Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основополагающая природа греха
Мы убедились, что есть широкий спектр терминов, относящихся к различным аспектам греха. Но можно ли все это приводящее в замешательство разнообразие свести в одну формулировку с исчерпывающим определением греха, можно ли выделить сущность греха? Мы видели, что в Библии грех характеризуется по-разному - как неверие, бунт, развращение, промах. Но что же такое грех? Общим элементом, объединяющим все эти разнообразные характеристики греха, является представление, что грешник не исполняет Божий закон. Не соответствовать Его нормам праведности можно по-разному. Можно выйти за установленные рамки, то есть совершить " преступление". Можно просто не соблюдать установленные нормы или не делать того, что Бог повелевает нам или чего ожидает от нас. Или можно делать правильные вещи, но исходя из ложных мотивов, то есть исполнять букву, а не дух закона. В Ветхом Завете грех в значительной степени связывается с внешними действиями или с внешним несоответствием Божьим требованиям. Внутренние мысли и побуждения полностью в Ветхом Завете не игнорируются, но предметом особого внимания они становятся в Новом Завете. В нем мотивы занимают практически такое же важное место, как и дела. Гнев и вожделение Иисус осудил с такой же силой, как убийство и прелюбодеяние (Мф. 5: 21-22, 27-28). Он осудил также внешне добрые дела, совершаемые главным образом с целью добиться одобрения людей, а не угодить Богу (Мф. 6: 2, 5, 16). Но грех - не просто злые дела и мысли, это также греховность, внутренняя расположенность к неправильным делам и мыслям. То есть дело не просто в том, что мы грешники, потому что мы грешим; мы грешим, потому что мы грешники. Итак, мы предлагаем следующее определение греха: " Грех - любое несоответствие, активное или пассивное, нравственному Божьему закону. Оно может выражаться в делах, в мыслях, во внутренней предрасположенности или в состоянии". Грех - это жизнь, дела и мысли, не соответствующие тем нормам, которых Бог ожидает от нас. Но здесь нам надо задаться вопросом, существует ли какой-то основополагающий принцип греха, какой-то предопределяющий фактор, общий для всех разновидностей греха. На этот счет существуют разные мнения. Чувственность Одно из них - грех есть чувственность. Среди прочих такой точки зрения придерживался Фридрих Шлейермахер. В его понимании, грех - это стремление низшей или физической природы подавлять и контролировать высшую или духовную природу. Он буквально понимает предупреждение Павла не жить " по плоти" и относит грех к физической или материальной стороне человека827. Такая концепция, нередко предполагающая внутреннюю порочность материи, характерна и для мышления Августина, у которого она основывалась на противоборстве понятию чувственности828. Этот взгляд привлекает своей простотой, но у него есть существенные изъяны. Прежде всего, он как будто бы игнорирует факт, что многие грехи, и среди них, возможно, самые тяжкие, - не физические по своей природе. В хорошо известном перечне Павла (Гал. 5: 19-21) многие из грехов действительно относятся к " делам плоти" в буквальном смысле: блуд, нечистота, непотребство, пьянство, бесчинство. Но другие явно более " духовны" по своей природе: вражда, распри, зависть, гнев, разногласия, соблазны. Теория о грехе как о чувственности вынуждена объяснять эти " духовные" грехи контактом души или духа с извращенным телом. Но в таком случае значение чувственности растягивается до неимоверных размеров. Далее, строгий контроль за физическим состоянием человека не оказывает никакого определенного воздействия на уровень его греховности. Аскеты пытаются подчинить контролю свои физические импульсы и нередко добиваются кое-какого успеха, но при этом они не становятся менее греховными. Остаются другие грехи, например, гордость. Греховная натура, подавляемая в одной сфере, находит выражение в другой. Это можно видеть на примере стариков. Их физические устремления угасают, зато возрастают раздражительность, нетерпимость или что-нибудь в этом роде. Более того, в представлении о грехе как прежде всего чувственности отражается непонимание термина плоть, в частности, в том смысле, в каком его использует Павел (см. с. 506). Поэтому мы можем сделать вывод о несостоятельности той точки зрения, что чувственность - основополагающий принцип греха. Эгоизм Следующий взгляд на грех заключается в том, что он по сути своей основывается на эгоизме, на " признании себя высшей целью, представляющей антитезиз высочайшей любви к Богу" 829. Такого взгляда придерживался Огастас Стронг и в несколько иной форме Рейнхольд Нибур. Главным Орудием человеческого противоборства Богу Нибур считал гордость830. ПО МЫСЛИ Стронга, эгоизм или предпочтение себя Богу может выливаться в разные формы. У человека с необузданными аппетитами или желаниями эгоизм принимает вид чувственности. Он может также выражаться в неверии, отвращении от Божьей истины. Или же он может выражаться во вражде к Богу, если человек считает Божью святость противостоящей ему и наказывающей его. Таким образом, грех в любой форме есть эгоизм. Это предпочтение собственных идей Божьей истине. Это предпочтение своей воли Божьей воле. Это любовь себя больше, чем Бога. Смещение Бога с Его законного места как Господа в жизни человека требует возведения на престол чего-то еще, и это место занимает сам человек831. Это тоже точка зрения, заслуживающая всяческой похвалы. Во многих из нас она, несомненно, вызывает сочувственное отношение, ибо мы знаем, какое влияние в нашей жизни оказывает эгоизм и как он побуждает нас совершать грехи. Но и у нее есть существенные проблемы. Некоторые наши поступки, хоть и греховные, нельзя назвать эгоистичными в строгом смысле слова. Например, есть люди, совершающие грех перед Богом не из любви к себе больше, чем к Богу, а из любви к кому-то еще. Есть также люди (например, Коммунисты), отдающие жизнь за дело, противоположное Божьей цели. Можно, конечно, возразить, что это приносит им удовлетворение, что страдание и смерть удовлетворяют их эгоистичные устремления. Но этот контраргумент предполагает такое расплывчатое определение эгоизма, при котором ничто нельзя выдвинуть в качестве довода против теории эгоизма как основы греха, и в таком случае сама теория теряет смысл. Смещение Бога По сравнению с точками зрения, что грех по сути своей есть выражение чувственности или эгоизма, более приемлемым выглядит альтернативный взгляд, заключающийся в том, что грех - просто отказ считать Бога Богом, когда на принадлежащее Ему место ставится что-то другое. Причем плохо не столько то, что на место Бога ставится сам человек, сколько то, что вместо Бога вообще выбирается что-то еще. Замена Бога каким-то конечным объектом - грех, какими бы бескорыстными мотивами при этом ни руководствовались. Это утверждение подкрепляется текстами Ветхого и Нового Заветов. Десять заповедей начинаются с повеления правильно относиться к Богу. " Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим" (Исх. 20: 3) - первый запрет закона. Равным образом, Иисус заявил, то первая и важнейшая заповедь следующая: " Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею" (Мк. 12: 30). Первостепенное значение имеет надлежащее отношение к Богу. Суть греха составляет не гордость, а идолопоклонство в любой форме. Могут задать вопрос, чем в первую очередь определяется отказ любить Бога, поклоняться и повиноваться Ему. Я полагаю, что неверием. Любой человек, истинно верующий в то, что Бог есть Тот, Кем Он Себя представляет, отводит Ему надлежащее место. Все остальное - грех. Когда собственные идеи и представления ставятся выше раскрытого Божьего Слова, это влечет за собой отказ признания его истинности. Когда человек стремится исполнять собственную волю, это означает, что свои ценности он считает более высокими, чем Божьи. Короче, это непризнание Бога Богом. Источник греха Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы