Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Предмет, методы и периодизация истории отечественного государства и праваСтр 1 из 15Следующая ⇒
Предмет, методы и периодизация истории отечественного государства и права
История отечественного государства и права (ИОГП) является составной частью исторической и юридической наук. В отличие от общей истории, которая изучает всю совокупность фактов и процессов, происходящих в определенном государстве на всем пути его развития, и теории государства и права, предметом которой является исследование основных типов и форм государства и права без учета особенностей какого-либо конкретного государства, областью исследования ИОГП являются основные правовые и государственные институты отдельно взятого государства в их историческом развитии. Предметом ИОГП является изучение в хронологическом порядке возникновения и развития государства и права, эволюции общественного и государственного строя на различных исторических этапах. ИОГП изучает юридические факты и явления и закономерности их исторического развития. В ИОГП выделяются два блока исследования: 1) история государства, которая изучает устройство государства, государственные органы и механизмы управления от их возникновения до состояния на сегодняшний день; 2) история права, которая изучает процесс создания правовых систем, отдельные правовые акты, кодификации, возникновение и эволюцию различных отраслей права (гражданского, уголовного, процессуального и т. д.). ИОГП, изучая отдельные факты и правовые акты, исследует также причины, условия и закономерности, следствием которых являются изменения, происходящие в государстве и праве. Метод ИОГП - это совокупность приемов, способов и средств, использующихся при изучении ИОГП. Выделяют следующую систему методов ИОГП: 1) общие методы; 2) специальные методы. К общим методам относятся: метод историзма (или хронологический) и философский метод. Суть хронологического метода заключается в исследовании государства и права как явлений, последовательно изменяющихся во времени под воздействием характерной для изучаемого периода политической и социальной обстановки. Среди философских методов выделяют диалектический материализм, диалектический идеализм, прагматизм, структурализм, позитивизм, экзистенциализм, инструментализм. К специальным методам относят: сравнительный метод, который изучает государственно-правовые явления в сопоставлении с другими странами или основные институты государства и права на разных стадиях общественного развития; статистический, математический, социологический методы. Периодизация ИОГП - это разделение всего курса изучаемой дисциплины на определенные периоды и этапы, временные рамки которых ограничены более-менее однородным течением жизни Российского государства и общества. Разделение ИОГП на различные периоды исторического развития способствует лучшему изучению данного предмета и позволяет более наглядно и качественно проследить динамику изменений в основных институтах государства и права при смене различных исторических эпох. На процесс периодизации оказывают влияние многие явления, от уровня развития которых зависит выделение определенного исторического этапа. Из них можно выделить: - уровень социального развития общества (классовая структура, наличие противоречий между определенными слоями общества); - уровень экономического и технологического развития общества (степень технического прогресса, соотношение ручного и машинного производства); - уровень развития государства (политический режим, форма правления, тип государства); - уровень развития права (развитие и появление различных отраслей права, изменение наиболее важных правовых институтов (например, права частной собственности), появление новых). При изучении курса ИОГП основное внимание должно быть уделено вопросам развития государства и права как основных значимых факторов. Однозначного и единообразного деления ИОГП на периоды не существует. Периодизация зависит от восприятия исследователя той исторической эпохи, в которой он проживает. В настоящее время ученые выделяют несколько периодов: 1. Древняя Русь (X-XII вв.). 2. Период феодальной раздробленности (XII-XV вв.). 3. Период образования Русского централизованного государства (XVI-XVII вв.). 4. Россия в период абсолютизма (XVIII – середина XIX в.). 5. Россия в период буржуазной монархии (середина XIX-начало XX в.). 6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.). 7. Создание Советского государства (октябрь 1917-1920 г.). 8. Советское государство в период нэпа (1921-1929 гг.). 9. Период тоталитаризма (1929-июнь 1941 г.). 10. Советское государство в период ВОВ (июнь 1941 -1945 г.). 11. Советское государство в период либерализации общественных отношений (1953 - октябрь 1964 г.). 12. Советское государство в период кризиса социализма (1960-1990 гг.). 13. Период перестройки (апрель 1985 - декабрь1991 г.). 14. Российская Федерация на современном этапе.
ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В начале I тыс. славяне жили родовыми общинами. Каждая община представляла несколько семей, связанных кровным родством. Такая община являлась основной производственной ячейкой первобытнообщинного строя. Хозяйство в ней велось коллективно: продукты и орудия находились в общей собственности. Однако уже в то время родовой строй начал изживать себя. При родовом строе в руках глав родов сосредоточивались продукты труда членов рода - он был их главным распорядителем. Это создавало предпосылки для появления имущественного неравенства и частной собственности. Русский воин X века и его вооружение. У славян выделились вожди с наследственной властью. Вокруг них складываются отряды профессиональных воинов и советников - " дружины". В то же время большую роль продолжали играть народное ополчение и народное собрание. Подобные периоды в истории общества именуются вождеством". Для них характерным является то, что уже существует социальное и имущественное неравенство, но еще отсутствует узаконенный аппарат принуждения. К IX веку родовые отношения у славян находились в стадии разложения. Постоянная борьба с кочевниками, походы на Византию, торговля способствовали укреплению позиций родоплеменной знати, ее обогащению, укреплению военно-дружинной организации. На место родовой общины приходит соседская /территориальная/ община. Связи между общинниками были в ней не кровными, а хозяйственными. Итак: возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей, формирование преданных вождю военных дружин, переход от кровнородственной общины к территориальной - все это создавало предпосылки для появления государственной власти.
Общественный и государственный строй Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств в период феодальной раздробленности (XII – XIV вв.). Галицко-Волынское княжество В XII века на территории, принадлежащей уличам, тиверцам, дулебам и хорватом, т. е. в юго-западной части Древнерусского государства образовались Галицкое (столица Галич) и Волынское (столица Владимир) княжества. Часть Галицкого княжества по Западному Бугу называлась Червенскими городами. Потомок Владимира Мономаха, Владимиро-волынский князь Роман Мстиславович, сумел укрепить свою власть и в 1199 году присоединил к Владимиро-волынской земле Галич. Образовалось Галицко-волынское княжество. После смерти Романа княжество попало под власть Польше и Венгрии (1214 г.), но Мстиславу Удалому и сыну Романа Мстиславовича Даниилу (1238-1264 г.) удалось восстановить независимость княжества. В XIV в. начался упадок Галицко-волынской земли, обусловленный Междоусобной войной борьбой сыновней Даниила. Распад происходил в условиях усиления Польши и Литвы. В 1339 г. Галицкая земля была захвачена Польшей. Волынь в 1382г. была поделена между Польшей и Литвой. Общественный строй Галицко-волынского княжества отличался сильными олигархическими позициями основной группы феодалов - боярства, сформировавшегося в основном из местных землевладельцев. ( В Киевском княжестве - в основном из дружинников). Она была мало связана с княжеским двором и княжеской власти относилась зачастую враждебно. К господствующему классу следует также отнести церковную знать: архиепископов, епископов, игуменов, т. к. они осуществляли управление обширными земельными владениями и крестьянами. Крестьяне (смерды) с ростом крупного землевладения попадали под власть феодала и теряли независимость. Сократилась численность крестьян-общинников. Зависимые крестьяне, населявшие феодальные земли, находились на оброке того, несли обязанности перед феодальным государством. Городское население в Галицко-волынском княжестве было многочисленно, т.к. не было крупных центров таких, как Киев или Новгород. Городская знать была заинтересована в укреплении княжеской власти. Торгово- ремесленная верхушка называлась " мужики городские" и " местичи". Существовали купеческие объединения - " гречники", " чудинци" и др. Ремесленный люд объединялся в " улицы", " ряды", " сотни" и " братчины". Эти объединения имели старост и свою казну. Государственный строй княжества имел свои особенности. Высшими органами Галицко-Волынской Руси сохранилось, но числено сохранилось, т.к. часть из холопов была посажена на землю, которая слилась с крестьянством. Государственный строй княжества имел свои особенности. Высшими органами Галицко- Волынской земли были князь и совет при нем ивине. Княжеской власти был противопоставлен боярский совет, который существенно влиял на внешнюю и внутреннюю политику. Бояре по своему усмотрению приглашали и изгоняли князей. Такая власть князя не могла быть сильной. Функции князя были те же, что и в Древнерусском государстве. Вопросы государственного управления и суда он решал с помощью совета, состоявшего из представителей княжеского двора, боярства, городской верхушки духовенства. Вече не играло большой роли ввиду малочисленности городского населения. Государственный аппарат сформироваться в виде дворцово-вотчинной системы управления и был типичным для этого периода. Основу войск составляло дружина (профессиональная) и ополчение из смердов и горожан. В Галицко-Волынском княжестве сохранилась система права Древнерусского государства. Источником права была " Русская правда". Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество Из всех древнерусских земель периода феодальной раздробленности наиболее значимой явилось Ростово-Суздальское (позже Владимиро - Суздальское) княжество. Оно впоследствии стало основой формирования централизованного русского государства. Ростово-Сульздальское княжество сформировалось на территории края в верховья Оки и Волги, которую населяли славяне, меря, Мурома, вевь, мордва и племена тюркского происхождения. До начала XII века эти племена находились на стадии разложения родового строя и захватывали Ростово-Суздальскими князьями. В условиях феодальной раздробленности, в середине XII века, здесь сложилось самостоятельное княжество. Первым князем, который значительно укрепил Ростово-Суздальское княжество, был сын Владимира Мономаха - Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.) Он расширил территорию княжества, перенес столицу из Ростова в Суздаль. При нем появились новые города: Москва, Дмитров, Юрьев-Польский и др. Юрий Долгорукий подчинил Новгород и Киев. Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.), сын Юрия, после смерти отца обосновался во Владимире, покорил соседние княжества, повел борьбу против боярства, присвоил себе титул " великого князя всей Руси", стремился установить свою власть в Новгороде и Киеве. При нем началась борьба Между Ростово-Сульздальским боярством, которое организовало заговор и убийство Андрея Боголюбского. Враждебные бояре и горожане Владимира пригласили Михаила (1174-1176 гг.) и Всеволода, прозванного Большим Гнездом (1172-1176 гг.) Судя по повествованию " Слово о полку Игореве", при Всеволоде Большое Гнездо княжество достигло наивысшего расцвета. Оно стало называться Владимирским. Особенностью общественного строя Владимирской земли являлось то, что феодальные отношения здесь начались складываться позже, чем в других землях. Поэтому позиции местных бояр были слабее, чем феодальной знати, сформировавшейся из княжеской дружины. Исключение составляло сильное местное ростовское боярство. Боярами называли только верхушку феодальной знати, остальные носили название " слуг вольных". И те и другие являлись вассалами своих князей, и по их зову должны были прибыть со своими ополчениями. В памятниках истории упоминаются " дети боярские" - это или измельчавшие боярские фамилии или младшие княжеские и боярские дружинники. В этот период сформировался еще один разряд слуг - дворян. Эта социальная группа образовалась из дворцовых людей, выполнявших определенные обязанности по управлению княжеским хозяйством. Со временем дворяне начали нести военную службу при князе. Дворяне, в отличии от бояр, не имели права переходить от одного князя к другому. Важную роль в общественно-политической жизни Владимирской земли играла верхушка духовенства: митрополиты и епископы. В этот период великие князья активно поддерживали церковь. Домяты церкви становились обширными, доходы церкви существенно выросли. В этот период в княжестве строилось много церквей и монастырей. В структуре русской церкви образовалась своя иерархическая лестница. В составе княжеского войска церковь содержалась владыческая конница, содержащаяся на средства архиепископа. Крестьяне постепенно попадали под власть феодалов, т.к. общинные земли захватывались феодалами или церковью. Для Владимирской земли это было особенно характерно. Основной формой эксплуатации был оброк. " Страдники" или " страдные люди" составляли особую группу, образовавшуюся из посаженных на землю холопов, которые трудились на землях в феодальных хозяйствах. Во Владимирской земле постепенно перестали употреблять термин смерд, закуп, изгой, общими названиями сельского населения применяются термины: сироты, христиане, а затем и крестьяне. Городское население состояло из: · торгово-ремесленной верхушки, стремящейся освободиться от боярского влияния и поддерживающей великокняжескую власть, · " лучших" людей -верхнего слоя городского населения, · " молодших" или " черных" людей, так назывались нижние слои торгово-ремесленного люда города. Государственный строй Владимиро-Суздальского княжества в XII-XIII вв. до прихода к власти Всеволода представлял собой раннефеодальную монархию. В XIII- XIV вв. отношения удельных князей и великого князя были основаны на принципе сюзеренитета-вассалитета. Со временем самостоятельность удельных князей росла, и они превратились в мало зависимых от великого князя феодалов. Некоторые присваивали себе даже титул " великих князей". Такие города, как Москва, Суздаль, Ярославль, Пере Ярославль, Ростов превратились в центры крупных относительно самостоятельных феодальных образований. Великий князь во Владимирском княжестве осуществлял верховную власть и был собственником земли, т.