Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСКУССТВО ХАЛИФАТА АББАСИДОВ



ИСЛАМ

И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

ИСКУССТВО

ИСЛАМ И АРХИТЕКТУРА

ИСКУССТВО ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ

ИСКУССТВО ХАЛИФАТА АББАСИДОВ

МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО

Рукописный Коран.

Суры Корана. Арабская книжная миниатюра. 1389 г. Баварская государственная библиотека, Мюнхен.

подчинённых власти халифов. Язык Корана — арабский — стал языком го­сударственной администрации и межнационального общения. Коран и хадисы (рассказы о поступках и высказываниях Пророка Мухаммада, почита­емые как сунна — образец святости и правоверия) составили основу мусульманского образа жизни и государственного управления.

Отношение ислама к знанию как к одному из признаков всемогущества Бо­га — Аллаха — и необходимому условию истинной веры поощряло развитие науки, а вместе с тем и искусства, которое считалось видом знания. В VIII— ХШ вв. на арабский язык были переведены многие сочинения греческих, рим­ских и византийских авторов. Таким образом достижения античной философ­ской и научной мысли стали достоянием культуры Халифата, а затем, через арабские источники, распространились и в средневековой Европе,

КААБА

В Коране сказано, что Мекка расположена в «долине, лишённой злаков»; с древности это была заповедная для западноаравийских племён территория, где запрещалось охо­титься, заниматься земледелием, проливать кровь. Полагают, что Мекка выросла из ка­раванной стоянки у целебного источника Замзам. Около источника было построено небольшое святилище в виде прямоугольной каменной ограды — Кааба (араб. «куб»). В начале VII в. её заново сложили из камня и дерева, слои которых чередовались. Зда­ние девятиметровой высоты с плоской крышей, поддерживаемой шестью деревянны­ми столбами, оштукатурили внутри и украсили росписями.

Желая привлечь на свою сторону население всей Аравии, Мухаммад объявил Мек­ку священным городом мусульман, а Каабу — главной мусульманской святыней. С 624 г. Кааба навсегда стала священным центром ислама и киблой — священным ориенти­ром мусульман, которые молятся, обращаясь в её сторону.

В конце VII в. Каабу, разрушенную пожаром, вновь перестроили. Ныне святилище, стоящее в центре главной мечети города Мекки, представляет собой каменный куб высотой пятнадцать метров со сторонами десять и двенадцать метров, ориентирован­ный углами по сторонам света. В восточный угол на высоте, равной полутора метрам, вмонтирован священный «чёрный камень»; он состоит из трёх оправленных в сереб­ро кусков, предположительно метеоритов. Каждый год Каабу драпируют новой кисвой — чёрной тканью с вышитыми золотом и серебром сурами (главами) Корана.

Кааба.

Мекка. Саудовская Аравия.

Образец каллиграфии. Почерк сульс. Иран. XVII в.

Государственные музеи, Берлин.

ИСЛАМ И АРХИТЕКТУРА

Несмотря на войны и смены власти, арабские города быстро разраста­лись — во многом благодаря мор­ской и караванной торговле, палом­ничеству верующих, миграциям ремесленников и переходящих к оседлости племён. Главное место в застройке городов заняли культовые здания — мечети, архитектура ко­торых формировалась в соответст­вии с их назначением и местными

строительными традициями. Обряды мусульман первоначально не требо­вали сооружения специальных зда­ний для молитвы в соответствии с хадисом: «Земля сотворена для меня как масджид (буквально «место пре­клонения». — Прим. ред.) и место чи­стоты, и где бы ни возникла у чело­века моей уммы (общины. — Прим. ред.) необходимость в молитве, пусть он молится». Арабским отрядам в по­ходах в качестве масджид служила очерченная на песке территория, а киблу (направление к Каабе — глав­ной святыне мусульман) определяли

Клраван-сарай

Таш Рабат близ Нарына.

Киргизия.

Медресе Шир-Дор. Самарканд. Узбекистан.

ИСКУССТВО ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ

В эпоху первых арабских завоева­ний и во времена правления дина­стии Омейядов (661—750 гг.), воца­рившихся в древнем городе Дамаске (Сирия), новые поселения возника­ли вдали от столицы, на путях про­движения военных отрядов. Города Куфа и Ба'сра на юге и Мосу'л на се­вере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе скорее напоминали укреплённые военные лагеря. Для защиты и расширения границ му­сульманского мира на его окраинах сооружались крепости — рибаты, обители благочестивых воинов, борцов за веру.

В сельских районах Палестины и Сирии Омейяды строили свои по­местья. С запустением этих мест они превратились в «замки пустыни». Са­мые знаменитые из них — Кусейр-Амра (10-е гг. VIII в.), Мшатта (пер­вая половина VIII в.) в Иордании и Хирбет аль-Мафджар (40-е гг. VIII в.) в Израиле, Каср аль-Хайр аш-Шарки (около 728 г.) в Сирии — были укра­шены орнаментальными и сюжетны­ми росписями, мозаиками, рельефа­ми из камня и стука (искусственного мрамора). Эти замки и сохранив­шиеся в тунисских городах Сус и Монастир рибаты сложены были из тёсаного камня. Внешние стены с башнями-бастионами и единствен­ным входом в центре главного фаса­да образовывали в плане квадрат. Все помещения выходили на мощёный внутренний двор.

Развитие культовой архитектуры халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось, когда в Иеруса­лиме воздвигли знаменитую Куббат ас-Сахру (Купол Скалы) — третью по значению после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине святыню мусульман. Традиция связывает сооружение Куббат ас-Сахры с важ­нейшим событием Священной ис­тории ислама — чудесным вневре­менным ночным путешествием Мухаммада из Мекки в Иерусалим и восхождением к престолу Аллаха. Тогда Пророку было дано наставле­ние относительно обязательной ежедневной пятикратной молитвы и показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, рай и ад.

Куббат ас-Сахра была воздвигну­та в 687—691 гг. на вершине горы, священной для иудеев, христиан и мусульман, — здесь, по преданию, Авраам в подтверждение своей веры готов был принести в жертву Богу сына, а Соломон построил Иеруса­лимский храм. По словам историка X в. аль-Мукаддаси, это здание долж­но было затмить находящуюся ря-

Кусейр-Амра. 10-е гг. VIII в. Иордания.

****Авраам почитается в иудаизме, христианстве и исламе. Мусульмане зовут его Ибрахимом и чтят как первого проповедника единобожия, родоначаль­ника евреев и арабов, а также восстановителя разрушенной Потопом Каабы. Соломон (965—928 гг. до н. э.)—древнееврейский царь, почитаемый мусульманами как пророк Сулейман.

*Сталактиты — вид архитектурного украшения, внешне напоминающею природные сталактиты (известковые отложения в пещерах), за что они и получили такое название.

**Фонарь — выделенная часть архитектурного сооружения с проёмами для освещения и вентиляции.

***Шатёр — коническое или пирамидальное четырёх- или многогранное перекрытие здания.

дом христианскую церковь Святого Гроба, «дабы не ослеплялись умы му­сульман» её великолепием и огром­ностью. В 874 г. арабский историк аль-Йакуби писал по поводу места возведения и архитектуры иеруса­лимской святыни: «Это Скала, о ко­торой сообщают, что на неё Послан­ник Божий поставил свою стопу... затем Абд аль-Малик (халиф в 685— 705 гг. — Прим. ред.) построил над Скалой купол... и люди взяли в обы­чай обходить Скалу точно так, как они это делали вокруг Каабы». Му­сульмане воспринимали Куббат ас-Сахру как символ победы и торже­ства ислама.

Зодчим удалось создать сооруже­ние, действительно царящее над городом: в панораме Старого Иеру­салима сразу бросается в глаза ог­ромный, излучающий золотое сия­ние купол, вознесённый над скалой. На половине высоты центральная, купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, внутрен­нее помещение которой разделено столбами и колоннами надвое, соз­давая двойной обход вокруг священ­ной скалы. Под скалой находится пещера, превращённая в небольшое святилище.

Внутри Куббат ас-Сахры четыре мощных столба с расставленными между ними изящными мраморны­ми колоннами обрамляют скалу, вы­ступающую над уровнем пола на полтора метра. Высота подкупольного пространства (около двадцати метров) равна диаметру купола, что придаёт конструкции здания устой­чивость и удивительную пропор­циональность. Соразмерность Куббат ас-Сахры связана также с тем, что в пей число архитектурных эле­ментов каждого вида кратно четы­рём. Возможно, это не случайно, поскольку число «четыре» ассоции­руется с четырьмя буквами в араб­ском написании слова «Аллах» и с квадратом как символом Каабы.

Внутреннее убранство здания поражает великолепием. Его стены облицованы узорчатыми мрамор­ными панелями; колонны увенчаны золочёными капителями; над ними

МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО

Мавританское искусство — это ус­ловное название художественного стиля, который сложился и расцвёл в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в XI—XV вв. Ярче всего мавританский стиль проявил­ся в архитектуре.

Жемчужина мавританского зод­чества — Альгамбра (на окраине города Гранада в Испании), укреп­лённая резиденция гранадских эми­ров (правителей). Построена она в XIII—XIV вв. Это уникальный памят­ник искусства и вместе с тем типич­ный образец мусульманской «скры­той архитектуры». Массивные стены крепости, её башни и ворота с бас­тионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают «со­кровище» — дворец, одновременно роскошный и удобный для жизни. В основе композиции дворцового ан­самбля лежит система дворов, рас­положенных на разных уровнях. Изысканно строгий Дворик миртов с прямоугольным бассейном, обса­женным апельсиновыми деревьями и миртами, с грациозными портика­ми на торцах был центром Дворца приёмов. Под прямым утлом к нему примыкает Дворец львов с залами,

утончённое убранство которых со­здаёт атмосферу роскоши и покоя. В центре дворца — покоряющий со­размерностью и красотой форм Дворик львов с фонтаном, окружён­ным двенадцатью фигурами камен­ных львов. Эти грубоватые, схема­тичные изваяния, как утверждает надпись на фонтане, не могут ни­кого испугать, «ибо им не хватает

Стамбул. Турция.

Стамбул. Турция.

ропу султанов Селима I Грозного (1512—1520 гг.) и Сулеймана I За­конодателя (1520—1566 гг.), прозванного европейцами Сулейманом Великолепным. Во время военных действий этого султана в Молдавии в 1538 г. Синан возвёл мост через реку Прут за тринадцать дней, чем заслужил высокую оцен­ку монарха, и был назначен главой имперских архитекторов. Он про­был в этой должности пятьдесят лет. Как военный инженер, Синан строил мосты, акведуки, подзем­ные кладовые; как архитектор — возводил большие и малые мечети, медресе, мавзолеи султанов, цариц и представителей знати, госпитали, караван-сараи, обители дервишей и приюты, дворцы, общественные бани. Помимо Турции он строил в Сирии, Македонии, Боснии и Герце­говине, в Крыму. Самые замечатель­ные проекты были выполнены Синаном во второй половине жизни. Это комплексы трёх прославленных соборных мечетей (джами) — Шахзаде и Сулеймание в Стамбуле и Селимие в Эдирне (Турция).

Шахзаде-джами (Мечеть Прин­цев, завершена в 1548 г.) Синан спроектировал, когда ему было уже пятьдесят четыре года, однако счи­тал её работой ученика. Мечеть Сулеймание (1549—1557 гг.) в цент­ре ансамбля университетских, жилых и благотворительных зданий и мавзолеев Сулеймана I он создал в шестьдесят лет и назвал работой подмастерья, и только построен­ную в восьмидесятилетнем возрас­те мечеть Селимие (1569—1575 гг.) султана Селима II (1566—1574 гг.) он признал творением мастера.

Эти пирамидальные, увенчан­ные громадой центрального купола и «охраняемые» минаретами-пика­ми сооружения со всей полнотой и великолепием воплотили грандиоз­ность имперских замыслов Сулеймана Великолепного и Селима II и стали монументами славы и могущества своих основателей. Однако прежде всего это уникальные памят­ники архитектуры, созданные удиви­тельным талантом великого худож­ника, инженера и геометра.

Синана, как и его предшествен­ников, безусловно, вдохновляла не­повторимая архитектура храма Свя­той Софии Константинопольской, превращенного после взятия ви­зантийской столицы мусульмана­ми в мечеть Айя-София. Возведён­ные из серого камня, подчинённые логике геометрических форм, по­стройки Синана, строгие, почти су­ровые снаружи, внутри поражают разнообразием и обилием много­цветного убранства, чем вполне отвечают мусульманской идее «скрытой архитектуры».

У Синана было много продол­жателей и подражателей, но глав­ное в его творчестве — создание художественного стиля, который на столетия определил пути разви­тия турецкой архитектуры.

ИСЛАМ

И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

ИСКУССТВО

ИСЛАМ И АРХИТЕКТУРА

ИСКУССТВО ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ

ИСКУССТВО ХАЛИФАТА АББАСИДОВ

МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь