегорию, однозначно истолковывая образы произведения – и ядовитое дерево, и властного тирана, и раба. Пушкин вынужден был оправдываться. В письме Бенкендорфу он писал: «…обвинение в применениях и подразумениях не имеют ни грани, ни оправданий, если под словом дерево будут разуметь конституцию, а под словом стрела – самодержавие». Поэт был против прямолинейного, узкого толкования его произведения. Конечно, в стихотворении не могли не отразиться горькие впечатления Пушкина, так как он пережил смерть «друзей, товарищей» (о декабристах) и крушение надежд, связанных с новым царствованием. И все же содержание стихотворения глубже, а основной образ произведения (анчар) – не аллегория, а символ.

Почему современники Пушкина прочитывали стихотворение как аллегорию? Вероятно, потому, что образы ядовитого анчара и самовластья, российской тирании сливаются в стихотворении в единое целое, воплощают гибельные, чуждые человеку силы, и каждый просвещенный дворянин пушкинской эпохи чувствовал это.

3 ст. ямб ( – пиррихий)

Образы стихотворения символичны, потому что речь идет о неравноправии людей вообще, о том зле, которое создается этим неравноправием, об унижении человека человеком.

1-я часть стихотворения – описание страшного дерева, 2-я – рассказ о том, как «человека человек послал к анчару властным взглядом». Пушкин возмущается тем, что равные по природе существа – люди – в обществе неравны. Один – «непобедимый владыка», для которого человек ничто, другой – раб, подчиняющийся деспотической власти. Раб приносит хозяину яд, которым тот «напитал» «послушливые стрелы» и разослал соседям гибель. Рабство рождает рабство, безропотное подчинение приносит смерть и рабу, и новым жертвам владыки-деспота. Автор и сочувствует рабу – угнетение человека человеком недопустимо и противоестественно, и возмущается: «И тот послушно в путь потек / И к утру воротился с ядом».


Материалы к теме «Лирика Пушкина»


Поделиться:



Популярное:

  1. IV. ЗАЧЕТНО – ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  2. А. Искусство Железной Рубашки в общей системе даосского интегрального тренинга.
  3. Анализ известных разработок по теме дипломного проекта
  4. Беседа по теме «Профилактика ВИЧ-инфекции».
  5. Болезни системы кровообращения как социально значимая патология, место в системе МКБ-10. Динамика и структура заболеваемости и смертности от болезней системы кровообращения, гендерные особенности.
  6. В системе национальных счетов
  7. В системе социальных норм наряду с правом выделяют: мораль, корпоративные нормы, обычаи, религиозные нормы.
  8. Взаимодействие аллельных генов (полное доминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование и кодоминирование). Множественные аллели. Наследование групп крови человека по АВО системе антигенов.
  9. Взаимоотношения в биологической системе «Паразит-Хозяин»
  10. Возможности развития профессиональной психологической компетентности в системе повышения квалификации
  11. Вопрос 1.Определение тектоники, ее объект и предмет, положение в системе наук о земле
  12. Вопрос 16. Рентабельность в системе показателей эффективности


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1176; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь