Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
МАРКСИСТСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ XX В.
В условиях XX в. марксизм развивался в различных региональных' модификациях. Наиболее известными и продуктивными из них являются: западноевропейская (неомарксизм) и восточноевропейская, в первую очередь-советская. Неомарксизм: Д. Лукач, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, К. Корш, Э. Балибар, М. Хоркхаймер, К. Эдер, Э. Фромм, А. Шмит, . Складывался постепенно в 20-60-е гг. XX в. в русле западноевропейской философской традиции. Впервые термин «неомарксизм» употребил английский социалист Э. Бэльфорт в 1896 г. в работе «Синтетическое или неомарксистское понимание истории». Содержательной основой неомарксистских учений является интерес к социально-деятельностному аспекту человеческого бытия; а формально эти концепции объединяет критическое отношение к негативным явлениям капиталистического и социалистического обществ. Представителей неомарксизма интересуют такие вопросы, как: - анализ мировоззренческих и методологических оснований социальной теории, в том числе ее категориально-понятийных структур: «общественное бытие», «производительные силы», «техника»; - включение в сферу социально-философского анализа общих проблем культуры, духовной жизни; - социологическая реконструкция сущности тоталитаризма, авторитари - исследование механизмов стабилизации гражданского общества, коммуникации, социальной диалектики, жизненного мира; - психоаналитическая трактовка человека в аспекте проблемы свободы; анализ факторов, объясняющих стремление человека избежать свободы; соотношение бытия и свободы, свободы и ответственности; - различные аспекты отчуждения человека в условиях техногенного развития общества и индивидуального переживания бытия. Становлению неомарксизма способствовали работы венгерского философа Дьёрдя Лукача (1885-1971), который сформулировал задачу освобождения марксизма от крайнего радикализма в политике и придания ему вида классической философии. Не только противники, но и сторонники марксизма вынуждены были признать, что многие теоретические положения марксистской социологии оказались либо непроверяемыми, либо неоднозначными с точки зрения элементарной логической строгости. Основная идея Д. Лукача - обновление рациональности путем преодоления идеологизированных и математизированных схем в познании. Общество, культура, история - это сверхсложные суперсистемы, бытие которых тесно связано с бытием живой природы и неорганического мира. Поэтому их изучение требует глубокого методологического обоснования, учета онтологических и гносеологических факторов, критического отношения к логике мыслительного освоения действительности. Особое место в динамике неомарксизма занимает теория «социальной эволюции» Юргеиа Хабермаса (р. 1929). В ней выделяется несколько типов социальных явлений, которые не может объяснить классическая марксистская теория. Во-первых, разрыв между государством и обществом, типичный для ранних стадий капитализма, преодолен в его современной фазе. Товарное обращение и общественный труд нуждаются в централизации управления. Поэтому отношения базиса и надстройки изжили себя. Во-вторых, уровень жизни в капиталистических странах вырос настолько, что отчуждение потеряло свою экономическую форму. В-третьих, пролетариат исчезает в своем классическом качестве, следовательно, революционная теория лишается своего адресата. В-четвертых, реальный социализм не укладывается Ю.Хабермас ввел в понятийный аппарат филосрфии понятие дискурса как особого по форме и содержанию типа речевой коммуникации. Участники дискурса, во-первых, ориентированы на глубокий и всестороннй анализ предмета обсуждения с непременным достижением консенсуса мнений, имеющих общественное звучание и значимость; во-вторых, располагают высокой собственной языковой культурой, предполагающей знание.и использование основных правил построения речи, точную оценку смысла и значения слов, оперирование строго определенными понятиями; в-третьих, способны к творчеству. В обществе одновременно сосуществуют различные дискурсы - экономический, политический, этический, правовой, технократический. Их языковые схемы функционируют в социуме как онтологические данности, в которых объект не только представлен, но и интерпретирован. Поэтому усвоение и использование норм этих языков предполагает знание их истории, смысловой динамики, процедур интерпретации и формализации. В целом современный западный марксизм акцентировал онтологические и философско-антропологические аспекты марксистской теории с учетом изменений, происходящих в мире. Приоритетной оказалась тенденция отхода от социологии конфликта и поиска устойчивых факторов развития социальной системы. Марксизм в восточноевропейской философии. Распространение марксизма в Восточной Европе, и в первую очередь в России, произошло в последней четверти XIX в. и было тесно связано с организационным оформлением революционного пролетарского движения. Наиболее заметное участие в трансляции марксистских идей и их адаптации к специфике российской культуры приняли Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, А.В. Луначарский и др. После Великой Октябрьской социалистической революции ленинская интерпретация марксизма стала нормативной в философии и науке, а во второй половине 20-х гг. XX в., с приходом к власти И.В. Сталина, она постепенно преобразовалась в жесткую систему. Философия стала политически и идеологически ангажированной, ее развитие определялось требованиями, изложенными И.В. Сталиным в «Кратком очерке истории ВКП(б)». Таким образом, философская жизнь в СССР характеризовалась высокой степенью активности. Марксистская традиция являлась школой научной рациональности и закладывала основы для диалога с представителями мирового научного сообщества. В последние десятилетия XX в. марксистская методология по целому ряду позиций не утратила своего значения. Расширились возможности научных контактов с представителями западноевропейской, американской философии, переведены и опубликованы наиболее интересные произведения западных философов. Доминирование антропологической проблематики в мировой философии, актуализация проблем культуры способствовали широкому обращению российских и белорусских философов к богатому национальному духовному наследию. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1256; Нарушение авторского права страницы