Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Какова структура философского знания?
Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов: · Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего. · Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы: - Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания. - Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.) - Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными. - Общая история познания, эволюция познания. · Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях.
В структуре философского знания выделяют так же: · Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём. · Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего.) · Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры. · Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения.. · Философия истории. · История философии.
Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как: · Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания. · Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.). · Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.
Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например: - Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология) - Систематизация данных научного познания. - Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами оценки деятельности человека). Современные философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций, поскольку для философии нет запретных тем.
Часть 5: ФИЛОСОФИЯ И НАУКА Взаимоотношение философии и науки Возникновение первых научных учений относят к 6 в до н.э. Философское знание всегда было переплетено с естественнонаучным. Философия постоянно обрабатывала информацию из различных областей познания. В содержание философского знания входят такие понятия как атом, вещество и некоторые общие законы естествознания. Философия - это рационально-теоретическое мировоззрение. Познание - деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации знаний об объектах. Знание - результат познания. Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям: 1. объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности) Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия - это наука, но особого рода.
Философия и религия Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного. Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.
Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.
Тема 2. Основные этапы развития философии Генезис философской мысли, его социальные и культурно-исторические предпосылки. 2.1. Философия Древнего Востока. Формирование и особенности древнего восточного мировоззрения. Древнеиндийская философия: джайнизм, буддизм, чарвака. Философские школы в древнем Китае: конфуцианство, даосизм. Человек в философии и культуре Древнего Востока. 2.2. Античная философия. Космологизм ранней греческой философии. Милетская школа. Учение пифагорейцев. Диалектика Гераклита Эфесского. Философия Элейской школы. Философия античной классики. Атомистический материализм Демокрита. Учения софистов и Сократа. Объективный идеализм Платона. Философская система Аристотеля. Позднеантичная философия: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм. 2.3. Философия Средневековья. Религиозный характер философской мысли. Апологетика, патристика и схоластика. Учение Аврелия Августина. Природа и человек как творение бога. Разум и воля. Учение о “священной истории”. Проблема разума и веры, сущности и существования. Особенности средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского. Проблема доказательства бытия Бога. Спор о природе универсалий: номинализм и реализм. Концепция двух истин: соотношение теологии и философии. 2.4. Философия Возрождения. Культурно-исторические особенности Ренессанса и их отражение в философской мысли. Антропоцентрический характер философии Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Эстетика Ренессанса: апофеоз искусства и культ художника-творца. Политическое учение Н.Макиавелли. Социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы. Натурфилософия Возрождения. Онтология и диалектика Н.Кузанского. Пантеизм и новая космология (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей). 2.5. Философия Нового времени. Социокультурные и исторические особенности философии Нового времени. Критика средневековой схоластики. Научная революция XVII века и создание механистической картины мира (И.Ньютон). Проблема метода познания в философии: эмпиризм и рационализм (Ф.Бекон, Р.Декарт). Проблема субстанции (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц). Иррационализм Б.Паскаля. Проблема человека и общества: теория общественного договора Т.Гоббса и либерализм Д.Локка. 2.6. Философия Просвещения. Социально-исторические предпосылки и национальные особенности идеологии Просвещения. Английское Просвещение: деизм Д.Толанда и А.Коллинза. Субъективный идеализм Дж.Беркли и Д.Юма. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек (Ж.Ламетри, К.Гельвеций, П.Гольбах, Д.Дидро). Социально-философские взгляды Ф.Вольтера, М.Монтескье, Ж.Ж.Руссо. Философия немецкого Просвещения (Г.Лессинг, И.Гёте, И.Гердер, Ф.Шиллер). 2.7. Немецкая классическая философия. Активно-деятельностное понимание человека в немецком идеализме. Докритический и критический период творчества И.Канта. Гносеология Канта, его учение о формах и границах познания. Этическое учение И.Канта: соотношение науки и нравственности. Эстетика и философия искусства И.Канта. Субъективный идеализм И.Фихте. Система трансцендентального идеализма Ф.Шеллинга. Философское учение В.Ф.Гегеля. Проблема тождества бытия и мышления. Идеалистическая диалектика Гегеля, ее основные принципы, законы и категории. Антропологический материализм Л.Фейербаха и гуманизм. 2.8. Основные направления зарубежной философии XIX-XX вв. Возникновение и развитие марксистской философии. Диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса, его отношение к диалектике Г.Гегеля. Материалистическое понимание истории. Основные принципы, законы и категории исторического материализма. Теория общественно-экономических формаций. Отношение к разуму и науке в философии XIX-XX века: борьба рационализма и иррационализма. Волюнтаризм А.Шопенгауэра, интуитивизм А.Бергсона, “философия жизни” (Ф.Ницше, В.Дильтей). Проблема человека в экзистенциализме (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр). Психоанализ З.Фрейда, К.Юнга, Э.Фромма. Исторические формы позитивизма (О.Конт, Э.Мах, Б.Рассел, К.Поппер). Феноменология Э.Гуссерля. Прагматизм Ч.Пирса, У.Джемса, Дж. Дьюи. Анализ языка и методов науки в аналитической философии, структурализме и герменевтике (Л.Витгенштейн, К.Леви-Стросс, Х.-Г.Гадамер) 2.9. Традиции и особенности русской философии XIX-XX вв. Социальные и культурно-исторические предпосылки русской философии. Дилемма западничества (В.Белинский, П.Чаадаев, А.Герцен и др.) и славянофильства (И.Киреевский, А.Хомяков и др.) Учения революционного народничества (М.Бакунин, И.Лавров, Н.Ткачёв и др.) Философия марксизма в России (Г.Плеханов, В.Ленин) и ее историческое значение. Основные идеи и особенности русской религиозной философии (Л.Толстой, В.Соловьёв, П.Флоренский, Н.Бердяев и др.). Русский космизм (Н.Фёдоров, В.Вернадский). Философия хозяйства С.Булгакова.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1474; Нарушение авторского права страницы