Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Источником материального производства являются потребности человека и общества, а его основой - труд. Потребности зависят от условий существования общества и выступают побудительной силой для направления жизненной активности. Реализация потребностей связана с осознанием интересов и мотивов, формулированием целей и задач, выбором средств и методов трудовой деятельности. Труд может быть определен трояко: - как затрата физ.сил, отличие от животных закл.в том, что человек в процессе труда создае6т технику, которая уменьшает физ.затраты труда, но увел. Его эффект и эффективность. При этом в истории мат.-произв. деят. Постоянно возростает доля и напряженность умственного труда. - как планомерная деятельность с определенными намерениями, целью, средствами. В этом смысле труд существенно отличает человека от животного, которое удовлетворяет свои потребности непосредственно в мире природы. Человек преобразует природный материал в продукт труда, произведенный на основе знаний; - как основной аспект человеческого бытия, связанный в преобразовании человеком мира природы в мир культуры. Человек трудится совместно с другими людьми, что предполагает разделение труда и его организацию. Разделение труда формирует умения, навыки и средства, специфические для каждого производственного процесса или отдельной операции. Организация труда осуществляется отчасти стихийно, отчасти по плану. Разделение и организация труда влияют на его производительность -количество и качество продукции, созданной за единицу времени. Таким образом, структура трудапредставлена элементами (К. Маркс 1т.«Капитал»): - субъект труда - человек или социальная группа, обладающие навыками и осуществляющие производство материальных благ; - предмет труда - необходимый исходный материал производства, который подвергается обработке, например земля, полезные ископаемые, материалы; - орудия труда и инфраструктура - технические комплексы, необходимые для потребления природных материалов, организации рабочей силы, производства. Техническая сложность, наукоемкость, развитость инфраструктуры являются показателем уровня производства и фактором повышения производительности труда; - цели, мотивы, интересы, ценности, которые определяет субъект труда в процессе материального производства; - продукт труда - товары и услуги, которые производит общество на определенном этапе своего развития. В процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг между субъектами труда формируются сложные комплексы взаимосвязей, особые типы коммуникации: вертикальные и горизонтальные. Вертикальные связи - это отношения управления и подчинения. Горизонтальные связи создаются между равными по профессиональному статусу людьми на основе общих целей и задач. Особую проблему социальной философии представляют конфликты в материально-производственной сфере. Конфликты (от лат. conflictus -столкновение; разногласие, грозящее осложнениями) чаще всего развиваются по следующим причинам: - собственность на средства производства; - нарушение соответствия между уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, когда производительные силы перерастают рамки сложившейся организации труда; - профессиональная квалификация и компетентность работников; - отчуждение человека от средств и результатов труда; ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА Политика – это организац.-управленческая деятельность на ур-не гос-ва. Политическая сфера представляет собой сложную, развивающуюся, исторически конкретную систему государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Власть - это форма социальных отношений, связанная со способностью одних социальных субъектов подчинять своей воле деятельность других с помощью государственно-правовых средств и в соответствии со своими потребностями и интересами. Основными элементами политической системы: Государство-это основной институт политической системы, наделен- ныйвысшей законодательной властью - правом устанавливать и perламенти-ровать нормы общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использующий легитимные формы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Легитимность насилия как специфического свойства государства обеспечивается различными внутренними основаниями: традициями, популярностью лидера (харизмой), рационально-добровольным признанием гражданами юридических норм. Концепций происхождения государства: - христиапско-теологическая, ( Августина Блаженного, Фомы Аквинского). Трактует необходимость государства как результат слабости человека, его потребности в соборности, стремления к высшим образцам; - договорная, (Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо). Теория общественного договора основана на понимании государственности через ивдивидуально-рациональное начало в человеке. Согласно этой теории любой народ проходит в своем развитии две стадии: естественную, до государственную, и гражданскую, государственную. На первом этапе жизнь регулируется нормами естественного права, на втором - юридической законностью и моральными нормами. Гарантом прав, чести и достоинства, собственности и свободы граждан выступает государство, которому люди передают часть своих прав сознательно, на основе коллективного соглашения - общественного договора; -классовая, ( К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина). Объясняет возникновение государства в результате разделения труда, появления частной собственности и имущественного неравенства, возникновения классов. Политическая система предполагает особый вид деятельности, поэтому в каждом обществе складывается своя политическая элита, т.е. правящая группа, которая имеет доступ к инструментам власти. Элита консолидируется в особые организации - клубы, кабинеты, партии. Политическая партия - это общность людей, организационно и идеологически связанных, выражающих интересы определенных социальных групп и преследующих цель реализации этих интересов путем участия в государственной власти. Актуальной в современной философии является проблема взаимодействия государства и гражданского общества. (неомарксисты) Гражданское общество - это целостная совокупность добровольных объединений граждан, самостоятельно регулирующих некоторые виды деятельности и социальные связи. Институты гражданского общества регламентируют свою деятельность независимо от государственных институтов, но государство, со своей стороны, призвано обеспечить эту свободу необходимыми правовыми гарантиями. Таким образом, политическая сфера представляет собой особый вид деятельности и поэтому формирует определенный тип общественного сознания. ДУХОВНАЯ СФЕРА Духовность - это способность человека отражать мир в образах, выражать их в конкретных формах и следовать им на практике. Производство идей, их распространение связано с деятельностью всех субъектов общества, с функционированием общественного сознания. Отдельные индивиды вырабатывают много идей, но сохраняют свое значение и воплощаются в реальной жизни лишь те, которые получают признание всего общества. Духовная сфера играет особую роль в социальной системе. С одной стороны, в ней отражаются особенности материально-производственной деятельности, политической жизни, социальных отношений и связей. С другой - в ней формируются и закрепляются общественные идеалы и ценности, которые направляют дальнейшее развитие общества. Социальная философия акцентирует внимание на феномене духовности в аспекте морально-нормативной регуляции деятельности, общения и поведения социальных субъектов, что выражается в следующих проблемах: -динамика ценностных приоритетов общества; - причины и последствия отказа от традиционных ценностей; -соотношение духовности и нигилизма. Ценность - это понятие, отражающее социальное и культурное значение определенных явлений действительности(закрепляются в установках и оценках, императивах и табу, целях и проектах). На каждом этапе развития общества формируется своя иерархия ценностей, что выражается в ценностных ориентациях. Общечеловеческие ценности - гуманизм, вера, любовь к ближнему справедливость. В европейской культуре значимую роль играют ценности индивидуальной свободы, социальной активности, трудовой этики; в белорусской - толерантность. Отсутствие ценностей или пренебрежение ими ведет к бездуховности и социальному нигилизму. Нигилизм (от лат. nihil - ничто) - полное или, частичное отрицание общепринятых ценностей, норм, идеалов. Духовность и нигилизм активно взаимодействуют и постоянно воспроизводятся в социальной системе. Различия их выявляются в осмыслении обществом таких противоположных понятий, как «добро и зло», «война и мир», «истина и ложь». Сотрудник ОВД должен уметь распознавать нигилистические тенденции, так как его профессиональная деятельность непосредственно связана с социальными слоями, способными продуцировать нигилизм. Проблемы ценностей изучаются философией в разделе «аксиология»(актуален со второй половины XIX в). (И. Канта, неокантианцы). Усвоение ценностей отдельным человеком называется социализацией индивида. Процесс социализации осуществляется путем воспитания, самовоспитания, обучения. Он зависит от многих факторов – социальной среды, культурных оснований общества, особенностей характера и личных интересов человека. Духовная сфера имеет определенную структуру. Уровниобщественного сознания: -общественная психология - это уровень, на котором в качестве основных элементов выделяются чувственно-эмоциональная сфера, психологический склад, архетипы, менталитет. Архетип обозначает устойчивые модели отношения к миру, которые складываются на уровне «коллективного бессознательного» и закрепляются в системах символов. Менталитет-система образов и представлений, которые в разных группах или стратах, составляющих общество, сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и своем месте в нем. Эти представления определяют поступки и поведение людей. -общественная идеология представляет совокупность рационально осмысленных взглядов, выступающих в форме идей. Например, идеи демократии, коммунизма, либерализма, консерватизма, гуманизма в европейской культуре. Формы общественного сознания ( в них закрепл. результ. дух.деят. людей)-мифология, мифология; религия; искусство; наука; философия; политика; мораль; право. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы