Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
VII Этап. Итог урока (рефлексивный этап)
- что изучали на уроке? - оценка соответствия результатов урока с целью и задачами; - Что получилось/не получилось из запланированного, почему? - Стратегии оптимизации дальнейшего процесса обучения; - Анализ и оценка работы на уроке детей и учителя Урок – это универсальная форма организации обучении. Она не зависит от своего предмета. Если у учителя начальных классов 5 уроков в день, при пятидневной рабочей неделе он проводит 25 уроков. Не сложно подсчитать, сколько учебных занятий, построенных по строгой, стандартной форме, он проведёт за год. Через несколько лет работы по такой системе учитель превращается в робота, проводящего уроки. А ещё один «робот» – завуч, зорко следит, чтобы первый не нарушал установленной 450 лет назад организационной формы обучения. Ну и как можно, обучая по этой системе, сформировать творческую, активную, сознающие свои действия личность? Зато можно с успехом сформировать функционёра, автоматически выполняющего заложенные в школе программы. Позитивистская философия XIX века существенно акцентировала естественно-математические науки в образовательных программах, потому что законы этих наук наиболее устойчивы и надёжны. Общественные, гуманитарные науки были менее важны, а на третьем, дополнительном месте стояли эстетические дисциплины, непосредственно воздействующие на эмоциональную сферу людей. Такая история развития образования позволила пройти научно-технической революции, эпохе Великих географических открытий и наступление капитализма. Традиционную массовую систему образования можно считать авторитарно-технократической. Увлечение педагогики своим инструментарием привёло к тому, что в XIX веке Ф.М. Достоевский критикует её за «бездетность». Из её разделов «пропал» ребёнок. Всё внимание уделяется тому, как его обучать и воспитывать в требуемом для общества направлении. При этом вопрос о желании самого ребёнка получать такое образование, которое ему предлагается, вообще не ставился. Параллельно с этим направлением в развитии педагогической теории и практики существовало гуманистическое направление, своими истоками восходящее к древнейшим трактатам Древнего Востока и Греции: «Пусть будет юноша, хороший юноша, обученный, который быстрее всех, крепче всех, сильнее всех. Пусть вся земля принадлежит ему»[1]. «Высший Атман в том сосредоточен, кто себя, победив, успокоил, …кто возвышен, кто чувства осилил, кто и знанием и мудростью полон…»[2]. «Тот, кто обогатил себя учёностью, ничего греховного не совершит, ибо совестью его руководит разум, просветлённый Истиной»[3]. Такие тексты древнейших священных книг показывают, что акцент в образовательной системе должен делаться на ученике, его развивающейся личности, а не на методах и средствах, и даже не на внешних по отношению к нему целях и задачах обучения и воспитания. Учение Христа Спасителя возвело человеческую личность на небывалую высоту Богоподобия. В этом смысле, Бог только и может быть образцом для человека. Современная педагогическая наука в наибольшей степени связана с гуманизмом, возникшим в эпоху Возрождения (XV в.) в работах П. Мирандолы, Э. Роттердамского, М. Монтеня и других, когда традиции антропоцентризма дополнились позитивным знанием об окружающем мире, верой в человеческий разум и прогресс. И.Г. Песталоцци дополнил идеи гуманистической педагогики необходимостью деятельностного подхода, глубоким проникновением в психологические основы обучения и развития и обоснованием важности учёта психологии ребёнка при обучении. Он писал: «Великие идеи элементарного образования состоят в гармоническом развитии всех сил. … Элементарно развитый в физическом отношении человек, должен обязательно быть воспитан … в гармонии с самим собой. Познание самого себя является, таким образом, центральным пунктом, из которого должно исходить всё обучение»[4]. Таким образом, в основе всей системы образования И.Г. Песталоцци находится самосознание ребёнка, самоопределение его во всех смыслах: социальном, личностном, мотивационном, нравственном и т.д. Процесс познания себя И.Г. Песталоцци видит многосторонним. Это: 1) познание своей физической природы; 2) познание своей внутренней самостоятельности, сознание своей воли самому добиваться собственного благополучия, сознание своего долга оставаться верным собственным взглядам; 3) осознание себя как интеллектуального существа; 4) осознание себя как нравственного существа[5]. И.Г. Песталоцци определяет важность целостного самосознания личности со всеми её характеристиками и свойствами. Все формы и способы познания себя «требуют завершения единичного и подготовляют тем самым силу для такого завершения целого, или, вернее, завершения самих себя как целого. Всё, что не захватывает всего человеческого существа в целом, воздействует неприродосообразно и не способствует формированию человека в полном значении этого слова»[6]. Таким образом, И.Г. Песталоцци выходит на новый уровень осмысления гармоничности образования как процесса целостного развития личности, провозглашая развивающий принцип в педагогике. При реализации такого образования обязателен принцип свободы, и только учитывая этот принцип можно полноценно жить, любить и творить: «Каждый из нас совершенно свободен. И только в качестве свободных людей мы живём, любим деятельной любовью и жертвуем собой ради выполнения своей цели»[7]. В середине ХХ века в России возникает ряд педагогов, которые осуществляют попытки реализовать идею развивающего обучения (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, Е.Н. Ильин, М.П. Щетинин, П.М. Эрдниев, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Это направление получило название: «Педагогика сотрудничества». Учащийся провозглашается самостоятельным субъектом саморазвития, способным искать, присваивать и использовать знания в индивидуальном ключе, в соответствии со своими интересами и склонностями. Учитель в этом случае становится помощником ребёнку на пути саморазвития. Психологическое обоснование этому подходу предложили в это же время К.Р. Роджерс, А.Г. Маслоу. Введённые ими термины самореализация и самоактуализация стали ключом развивающей, личностно-ориентированной модели образования. В 60-ых гг. ХХ века, с целью решить актуальные проблемы традиционного обучения, начинает свою экспериментальную работу Леонид Владимирович Занков. Он один из первых понял, что современная система обучения не соответствует требованиям времени, что выпускник школы не должен быть «заложником» стандартных, усвоенных учеником в школе способов действий. Занков провидел, что в конце ХХ, начале XXI века самым главным ресурсом общества станет творческая личность, способная самостоятельно и ответственно, а потому свободно, конструктивно преобразовывать мир. «Школе предстоит сыграть выдающуюся роль в воспитании нового человека, в формировании всесторонне развитой личности. … Мы хотим воспитать человека-творца, а нынешняя методика начального обучения формирует из школьников односторонних исполнителей. Мы хотим, чтобы жизнь широким потоком ворвалась в школьное обучение, чтобы дети увидели её во всей многогранности и красочности, а в начальных классах детям показывают жизнь через узкую щель немногочисленных экскурсий и статей из учебной книги «Родная речь»»[8]. Отправной точкой его исследований стало учение Л.С. Выготского о зонах психического развития. Каждая высшая психическая функция (психическое качество, развиваемое у человека только при активном взаимодействии с обществом) возникает вначале как функция интерперсональная, т.е. общественная, а затем как функция интраперсональная, т.е. индивидуально присвоенная из общества, например: речь, вначале возникает как общественная функция общения, а затем – как индивидуальная функция мышления. В этой связи имеющиеся возможности человека, то, что уже стало его индивидуальным инструментом жизнедеятельности, является зоной актуального развития. Использование этих инструментов уже не развивает человека, поскольку не вызывает затруднений при реализации, подобно тому как завязывание шнурков для взрослого человека не имеет большого значения для психического развития, т.к. он выполняет это действие уже почти автоматически и не задумываясь. То, что человек (ребёнок) не может сделать сам, но в состоянии выполнить при помощи другого (взрослого) – в ближайшем будущем станет самостоятельным качеством этого человека, при условии наличия мотивации для овладения этим действием. Такое действие находится в зоне ближайшего развития человека, и именно на эту зону следует быть направленным педагогу, поскольку переход действий из зоны ближайшего в зону актуального развития является показателем самого хода психического развития человека. Для ребёнка раннего детства, у которого ещё не получается завязывать шнурки и который просит для этого помощи у взрослого, процесс совместного выполнения этого действия становится обучением. Это обучение ведёт развитие определённых сторон психики ребёнка: соответствующих двигательных умений и навыков, а так же понимания обобщённого способа завязывания узлов и бантиков. Целью экспериментальной работы Л.В. Занкова стало повышение развивающей функции обучения. «На самом деле, если школьников обучают…, это вовсе ещё не означает, что тем самым достигается существенный результат в развитии их мышления»[9]. Безусловно, традиционное обучение всегда было и является развивающим, однако целью этой системы является приобретение детьми знаний, умений и навыков, что считается синонимом развития. Каким образом и какие функции психики развивает традиционное обучение не подвергалось изучению. «Экспериментальная психология, методика и психологический анализ должны стать органической частью педагогических исследований. … Однако фактически в дидактических исследованиях использование экспериментально-психологических приёмов и психологического анализа почти совсем отсутствует»[10]. Предвосхищая современные проблемы молодёжи в ориентации в окружающем мире, в поиске своего места в обществе, Л.В. Занков одним из первых ставит вопрос, насколько способна система обучения развить личность, чтобы она была успешна в обществе? Он приходит к выводу, что требуется коренное реформирование системы обучения, начиная с целей, задач и основополагающих принципов. Он говорит, что знания – не самоцель обучения, важна та работа, которую проделывает знание в процессе психического развития человека. «В качестве дидактического стержня (перестройки начального образования) мы выдвигаем эффективность учебного процесса для общего развития школьников»[11]. Под психическим развитием человека он понимал целостное и всестороннее развитие ума, воли и чувств. Под развитием ума понимались качественные и количественные изменения в сфере интеллекта, познавательных процессов, мыслительных действий. Развитие воли предполагало формирование произвольности и способности самостоятельного поиска необходимой человеку информации; Развитие чувств осуществляется достижением острого эмоционального переживания открытия, знания, актуального для деятельности человека. Человек в процессе познания не должен быть эмоционально безучастным, поиск актуальных для него знаний и их нахождение вызывает эвристический восторг, который навсегда закрепляет новые способы действий человека без утомительного заучивания и механического запоминания. Основанием системы Л.В. Занкова стали принципы развивающего обучения, которые, к сожалению, были сформулированы тезисно, и до сих пор не достаточно осмыслены современными педагогами. От правильной реализации этих принципов зависит эффективность системы обучения. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы