Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формы идеализма и материализма.



Вторая по значимости проблема философии – онтологическая проблема («онто» - в переводе – «всё») – вопрос о том, что первично.

Графическое изображение онтологической проблемы выглядит следующим образом:


Существует три позиции решения онтологической проблемы:

  1. Идеализм – это направление философии, которое считает идеальное сознание первичным по отношению к материальному сознанию.
  2. Материализм – это направление философии, которое считает материальное сознание первичным по отношению к идеальному сознанию.
  3. Дуализм (эклектика) – направление философии, в котором признаётся параллельность обоих начал: и материализма, и идеализма.

Идеализм существует в двух формах:

  • Объективный идеализм.
    Это такое направление философии, которое считает первичным внечеловеческое сознание.
  • Субъективный идеализм.
    В этом направлении философии считается первичным сознание человека, индивида. Мир – производная сознания человека.

Существует три формы материализма:

  • Наивный стихийный материализм античного мира.
    Это не подтверждённые никакими научными доказательствами гениальные догадки.
  • Метафизический материализм XVII-XVIII веков.
  • Диалектический материализм.

 

 

  1. Древнегреческая философия. Досократовский период (мыслители, школы).

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Древнегреческая (античная) философия охватывает период с конца 7 в до н.э. до 6 в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого.

Отличительные особенности античной философии:

1. античное философское мировоззрение носит космологическо-онтологический характер (в центре космос - всемирный закон, разумный порядок),
2. отсутствует представление о личности как духовной индивидуальности (человек в античной философии понимается как вещь, тело - " сома" ),
3. присущ пантеизм (отождествление Бога и природы),
4. вся действительность и ее элементы одновременно мыслились и как реальные и как идеальные.

В античной философии выделяют следующие периоды:

1. натуралистический - философами рассматривались проблемы физиса (природа, первооснова) и космоса (строй, порядок, украшение Вселенной). К этому периоду относится Милетская школа (Гераклит), Элейская школа (Эмпедокл и Анаксагор), древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит),
2. гуманистический - деятельность софистов и Сократа - переориентация проблем философии с космоса на человека,
3. классический - связан с деятельностью Платона и Аристотеля,
4. эллинистический - появление ряда философских школ (кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека),
5. религиозный период античной языческой мысли - развитие неоплатонизма и его модификация,
6. зарождение христианской мысли.

 

Часть 2: ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, ГЕРАКЛИТ, АНАКСИМЕН.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА.

Философия доклассического периода

Милетская школа

Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город, один из центров торговли (7-6 в до н.э.).
Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины " архе".

Фалес считал первоосновой воду - " все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это " физис" (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый - объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса - " познай самого себя".

Анаксимандр - ученик Фалеса. Написал трактат " О природе". В качестве " архе" Анаксимандр считал " оперон" - " то, что помимо элементов", абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).

Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. " Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную".

Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами (считали что все возникло из одного начала).

Милетская школа относиться к Ионийской философии. К ней относится также Гераклит Эфесский.

Гераклит Эфесский - был натурофилософом. Первоосновой всего считал огонь, который " не создан ни людьми, ни богами".

Основные идеи Гераклита:

1. всеобщей изменчивости " все течет, все изменяется". Мир динамичен - " нельзя дважды войти в одну и ту же реку",
2. " постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем",
3. источником движения, изменения является борьба противоположностей,
4. идея меры - обобщена у Гераклита в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум, порядок, слово),
5. идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей). " Прекраснейшая обезьяна безобразна, если ее сравнить с человеком".

 

Часть 3: ПАРМЕНИД, ЗЕНОН - ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА.
АПОРИИ ЗЕНОНА. ДЕМОКРИТ. АТОМЫ.

Элейская школа

Представители: Парменид, Зенон.

Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.

Парменид (7-6 в до н.э.) говорил, что " мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум.

Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию. Апория " летящая стрела": если разделить траекторию движения стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится.

Все учение элеатов было направлено на на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания.

Элеаты ввели в философию следующие категории (основные операционные единицы философии, предельно общие понятия): бытие, небытие, движение.

Часть 4: ПРОТОГОР, ГОРГИЙ - СОФИСТЫ.
ТРИАДА ГОРГИЯ. РЕЛЯТИВИЗМ. АГНОСТИЦИЗМ.

Софисты

Следующие представители древнегреческой философии. Буквально " софист" - это " тот, чьей профессией является мудрость". Вся деятельность софистов привела к тому, что под этим понятием стали считать людей, которые учили других одерживать победу в споре. За обучение они брали деньги.

Протогор

Протогор (5 в до н.э.) - основатель софистики. Его основной тезис - " человек - мера всех вещей". Истина относительна (болезнь - зло для больного, а для врача - благо).

Одна из главных черт софистики - релятивизм. Софисты не признавали объективных критериев и не видели грани между истинным и ложным.

Другая особенность софистики - агностицизм (это философское направление, в основе которого лежит представление о непознаваемости мира).

Горгий

Классическое выражение агностицизма - триада Горгия:

1. ничто не существует,
2. если что-либо существует, то оно непознаваемо для человека,
3. если и можно познать что-либо, то это нельзя объяснить другому.

В триаде Горгия также есть проблема коммуникации - принцип несообщаемости знания другому (истина субъективна и непередаваема).

Софисты известны своими логическими неправильностями

Софизм " Рога".

Вопрос: то, что ты не терял, ты имеешь?
Ответ: да, имею.
Если ты не терял рога, значит они у тебя есть!

Значение деятельности софистов:

1. переориентировали философию с космоса на человека,
2. подняли искусство спора на качественно высокий уровень,
3. стимулировали развитие риторики и логики.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1310; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь