Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство и художественная культура.



Понятие и система художественной культуры.

Природа и сущность искусства как культурного феномена. Понятие искусства, теории происхождения.

Слово “искусство” — первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта (“искусство мышления”, “искусство ведения войны.

Вопрос о происхождении искусства был поставлен на научную основу во второй половине ХIX века, когда появилась возможность использования данных, полученных такими науками, как археология, этнография, социология, психология, антропология, лингвистика.

Искусство появляется в определенный период развития общества, когда складываются материальные условия для его возникновения. Это, прежде всего, наличие запасов пищи для того, чтобы некоторые члены общества могли иметь свободное время для занятий искусством, обеспечение общественного разделения труда. Появлению этих условий способствует коллективная охота, распределение обязанностей между членами коллектива в соответствии с их способностями. Этот период приходится на Верхний палеолит ( 35- 18 тыс. лет до н.э. ), когда ледник отступает на север.

Существует несколько теорий, возникновения искусства:

· Социальная теория считает, что в искусстве проявляется социальный инстинкт человека. Искусство участвует в различных формах общественной жизни: ритуалах, магических обрядах и др. Оно помогает человеку ощутить свое единство с коллективом, определить свое место в нем.

· Религиозная теория считает искусство “божественным вдохновением”, проявлением божественной благодати. Античные греки считали искусство божественным даром, отдельными видами искусства “заведовали” музы – дочери Зевса. Люди, которые занимались искусством, в древности считались магами, связанными с сакральным миром.

· Теория игры: искусство появилось из потребности человека выразить себя, почувствовать свою независимость от природы. В игре человек свободно располагает своей энергией, получает ощущение свободы. Искусство – это разновидность игры.

· Эротическая теория считает, что искусство является проявлением инстинкта украшения ради привлечения противоположного пола, унаследованного человеком от животных предков.

· Теория подражания связывает появление искусства с инстинктом подражания, развитым как у обезьян, так и у человека. Подражая поведению животных, птиц, явлениям природы, человек творчески осваивал окружающий мир. Имитация первоначально заменяла интеллект.

· Иллюзионистская концепция считает, что у человека есть врожденный художественный инстинкт, состоящий в потребности человека обманываться. Художник создает иллюзорный мир, уводя людей из реальности в свой собственный. Нарушая правдоподобие, изменяя пропорции и внешний вид предметов, художник внушает людям определенные эмоции и чувства.

Из вышесказанного видно, что единого представления о происхождении искусства нет. Так же необходимо иметь в виду, что жизнь первобытного общества значительно отличалась от жизни современного, и функции искусства тогда были несколько иными.

 

Функции искусства.

Искусство выполняет следующие функции:

· Познавательную. Является средством просвещения и образования людей;

· мировоззренческую. Выражает в художественной форме определенные чувства и представления;

· воспитательную. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей;

· эстетическую. Формирует эстетические вкусы;

· гедонистическую. (Этическое учение, утверждающее наслаждение, удовольствие высшим благом и целью жизни.) Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника;

· коммуникативную. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали);

· прогностическую. Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения;

· медико-оздоровительную. Например, такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние;

· компенсаторное. Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях.

 

· Развлекательная.

4 Целостность и структура художественного образа. Реалистический и условный способы образного отражения мира в искусстве.

Классификация искусств. Выразительные и изобразительные средства искусства.

Категория стиля в искусстве. Характеристика основных стилей в искусстве (романский, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, ампир, романтизм, реализм).

 

Задание:

Составьте сравнительно-сопоставительную схему «Стили искусства» по следующим параметрам:

а) социально-исторические условия возникновения и развития стиля;

б) философско-мировоззренческие основы;

в) представление о мире и человеке;

г) основные эстетические принципы и стилевые формы и приемы;

д) значимые шедевры указанных стилей и их создатели.

Литература:

1 Культурология: учеб. для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2012. – 549 с.

2 Оганов, А.А. Теория искусств / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. – М.: Международный университет в Москве, 2008. –358 с.

3 Садохин, А.П. Мировая художественная культура / А.П. Садохин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 495 с.

 

Дополнительный список литературы

1 Власов, В. Г. Стили в искусстве: Словарь в 3-х т. Т. 1. Архитектура. Графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись. Скульптура / В.Г. Власов.– СПб.: Кольна, 1995. – 672 с.

2 Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учебник для вузов / Т.В. Ильина. – М.: Высш. шк., 2009. – 367 с.

3 Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник для вузов / Т.В. Ильина. – М.: Высш. шк., 2012. – 407 с.

4 Рыков, А.В. Основы теории искусства / А. В. Рыков. – СПб.: Изд–во СПбГУ, 2007. – 113 с.

5 Гнедич, П.П. История искусств / П.П. Гнедич. – М.: КноРУС, 2012. – 680 с.

Занятие 9

Культура ХХ в. и современность

 

1 Основные тенденции в развитии культуры ХХ века. Кризисные явления в культуре начала XX века. Социально-экономические процессы ХХ в. (индустриализация, урбанизация, демографический взрыв, экологические кризисы), их воздействие на культуру. Научно-техническая революция и ее влияние на изменение типа мышления. Актуальные проблемы современной культуры.

Неклассическое видение мира в искусстве ХХ века. Художественные течения, школы, направления.

а) Авангардные явления художественной культуры ХХ в. Культурно-исторические корни, периодизация, классификация, эстетические программы. Фовизм (А.Матисс), кубизм (П.Пикассо), абстракционизм (В. Кандинский), сюрреализм (С.Дали). Неоавангардистские течения в художественной культуре 60-80-х гг. ХХ в. (оп-арт, поп-арт, конструктивизм, гиперреализм, концептуализм).

б) Феномен постмодернизма в искусстве конца XX в. Специфика постмодернистской эстетики, основные приемы творчества.

3 Особенности развития русской культуры XX в.

а) Идейно-художественные искания русской культуры начала XX в. (символизм, акмеизм, футуризм: художественно-эстетические программы и манифесты, творчество, жизнетворчество).

б) Русская культура советского периода: темы, мотивы, образы тоталитарного искусства.

в) Культура русского андеграунда 60-80-х гг. ХХ в.: осознание жизни советского «социума» как кошмара, абсурда, воинствующей пошлости. Эстетический нигилизм, активные поиски новых изобразительных форм.

г) Характерные особенности отечественной рок–культуры: генезис, специфика, идейная направленность, стили, сквозные мотивы и образы в творчестве рок– поэтов А. Башлачева, В. Цоя, Д. Сухарева, А. Бутусова и др.

Художественные тенденции в культуре рубежа XX – XXI в.

 

Задание: подготовить мини-доклады на темы:

1 Современное искусство как антиискусство.

2 Виртуальное пространство и формирование киберкультуры.

3 Перфоманс в современной культуре.

 

Литература

 

1 Культурология / под ред. Г.В. Драча. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1995. – 575 с.

2 Культурология. XX век: словарь-справочник: в 2 т. / под ред. С.Я. Левита. – СПб.: Университетская книга; «Алетейя», 1998. Ст. «Авангард», «Символизм», «Акмеизм», «Футуризм», «Абстрак­ционизм», «Кубизм», «Сюрреализм», «Культура XX века». «Постмодер­низм», «Кризис социокультурный».

3 Власов, В.Г. Стили в искусстве: словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура) / В.Г. Власов. – СПб.: Альфа-М, 1995. – 672 с.

 

Дополнительный список литературы

 

1 Дунаев, М. Роковая музыка / М. Дунаев // Наш современник. – 1988, №1. с. 165.

2 Ильин, И.П. Постмодернизм: словарь терминов / И.П. Ильин. – М.: ИНИОН РАН (отдел литературоведения), 2001. – 340 с.

3 Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство / Т.В. Ильина. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с.

4 Крючкова, В.А.Антиискусство: теория и практика авангардистских движений / Т.В. Ильина. – М.: Изобразительное искусство, 1985.– 302 с.

5 Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века / М. Г. Неклюдова. – М.: Искусство, 1991.– 391 с.

6 Поспелов, Г.Г. Русское искусство начала ХХ века. Судьба и облик России / Г. Г. Поспелов. – М.: Наука, 1999.– 128 с.

7 Сарабьянов, Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д. В. Сарабьянов. – М.: Изд-во МГУ, 1993.– 687 с.

8 Полевой, В. Малая история искусств. Искусство XX в. / В. Полевой. – М.: Искусство, 1991. – 304 с.

9 Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда / В.С. Турчин. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 248 с.

 

Занятие 11

Феномен массовой культуры

 

1 Концепции массовой культуры – критики (Х. Ортега-и-Гассет, Д. Макдональд) и апологеты (Л. Уайт, В. Беньямин).

2 Социально-исторические условия формирования массовой культуры:

а) индустриализация и урбанизация, упадок традиционной культуры;

б) развитие средств массовой коммуникации и информации;

в) формирование массового человека и массового сознания (атомизированный индивид и «самодовольная усредненность»).

3 Специфика продукции массовой культуры:

а) общедоступность, занимательность, жесткий синтаксис;

б) мифологический характер масскульта (мифы Успеха, Золушки, Старины и т.д.).

4 Основные направления и проявления массовой культуры:

а) индустрия «детства» (детская литература, игрушки, мультфиль­мы и др.);

б) средства массовой информации;

в) система государственной идеологии и пропаганды;

г) массовая национальная мифология, политические движения;

д) система организации стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия);

е) индустрия досуга;

ж) индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида.

 

Литература

1 Массовая культура: учеб.пособие / К.З. Акопян, А.В. Захаров, С.Я. Кагарлицкая[ и др.] – М.: Альфа-М., 2004. – 304 с.

2 Основы культурологии: учеб.пособие / отв. ред. И.М. Быховская. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 496 с. Раздел III.4 «Массовая Культура в контексте современных социальных процессов». – С. 294–313.

3 Руднев, В.П.Словарь культуры ХХ века / В.П. Руднев. – М.: Аграф. 1997. – 384 с. ст. «Массовая культура».

4 Шендрик, А.И. Социология культуры: учеб.пособие / А.И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 495 с. Раздел III.2, 3. – С.290–352.

 

Дополнительный список литературы

1 Кириллова, Н.Б. Мифотворчество в медиакультуре // Общественные науки и современность. – 2005. – № 3. – 155-165 с.

2 Луков, В.А. Особенности субкультур в России // Социологические исследования. – 2002. – № 10, – С. 79.

3 Мид, М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями / М. Мид // Левикова, Л.И. Молодежная субкультура: учеб.пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – С. 483-499.

4 Никитина, И.В. Искусство и обыденное сознание в социокультурной реальности современной цивилизации // Общественные науки и современность. – 2005. – № 3, – 45– 63 с.

5 Ортега–и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега–и–Гассет // Антология культурологической мысли // сост. С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов – М.: Изд-во РОУ, 1996.–384 с.

6 Симонов, А. Эстетические стереотипы в рекламе / Э. Симонов // Рекламные технологии. – 2005. – № 6–7.

7 Флиер, А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. – 1998. – № 6. – С. 139 – 148.

 

 

Занятие 12


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь