Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Народное музыкально-поэтическое творчество ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Основная задача этого раздела – ввести детей в мир народного музыкально-поэтического творчества, показать его разнообразие и многогранность, научить бережно и внимательно обращаться с фольклорным материалом. Благодаря исключительной задушевности, искренности, народная музыка глубоко эмоционально воздействует на всех, кто с ней соприкасается. Она учит с достоинством и без ложной патетики любить свою Родину, народ, природу, воспитывает чувство коллективизма и товарищества, развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности. Вся фольклорная информация, которую получали дети от взрослых в младенчестве: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки с напевами, - важны для воспитания в детях музыкальных и творческих навыков. Именно в самом раннем возрасте закладывается фундамент будущих музыкальных способностей. Но поскольку во многом эта традиция утрачена, то это становится именно нашей задачей – познакомить ребёнка со всем разнообразием народного музыкально-поэтического творчества. В результате обучения дети приобретают исполнительские навыки колыбельных песен, пестушек, потешек, считалок, прибауток, небылиц, дразнилок, скороговорок, закличек, игровых и календарных песен. На основе этого материала дети учатся правильно дышать, чётко проговаривать слова, одновременно начинать и заканчивать пение, интонировать в диапазоне квинты. Примерно с 4-х-летнего возраста дети начинают выходить из под опеки родителей. Они начинают общаться со сверстниками и перенимать опыт от более старших детей. В формировании их способности к общению во многом помогает игра. Традиционная игра, объединяет в себе музыку, движение и творческую фантазию, помогает всестороннему развитию ребёнка, а также раскрепощает замкнутых детей и учит правильному общению друг с другом.
В результате обучения дети - приобретают навыки сопереживания и исполнения колыбельных песен, пестушек, потешек, считалок, прибауток, небылиц, дразнилок, скороговорок, закличек, игровых песен, календарных песен; - постигают тайны русских народных сказок; - узнают множество народных игр; - изучают особенности народного праздника и обряда ( Покров-Рождество – Святки – Крещение – Масленица - Вербная неделя –Пасха - Красная горка); - развивают музыкальные способности и певческие навыки (певческое дыхание, певческая позиция, формирование звука, диапазон голоса, создание художественного образа песни); - развивают умение слушать себя в ансамбле и ансамблевое звучание в целом; - обучаются умению сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания; - постигают основы традиционной культуры, используя игровой фольклор; - знакомятся с особенностями русского национального костюма и укладом жизни русского народа, - понимают значение, роль ремесла и рукоделия и прослеживают их развитие.
2. Русский традиционный танец Одна из основных задач программы – представить танец не как отдельную дисциплину, а как неотъемлемую часть народной культуры. Традиционная хореография в значительной мере отличается от сценического народного танца, пропагандируемого в советские годы. Здесь мы не отбираем детей по определенным физическим признакам. В древности люди с помощью танца общались с природой, могли ощутить и наполниться силой, исходящей от земли. Безусловно, в городских условиях этому невозможно научить, поэтому дети на уроках осваивают более позднюю танцевальную культуру 19-20 в.в. – это кадрили, парно-бытовые танцы, пляски с частушками и традиционные танцы. Основа ритмического воспитания закладывается благодаря слушанию музыки, движению под музыку и созданию ритмических аккомпанементов. Дети чувствуют смену контрастных частей музыки, но плохо ориентируются в пространстве, поэтому надо научить их двигаться в соответствии с характером музыки в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание музыки, исполнять простейшие движения или имитировать движения зверей и птиц. Нужно чтобы ребёнок умел точно прохлопать ритм музыки – для этого можно использовать также элементарные ударные инструменты. Важно, чтобы дети научились чувствовать начало фразы и прохлопать заданный им ритмический рисунок. Прежде всего, что бы дети могли научиться правильному общению и раскрепоститься, обучение начинается с народных игр, которые объединяют в себе музыку, слово и движение. В игровой форме дети быстрее овладевают координацией движения, чувством ритма, правильным дыханием и осанкой. Во время обучения дети должны осознать, что танец выражает внутренний мир человека, что красота танца – это не только совершенство движений и координация, но и уверенность в себе, свобода, выразительность и грация. В ходе реализации программы учащиеся знакомятся с: - традиционной культурой, используя игровой фольклор: «У медведя во бору», «Баба шла», «Редька», «Чижик», «Летели две птички», «Рыбки» и т.д.; - ритмической основой танца: ритмические задания на хлопках и на ложках, движения ног ( кадрильный, шаркающий и переменный шаг); - парно-бытовыми танцами: «Казачек», «Во саду ли», «Матаня», », «Краковяк», «Полька», «Выйду я на реченьку», «Светит месяц»; - плясками с частушками: «Оттоп», «Повертуха», «Ворота», «Суп варить», «Ромашка»; - традиционными групповыми плясками: «Чижик» (Новосибирская олб.), «Общая круговая», «Парочка», «Комаринского»; - игровым фольклором, приуроченным к праздникам народного календаря (святочные игры «Як скакал наш козел», «Шел козел дорогою», «Улень»; масленичные игры-«Дударь», «Коршун», «Горшки», «Бояре»); - упражнениями, направленными на развитие общей координации движений: движения ног (кадрильный шаг с акцентом ударной и не ударной долей, варьирование переменного шага, шаг « в две ноги» и « в три ноги»); - игровым фольклором Севера России: «Растяпа», »Мак», «Сахаринка», «Свинка», «Колечко», «Скамейка»; Ансамбль традиционных русских народных инструментов Основная цель предмета - привить интерес и уважение к своим национальным истокам, воспитать творческую личность, обладающую художественным вкусом, через освоение навыков игры на народных музыкальных инструментах. Данный предмет реализуется в комплексе с традиционной песенно-танцевальной культурой, т.к. инструментальная музыка, оторванная от обрядовой и бытовой принадлежности, теряет свои характерные особенности. Программа ориентирована на непринужденное освоение детьми инструментальной музыкальной культуры.
Знакомство с инструментами Данная тема знакомит ребят с историей возникновения музыкальных инструментов, исторической необходимостью их происхождения. Результатом обучения является: - знание истории происхождения народных инструментов: домра, балалайка, гусли звончатые, жалейка, гармонь, ударные; - умение распознавать различные виды оркестров: симфонический, духовой, народных инструментов, эстрадно-симфонический.
Освоение народных музыкальных инструментов дает возможность играть самостоятельно, в различных составах ансамблей, аккомпанировать, а также решать задачи фольклорного ансамбля.
Репетиционная работа Основы репетиционной работы: - работа по вокально-хоровым партиям, группам и ансамблем в целом; - сводная репетиция с инструментальной и оркестровой группой и старшими группами ансамбля; - подведение итогов репетиции, обсуждение положительных сторон, отдельные замечания и меры устранения недостатков; - создание единой программы посредством соединения пения, танца и инструментального сопровождения.
Y Методическое обеспечение образовательной программы
YI Оценка результативности обучения.
Формой аттестации учащихся являются: - проведение вечёрок по календарю (с возможным участием других фольклорных коллективов); - подготовка праздничных программ для детей дошкольного и школьного возраста; - подготовка и проведение календарных и семейных праздников; - участие в фестивалях, конкурсах, концертах; - контрольные уроки, игровые викторины; - занятие-игра. YII Учебно-материальная база Данная программа может быть реализована при наличии материально-технической базы.
w Характеристика помещений. 1. Учебный класс. 2. Подсобные помещения для хранения инструментов и костюмов. 3. Актовый зал для проведения массовых мероприятий.
w Технические средства. 1. Магнитофон для прослушивания фольклорно-этнографических материалов. 2. Видеомагнитофон для просмотра фольклорно-этнографических материалов. 3. Видеокамера, диктофон для работы в фольклорно-этнографических экспедициях и записи учебного материала.
w Материалы и оборудование. 1. Фонотека, видеотека, наглядный учебный материал. 2. Народные костюмы. 3. Народные инструменты. 4. Мебель ( шкафы для хранения учебного материала, столы, стулья).
w Кадровое обеспечение. 1. Педагог по народному музыкальному творчеству 2. Концертмейстер YIII Список литературы.
1. «Авторские программы дополнительного образования» М., 1996 г. 2. «Дополнительное образование детей» под ред. О.Е.Лебедева М., «Владос», 2000 г. 3. Н.Н.Фришман «Методика работы педагога дополнительного образования» М., 2001 г. 4. Серия «Рост» «От интереса к мастерству» СПб, 2000 г. 5. Журнал «Народное творчество» М., 2001, 2002 г.г. 6. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» Собр. М.Забылиным М., 1990 г. 7. В.Белов «Лад» М., «Современник» 1984 г. 8. «Праздники и знаменательные даты православного и народного календаря» СПб., 1993 г. 9. «Русский праздник. Иллюстрированная энциклопедия» «Искусство-СПб», 1999 г. 10. «Русский традиционный костюм» сост. Н.Соснина 11. Н. Шангина «Иллюстрированная энциклопедия» «Искусство-СПб., 1999 г. 12. «Русска изба. Иллюстрированная энциклопедия» «Искусство-СПб»., 1999 г. 13. А.Ф.Некрылова «Круглый год» М., 1991 г. 14. «Жизнь человека в русском фольклоре.Младенчество.Детство»М., 1991 г. 15. Г.М.Науменко «Этнография детства» М., 1991 г. 16. Н.Н.Шангина «Русские дети и их игры» СПб., 2000 г. 17. Н.Н.Шангина «Русские традиционные праздники» СПб., 1997 г. 18. «Лирика русской свадьбы» Л., 1973 г. 19. «Народный театр» М., 1991 Г. 20. Н.Н.Гилярова «Хрестоматия по русскому народному творчеству» ( 1-2 год обучения) М., 1986 г. 21. Г.М.Науменко «Дождик, дождик перестань» Русское народное детское музыкальное творчество М., 1988 г. 22. Г.М.Науменко «Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках» М., 2001 г. 23. «Сценарии праздников. Покров.Святки.Масленица.» Екатеринбург, 2000 г. 24. Сост. Т.Гавришина «Святки» Пособие по традиционной культуре СПб., 1997 г. 25. Сборник материалов клуба «Домострой» СПб., 2002 г. 26. «А мы Масленицу дожидали» СПб., 2002 г. 27. «Пасхальная радость» СПб., 2002 г. 28. «От Рождества до Крещения» СПб., 2002 г. 29. «К нам пришло, прикатило» СПб., 2002 г. 30. «Рождество Христово» СПб., 2002 г. 31. «Традиционное воспитание детей» СПб., 2002 г. 32. «Музыкальная грамота» в 2-х книгах Л., 1983 г. 33. Г.М.Науменко «Хоровод круглый год» народные праздники и обряды. М., 1999 г. 34. Я.К.Галейзовский «Образы народной хореографии» М., 1964 г. 35. Материалы и публикации фольклорно-этнографических экспедиций Университета культуры. 36. Ф.Рубцов «Народные песни Ленинградской области» М., 1958 г.
IX Репертуар фольклорного ансамбля «Топотушки»
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1198; Нарушение авторского права страницы