е. был сюзереном на всей территории государства. Ему принадлежала законодательная, исполнительная, распорядительная, судебная и военная власть. В княжеский совет при нем входили представители феодальной знати служилые бояре. Владимирский князь при осуществлении государственной власти и управлении опирался на дружину. Вече существовало на начальном этапе становления Ростово-суздальского княжества. С усилием великокняжеской власти утратило свои позиции и прекратило свое существование с началом монголо-татарского нашествия. Как и во всех княжествах и чрезвычайных случаях созывались феодальные съезды. Съезды созывал великий князь. Они приобретали особо важное значение в период обострения внутриполитической и внешнеполитической обстановки. Например, в период борьбы с ростово-суздальским боярством или монголо-татарским нашествием. В этот период получила развитие дворцово-вотчинная система управления. При князе создавалась система дворцовых органов, во главе которых стоял " дворецкий". Местное управление осуществлялась наместниками воителями, представителями великокняжеской власти на местах. Они выполняли функции управления и суда по отношению к подвластному населению. Источником их дохода были налоги и сборы с населения - " корм", отсюда система такого называлась " кормлением". Вооруженные силы князя составляла дружина, в случае угрозы созывалось ополчение из людей князя, вассалов, бояр и " слуг вольных". Во Владимиро-Суздальском княжестве действовала система права, которая была отражена в " Русской правде". Большинство ее списков было составлено в северо-восточной Руси в этот период, что свидетельствует о том, что нормы " Русской правды" действовали здесь долго. Составленное в XIII- XIV вв. " Правосудие митрополите" содержит многие нормы " Русской правды".
Общественный строй Период сословно-представительной монархии - период развитого феодализма - характеризуется сдвигами во внутриклассовых и особенно в межклассовых отношениях. Наиболее важное событие в этой сфере - полное закрепощение крестьян. Вместе с сельским хозяйством развиваются ремесло и торговля. В XVI - XVII вв. появляются мануфактуры, основанные преимущественно на крепостном труде, однако применяющие частично и труд наемных рабочих. Тем самым в недрах феодализма появляются первые ростки буржуазных отношений. Одновременно начинает складываться единый всероссийский рынок. Феодалы. Наиболее крупным феодалом в стране, как и в предыдущий период, был монарх. Большую роль в усилении его экономической мощи сыграла опричнина. Одним из ее результатов явилось то, что царь получил наиболее удобные земли, которые он использовал в качестве поместного фонда, что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство, заинтересованное в централизации государства и усилении власти царя. В руках монарха в это время сосредоточились и другие богатства. Класс феодалов, как и прежде, был неоднороден. К наиболее крупным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия. Она состояла из двух основных групп. Первую группу составляли бывшие удельные князья, потерявшие свои прежние политические привилегии, но сохранившие до введения опричнины прежнее экономическое значение. Позже они слились с основной массой боярства. Во вторую группу феодальной верхушки входили крупные и средние бояре. Интересы и позиции этих двух групп феодалов по некоторым вопросам были различны. Бывшие удельные князья последовательно выступали противниками централизации, они принимали меры для ослабления царской власти. Опричнина и направлялась главным образом против этой группы феодальной верхушки. Некоторая часть боярства на первом этапе правления Ивана IV поддерживала царскую власть и мероприятия по укреплению централизованного государства. Боярам надоело подчиняться бывшим удельным князьям. Они предпочитали служить только одному великому князю, царю, в то же время выступали против ограничения их прав, за предоставление определенной самостоятельности в решении различных вопросов, в том числе и крупных государственных. Бояре считали, что главную роль в жизни страны должна играть Боярская дума, с мнением которой царю следовало считаться. В дальнейшем, особенно после введения опричного террора, между царем и боярством возник конфликт. Нижней, но наиболее многочисленной частью феодалов было дворянство. Разумеется, общие эксплуататорские интересы объединяли его с боярством. Однако у дворян были и свои собственные потребности, отличавшиеся от боярских и порой противоречившие им. Мелкие феодалы жаждали новых земель, стремились к закрепощению крестьян, а поэтому поддерживали монарха и его активную внешнюю политику. В период сословно-представительной монархии в России сохранялся в силе сложившийся еще ранее порядок замещения государственных должностей в соответствии с родовитостью, а не личными деловыми качествами (принцип местничества). При Иване IV делались попытки ограничить местничество, но только в 1682 г. оно было отменено. Оформляется понятие подданства. Феодалы потеряли прежнюю привилегию выбирать: служить или не служить великому князю. Крупным феодалом в этот период была церковь, которая имела огромные земельные владения, а также многие другие богатства. Большое число крепостных крестьян работало на землях, принадлежавших монастырям и другим церковным организациям. В руках церкви продолжали концентрироваться огромные земельные владения. Монархи пытались ограничить церковное землевладение, но все эти попытки оказались неудачными. Церковь продолжала накапливать богатства. Только в 1581 г. Ивану IV удалось добиться некоторых ограничений, которые касались роста церковного землевладения. Зависимое население. В годы разрухи, вызванной опричниной и войнами, началось массовое бегство крестьян от своих господ. Раньше крестьяне были прикреплены к земле хозяйством. В связи с этим они редко использовали предоставляемую законом возможность перехода от одного феодала к другому в Юрьев день. Теперь же, в условиях разорения, в поисках лучших мест они начали покидать свои земли. Мерой борьбы с миграцией крестьян и явилось их закрепощение. В 1580 г. был издан Указ о заповедных летах, отменивший Юрьев день. На следующий год началась всеобщая перепись крестьян, завершенная в 1592 г. Она создала юридические основания для поисков беглых крестьян. Чтобы облегчить споры между владельцами по поводу беглых, в 1597 г. был издан Указ об урочных летах, т.е. об исковой давности по таким спорам. Первоначально срок давности равнялся пяти годам, потом он неоднократно менялся, пока Соборное Уложение 1649 г. не отменило урочные лета, разрешив искать беглых бессрочно. Холопы еще сохранялись, хотя их стало меньше, чем раньше. Их правовое положение оставалось прежним. К ним примыкала новая категория зависимого населения - кабальные люди. Они формировались из свободных (главный образом из потерявших земли) крестьян. Для того чтобы стать кабальным, требовалось обязательное оформление служилой кабальной грамоты, в которой закреплялось правовое положение кабального. Для составления кабальной грамоты необходимы были определенные условия (лицо должно достичь известного возраста, быть свободным от крепостной зависимости, от государственной службы и др.). Холопы, посаженные на землю, именовались страдниками. Они обеспечивали обработку господской земли на основе барщины. Страдники, не имевшие собственного хозяйства, были мало заинтересованы в своем труде. Поэтому к барщине все больше начинают привлекать и крестьян. В этот период окончательно складывается система барщины наряду с прежней оброчной системой. Посадские люди. Во второй половине XVI и XVII вв. продолжается рост городов, ремесла, торговли. Значительно увеличивается численность посадского населения, которое в XVII в. прикрепляется к посаду. Растет купечество, которое имело привилегии (освобождение от ряда повинностей). Намечается четкое разделение в городах на купечество и " черных" людей. К последним относились ремесленники и мелкие торговцы. Кроме " черных" слобод в посадах существовали " белые" слободы, дворы, владельцы которых не несли государева тягла, что вызывало протесты со стороны " черных" людей. Соборное Уложение 1649 г. упразднило " белые" слободы Государственный строй Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате. Важнейшим из них было возникновение представительных органов. Однако и прежние государственные органы претерпели серьезные изменения. В отличие от раннефеодального государства, теперь была возможна только одна форма правления - монархия. Но статус монарха несколько меняется. Иван IV провозглашает себя царем, и этот титул приживается, что было не простой формальностью, а отражало действительное возрастание силы монарха. Вместе с тем царь не может обойтись без старого, традиционного органа - Боярской думы. Правда, ее значение в течение периода меняется, имея общую тенденцию к снижению. Тем не менее Боярская дума ограничивает монарха, поэтому говорить о самодержавии еще не пришло время. Даже введение опричнины принципиально ничего не могло изменить. Царь вынужден был через несколько лет отказаться от нее, так как понял, что может лишиться всякой социальной опоры, ибо террором были недовольны уже все слои господствующего класса. Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государственной власти, не поколебала принципа местничества, ограждавшего привилегии знати < *>. -------------------------------- < *> См.: Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1983. С. 194 - 195, 240 - 241. После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла. В 1610 г. в результате борьбы между группировками господствующего класса последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе. Некоторое время государством фактически управляли семь влиятельных бояр, что в истории получило название семибоярщины. Принципиально новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху для поддержания крупных мероприятий - ведения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари, опираясь на земские соборы, могли через них проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы. Первый собор (названный собором примирения) царь и феодалы, напуганные восстанием горожан в Москве, созвали в 1549 г. Этим способом господствующей верхушке удалось несколько утихомирить недовольных. Создавалась видимость привлечения к государственному управлению не только бояр и дворян, но и других слоев населения. В земские соборы входили царь, Боярская дума, верхи духовенства - Освященный собор в полном составе. Они являлись как бы верхней палатой, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество). Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и прежде всего торговые люди, участие которых было особенно важно для решения различных денежных проблем (для обеспечения средствами при организации ополчения и др.). Продолжительность заседаний земских соборов зависела от обстоятельств и существа обсуждавшихся вопросов. В ряде случаев земские соборы функционировали непрерывно по нескольку лет. После изгнания иностранных интервентов, в первые годы правления Михаила Романова, страна переживала экономическую разруху и серьезные финансовые трудности. Царизм нуждался в поддержке различных слоев населения, особенно богатейших кругов торговых людей. Земские соборы в то время заседали почти непрерывно. С 20-х гг. XVII в. земские соборы стали собираться реже. Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в. Количественный состав земских соборов различался в зависимости от обстоятельств. Наиболее многолюдным (примерно 700 - 800 человек) был Земский собор, созванный в 1613 г. после изгнания интервентов. Это был единственный Собор, на котором присутствовали представители стрельцов, казаков, крестьян " черных" волостей (всего двое). На этом Соборе решался вопрос о выборе царя. Выдвигались различные кандидатуры, в том числе героя борьбы с интервентами князя Пожарского. Победила та группировка феодалов, которая выдвинула 16-летнего Михаила Романова. Бояре хотели управлять сами, а потому выбрали царя-марионетку. Так было положено начало династии Романовых. Все земские соборы можно условно разделить на четыре основные группы: 1) соборы, которые созывал царь по своей инициативе; 2) соборы, которые созывал царь, но по инициативе сословий; 3) соборы, созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя либо направленные против него; 4) соборы, избирающие на царство. Первая группа соборов была преобладающей. Ко второй группе относится, например, Собор 1648 г., который царь был вынужден созвать по требованию сословий. К третьей группе следует отнести соборы, которые действовали против царя (у власти в то время, в 1611 - 1613 гг., находился польский королевич). Соборы решали вопросы об избрании царей, начиная с 1584 г. после смерти Ивана Грозного и кончая избранием на царство Петра и Ивана Алексеевичей. В исторической литературе высказывалось мнение, что земские соборы были совещательными органами при царе. В действительности же они являлись высшими органами государственной власти. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвленная система приказов. В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ. Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли являться в походы со своими полками и занимали места в сражениях по своему выбору. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где военные силы формировались из вербованных или нанятых войск, армия России состояла из собственных подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились " служилые люди по отечеству" (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и " служилые люди по прибору" (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.) < *>. -------------------------------- < *> См.: Развитие русского права в XV - первой половине XVII вв. / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1986. С. 10 - 11. Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества - по родовитости, знатности. Поместными земельными владениями служилых дворян ведал Поместный приказ, который следил за тем, чтобы дворяне обеспечивались поместными землями за военную службу в соответствии с установленными нормами. Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками. Появились в это время специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ, ведавший делами Украины. В период сословно-представительной монархии зарождается центральный полицейский орган. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц. Обслуживанием личных потребностей царя и его семьи ведали специальные дворцовые приказы. К ним относились: приказ Большого дворца (управлял дворцовыми землями), Конюшенный (ведал царской конюшней), Ловчий и Сокольничий приказы (охотничьи), Постельничий (ведал царской спальней) и др. Должности руководителей этих приказов считались особо почетными и важными, в соответствии с принципом местничества их могли занимать наиболее родовитые феодалы. Дворяне и дети боярские при Иване IV получили определенные привилегии - могли обращаться к суду самого царя. В связи с этим образовался специальный Челобитный приказ. В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ. В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оперативные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных. Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В нем вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа оказало влияние на снижение роли Боярской думы в решении вопросов внешней политики. Царь редко с ней советовался по этим вопросам, полагаясь главным образом на мнение Посольского приказа. Во второй половине XVI в. создается специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. До сих пор этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. Теперь в связи с развитием кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах, для которых существенное значение имела регистрация холопьих грамот в приказе. Переход к сословно-представительной монархии привел и к существенному изменению местного управления. Система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были введены губные органы. Они выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа - губного старосту, которого утверждал в должности Разбойный приказ. Аппарат губного старосты состоял из целовальников, избиравшихся посадскими и верхушкой чернотяглого крестьянства. Целовальники - выборные должностные лица, которые назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1238; Нарушение авторского права страницы