Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Право и иные социальные нормы ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Социальные нормы –это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. Социальные нормы – это связанные с волей и сознанием людей общие правила регулирования их взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития общества, направленные на упорядочивание общественных отношений [2] (Цыганов В.И.). Признаки: 1. Направлены на регулирование общественных отношений. 2. Объективно необходимые правила поведения; 3. Являются общими правилами поведения, устанавливают правила поведения в обществе, т.е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Действуют непрерывно во времени, обладают многократностью действия и обращены к неопределенному кругу лиц. 4. Регулируют типичные массовые отношения; 5. Обладают сознательно-волевым характером. При этом одни нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие формируются путем многократного повторения отдельных вариантов поведения. 6. Возникают закономерно в процессе исторического развития общества. 7. Соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества, показывают степень его цивилизованности. 8. Представляют определенный стандарт поведения, типичный для данного времени. Виды социальных норм: 1. Нормы морали (нравственности); 2. Обычаи; 3. Религиозные нормы; 4. Политические нормы; 5. Корпоративные нормы; Правовые нормы. Право и мораль Мораль - это исторически складывающаяся в обществе система принципов, категорий, правил поведения, основанных на представлениях людей о добре и зле, справедливости, чести, достоинстве [3] (Цыганов В.И.). Если правовые нормы возникают в процессе правотворчества, а также в процессе функционирования общества и государства, то мораль формируется в духовной сфере жизни общества. Если правовые нормы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативно-правовых актах), то нормы морали содержатся в общественном сознании. По сравнению с иными социальными нормами (нормами права, политическими нормами, обычаями, корпоративными нормами) у морали наиболее обширная сфера действия. Нормы морали распространяют свое влияние на всех и каждого. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок. Поэтому сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы являются высшим критерием поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга. Право применяется специальными органами и должностными лицами государства с использованием мер государственного принуждения. Право действует избирательно. Есть сферы, недоступные для его воздействия. Право и обычаи Обычаи – это правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку людей [4] (Цыганов В.И.). Обычаи весьма многообразны, так как складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т.д. Обычаи – это исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества. Содержание обычая – это сам образец поведения. Существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении. Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период образования первых государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, Хаммурапи). Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев: 1. Нормы права поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации; 2. Нормы права могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев (например, обычай кровной мести). 3. Нормы права безразличны к действующим обычаям. От взаимодействия права и обычая следует отличать правовой обычай как источник (форму) права. В современную правовую систему входят только те обычаи, на которые есть ссылка в законе. Право и религиозные нормы Религиозные нормы – это установленные различными вероисповедными конфессиями нормы, регулирующие мыслительную деятельность и внешнее поведение верующих по отношению к Богу, церкви, единоверцам, иноверцам, цели и организации религиозных структур [5] (Цыганов В.И.). Такие нормы содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Веды и т.д.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг либо в сознании верующих, исповедующих языческие культы. Религиозные нормы имеют нравственное содержание (например, 10 заповедей), а также регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Внешне эти нормы обладают определенным сходством с правовыми нормами: в известной мере они формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же институционализированы и документально зафиксированы в священных книгах. В древности и в Средние века многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. И религиозные и правовые нормы воздействуют на один и тот же предмет – общественные отношения. Современное международное право и право европейских стран имеет свои корни в библейских заповедях. Сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, предписания Корана – на лиц, исповедующих ислам и т.д. Религиозные нормы часто касаются поступков и даже чувств человека, к которым безразличны нормы права. Иногда сфера регулируемых религией отношений находится ближе к внутреннему миру человека (семья, поведение в быту). В светских демократических государствах, влияние права на религию находит прямое закрепление в национальных конституциях, действующем законодательстве. Так, Конституция РФ (ст. 14), Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» гарантируют свободу совести и вероисповедания, равноправие конфессий[9], возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. Действующее законодательство (ст. 148 УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий. Одновременно право не должно быть безучастно к преступным формам пользования свободой совести, в частности, к тоталитарным сектам. Закономерно, что в Уголовный кодекс РФ включена специальная норма, в соответствии с которой создание религиозного объединения, чья деятельность сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а равно участие в деятельности такого объединения караются уголовным законом (ст. 239 УК РФ). Анализ различных правовых систем убеждает: источники права, правосознание, правовые институты и иные правовые явления у разных народов связаны с их религиозными представлениями. Усвоение человеком заповедей религии одновременно формирует у него правовые чувства (законности, ответственности, уважения к праву и правам других людей), обеспечивающие его приобщение к социально-правовой среде, способствует распространению законопослушного поведения среди населения. Истинная религиозная вера – один из самых сильных факторов правомерного поведения. Право и корпоративные нормы Корпоративные нормы – это выработанные в организованных сообществах (корпорациях) правила поведения, направленные на создание необходимого для достижения целей организации порядка и обеспеченные мерами внутреннего (внутрикорпоративного) воздействия [10] (Цыганов В.И.). Например, нормы общественных организаций (профсоюзов, политических партий, кооперативов, фондов, акционерных обществ, клубов и т.д.). Корпоративные нормы создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей; распространяются на членов данного сообщества; закрепляются в соответствующих документах (уставе, положении, решении, кодексе и т.д.); определяют права, обязанности членов объединения, а также его структуру, порядок формирования, компетенцию руководящих органов и другие вопросы внутренней жизни объединения; обеспечиваются предусмотренными организационными мерами. Они не должны противоречить правовым нормам. По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах (уставах, положениях, решениях), принимаются по определенной процедуре (как правило, на общих собраниях, конференциях, съездах), систематизированы. Корпоративные нормы не являются общеобязательными, не обеспечиваются государственным принуждением. Корпоративные нормы обязательны только для членов данной организации и обеспечены мерами общественного воздействия. Необходимо отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативно-правовых актах. Нормы, содержащиеся в локальных нормативно-правовых актах, хотя и действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку они обеспечены мерами государственного принуждения. Правовые нормы, содержащиеся в Конституции РФ (ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. и иных законах определяют сферу действия корпоративных норм.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1164; Нарушение авторского права страницы