Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В результате в менталитете древнерусского человека стало складываться двоеверие - часть населения приняло христианство, а другая часть долгое время была языческой



Крещение Руси князем Владимиром в 988году явилось крупнейшим событием по своим результатам и последствиям. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие. Язычество не выделяло человека от природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения. С принятием христианства культура осознает себя и свое место в мире. Это была революция, Крещение в корне меняло всю сферу мыслительной деятельности и, поэтому, вступало в конфликт с прежними религиями. Язычество оказывало сопротивление.

Больших успехов церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды с новым содержанием. Типичный языческий праздник - Новый год, Масленица. Полной победы над язычеством христианство на Руси не одержало, постепенно сложилось двоеверие - компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.


Особенности культуры Средневековья. Характеристика народной, светской, церковной сфер культуры.

Эпоха средневековья охватывает период 5-14 в.в. Этот термин впервые появляется в трудах гуманистов.

Им они стремились подчеркнуть незначительность, серость данной эпохи по сравнению с античностью. Интерес к средневековью появляется вновь в 19в. на почве романтизма. Романтики идеализировали это время, видели в нем период героических свершений, доблестных рыцарей и прекрасных дам. В 19в. появляется ряд терминов, характеризующих эту эпоху, в частности, романский и готический стили. Романский стиль (10-11 в.), а термин появился в 19в., готический (12-13 в), а термин в 19в.

Социально-исторические факторы, повлиявшие на формирование средневековойкультуры.

1. У истоков средневековой культуры стояли 2 различных мира, 2
различные социальные структуры: один варварский (чужеземный),
родоплеменной, другой античный рабовладельческий. На этапе
раннего средневековья происходит переплетение 2 культур, традиций.

2. Гранью, отделившей средневековье от языческой древности,
становится христианство.

3. Идеологическая монополия церкви. Решения церковных соборов были
обязательны для мирян. Церковь становится над государством. В 11
веке складывается социальный институт инквизиции.

4. Сословно-корпоративное деление общества, выделяются 3 основных
сословия: рыцарское, городское, клирикальное (духовенство).
Личность носила сословный характер. Моральные качества личности
определялись принадлежностью к сословию и местом внутри него.

5. Материальной основой средневековья является система феодализма,
которая требовала и характеризовалась вассалитетом (служение,
каждый служит кому-то), отсутствием частной собственности на
землю, незаинтересованностью в результатах труда, низким уровнем
развития техники и низкой производительностью труда - голод,
эпидемия, атмосфера страха и ожидание чуда (придёт Христос и всех
накормит).

6. Эпоха средневековья характеризуется как «война всех против всех». В
эпоху расцвета воин (10-12в) в архитектуре преобладает романский
стиль (здание, крепость), в литературе особое место занимает
рыцарский роман, героический эпос.

7. Культуру средневековья называют карнавальной культурой. Карнавал
был способом выживаемости людей, избавлением от страха,
накопившейся излишней энергии. Во главе карнавала стояла церковь.

Этапы средневековой культуры:

1. Раннее Средневековье (5-11 в), складывается единая европейская
культура, единая историческая общность, европейский народ. На основе
синтеза культурных традиций поздней римской античности, культуры
варварских племён и христианства.

2. Высокое (Зрелое) Средневековье (10-1 Зв). Наивысший подъём в
средневековой культуры, который олицетворяет с началом крестовых
походов. В архитектуре происходит смена художественных стилей. В
области образования появляются первые университеты, в литературе
появляются разнообразные жанры, в философии появляются различные
направления (схоластика, терминизм).

3. Позднее средневековье (13-14в). Переход к ренессансу (предвозрождение)
или проторенессанс. Церковь теряет своё господство в идеологической
сфере, утверждаются идеи гуманизма (Данте).


Черты средневековой культуры:

1. доминирование христианства. Искусство носило исключительно религиозный
характер.

2. приверженность канонам (храм, иконопись строились по строгим канонам
скульпторам).

3. символизм, аллегоризм. Храм - это символ, модель мира, где пересекаются оси
пространства и времени.

4. традиционализм (консерватизм). Чем древнее, тем подлиннее.

5. имперсональность (отсутствие авторства).

6. дидактический, наставительный, поучительный характер средневековой культуры.
Учёный - тот, кто знает об истинном знании..,

7. отсутствие единой культуры, её деление на различные пласты (рыцарство, городской,
клерикальный, народные культуры).

8. историзм.

Художественная культура западноевропейского Средневековья.

В духовной культуре средневековой Европы сложным и противоречивым было положение и роль искусства, что связано его отношениями с христианской идеологией. Христианство отвергло идеалы античных художников (радость бытия, чувственность, телесность, воспвание человека), разрушило античную гармонию человека и духа, человека и земного мира. Главное внимание художники средневековья уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалась как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу.

Главное, что отличает средневековую культуру - это религиозность сюжетов, на первом месте - иконы и картины на библейские темы. Икона должна быть освящена церковью, картина - нет.

Если изображение вызывает религиозный трепет, то это икона, если эстетический восторг- картина.

Представители - проторенессанс - поэт Данте, художник Джотто


Христианская картина мира.

 

Представления о мире, о человеке, о времени, о пространстве соотносились с догматами христианства. Появляется понятие макро- и микрокосмос. Микрокосмос - это сам человек, который создан богом по подобию большого мира. Плоть человека - земля, Кровь - вода. Картина мира носила Тео- и геоцентрический характер. Человек - раб божий, что возвышало его над другими. Человек - венец божьего творения (из Библии). Жизнь человека соотносилась с осознанием греха и последующего наказания (представления о рае и аде). Душа вечна, а плоть бренна. Время по библии стало носить линейный характер. Оно структурировалось (до и после рождества христова).

Христианство зародилось в 1 в НЭ в Палестине, территории Римской восточной провинции. В 4 веке с распадом Рима на 2 провинции (Запад и Восток) христианство распадается на 2 ветви: римско-католическую (Запад) и Греко-византийско-православную (Восток). Официально этот раскол был признан в 19в.

Основные идеи Христианства:

1. идея равенства.

2. идея греховности и искупления грехов.

3. идея монотеизма (Бог 1, но он в 3-х лицах).

4. идея жертвоприношения Христа.

5. идея воздаяния...

Особое место в Христианстве занимает таинство (крещение, причищение, миропомазанье, покаяние, брак, священство, соборование)

Отличия католической церкви от православной:

1. догматические, У католиков есть догма о сверхдолжных заслугах святых перед церковью, которые составляют сокровищницу добрых дел.

Догмат об индульгенциях (о прощении грехов). Догмат о непогрешимости Папы в делах веры. Папа автоматически попадает в рай, независимо от мирских дел. Догмат о чистилище.

2. канонические. У католиков - безбрачие всего духовенства. Запрещение выхода из духовного звания. Нерасторжимость брака (брак можно расторгнуть только с
разрешения Римского Папы)

3. обрядовые:

 

• разный порядок службы.

• Разный порядок проведения таинств.

• Различная символика, форма креста.

В 16 веке на почве реформации происходит отход церквей от католической церкви, они протестовали против роскоши, догматизма, коррупции католической церкви и поэтому получили название протестантов (лютеранство, кольвинизм, англиколизм). Эти церкви носили широкий демократический характер. Они к минимуму свели роль священнослужителя (главным становится священное писание вместо священного придания, сократили количество таинств до одного, двух (крещение и причищение).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь