Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Источники культурной динамики.



 

В культуро­логии принято выделять следующие источники культурной динамики:

· инновации;

· обращение к культурному наследию;

· культурное заимствование;

· культурная диффузия;

· синтез.

Инновации представляют собой открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил пове­дения, политических или социальных программ, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мыш­ления или восприятия мира. Открытие – это получение новых знаний о мире. Откры­тия снабжают человечество новыми знаниями, которые в процессе изобретения соединяются с уже известными знаниями и порождают новые элементы. Носителями новаций могут выступать творческие личности или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы и способы деятельности, отличные от того, что принято в данном обществе. Новаторы могут принадлежать к разным социальным группам (от элиты до маргиналов).

Но всякое новое обязательно в той или иной степени обречено на непонимание и неприятие. Поэтому всегда возникает проблема соединения появившихся новаций с социокультурной средой. Ведь новаций появляется намного больше, чем закрепляется затем в об­ществе и культуре. Если культура и общество не готовы к приня­тию новых идей, если отсутствует спрос, заинтересованность в но­вом типе деятельности, любое новшество обречено на забвение.

Традиция – это механизм воспроизведения культуры и всех культурных институтов, которые узакониваются и обосновываются самим фактом их существования в прошлом. Ее главное свойство состоит в сохранении прошлых образцов через устране­ние, ограничение новаций, воспринимаемых как отклонение от идеала.

Ценности и символы, воплощенные в памятниках прошлого, становятся важным фактором новой культуры. При этом они долж­ны не только сохраняться, но и воспроизводиться, раскрывая свой смысл для новых поколений. Обращение к культурному наследию призвано обеспечить поддержание привычных смыслов, норм и ценностей, сложившихся в обществе. Эти смыслы, нормы и ценно­сти превращаются в каноны или образцы, проверенные многолет­ней практикой; следование им обеспечивает привычные условия жизни. Те элементы культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного вре­мени, обеспечивают самобытность культуры. Привязанность к традициям, стремление сохранить свое куль­турное наследие является чертой любого нормального общества.

Но, сохраняя и описывая результаты культурной деятельности прошедших столетий, следует учитывать опасность принять их за живой, современный процесс динамики культуры, отвергнуть на­стоящее во имя прошлого, представить культуру в виде музея, где экспонаты нельзя трогать руками и тем более переделывать. Поэтому сочетание традиции и новации, умение найти «золо­тую середину» между ними – важная задача любой культуры. Каж­дое общество решает эту проблему по-своему, что и определяет его культурную самобытность.

Диффузии культуры и культурные заимствования. В культуре большую роль играет не только передача культурного наследия от поколения к поколению, но и пространственное, географическое распространение элементов культуры. Взаимное проникновение отдель­ных элементов культуры или целых ее комплексов называется культурная диффузия. Культурное взаимодей­ствие может пройти бесследно, может привести к сильному изменению обоих взаимодействующих культур, либо одностороннему влиянию одной культуры на другую. В двух последних случаях говорят о культурных заимствованиях, то есть использовании предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробиро­ванных в других культурах. Также для обозначения этого процесса используют термин «аккультурация» — освоение элементов чужой культуры.

Культурные заимствования являются наиболее распространен­ными источниками культурных изменений по сравнению со всеми другими. Заимствования могут носить как прямой (через межкуль­турные контакты индивидов), так и косвенный характер (через дей­ствие СМИ, потребляемые товары, образовательные учреждения и т.д.). Благодаря этим процессам происходит проникновение и рас­пространение необходимых культурных новаций среди тех народов и культур, где эти новации по объективным причинам сами поя­виться не могут.

Каналами культурной диффузии служат миграции, туризм, дея­тельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, ярмарки, обмен специалистами и др.

Синтез. Он понимается как взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культур­ное явление, отличающееся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качество. Синтез – это качественный сдвиг в культуре. Он имеет место в том случае, если социокультурная система осваивает достижения иных обществ в тех сферах, которые оказы­ваются недостаточно развиты в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей исходную основу, позволяющую говорить о ее опре­деленности, самобытности, способности поддержания целостности и устойчивости.

В современных условиях синтез становится важным источником пре­образования социокультурной системы многих развивающихся стран. В качестве образца такого плодотворного синтеза приводят Японию и ряд других стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

 

Модели (формы) динамики культуры.

Наблюдая за политическими и экономическими процессами развития, за динамикой науки, ис­кусства, изменениями повседневной жизни людей, исследователи при­шли к выводу, что в истории и культуре изменения имеют фикси­рованную последовательность стадий или состояний. На основании этого были выделены основные модели (формы) динамики культуры.

Прежде всего, ход мировой истории и культуры демонстрирует существование двух основных форм культурной динамики. Это эволюционный процесс и цикл (временной круг) . Под эволюционным процессом понимается последовательное необрати­мое повышение уровня сложности и организованности культур­ных систем. А цикл это повторяющаяся последовательность оп­ределенных фаз или состояний. Но помимо этих «чистых» форм культурной динамики встречаются несколько моделей, представляющих собой варианты циклической и эволюционной (или линеарной) моделей, либо модели, синтезирующие в себе черты двух основных форм.

К настоящему времени в мировой научной мысли накоплен огромный объем идей, представлений и концепций, позволяющий давать научно-философскую интерпретацию динамике культуры.

Циклическая модель

Эта модель была исторически первой и возникла еще в Древнем мире. В мифологии Древнего Китая, Древней Индии существовали идеи вечного круговорота событий и вечного возвраще­ния к своим истокам, а также о периодическом повторении явле­ний в природе и жизни человека. В Древней Греции, в трудах Гесиода и других античных мыслителей ( Пифагора, Гераклита, Эмпедокла ) мы уже встречаем первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики.

У Гесиода история представляет собой движение во времени, которое понимается как вечность. Всю историю человечества он разделил на четыре эпохи – золотой, серебряный, медный и железный века. В золотой век человек уподоблялся богам, в мире царили любовь, равенство, существовала тесная связь поколений, не было необходимости трудиться, т.к. природа была щедра и давала человеку всё необходимое для жизни, в том числе и знания, которыми он обла­дал от рождения. Чем дальше в своем развитии человек уходил от золотого века, тем сильнее было отклонение от исходной идеальной модели-эталона, и тем труднее становилась его жизнь. Для каждой эпохи было характерно свое состояние культуры, которое определялось этими отклонениями. К железному веку человек приходил с полным заб­вением моральных норм и законов, с потерей связи поколений, с утратой гармонии с природой. Начиналась война всех против всех. В итоге всё завершалось кризисом культуры, который обычно был связан с тем, что сама природа восставала против человека. Но этот кризис не означал полного краха, не был целиком негативным явлением, так как он не приводил к окончательному исчезновению культуры. Она возвращалась к ис­ходной точке, с которой начинался новый цикл развития. Такие циклы повторялись бесконечно, в этом – смыл вечного возвращения и идеализации прошлого.

В последующие столетий идея циклического развития поддерживалась многими мыслителями. В к. XIX – XX в.в. варианты циклической модели динамики культуры встречаются в концепциях локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Данные авторы, отрицая понятие всемир­ной истории как единого исторического процесса, выдвигают идею развития отдельных народов и культур, которое происходит по циклическим законам. Развитие отдельных цивилизаций или куль­турно-исторических типов может происходить как последовательно, так и параллельно. Форма развития одинакова для всех, но содер­жание уникально для каждой культуры. Развитие локальных циви­лизаций проходит через стадии возникновения, развития, расцвета и упадка – возвращения к исходному состоянию.

Другим вариантом циклической модели динамики культуры является модель инверсии, при которой изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полюса куль­турных ценностей к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось прочное ядро или струк­тура. Инверсионная волна может охватывать самые разные периоды – от нескольких лет до нескольких веков. Инверсионный характер имели изменения культуры в разные времена и в разных обществах. Примерами инверсии может быть эпоха Возрождения, приведшая к восстановлению античной языческой культуры, культивированию тех ценностей, которые отрицались христианской церковью на протяжении многих веков. Но за ней наступила эпоха Реформации и контрреформация, частично восстановившие пошатнувшееся положение религии. В XX веке в качестве примера может выступить произошедший в нашей стране после революции 1917 года переход от религии к атеизму, приведший к разрушению прежних святынь, критике религии и расправе со священнослужителями. Но в конце века маят­ник качнулся в обратную сторону, и мы наблюдаем возрас­тающий интерес к религии.

 

Линеарная модель

Появление этой модели культурной динамики связано с возникновением христианства. Она основана на одной из основополагающих идей этой религии – стреле времени, которая разорвала круг вечного возвращения к исходному началу и ввела понятие начала и конца истории. Согласно христианству, история начинается от сотво­рения мира и продолжается до страшного суда и конца света. В рамках этой моде­ли впервые были поставлены проблемы прогресса в истории и культуре, смысла и цели культурного развития, меры совершенст­ва культуры.

Эта модель активно развивалась в рамках французского и не­мецкого Просвещения ( А.Кондорсе, И.Гердер ), немецкой класси­ческой философии ( И.Кант, Г. Гегель ), в марксизме, в эволюциониз­ме социальной и культурной антропологии ( Э.Тайлор, Д.Фрэзер, Л.Морган ), а также в неоэволюционистском направлении культу­рологии ( Л.Уайт, К.Клакхон ).

Линеарная модель может принимать самые разные облики, в зависимости от того, что признается источником и целью разви­тия общества и культуры. Но общим для практически всех вариантов линеарной модели культурной динамики является следующее. Человече­ский род един, как едина и сама сущность человека. Это должно привести к единообразию развития культуры в любой части света. Культура понималась как единая мировая культура, представляющая собой непрерывный ряд последовательных стадий, каждая из которых совершеннее предыдущей. Одна и та же ступень развития культуры должна давать одинаковые прояв­ления у всех народов, находящихся на этой стадии.

Основные разновидности линеарной модели: прогрессивная модель, регрессивная (реверсивная) модель и девиантная модель культурной динамики.

1) Прогрессивная модель. Важный элемент эволюционной модели является идея прогресса – количественное и качественное улучшение жизни человека и общества. Т.е. культура – развивается от низшего, простейшего состояния к более сложным и совершенным (эволюционизм, Э.Б.Тайлор ).

2) Регрессивная (реверсивная) модель в отличие от классических эво­люционных моделей, основанных на признании того, что будущее лучше, чем прошлое, утверждает обратное. «Золотой век» был в прошлом, все дальнейшее развитие культуры приводит только к деградации и упадку духовного развития, а, следовательно, и культуры (стрела времени, обращенная в прошлое). Происходит её инволюция, деградация. Сторонником такой модели был Ж.Ж.Руссо, для которого развитие культуры, рост ма­териального благосостояния человека несут не счастье, а отчужде­ние человека от продуктов своего труда, от общества, от других лю­дей. Развитие культуры разъеди­няет людей. Счастье человека – в единстве с природой. Вернуться к нему можно, лишь отказавшись от современной цивилизации и ее ценностей.

3) Девиантная (т.е отклоняющаяся)модель возникла на основе линеарной модели. Она стала ответом на трудности, испытываемые классическим эволюционизмом, не сумевшим объяснить факт качественного многообразия культур. Один из её авторов – Л.А.Уайт. Суть этой модели в том, что существует генеральная линия развития общества и культуры, и ветви – отклонения от нее, позволяющие объяснить специфику отдельных культур, отошедших от главного направления (мультилинейность эволюции). Графически она может быть представлена в виде сильно ветвящегося дерева.

 

Волновая модель

Эта модель – сочетание циклической и линеарной моделей динамики культуры, соединяю­щая обратимые и необратимые процессы. О волновых изменениях культуры говорили еще Д. Вико, П. Сорокин, но наиболее полно эта модель была представлена в работах выдающегося русского экономиста Н.Д. Кондратьева (1898-1938). Он предположил, что экономика и другие, тесно связанные с ней сферы культуры, разви­ваются на основе сочетания малых циклов (3-5 лет) со среднесрочными (7-11 лет) и большими (50 лет) циклами. В такого рода циклах фаза подъема связана с внедрением новых средств труда, увеличением числа работающих, что сопровождается оптимистиче­ским настроением в обществе, сбалансированным развитием куль­туры. Спад вызывает рост безработицы, угнетенное состояние мно­гих отраслей промышленности и, как следствие, пессимистические настроения в обществе, упадок культуры.

Видным представителем идей волновой цикличности в совре­менной отечественной культурологии является Ю.В. Яковец. В его концепции рассматривается не только модель раз­вития цивилизаций (микродинамика культуры), но и всего чело­вечества в целом (макродинамика культуры). По его мнению, раз­витие общества и культуры идет путем сочетания необратимой эволюции, поступательного перехода от ступени к ступени, с обратимостью в волнообразно-спиралевидной форме движения, периодическим чередованием фаз подъема, стабильного разви­тия, кризиса, депрессии, оживления и нового подъема культуры, более или менее значительных периодов ее взлетов и падений. Эта ритмика специфична для каждого элемента культуры, каж­дой страны, но в совокупности она формирует общую симфонию эволюции человечества, его движение от витка к витку историче­ской спирали.

 

Синергетическая модель

Это модель является одним из наиболее современных моделей культурной динамики, и обязана своим возникновением новой науке синергетике. Синергетика –это наука, изучающая самоорганизацию простых систем (биологических, физико-химических и др.). Самоорганизацией называется процесс, переводящий открытую [14] неравновесную [15] систему, находящуюся в неустойчивом состоянии, в новое более устойчивое состояние, характеризующееся более вы­сокой степенью сложности и упорядоченности.

Синергетика возникла в 1970-е годы в рамках физики, благодаря работам немецкого радиофизика Г. Хакена и бель­гийского физика русского происхождения И. Пригожина. Им удалось показать и отразить в математических моделях, как из хаоса может появиться порядок. При этом из нескольких однотипных систем, участвующих в этом процессе и находящихся в условиях меняю­щейся окружающей среды, сохраняются лишь единицы. Они станут более сложными и упорядоченными, чем прежние системы, а ос­тальные системы погибнут в своеобразном естественном отборе, в результате которого выживут лишь самые приспособленные к но­вым условиям системы.

Синергетика вскоре вышла за границы естественных наук и стала применяться и в исследованиях культурных явлений. Культуру можно представить, как открытую, неравновесную систему, находящуюся в постоянном процессе обмена веществом (энергией, информацией и др.) с окружающей средой. С точки зрения синергетики любая открытая неравновесная система в своем развитии проходит две этапа. Первый этап – это плавное эволюционное развитие системы, с хорошо предсказуемыми результатами, а главное – с возможностью вернуться в прежнее состояние при прекращении внешнего воздействия. Второй этап в развитии систем – скачок, моментально переводящий систему в качественно новое состояние. Скачок – это крайне нелинейный процесс, поэтому заранее предсказать его результаты невозможно. Когда происходит скачок, система находится в точке бифуркации (ветвления), у нее есть несколько возможных вариантов дальней­шей эволюции, но заранее предсказать, какой из них будет выбран, невозможно. Выбор происходит случайно, непосредственно в мо­мент скачка, определяясь тем уникальным стечением обстоятельств, которые сложатся в данный момент времени и в данном месте. Но самое главное – после перехода через точку бифуркации система уже не может вернуться в прежнее состояние, и все ее дальнейшее развитие осуществляется с учетом предыдущего выбора.

Как оказалось, синергетическая парадигма может быть очень эффективно использована для исследования динамики культуры, так как все культурные системы соответствуют требованиям много­вариантности развития, нелинейности и необратимости. При этом в силу присущей человеку свободы выбора мы можем существенно повлиять на выбор дальнейшего развития социокультурных систем в точках бифуркации, попытаться выбрать из всего спектра воз­можных путем развития наиболее оптимальный, повлияв на управ­ляющие параметры[16] системы.

Таким образом, синергетическая модель позволяет видеть в ди­намике культуры не линейный процесс развития, а множество пу­тей эволюционного или интенсивно-стремительного (вплоть до ка­тастрофического), устойчивого или неустойчивого развития. Кроме того, динамические изменения культуры представляют собой сово­купность процессов, идущих с разным темпом, неодинаковой на­правленностью и в разных режимах. Результатом динамики может стать как восходящее развитие, рост, нарастание сложности и при­способленности системы к окружающей среде, так и упадок, нарас­тание хаоса, кризис или катастрофа, что влечет перерыв в линей­ном развитии. В целом процесс динамики культуры можно интер­претировать как проявление возможности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним ус­ловиям своего существования.

 

Итак, мы рассмотрели основные модели динамики культуры. Признавая значимость в динамических изменениях поступательно-линейных векторов развития, надо иметь в виду, что этот вид динамики культуры является далеко не единственным и часто не ведущим по значимости. Как правило, он дополняется или чередуется с фазовыми, циклическими или этапными изменениями, могущими перерастать в волновое развитие, в развитие по кругу.

Очевидно, что выбор любой из моделей культурной динамики в качестве единственно возможной был бы ошибочен. Такой сложный объект исследования, каким является культура, в принципе невозможно свести к единому фактору, при­чине или модели. В реальной динамике культуры мы можем на­блюдать все перечисленные формы, описывающие как определен­ные этапы в динамике конкретных обществ и культур, так и изме­нения отдельных элементов внутри этих культур.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П.Культурология.: учебник для вузов.- 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

2. Аванесова Г.А. Динамика культуры. М., 1997.

3. Кармин А.С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. СПб, 2003.

4. Динамика культурных и социальных связей. М., 1992.

5. Моль А. Социокультурная динамика. М., 1973.

6. Культурология/ под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. М., 2005.

7. Романов Ю.И. Культурология. СПб., 2008.

Горелова И.Н.

Лекция 8.

Культурная глобализация

План лекции:

1. Глобализация как процесс.

2. Основные концепции исторических корней

глобализации.

3. Разделенность современного мира и основные

аспекты глобализации.

4. Два процесса и две тенденции культурного

развития.

5. Глобализация культуры – точка полифуркации.

6. Современные сценарии культурной

глобализации и ее основные проблемы.

7. Антиглобализм и основная стратегия культурной

глобализации.

 

 

Глобализация как процесс

Перед человечеством стоят несколько жизненно важных проблем, для решения которых необходимы совместные усилия всех живущих на земле. Одной из них является экологическая проблема, не разрешимая в одиночку, в отдельно взятой страной или даже несколькими странами совместно. Взрыв на атомной станции, казалось бы, носит локальный характер – но последствия его уже глобальны. Экономический кризис, начавшийся в Америке, охватил все развитые страны, из локальной проблемы вырос в проблему глобальную. Проблемы бедности локальны лишь на первый взгляд - они носят также глобальный характер, поскольку бедные становятся угрозой благополучию богатых, примером чего являются пираты Сомали, терроризирующие судоходство всех стран без разбора. Точно такой же, но уже более угрожающей является проблема войны: если прежде войны происходили между двумя странами и были их внутренним делом, то две последние войны были уже мировыми, а третья мировая будет последней. Список проблем можно продолжать, но и без того ясно, что мир, являвшийся прежде конгломератом разных стран, становится глобальной системой, где все элементы теснейшим образом взаимосвязаны. Этот этап развития человечества, превращающий его в единый организм, называется глобализацией. Глобализацию можно считать новой ступенью в эволюции человеческого общества и понимать её следует как единственно возможный и необходимый способ усовершенствования функционирования системы. Для этого необходимо создание таких условий и предпосылок, при которых повышается вероятность выживания человечества в изменяющейся среде.

Глобализация – процесс объективный, т.е. не зависящий от субъективных мнений и устремлений. Человечество не может её предотвратить, но может предусмотреть и предотвратить её возможные пагубные последствия. Поэтому все силы и устремления следует направлять на укрепление целостности и взаимозависимости мира не силовыми, а исключительно мирными методами, предполагающими экономические и культурные стратегии. При этом следует иметь в виду, что все изменения, происходящие в экономике или политике, в идеологии или в социальной сфере отдельной страны, отражаются как на общественном сознании всего народа, так и на внутреннем мире каждого человека. Любое непродуманное или авантюрное действие может породить пагубные последствия в мировом масштабе. Именно поэтому процесс глобализации имеет комплексный и противоречивый характер. Процесс этот протекает разновекторно, т.е. охватывает все сферы жизнедеятельности, вбирает в себя весь спектр ценностно-смысловых жизненных ориентиров, в том числе и образ мысли, и стиль жизни людей, принадлежащих к культурам разного типа, как современным, так и традиционным.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 3851; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь