Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Богословие евангельских христиан
Традиционная ортодоксальная или евангельская точка зрения на спасение тесно связана с ортодоксальным пониманием того сложного положения, в котором находится человек. Основополагающее значение в этом понимании имеют отношения между человеком и Богом. Нарушение этих отношений затрагивает и другие аспекты жизни. Евангельские христиане считают, что Писание указывает на два основных аспекта проблемы человеческого греха. Во-первых, грех - это разрыв отношений с Богом. Человек не оправдал божественных ожиданий, преступив ограничения, наложенные Божьим законом, или не выполнив того, что ему явным образом повелел Бог. Нарушение закона вызвало состояние виновности, подлежащее наказанию. Во-вторых, отклонение от закона привело к порче самой природы человека. Теперь в человеке проявляется склонность ко злу, предрасположение ко греху. Человек отвращается от добра и по своей природе склоняется ко злу. Изменение в природе человека, называемое обычно порчей или разложением, часто проявляется и в форме внутренней дезориентации или внутреннего конфликта. Помимо этого, поскольку мы живем в сети межличностных отношений, из-за разрыва наших отношений с Богом нарушаются также и наши отношения с другими людьми. Грех даже приобретает коллективный аспект: весь строй, вся структура общества становятся такими, что тяготы, лишения и несправедливости обрушиваются на отдельных людей и на социальные меньшинства. Некоторые аспекты учения о спасении связаны с вопросом о том, каков человек пред Богом. Правовой статус человека должен быть изменен от состояния " виновен" на " невиновен". Это зависит от того, объявлен ли человек правым или праведным в глазах Бога, воспринимается ли он полностью отвечающим божественным требованиям. Богословский термин для обозначения этой перемены - оправдание. Человек оправдывается тем, что он вводится в законный союз со Христом. Необходимо, однако, нечто большее, чем только прощение вины. Не забудьте, что теплая близость, которая должна характеризовать отношения человека с Богом, была утеряна. Эта проблема разрешается усыновлением. При усыновлении восстанавливается милость и благосклонность Бога к человеку и ему дается возможность претендовать на все блага, которые только дает сыну любящий Отец. Помимо необходимости восстановления отношений человека с Богом, существует и необходимость изменить состояние сердца человека. Коренное изменение в направлении жизни человека от склонности грешить к положительному желанию жить праведно можно назвать возрождением или новым рождением. При этом происходит действительное изменение человека и его характера, вливание в него положительной духовной энергии. Но это лишь начало духовной жизни. Должно быть также поступательное, прогрессивное изменение духовного состояния человека, когда он действительно становится более праведным. Эта прогрессирующая субъективная перемена называется освящением (обретением святости). Освящение полностью завершается в жизни после смерти, когда духовная природа верующего будет доведена до совершенства. Этот завершающий этап называется прославлением. Сохранение человеком веры и преданности до самого конца с помощью Божьей благодати называется неотступностью. Как и в случае со всеми другими вопросами, мы принимаем евангельскую точку зрения на спасение. Хотя Бог заботится об удовлетворении каждой человеческой потребности, как индивидуальной, так и коллективной, Иисус вполне ясно показал нам, что вечное духовное благополучие человека бесконечно важнее удовлетворения временных, преходящих нужд и потребностей. Обратите внимание, например, на Его совет в Мф. 5: 29-30: " Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну". Подтверждением того же самого служит и Его риторический вопрос в Мк. 8: 36: " Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ". Забота Бога о вечном духовном благополучии человека и библейское понимание греха представляют собой неотразимые доводы в пользу евангельской точки зрения на спасение. Мы видели в главе 27, что в каждом конкретном человеке греховность возникает в результате свободного личного выбора, когда он реагирует да искушение. А в главе 29 мы убедились, что человеческая греховность по своей природе является глубокой и всеохватывающей. Эта, как ее называют, полная греховность человека означает, что необходимо коренное и сверхъестественное преобразование человеческой природы, - без этого человек не сможет испытать прощения и восстановления благосклонности Бога. Поэтому в последующих главах мы займемся разработкой евангельской точки зрения на спасение. Предпосылка спасения: предопределение Среди всех христианских вероучений одним из наиболее трудных и наименее понятных является, несомненно, учение о предопределении. На многих оно производит впечатление неясного, темного и даже странного. Другим оно кажется совершенно ненужной попыткой проникнуть в нечто выходящее за пределы возможностей человеческого понимания. Считается, что подобные богословские тонкости имеют весьма малое практическое значение или вообще не имеют смысла. В адрес этого учения высказывается, пожалуй, больше шуток, чем в адрес всех прочих христианских учений, вместе взятых. Тем не менее, поскольку Писание содержит ссылки на это учение, у христианина нет иного выбора, кроме как исследовать его смысл. Тот факт, что учение о предопределении туманно и трудно для понимания, не освобождает нас от необходимости его тщательного исследования и осмысления с целью выяснения истины в этом вопросе. Прежде всего необходимо точно определить, что подразумевается под предопределением. Хотя термин этот иногда используется как равнозначный терминам предназначение и избрание1343, в принятом нами здесь понимании термин предопределение занимает промежуточное положение между терминами предназначение и избрание. Предназначение мы считаем более широким термином, обозначающим волю Божью в отношении всего происходящего, будь то судьба отдельного человека или падение камня. Предопределение относится к Божьему решению, определяющему вечную жизнь иди вечную смерть людей. Избрание - выбор конкретных людей для вечной жизни, то есть утверждающая сторона предопределения. История развития учения Поскольку по вопросу о предопределении ведется много споров и поскольку принятие различных вариантов и формулировок этого учения обычно связано с другими процессами в рамках как самого богословия, так и культурной среды в целом, полезно предварить рассмотрение самого учения очерком истории его развития на протяжении веков существования церкви вплоть до того момента, когда были провозглашены его классические формулировки. Как это часто бывало с богословскими учениями, теория предопределения особенно не разрабатывалась до тех пор, пока в ее отношении не возникли серьезные разногласия. В первые годы существования церкви не предлагалось никаких строгих формулировок, существовало - особенно на Западе - растущее убеждение в греховности людей и в вытекающей из нее необходимости преображающей божественной благодати1344. Однако общие логические выводы из этого не делались вплоть до Августина. Его личный опыт в отношении действия Божьей благодати помог ему яснее, чем другим, понять учение Библии в этих вопросах. Не следует думать, будто его опыт предопределил, что именно он обнаружил в Писании. Скорее, его опыт повысил восприимчивость, позволив ему проникнуться тем, что он там обнаружил и тем самым обострил его понимание. Представление Августина о положении человека в значительной степени сложилось уже к тому времени, когда он столкнулся с учением Пелагия. Августин подчеркивал, что Адам начал жизнь в условиях полной свободы1346. Его воля и действия ограничивались только факторами, внутренне присущими самой природе человека. Поэтому, например, существовала и возможность перемен, в частности, возможность для Адама отвратиться от добра1346. Грех запятнал природу Адама. Склонный отныне творить зло, он передал эту предрасположенность к греху своим потомкам. В результате свобода воздерживаться от зла и делать добро была утеряна. Это не значит, что исчезла свобода воли в целом; скорее, это означает, что теперь мы неизменно пользуемся этой свободой не так, как того хочет Бог1347. Без помощи свыше мы не способны выбирать и делать добро. Столкновение со взглядами Пелагия придало учению Августина большую остроту, выведя его за те пределы, в которых он до этого находился. Пелагий, бывший британским монахом, перебрался в Рим и стал там популярным учителем1348. Он был, скорее, моралистом, нежели собственно богословом. Он стремился сделать жизнь людей как можно более добродетельной, поэтому убеждение Августина в крайней испорченности человеческой природы и, как следствие, в неспособности человека к самостоятельному разрешению своих проблем он считал деморализующим, подрывающим всякое подлинное устремление к праведной жизни и оскорбительным для Бога1349. Бог создал людей отличными от всей прочей твари; они не подчинены тем законам природы, которые управляют всей остальной частью сотворенного мира. Человек имеет свободу выбора. Этот дар Божий должен использоваться для исполнения Божьих замыслов и намерений1350. Исходя из этого основного принципа Пелагий и строит свою систему. Первое из ее положений заключается в том, что каждый человек приходит в этот мир, обладая волей, в которой нет предрасположенности ко злу. Грехопадение Адама не оказывает никакого прямого действия на способность каждого человека поступать хорошо и правильно, ибо каждый индивидуум непосредственно создан Богом и потому не наследует от Адама ни зла, ни склонности к злу1351. Конечно же, Бог, Который прощает каждому его грехи, не стал бы считать нас ответственными за действие, совершенное кем-то другим. Поэтому единственное воздействие греха Адама на его потомков - воздействие дурного примера. Мы не наследуем его испорченности в вины. В нас нет никакого присущего нам от рождения духовного и нравственного изъяна1352. Пелагий, кроме того" считал, что Бог ни на кого не оказывает никакого прямого воздействия, побуждающего выбирать добро. Его влияние выражается во внешних факторах. Нет никакой внутренней работы Бога, воздействующей на душу1353. В частности, Он не выбирает никаких определенных людей для придания им святости. Благодать доступна всем в равной степени. Она включает в себя свободную волю, способность постижения Бога с помощью разума, Моисеев закон и пример Христа. Каждый имеет равную с другими возможность извлечь пользу из этих благодатных даров. Бог беспристрастен. Продвижение человека в святости определяется только его заслугами, а предопределение Божье в отношении людей основывается исключительно на Его предвидении того, какова будет их жизнь1854. Из этого можно сделать вывод, что человек способен вести безгрешную жизнь, и Пелагий, действительно, делает такой вывод. Разве Бог повелел бы: " Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш" (Лев. 19: 2) и: " Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5: 48), если бы безгрешность не была для людей возможной? 1355 В ответ на эту точку зрения Августин и разработал теорию о предопределении. Он подчеркивал серьезность греха Адама и всю вину за этот грех возлагал исключительно на волевое решение самого Адама. Но грех этот не был грехом одного лишь Адама. Все мы были едины с жим и тем самым участвовали в его грехе. Поскольку душа человека приходит от его родителей в процессе продолжения рода, мы все присутствовали в Адаме и согрешили в нем и с ним1356. Это означает, что все люди начинают жизнь в крайне испорченном состоянии. Августин не считает, что образ Божий в нас полностью уничтожен, но он полагает, что мы утеряли свободу не грешить, которая была у Адама1357. Без благодати мы не можем избежать греха, а для того, чтобы делать добро, необходима еще большая благодать. Это не значит, что человек не свободен, у человека есть выбор, но все стоящие перед ним возможности по своей природе греховны. Он свободен выбирать, но выбор этот заключается в совершении того или иного греха1358. Благодать восстанавливает полную свободу; она возвращает нам возможность не грешить и делать добро. Хотя действие этой благодати непреодолимо, она работает не против нашей воли, но в согласии с ней. Бог работает с нашей волей таким образом, что мы свободно выбираем добро. Будучи всеведущим, Бог знает, при каких именно условиях мы свободно выберем то, чего Он желает, и действует таким образом, чтобы создать эти условия. Без этой особой работы Бога человек не может выбрать или делать добро. Хотя у человека всегда есть свободная воля, он свободен выбирать и делать добро только в том случае, если Бог предоставляет ему эту свободу1359. Такая аргументация подводит Августина к концепции предопределения. Ибо раз мы делаем добро лишь в том случае, когда Бог направляет к этому нашу волю, и раз мы неизбежно делаем добро, если Бог этого желает, то, по-видимому, наш выбор в пользу добра и добрые действия в полной мере вытекают из того, что Бог уже пожелал совершить. В таком случае все сводится к решению Бога предоставить благодать одним и не предоставлять другим. Этот выбор Бога предвечен, и Он избрал точно такое число людей, которое необходимо, чтобы заменить падших ангелов1360. Это избрание определенных людей никоим образом не основывается на предвидении Им того, что они сделают, ибо, напротив, любые их добрые дела сами зависят от ниспосылаемой им благодати1361. По сути не может быть никакого ответа на вопрос о том, на основании чего Бог решает, кто получит от Него благодать, а кто будет оставлен в своем греховном состоянии. Он попросту решает так, как Ему угодно. В этом, однако, нет никакой несправедливости, ибо справедливым решением было бы осуждение Богом всех. Спасение Им хотя бы части есть проявление Его величайшего сострадания. Осужденные получают ровно то, чего заслуживают. Избранные же получают больше, чем заслуживают. Аргументация Августина привела к осуждению пелагианства Эфесским собором в 431 году, через год после смети Августина. Однако возобладавшие после этого взгляды были не чисто августиновскими, а, скорее, полупелагианскими. Несмотря на принятие многих формулировок Августина, возобладала синергическая концепция, согласно которой спасение человека реализуется Богом и самим человеком совместно. Эта точка зрения была рассмотрена и осуждена Оранжским синодом в 529 году. Этот синод в решительных выражениях подтвердил неспособность человека самостоятельно достичь спасения и необходимость благодати, но он не настаивал на абсолютном предопределении (т.е. на учении, согласно которому Бог Своим неизменным вечным решением предопределил, кому предназначено быть спасенным; спасение полностью определяется благодатью и никоим образом не зависит от человека и его действий) и на непреодолимой, абсолютной силе благодати1362. Такая умеренная форма августинианства преобладала в течение нескольких веков. В IX веке Готшальк отстаивал доктрину двойного предопределения, согласно которой предопределение в равной мере относится к избранным и к обреченным на вечную гибель. Взгляды Готшалька были осуждены епископским синодом в Майнце в 848 году. Это решение вызвало разногласия и споры. Одной из самых интересных точек зрения была та, которой придерживался Иоанн Скот Эриугена. Обвиняя Готшалька в ереси, Эриугена в то же время соглашался с ним в отвержении идеи, будто предопределение Божье основано на Его предвидении действий человека. Идея эта была довольно распространенным способом разрешения видимого противоречия между божественным предопределением и свободой человека. Такое решение проблемы первым выдвинул Ориген. Но Эриугена утверждал, что Бог, будучи вечным, ничего не воспринимает как прошлое или как будущее. Он видит всех нас, и притом видит нас всех сразу и вместе1363. Поскольку Бог находится вне времени, понятие предвидения к Нему не относится. В период с XI по XIII века позицию Августина отстаивали некоторые выдающиеся богословы. Ансельм приспосабливал эту позицию к теории о свободной воле, утверждая, что человек, который может поступать хорошо и правильно, свободнее того, кто может совершать грех1864. Последний по сути есть раб греха. Петр Ломбардский придерживался сходных взглядов. Фома Аквинский в этих вопросах был сторонником августиновской точки зрения, считая, что Бог желает, чтобы одни люди были спасены, а другие нет. Он проводил различие между общей волей Божьей ко всеобщему спасению и Его особой волей, выражающейся в том, что одни становятся избранными, а другие отвергнутыми: " Бог желает, чтобы все были спасены посредством Его изначальной воли, которая есть воля не простая, но относительная, а не посредством Своей окончательной воли, которая есть воля простая" 1365. С этого времени и вплоть до Реформации католическое богословие в целом склонялось к пелагианству. Были и весьма примечательные исключения, такие как Джон Уиклиф и Томас Брадуардин, но в основном позиция церкви основывалась на убежденности Дунса Скота в решающей роли Божьего предвидения заслуг каждого человека. Одной из важнейших мишеней блистательного прорыва Мартина Лютера стала именно эта позиция. На популярном уровне теория о предопределении настолько связывается с именем Жана Кальвина, что едва ли ясно осознается факт, насколько тождественных взглядов придерживался и Лютер. Его " духовный отец" Иоганн фон Штаупиц был монахом-августинцем, который отстаивал и распространял августиновские идеи, так что Виттенбергский университет, где Штаупиц был деканом богословского факультета, стал определенно августинианским по своей ориентации. Вначале Лютер следовал подходу оккамистов: предопределение основано на Божьем предвидении того" что будет делать человек. Однако по мере изучения Писания, а также сочинений Августина его взгляды начали меняться. Его " Комментарий на Послание к римлянам", который состоит из подготовительных записей к лекциям, прочитанным между 3 ноября 1515 г. и 7 сентября 1516 г., указывает на его твердую приверженность августиновской точке зрения. Анализируя Рим. 8: 28, например, Лютер подчеркивает абсолютное всевластие Бога в отношении людей, описываемое в Ветхом Завете, - так, в частности, был избран Исаак и отвергнут Измаил, избран Иаков и отвергнут Исав (см. Рим. 9: 6-18). Лютер отмечает, что все возражения против августиновской точки зрения исходят от мудрости плоти, каковой является человеческий разум. Его комментарии на Рим. 8 явно демонстрируют твердую приверженность августиниавству. Папа Римский призвал Эразма использовать свои риторические способности для опровержения точки зрения Лютера. Результатом стало сочинение " Свобода воли", опубликованное в 1524 году. Лютер ответил ему в следующем году " Рабством воли" - пространным трактатом на эту тему. Однако именно Жану Кальвину принадлежат окончательные формулировки по этому вопросу. Действительно, учение о предопределении вплоть до наших дней остается тесно связанным с его именем. Кальвин ясно показывает, что исследование вопроса о предопределении не является чисто академическим занятием, но имеет и практическое значение. Он предостерегает против слишком большого увлечения этим предметом1366. Хотя Кальвин и не соглашался с утверждением Ульриха Цвингли, что грех стая необходимым, чтобы должным образом проявилась слава Божья, он, тем не менее, настаивал на том, что Бог Своей верховной волей одних избрал для спасения, а других отверг. Во всем этом Бог остается абсолютно праведным и непорочным1367. Кальвин утверждает, что учение о предопределении не ведет к легкомысленности в сфере морали, к той беспечной позиции, будто мы можем и дальше грешить, коль скоро наше избрание обеспечено. Напротив, знание о том, что мы избраны, заставляет вас стремиться к святой, праведной жизни. Убедиться в своем избрании верующий может, наблюдая, как Слово Божье преображает его жизнь1368. Кальвин учредил в Женеве университет для подготовки служителей. Сам он возглавлял там кафедру богословия. Значительное число учащихся приезжало из Нидерландов, в результате чего кальвинистские взгляды стали там особенно распространенными. Его преемник Теодор Беза не только придерживался учения Кальвина о двойном предопределении, но и в некоторых отношениях усилил и расширил его. Он не только считал, что Бог решил послать некоторых людей в ад, но и без колебаний утверждал, что Бог побуждает людей грешить. Кроме того, он был убежден, что, несмотря на отсутствие каких-либо специальных указаний на этот счет в Библии, можно определить логический приоритет и последовательность Божьих решений1369. Он считал, что решение спасти одних и осудить других логически предшествует решению сотворить людей. Из этого следует вывод, что Бог творит отдельных людей для того, чтобы осудить их. Это учение - супралапсарианство - со временем стало рассматриваться многими как официальная позиция кальвинизма. Время от времени высказывалось несогласие с таким истолкованием Божьих решений и наблюдался отход от него. Возможно, самое серьезное из таких расхождений проявилось в Нидерландах в конце XVI - начале XVII веков. Образованный мирянин по имени Теодор Коорнхерт, отвечая на супралапсарианство Безы. указал, что если Бог заставляет людей грешить, то Он по сути является источником и виновником греха. Библия, как доказывал Коорнхерт, не учит таким ужасным вещам. Поскольку никто не вызвался опровергнуть учение Коорнхерта, это было поручено Якобу Арминию, популярному в Амстердаме пастору и блестящему проповеднику. Арминий приступил к выполнению данного ему задания с большим усердием, уделяя основное внимание главе 9 Послания к римлянам. Однако чем больше он изучал Библию и историю церкви, тем меньше оставалось в нем уверенности в двойном предопределении и особенно в супралапсариан-стве Безы. Он был профессором богословия в Лейденском университете, и его обвинили в полупелагианстве и даже в католических воззрениях. Разногласия в университете стали настолько сильными и острыми, что вмешалось правительство. Попытки примирения закончились со смертью Арми-ния в 1609 году. Точка зрения Арминия совершенно ясная и вкратце сводится к следующему. Первое абсолютное решение Божье в отношении спасения заключалось не в том, чтобы предназначить одних людей к спасению, а других к осуждению, но втом, чтобы сделать Сына Своего, Иисуса Христа, Спасителем человеческого рода. Вторым решением Бог постановил; что всякий, кто покается и уверует, будет спасен. Кроме того, Бог даровал всем людям достаточную благодать, чтобы дать им возможность уверовать. Они свободно и ао своей воле веруют и л и не веруют. Бог не верует за нас и не заставляет нас веровать. Наконец, Бог предопределил к спасению тех, кто, как Он предвидит, уверует1370. В XVIII веке проповедником и популяризатором арминианства стал Джон Весли. Фактически он даже издавал в течение многих лет журнал под названием " Арминианин". Весли придерживался учения о свободе воли, но он пошел дальше Арминия, выдвинув на первый план идею предваряющей или всеобщей благодати. Эта благодать, которую Бог дарует всем, составляет основу всего человеческого добра, какое только встречается в мире. Эта предваряющая благодать дает также любому человеку возможность откликнуться на предложение спасения в Иисусе Христе1371. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы