Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Простой – означает мало элементов
↓ Восприятие реальности как чего-то сложного (первая преграда)
• Отец говорит, что для него «простой» означает совсем другое. Это относится к попыткам ученых проникать в суть понимания систем/ситуаций и предсказывать, каким будет результат изменений. • Ученые тратят массу времени, вскрывая причинно-следственные связи, соединяющие различные элементы системы. Чем меньше корневых причин найдено (меньше количество степеней свободы), тем проще выглядит для них система. С их точки зрения, «простота» означает меньшее количество точек, которые нужно тронуть, чтобы повлиять на всю систему. Если задуматься, для меня гораздо важнее способность прогнозировать реальность и влиять на нее, чем ее описывать. Думаю, что для любого другого человека тоже. • Одно из главных свойств Прирожденной простоты. Достаточное количество раз спрашивая «почему? » по поводу разных элементов одного объекта, мы постепенно обнаруживаем, что все эти элементы объясняются одними и теми же глубинными «потому что». Схождение причин. • Таким образом, если «простой» означает меньшее количество причин (а чем глубже мы копаем, тем яснее видим схождение причин), то неизбежен вывод: реальность, действительно, проста.
Кажется, я начинаю понимать. Реальность можно одновременно рассматривать как сложную и как простую. Предположим, я сталкиваюсь с проблемной ситуацией и, чтобы лучше понять ее, стараюсь получить как можно больше информации. Чем больше деталей, неудовольствия и нежелательных эффектов я вижу, тем более сложная картина вырисовывается. Но если я заберусь глубже, к тому, что вызывает нежелательные эффекты, можно предположить, что я столкнусь со схождением причин и приду к корневой проблеме, с которой мне и надо разобраться. Если бы я училась делать это методично, все ситуации казались бы куда проще. Любопытно…
К главе 5
• Конфликты существуют. Без вопросов. • Когда мы сталкиваемся с конфликтом, естественная реакция – поиск компромисса, а именно: чего-то среднего – отдай немного и получи немного. Безусловно, я поступаю так, и все люди, которых я знаю, тоже поступают так. • Если мы находим приемлемый компромисс – это хорошо. Если мы не находим приемлемого компромисса, мы в западне. Мы можем либо бороться, либо сдаться, либо колебаться между какими-то промежуточными вариантами, но, по сути, всегда оказываемся в нежелательной ситуации. И, как ни досадно это звучит, мы попадаем в такую ловушку гораздо чаще, чем хотелось бы. • Вот почему конфликты воспринимаются как данность, с которой нам приходится жить. Вот о чем упоминал отец, когда говорил о второй преграде на пути к ясному мышлению, – о принятии конфликтов как неотъемлемой части жизни.
• Одно из главных свойств Прирожденной простоты – противоречий не существует. • Если нам приходится сталкиваться с противоречием, это – повод для проверки. Мы раскрываем и проверяем все предпосылки, пока не находим ложное допущение. Замена ложного допущения устраняет противоречие. • Надо помнить, что конфликт – это ситуация, когда наблюдается стремление к двум результатам, противоречащим друг другу. Конфликт – это два одновременных взаимоисключающих желания. Я хочу, чтобы ситуация включала X, а мой оппонент мечтает о противоположном. Или, если это внутренний конфликт: я, чтобы удовлетворить разные потребности, одновременно хочу получить X и противоположное ему. • Так, если конфликт – это ситуация, в которой мы хотим достичь противоречащих один другому результатов, а противоречия можно устранить проверкой предпосылок, то мы можем разрешать конфликты так же, как разрешаем противоречия. Надо привыкнуть к мысли, что, столкнувшись с конфликтом, не позволяющим найти приемлемый компромисс, необходимо приложить все усилия к проверке лежащих в основе предпосылок. Вместо компромисса следует найти путь, устраняющий конфликт полностью. • Если вдуматься, конфликты, при столкновении с которыми нам не удается найти подходящий компромисс, – это ситуации, когда мы чувствуем себя загнанными в угол. Ситуации, в которых мы надеемся найти выход. Поэтому, когда мы выясняем, каким образом устранить такой конфликт, это – прорыв. И чем острее конфликт, тем значительнее прорыв и тем шире открывающиеся возможности. Не важно, происходит конфликт на работе, в семье или в другой сфере, практиковать подобное мышление как образ жизни – прекрасная дорога к созданию значимых возможностей.
К главе 6
Нет необходимости повторять, что я удивлена. Кажется, будто отцу никогда не приходилось преодолевать три преграды на пути к ясному мышлению, три преграды, которые стоят передо мной. Он искренне говорил, что не имел такого опыта. И это – правда. И все благодаря тому, что он считает реальность простой. Говоря его же словами, благодаря убежденности в Прирожденной простоте. • Отец объяснял так: принимая концепцию Прирожденной простоты, мы должны принять и то, как она соотносится с конфликтами. Когда мы углубляемся в поиск корней проблемной ситуации, стоит предположить, что корневая проблема – это конфликт, не нашедший разрешения. Продолжать конфликты, из которых нет достойного выхода, – значит, двигаться прямиком к серьезным хроническим проблемам. Подобные примеры один за другим всплывают у меня в голове. • Убежденность в Прирожденной простоте приводит нас также к принятию идеи, что конфликт фактически может быть разрешен посредством исследования глубоких предпосылок (одной или более). • Таким образом, понимание того, что в корне проблемы лежат конфликты и что их можно разрешить, означает: серьезные постоянные проблемы могут быть устранены полностью. • А если серьезные хронические проблемы могут быть устранены, то нам не придется отчаянно сражаться с ними, проигрывать и, скрепя сердце, принимать их как неизбежную данность. Нам не придется избегать боли, маскируя их. • Поиск таких конфликтов становится стандартной процедурой. Это – еще одна производная знания о том, что в корне проблемы кроются конфликты, и они могут быть устранены. Какой бы ни была проблема, если она вызывает серьезные размышления, следует искать лежащую в ее основе корневую причину. • Как объяснил отец, мелкие проблемы слабее связаны с корневой причиной в отличие от серьезных хронических проблем. Потому разумнее начинать поиск корневой причины с крупных проблем – этот путь намного короче и продуктивнее. • Итак, картина сложилась. Если стандартная процедура – поиск корневых причин, а серьезные хронические проблемы – кратчайший путь, и нет нужды их маскировать, тогда мне становится понятно, почему отец так стремится отыскивать их. Он буквально отметает все прочие проблемы и фокусируется только на крупных. Туше. Он показал мне, что для него, благодаря убежденности в Прирожденной простоте, первой преграды не существует.
• Есть еще одна производная знания о том, что конфликты лежат в корне проблемы и могут быть устранены. То, что мы устраняем конфликт, исследуя предпосылки, на которых он базируется, говорит о том, что мы имеем дело с более глубокими явлениями, чем сам конфликт. Мы имеем дело с причинами причин. Потому изменение явлений, лежащих в основе, неминуемо становится стандартной процедурой. Мой второй барьер только что испарился. • Чем фундаментальнее изменение, тем больше новых интересных результатов мы можем ожидать. Это важно для меня. Зная отца, не удивляюсь, что он не прекращает исследований. Он может обнаружить негативные результаты, которые заставят его пересмотреть решение, но тогда он просто выдаст два новых решения. Что там с моим третьим барьером?
Все выглядит очень просто, когда объясняет отец. Но почему мне кажется, что для меня эти три преграды все еще целы и невредимы? Бодибилдинг, любил повторять он. Тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Он никогда и не говорил, что добиться значимой жизни – легко. Но что это за важный аспект, который я пока упустила?
К главе 7
Убеждая меня обсудить идею гармонии, чтобы я смогла понять, как справиться с третьей преградой, отец заметил: «К каким бы многообещающим возможностям ты ни тянулась, тебе наверняка придется тесно сотрудничать с другими людьми». Раньше, когда мы говорили о том, что требуется для достижения возможностей жить полной жизнью, отец упоминал два необходимых условия. Первое: обладать упорством, способствующим преодолению неудач; второе: идти навстречу открывающимся возможностям. Сейчас по его тону я почувствовала, что он говорил о третьем необходимом условии. А это значит, мне надо вернуться к прежней логической карте и добавить к ней недостающую часть. • Если я хочу добиться серьезного успеха, мне наверняка придется сотрудничать с другими людьми. Хорошо бы научиться подбирать партнеров или окружение, но это не всегда возможно. Думая об этом, я начинаю понимать, что чем сильнее мое стремление, тем с большим количеством людей/групп мне придется взаимодействовать и тем меньше у меня будет шансов тщательно выбирать их. Таким образом, чем серьезнее стремление, тем насущнее умение обеспечивать сотрудничество. • Даже если мы знаем, с кем нужно взаимодействовать, и даже если сделаем все, чтобы наши партнеры поддерживали нас, мы не всегда сможем добиваться успеха. В большинстве случаев вторая сторона либо не согласится с нашим предложением, либо будет занята своими делами. Отец подчеркивал: ясное мышление поможет найти пути к сотрудничеству в любых ситуациях, даже в тех, когда исходные отношения лишены гармонии, а виновна в этом вторая сторона. Неужели это так?!
• Отец говорит о ситуации, когда мы состоим с кем-то в отношениях, лишенных гармонии. • Более того, он ссылается на такие сложные ситуации, в которых дисгармония является виной другой стороны. • Что мы делаем в таком случае? Естественно, обвиняем. • Затем мы начинаем поиск решения в направлении, заданном обвинениями. Мы как можем, давим на другую сторону, только бы она поменяла свое поведение/образ действий так, чтобы можно было уладить проблему. • Прошлый опыт (оставивший несколько болезненных эмоциональных шрамов) показывает, что попытки принудить кого-то (с кем ты уже не в лучших отношениях) соответствовать твоим требованиям ничем хорошим не кончаются. На нас надавят в ответ, мы, в свою очередь, тоже усилим давление, и после нескольких таких кругов, возможно, победит сильнейший. Это еще более ухудшит отношения, что приведет в будущем к еще большим взаимным сложностям. Плохая ситуация, как ни крути! • Один из главных аспектов Прирожденной простоты состоит в том, что реальность гармонична сама по себе. Гармония означает согласие и мир. Хорошая штука! • Но что это значит, когда речь идет об отношениях? Отец хочет, чтобы я поняла: у любых отношений есть внутренний потенциал движения к гармонии. • Поэтому, с одной стороны, обвиняя других, мы стремимся вынудить их изменить образ действий, хотя знаем, что они будут сопротивляться, и отношения тем самым еще более ухудшатся. С другой, согласно концепции Прирожденной простоты, всегда есть решения лучше, решения, которые к тому же внесут гармонию в отношения. Если это так, то я полагаю, что наши обвинения указывают нам неверное направление. • Подводя черту: если осуждение другой стороны постоянно ведет нас к поиску решений в неверном направлении, становится понятно, почему отец называл его преградой на пути к ясному мышлению.
Логика подсказывает, что все это построено на аксиоме, которую мне очень сложно принять. Я считаю, что и в личной, и в профессиональной жизни стремлюсь к гармоничным отношениям. Да, в некоторых случаях уровень негативных эмоций настолько высок, что стороны даже не пытаются найти общие точки, принимая какое-либо решение. А иногда мы ищем, действительно ищем решение, однако, невзирая на все усилия, не находим его. Я совершенно уверена, что в таких случаях взаимовыгодного решения попросту не существует. Некоторые отношения вообще не допускают возможности его появления. Но отец уверяет, что у любых, буквально любых отношений есть внутренний потенциал, направленный на гармонию. Что ж, может быть, и так? В теории. Мой опыт говорит, что это утверждение настолько неправдоподобно, что я даже не собираюсь верить отцовским словам. И прежде чем подумаю, изменять ли мнение, мне нужен хотя бы один убедительный пример. Я хочу увидеть, что гармонию можно найти в самых невероятных ситуациях. И, более того, я хочу понять, как вера в Прирожденную простоту поможет мне найти эту неуловимую гармонию.
К главе 8
К этой главе заметок нет.
К главе 9
«Изменения, благодаря которым каждая сторона сможет прийти к удовлетворению своих потребностей». «Их следует преподносить аккуратно». «Начать с поиска решения, которое обеспечит выигрыш другой стороне». «Поиск другого, не менее важного выигрыша». Мысли скачут. Слишком много идей, каждую из которых я бы предпочла обдумать отдельно. Хочу начать с главного посыла. Я обращаюсь к логическим картам: • Отношения, лишенные гармонии, порождают массу нежелательных эффектов. Ясно. • Причина нежелательных эффектов – конфликт. Утверждение не так очевидно, как предыдущее. Когда отец рассказал мне несколько лет назад об этой аксиоме, она меня поразила. Но с тех пор подтверждалась для меня многократно. Имею я дело с отношениями или с личностными проблемами, всякий раз, когда я дохожу до корней нежелательных эффектов, я обнаруживаю конфликт. • Мы уже упоминали, что один из важных аспектов Прирожденной простоты – схождение причин. • Так, если в негармоничных отношениях много нежелательных эффектов, их причинами являются конфликты, и эти причины сходятся, то неизбежно в основании всех неприятностей мы обнаруживаем конфликт. Обычно это тяжелый, затянувшийся конфликт.
• Конфликт порождает осуждение. Мы не получаем, чего хотим, а все из-за отвратительной, не считающейся ни с кем второй стороны. • Если корневая причина негармоничных отношений – конфликт, а конфликтом порождается осуждение, то, как и предполагалось, в отношениях, лишенных гармонии, одна или обе стороны стремятся осуждать. • Мы упоминали еще один из главных аспектов Прирожденной простоты: конфликты можно устранить. • Отец пытался убедить меня, что корневая причина негармоничных отношений – конфликт, и что любой конфликт можно устранить, следовательно, можно устранить даже затянувшиеся конфликты, извлечь их с самого темного дна негармоничных отношений. Взаимовыгодное решение, способное обратить плохие отношения в гармоничные, существует. Мне было крайне трудно поверить в это. Но отец представил пример, который, на мой взгляд, казался тупиковым в плане гармонии. Это стало настоящим откровением. • Кстати об откровениях, статья отца показала кое-что еще – насколько осуждение способно скрывать от нас даже очевидные взаимовыгодные решения. • Теперь я понимаю, какую мысль он пытался до меня донести. Если взаимовыгодное решение, которое может обратить отношения в гармоничные, существует, но мы склонны к осуждению, а осуждение способно скрывать от нас даже очевидные взаимовыгодные решения, то не удивительно, что мы не можем найти такое решение. Наши мысли просто не работают в нужном направлении. В конечном итоге, осуждение – препятствие на пути к ясному мышлению. • Но что насчет преодоления этого препятствия? Если мы убеждены, что обоюдовыгодный сценарий существует, а мы запрограммированы на заботу о собственном выигрыше, то следует начать с поиска выигрыша для другой стороны. А чтобы избежать обратного погружения в конфликт, следует искать такой выигрыш, который не связан с конфликтом.
К главе 10
К этой главе заметок нет.
К главе 11
• Представим для начала обычный случай. Мы – в привычной ситуации, и она наблюдается уже какое-то время. Мы упорно работали (или нет), чтобы улучшить ситуацию, и чувствуем, что сделали немало из того, что можно было сделать. Мы «знаем» ситуацию. • И, конечно, мы согласны с общим мнением, что дальнейшие улучшения всегда возможны. • Но на ситуацию, которая нам знакома, мы смотрим реалистично: дальнейшие улучшения – это лишь последние штрихи, доводка, наведение блеска. • Никто не ожидает большого прогресса на этом этапе. Предполагается, что дальнейшие улучшения возможны, но эти возможности сужаются. Дальнейшие же улучшения будут приносить убывающую отдачу. Это реальность (или мое представление о ней).
• Однако, глядя на то, как ведет себя отец, слушая, о чем говорит, наблюдая его очевидную нетерпимость к теме убывающей отдачи, я проникаюсь его уверенностью: прорыв всегда возможен. • По сути, прорыв выражается в качественном скачке результативности. • Это значит, что, вопреки стандартному мышлению (включающему в себя понятие убывающей отдачи), отец, кажется, убежден, что качественный скачок в развитии возможен всегда. Я еще не готова принять это, но мне хочется увидеть картину его глазами, поэтому я разбираюсь в следствиях. • Ясно, что настрой на убывающую отдачу проистекает из уверенности, что мы отлично знаем ситуацию. Итак, если отец прав, и качественный скачок в развитии возможен всегда, то, похоже, установка «мы все знаем» удерживает нас от поисков старта для скачка. Если отец прав, убежденность в собственной осведомленности – преграда на пути к ясному мышлению. • И, что еще важнее, если качественный скачок в развитии возможен всегда, то потенциал к улучшению можно найти в любой ситуации, хотя мы и считаем, что нам о ней все известно. Существует немало ситуаций, которые мне хотелось бы значительно улучшить. Это значит, что возможности для достижения весомых результатов совсем рядом, ближе, чем я догадывалась и надеялась.
Этот логический карточный домик построен на допущении, что отец прав, а все остальные ошибаются. При всем моем уважении к отцу мне необходимы доказательства. Серьезные доказательства, которые покажут, что даже в самой радужной ситуации – ситуации, известной нам, как мы считаем, в совершенстве, – возможен прорыв. Я рада, что отец успел отправить мне эту статью, прежде чем улетел на деловую встречу. Мне не терпится приступить к чтению.
К главе 12
К этой главе заметок нет.
К главе 13
• На первый взгляд, средство для устранения четвертой преграды (уверенности в том, что мы все знаем) – борьба с этой преградой. Но уже второй взгляд меняет картину. Предупреждение, что надо быть осторожнее и не считать, что мы все знаем, далеко не уведет. Тут нужен особый подход. В каких ситуациях уверенность в нашей осведомленности мешает нам, и как мы предполагаем ее умерить? • Допустим, что мы внедрили изменение, неважно, в какой области, и оно работает. Результаты, которых мы ждали изначально, в точности достигнуты не были, но, тем не менее, система функционирует. Нашей типичной реакцией будет принять все, как есть, и двинуться дальше. Мы игнорируем разрыв между изначальными ожиданиями и действительным результатом. Однако, если руководствоваться отцовским примером, сделать нужно как раз обратное – сконцентрироваться на этом разрыве. Нужно остановиться и исследовать нежелательные результаты – если они значительно хуже, чем мы рассчитывали, значит, мы упустили что-то, и с этим надо разбираться. Что интересно, та же логическая схема соответствует и случаю, когда результаты неожиданно могут оказаться лучше ожидаемых. Любое серьезное отклонение от начальных ожиданий показывает, что мы не до конца разобрались в ситуации, что необходимо сделать паузу и все перепроверить. Именно так сделал отец, когда увидел, что объем продаж хлеба намного выше, чем он предполагал вначале. • Вопрос, почему мы получили неожиданные результаты, выведет на поверхность наши допущения и, в итоге, вскроет ошибочное допущение (или допущения), которое привело к разрыву между итогом и ожиданиями. С ошибкой необходимо разобраться. Это проторит путь к улучшениям. Когда отец понял, что дело в консерватизме продавцов, которые боятся остаться с нераспроданным хлебом, он пришел к идее возврата хлеба за полную стоимость. В результате, эта идея привела к более серьезным улучшениям.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы