Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В среднем и старшем школьном возрасте



В подростковом возрасте обостряются потребности в со­здании собственного мира, в стремлении к взрослости, про­исходит бурное развитие воображения, фантазии.

Особенности игры в старшем школьном возрасте — наце­ленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремле­ние к розыгрышу.

Из внутришкольных игровых технологий наиболее попу­лярными являются учебные деловые игры.

Деловые игры

Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) — это:

- педагогический метод моделирования различных управ­ленческих и производственных ситуаций, цель которых — обу­чение отдельных личностей и их групп принятию решения;

- особое отношение к окружающему миру;

- субъективная деятельность участников;

- социально заданный вид деятельности;

- особое содержание усвоения;

- социально-педагогическая «форма организации жизни».
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных уме­ний, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модифика­ции деловых игр: имитационные, операционные, ролевые иг­ры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятель­ность какой-либо организации, предприятия или его подраз­деления, например профсоюзного комитета, совета наставни­ков, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут собы­тия, конкретная деятельность людей (деловое совещание, об­суждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, ус­ловия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, со­держит описание структуры и назначения имитируемых про­цессов и объектов,

Операционные игры. Они помогают отрабатывать вы­полнение конкретных специфических операций, например методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделирует­ся соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются такти­ка поведения, действий, выполнение функций и обязаннос­тей конкретного лица, Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащи­мися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». В нём разыгрывается какая-либо ситу­ация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки — научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объ­ективную оценку своему ^поведению, учитывать возможнос­ти других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к фор­мальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсцени­ровки составляется сценарий, где описываются, конкретная ситуация, обозначаются функции и обязанности действую­щих лиц, их задачи.

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «ис­полнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов.

Этапы Деятельность участников
Этап подготовки Разработка сценария (авторы-разработчики) Разработка сценария (проспекта) План деловой игры Общее описание игры Содержание инструктажа Подготовка материального обеспечения
Ввод в игру (руководитель) «разогревающие» игровые эпизоды постановка проблемы, целей условия, инструктаж регламент, правила планируемый результат распределение ролей формирование групп консультации
Этап проведения Групповая работа над заданием (тренеры, координаторы) Виды работы: Работа с источниками Тренинг Мозговой штурм Работа с игротехником Активизация групповых ролей
Межгрупповая дискуссия (координаторы, аналитики) Выступление групп Защита результатов Правила дискуссии
Этап анализа и обобщения Работа экспертов Вывод из игры Анализ, рефлексия Оценка и самооценка работы Выводы и обобщения, итоги игры рекомендации

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят:

— учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характе­ристик действующих лиц (групп).

Далее идёт ввод в игру , ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель t занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли выходить из игры, пассивно относиться к игре подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения — процесс игры. С началом игры никто не имеет право вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся, по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор,

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологическиепозиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологическиепозиции: лидер, предпочита-емый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергагаемый.

Этап анализа и обобщения, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установления связи игры с содержанием учебного предмета.

 

 

 

Малые игровые формы

в организации детского коллектива общественного объединения

Набор методик малых форм – необходимый атрибут каждого педагога-организатора, каждого лидера детского общественного объединения. В игровой форме все дела проходят интереснее и содержательнее. Включенность в игровую деятельность обеспечивает активность, заинтересованность, мотивированность детей.

Малые активные формы- это приемы и способы организации жизнедеятельности коллектива, метод стимулирования проявления способностей детей к общению, творчеству, лидерству. Чем больше их в активе педагога-организатора и лидера детского объединения, тем вариативнее отдых детей и интереснее жизнь в детском коллективе.

Использование активных малых форм зависит от стадии формирования детского коллектива общественного объединения, которые условно можно назвать организационным периодом (или становление коллектива), период жизнедеятельности, рефлексия деятельности и подведение итогов.

 

Организационный период.

Главные вопросы периода: Как познакомиться с отрядом и познакомить ребят друг с другом? Как узнать их увлечения? Как узнать их таланты и способности? Как узнать их ожидания от лагерной смены? Кто из них лидер? Как спланировать смену? Как обустроить быт, сделать место дислокации детского объединения интересным?

 

Знакомство.

«Снежный ком»

Начинать игру должен лидер, назвав свое имя. Сидящий слева от него должен назвать имя вожатого и свое. Следующий по часовой стрелке должен назвать два предыдущих имени и свое. И так далее по кругу. Заканчивает игру вожатый, назвав по имени всех членов отряда. Варианты: а)Если кто- то забывает имя какого- либо члена группы, он говорит слово «забывака» (для младших) или «пустая голова» (для старших) и продолжает дальше. Следующий участник вместо имени того, кто забыл, называет его «забывака». б) Закончив игру и, чтобы закрепить имена в памяти участников, а также в интересах справедливости, можно все повторить еще раз, но уже против часовой стрелки.

«Снежный ком» - 2

Проводится по правилам игры предыдущей, но участники называют свое имя с прилагательными, начинающимися с той же буквы, что и имя, характеризующим свое положительное качество: Серёжа- смелый, Лиза- ловкая…

«Жонглирование именем» ( с мячом)

Ведущий называет свое имя и бросает кому-нибудь из группы мяч. Поймавший делает то же самое и т. д. Необходимо настроить ребят, что передавать нужно вначале только тому, кто еще не получал мяч, но когда получат все, игру можно продолжать до запоминания имен. Вариант: Завершив один круг, можно поменять правила. Ведущий называет чье- то имя и бросает ему мяч. Получивший мяч, называет того, кому хочет бросить мяч и после этого бросает.

 

Как узнать их увлечения.

«Часы»

Каждому участнику группы раздаются заранее подготовленные бланки с рисунком часов, где возле каждого часа отводится место для имени. Ребятам дается задание в течение двух минут назначить свидание другим членам группы: на один час один человек. После того, как все участники заполнят свои часы именами, ведущий называет правила дальнейшей работы. Он называет какой- либо час, не обязательно в строгой последовательности, каждый участник находит свою пару для свидания на этот час и ведущий задает вопрос всей группе, после чего пары должны обсудить этот вопрос, собрав как можно больше информации о своем визави. При этом должны соблюдаться правила этикета: не слушать только себя, но слушать и другого. Вопросы касаются увлечений и друзей. Например: Твое любимое занятие в воскресенье? Чем ты занимаешься в свободное от учебы время? Какой твой любимый фильм? Какая твоя любимая книга? Расскажи о своих лучших друзьях? Твое отношение к спорту? Что ты считаешь самым главным в жизни? и т. д. После этого все садятся в круг, и по кругу каждый рассказывает, с кем он встречался и что запомнил о других. Таким образом, ребята будут лучше знать, какой у них отряд и какие в нем дети.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь