Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Оправдание и праведность перед судом
Чтобы понять, что такое оправдание, необходимо сначала понять смысл библейского представления о праведности, так как оправдание есть возвращение человека к состоянию праведности. В Ветхом Завете глагол (tsadaq) и производные от него слова несут в себе значение соответствия норме. Поскольку здесь имеются в виду не столько свойства характера человека, сколько его отношения с Божьим законом, этот термин является скорее религиозным, нежели этическим по своему смыслу. Значение глагола - " соответствовать некоторой данной норме"; в форме хифиль он означает " объявлять праведным" или " оправдывать" 1445. Конкретная норма, которая здесь подразумевается, может быть различной в зависимости от ситуации. Фамарь была праведнее Иуды, поскольку он не выполнил своих обязательств как свекор (Быт. 38: 26). И о Давиде говорится, что он был праведным в том, что не стал убивать Саула (1 Цар. 24: 17; 26: 23), так как он сохранил верность нормам, установленным для отношений между монархом и подданным. Совершенно очевидно, что праведность - это жизнь в соответствии с нормами, установленными для определенных отношений. Люди, состоящие в каких-то отношениях, праведны, если они удовлетворяют требованиям, предъявляемым к этим отношениям. В конечном счете мерой или критерием праведности оказываются личность и природа Бога. Бог правит всем, Он есть источник всех критериев праведности. Как выразил свою веру Авраам, " Судия всей земли поступит ли неправосудно? " (Быт. 18: 25). В Ветхом Завете понятие праведности часто появляется в контексте отношений с судом или законом. Праведный человек - тот, кто объявляется судьей свободным от вины. Задача будьи заключается в том, чтобы осудить виновного и оправдать невиновного1446: " Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их: правого пусть оправдают, а виновного осудят" (Вт. 25: 1). Бог есть Судия людей (Пс. 9: 5; Иер. 11: 20). Оправданным выносится приговор, что они состоят в правильных отношениях с Богом, иначе говоря, что они выполняют то, что ожидается от них в рамках этих отношений. Таким образом, в ветхозаветном смысле оправдание означает выяснение невиновности человека, а затем объявление приговора: что он праведен, то есть соблюдает закон. Новый Завет идет дальше этого ветхозаветного представления об оправдании. Без определенного рода дополнений к старому пониманию этой идеи ужасным и возмутительным выглядело бы высказывание Павла, что Бог оправдывает нечестивых (Рим. 4: 5). Справедливость требует, чтобы они были осуждены; судья, оправдывающий неправедных, сам поступает неправедно. Поэтому, когда мы читаем, что, оправдывая нечестивых, Бог являет Себя праведным (Рим. 3: 26), мы должны помнить, что подобное оправдание не связано с делами закона. В Новом Завете оправдание - это Божье постановление, которым Он, основываясь на достаточности искупительной жертвы Христа, объявляет верующего исполнившим все относящиеся к нему требования закона. Оправдание - судебное постановление, вменяющее верующему праведность Христа; само по себе оно не придает человеку святости. Это объявление человека праведным, подобно тому как судья выносит подсудимому оправдательный приговор1447. Но оправдание не делает человека праведным и не изменяет его духовного состояния. В пользу судебного или декларативного характера оправдания свидетельствуют несколько факторов: 1. Понимание праведности как формального статуса перед законом или заветом, а судьи как того, кто определяет и объявляет наш статус в этом отношении. 2. Сопоставление слов оправдать (dikaiow) и осуждать в таких текстах, как Рим. 8: 33-34: " Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас". Слова оправдывает и осуждает находятся здесь в одинаковом положении. Если последнее представляет собой постановление декларативного или судебного характера, то, по всей видимости, то же самое относится и к первому. Акт осуждения, безусловно, не связан с изменением чьего-то духовного состояния, с каким-то введением в него греха или зла. Это просто обвинение человека в грехе и установление его вины. Соответственно, и акт оправдания заключается не в том, что верующим придается святость, но в том, что они объявляются праведными. Аналогичную ситуацию мы видим в Мф. 12: 37, где Иисус, говоря о дне суда, когда каждый даст ответ за всякое праздное слово, заявляет: " Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься". В Ветхом Завете следует отметить уже приводимый стих Вт. 25: 1, а также Пр. 17: 15: " Оправдывающий нечестивого и осуждающий1448 праведного - оба мерзость пред Господом". Если бы слово " оправдывать" означало " делать праведным, святым или добрым", то оправдывающих нечестивого не порицали бы вместе с теми, кто осуждает праведного. Если осуждение есть декларативное постановление, то таковым же должно быть и оправдание. 3. Тексты, где dikaiow означает " защищать", " подтверждать", " признавать" или " доказывать" правильность или праведность. В некоторых случаях это слово относится к действиям человека в отношении Бога. Лука сообщает, что, после проповеди Иисуса " весь народ, слушавший Его, и мытари воздали (dikaiow, " оправдать", " подтвердить " ) славу Богу, крестившись крещением Иоанновым" (Лк. 7: 29). Точно так же использовал это слово и Иисус, отвечая на попытки фарисеев и законников обосновать свой отказ принять Его: " И оправдана премудрость [т.е. учения Иоанна Крестителя и Его Самого] всеми чадами ее" (Лк. 7: 35). 4. Лингвистические аргументы в пользу судебного или декларативного характера оправдания. Глагольное окончание -ow, например в слове dikaiow, не придает значения " сделать что-либо таким-то или таким-то". Таково, скорее, значение окончания -azw, как в слове agiazw (" делать святым" ). Окончание же -ow, напротив, означает " объявить что-либо таким-то или таким-то", как в слове axiow (" считать достойным, подобающим" ). Поэтому dikaiow означает " объявлять праведным" 1449. На основании вышеизложенного мы делаем вывод, что оправдание есть Божье действие судебного или декларативного характера, подобное действию судьи, оправдывающего подсудимого. Готтлоб Шренк отмечает: " В Новом Завете редки случаи, когда не просматривается связи с правовой, юридической сферой... Септуагинта со своим ярко выраженным вниманием к закону оказала, очевидно, сильнейшее влияние на словоупотребление в Новом Завете" 1450. Уайтли резюмирует: " Имеется почти всеобщее согласие в том, что слово оправдывать (dikaioo) не означает " делать праведным" 1451. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы