Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В неделю 9-ую по Пятидесятнице (истинное ведение христианства почерпается из жизни христианской)



 

Давно не имел я утешения беседовать к вам. Затрудняюсь в выборе предмета и не знаю, о чем бы говорить. О чем ни задумаю говорить, приходит мысль, что вы то зна­ете, и отсекает охоту, ибо говорить о том, что из­вестно, — только докучать.

Сами разберите, о чем стал бы я говорить вам, чего бы вы не знали. О Пресвятой Троице — знаете. О творении и Промышлении Божием — знаете. О Воплощении Бога Слова, Его учении, чудесах, крестной смерти, Воскресении, Вознесе­нии и совершении всем сим нашего спасения — знаете. О сошествии Святаго Духа на Апосто­лов, о проповедании ими Евангелия всей твари, об основании на земле Святой Церкви Божией и учреждении в ней всего потребного к наше­му спасению — знаете. Знаете также, что ищу­щему спасения — надо вседушно веровать в Господа и святое учение Его и исполнять свя­тые Его заповеди, — надо благодать Божию при­нять чрез Святые Таинства, во Святой Церкви законным священством совершаемые, надобно исполнять и все молитвенные, освятительные и очистительные уставы Церкви — соблюдать по­сты, говеть, исповедоваться и причащаться, — надо вступить и в другие подвиги самоотверже­ния, в борьбу «со страстьми и похотъми», при полной уверенности, что вот нынче завтра смерть придет и, взявши нас отсюда, избавит от тяго­ты здешнего жития, преселив в иную, нескон­чаемую жизнь — светлую или мрачную смотря по заслугам. Все сие знаете: что же и говорить об этом?

Возьмемте нынешнее Евангелие (Мф.14, 22-34). Есть ли в нем уроки, которых бы вы не знали? В Еванге­лии сем повествуется, как Господь, по насыще­нии пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыба­ми, отпустил учеников одних на другую сторону моря, а Сам взошел на гору помолиться, — как в четвертую стражу нощи по морю шел Он к уче­никам, как ученики испугались и были Им успо­коены, как апостол Петр пошел было по волнам, потом, убоявшись ветра, начал утопать, извлечен из воды Господом и введен в корабль, в коем и пристали все спокойно к берегу.

Событие сие Господь устроил для того, что­бы возбудить и укрепить веру в Божество Свое в святых Апостолах, которые одни и были сви­детелями его. И нам оно предано тоже для ожив­ления и укрепления веры нашей в Божество Спасителя, — а при этом и для того, чтоб пред­ставить нам общий очерк жизни нашей по вере в Господа и дать урок, как себя держать в ней. Как в сем событии, так и в христианской жизни каждого из нас Господь сначала насыщает благодатию в Крещении и Миропомазании или в Покаянии и Причащении, если кто, по удалении от Господа чрез грехи, опять обращается к Нему; потом насыщенных таким образом благодатию отпускает в море жизни - одних, и мы здесь влаемся ветром внутренних страстей и волнами внешних противностей, готовых отклонить ко­рабль жизни нашей от прямого направления к чаемому берегу — безопасной, безмятежной и ус­покоенной в Господе Будущей Жизни. Трудно жить в беспрестанной борьбе. Утомленный бо­рец нередко думает, что он — один, оставлен са­мому себе, оставлен даже Господом; а Господь близ и в нужное время тотчас являет Себя ему, являет сначала неясно, будто в призраке, а йо­том ясно зрится и внятно сердцу его изрекает воодушевительное и утешительное слово: «Дер­зай, Аз есмь, — не бойся». Большая часть тем и успокаивается совершенно, и, прияв Господа в корабль свой, текут обычным течением. А иной, в порыве ревности, ввергает себя в разительнейшие опыты богопреданности, устаивает, пока жар есть; но потом охладевает и начинает погружать­ся в расслабление и нечаяние и спасается не иначе как особенною помощию десницы Божией. Такова жизнь наша! Живи же всякий, как Бог повелел; того, что выше тебя, не бери на себя; испытания же и неприятности терпи. Вот-вот придет Господь, и, «влезшу Ему в корабль» твой, престанет ветр (Мф.8, 23, 26).

Вот к каким мыслям приводит нынешнее Евангелие: но кто этого не знает? Слова другие, а мысли давно известные.

Возьмем теперь нынешний Апостол (1Кор.3, 10-18). Нет ли в нем чего такого, чего бы вы не знали?

В апостольском чтении святой апостол Па­вел изображает дело спасения нашего под ви­дом здания. Основание здания есть вера в Гос­пода Иисуса Христа; она же масштаб.

«Основания, — говорит, — инаго никтоже мо­жет положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1Кор.3.11). Когда положено основание — креп­кая вера в Господа; смотри потом всякий, как строить на нем здание спасения. «Кийждо да блю­дет, како назидает» (1Кор.3.10). Ибо иной «назидать» может на нем «злато, сребро, каление честное», а иной — «дрова, сено, тростие» (1Кор.3.12). То есть иной творит дела истинно ценные и прочные, а иной не ценные и не прочные, так что, когда придет огнь Суда все­общего, у одних дела сгорят и ничего не оста­нется, только сами они, а у других не сгорят. «Когождо дело, яковоже есть, огнь искусит, И его-же аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет: а егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасет­ся такожде, якоже огнем» (1Кор3, 13-15). То есть чье дело оста­нется, тот получит награду, а чье сгорит, тот ни­чего не получит, сам же спасется, — а сам он не сгорит, но останется цел, только в огне на всю вечность, как толкует святой Златоуст. Спраши­вается теперь: какие это дела походят «на злато, сребро и камение честное», а какие на «дрова, сено, хворост! Дрова, сено, хворост» — это жизнь тех, кои внешне только держатся христианских по­рядков, а о христианском настроении сердца своего нерадят. «Злато же, сребро, камение честное» — это жизнь тех, кои не внешне только хрис­тиане, но и внутренне, — кои, то есть, помыслы, чувства и расположения в себе образуют и хра­нят истинно христианские, как заповедал Господь. Отсюда я сказал бы вам: дал вам Господь благодать веры, — смотрите же, настройтесь и внутренне по вере. Не останавливайтесь на од­ном внешнем исправлении поведения, но и «серд­це чисто да созидается» в вас, и «дух правый да обновляется в утробах» ваших (Пс.50, 12). Но кто всего этого не знает?!

Таким образом, и что содержится в нынеш­нем Евангелии, и что содержится в нынешнем Апостоле — знаете. И это не про нынешние толь­ко, но про всякое другое Евангелие и всякий другой Апостол можно сказать. Всё знаете; так что вместо длинных поучений вам и наставле­ний остается сказать одно слово Господа: «сия весте, блажени есте, аще творите я» (Ин.13.17). То есть: знаете — так живите же так, как знаете. Знае­те, что надо быть смиренными, кроткими, миро­любивыми, чистыми, терпеливыми, ревнителями добрых дел и прочее, — и будьте таковы. Знае­те, что надо «сокровище свое» возыметь «на небе» и «сердце свое» там положить (Мф.6, 20-21), не связываясь зем­лею и земным, так и сделайте. И все, что знаете, исполняйте.

Христианство не есть учение без конца. Учение его коротко, а жизнь по нему конца не име­ет. И в житейских делах: выучится кто чему — и начинает действовать уже как знаток, а не всё учится да учится. Так и в христианстве не всё учиться; надо жить. Жизнь-то здесь и есть настоящая наука. Как начнет кто жить по-хрис­тиански, тут только и начнет входить в него хрис­тианство, — тут только он и начнет познавать его и силу его. И знать христианство как долж­но нельзя иначе, как деятельно. И притом так, что только посредством сей деятельности созна­нию открываются все тайны христианского ве­дения, или вся область духовных его предме­тов, — хотя забота у христиан не о ведении, а о жизни, — ведение же само приходит — как придаток.

Жизнь христианская похожа на восход на гору. Восходящий на гору трудится собственно над тем, чтоб взойти; но вместе с тем, как восхо­дит, открывается ему все больше и больше пред­метов, ибо все шире и шире становится его кру­гозор. Так и в христианстве: чем больше кто преуспевает в жизни по нему, тем больший и больший круг духовных предметов становится ведомым его уму и сознанию. Настоящий му­дрец и есть только тот, кто совершен в жизни христианской. Без жизни же ничего не поймешь. Что знают о христианстве умом без жизни, — это совсем не то, что есть на деле. Как вкус пищи познается вкушением, а не слушанием рассказа о сем вкусе, так и христианство настоящим об­разом познается чрез жизнь по нему.

Так-то, братие, пусть всё знаете; но если вы станете еще и жить по тому, что знаете, то широко раскроется ум ваш и вы станете мудрее всех мудрецов. Тогда никакой не будет нужды обра­щаться к вам с поучениями и мы собрались бы сюда только для славословий и благодарений, как и богослужение наше святое все устроено совсем не для поучений, а для излияния святых чувств пред лицем Бога — Отца всех нас. Вер­но, учредители его были все святы и не требова­ли, да кто учит их. Читались Евангелие и Апос­тол. Жизнию просветленный и окрепший ум каждого постигал все сам и тем питался и питал все духовное естество свое.

Да дарует Господь и всем нам достигнуть сего. Аминь.

9 августа 1864 года

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь