Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I. Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.)
I. Искусство Нового царства. Искусство первой половины Нового царства. Искусство времени Эхнатона Искусство второй половины Нового царства. II. Искусство Позднего периода. III. Искусство Передней Азии. Искусство Шумера. Искусство Старовавилонского периода. Искусство периода Нового Вавилона. Искусство Ассирии. Ахеменидский Иран IV. Список литературы. V. Список основных артефактов. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ: I. Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.)
История Среднего царства закончилась значительным ослаблением центральной власти. Напряженная социально-политическая обстановка внутри страны в период между Средним и Новым царством, в результате непрестанной борьбы отдельных номов между собой и волнений народных масс из-за страшного угнетения еще усложнилась из-за нашествия из Передней Азии около 17 в. до н. э. племен, известных под названием гиксосы. Они захватили Нижний Египет (Дельту), устроили там свою столицу — город Аварис и принудили правителей Верхнего Египта платить им дань. Государство, таким образом, снова распались на области – номы. Власть гиксосов над Египтом держалась более ста лет. В упадок пришли экономика и культура. Борьбу за изгнание гиксосов и за новое объединение страны возглавили около 16 в. до н. цари XVII династии, правители Фив, столицы южной части Египта. Завершил эту борьбу фараон Яхмос I, положивший начало XVIII династии, которая правила с 16 по Власть фараонов новой, XVIII династии неизмеримо выросла по сравнению со значением фараонов Среднего царства.Их по-прежнему обожествляли. Однако огромную роль стало играть жречество, особенно столичное — в Фивах, служившее одной из главных опор царской власти. Второй силой, на которую опирались фараоны, часто вынужденные противопоставлять ее политической, идеологической и материальной мощи жрецов — представителей древней знати, было постоянное войско. Памятники культуры и искусства времени XVIII династии, в первую очередь, всячески прославляли могущество и международное значение Египта и его царей. Торговый обмен, сближение с культурами Сирии, Крита и Двуречья способствовали тому, что в искусство, которое не порвало с традициями предшествующих периодов, проникли и новые элементы, например некоторые орнаментальные мотивы. В результате же победоносных воин в Нубии и Сирии в Египет поступали огромные богатства. В быту необычайно разбогатевшей правящей верхушки общества - знати появилось стремление к роскоши, пышности в одежде и украшениях, богатой обстановке жилищ. В связи с этим и перед искусством были поставлены новые задачи: для него стало характерным стремление к декоративности в сочетании с изысканным изяществом форм. Чрезвычайное обогащение страны способствовало также тому, что во всех главных городах Египта много строили, причем архитектура по-прежнему осталась ведущим видом искусства. Даже за рубежами Египта прославилась его столица – Фивы которые превратились в обширный, изобильный город. Эпоха Нового царства делится на три основных периода: 1.Искусство первой половины Нового царства (16 в. до н. э.) 2. Искусство времени Эхнатона (первая половина 14 в. до н. э.) 3.Искусство второй половины Нового царства (вторая половина 14 в. до н. э. - 11 в. до н. э.).
II. Искусство позднего периода (11-4 вв. до н. э.) На дальнейшей эволюции египетского искусства тяжело сказались войны и междоусобицы, приведшие к распаду государства. Сократились масштабы строительства, скульптура и живопись не дали ничего нового. Фараоны XXI династии переносят столицу в Саис, ближе к центрам морской торговли. Греческая колонизация дельты Нила, вторжения персов и войск Александра Македонского способствуют более интенсивному культурному общению стран Средиземноморья. Это накладывает отпечаток и на архитектуру Египта. В храме Гора в Эдфу при общей традиционной схеме, планировки по-новому решена композиция перистильного двора, более просторного и связанного с открытыми обходными галереями вокруг - храма. На место передней глухой стены гипостильного зала выдвигается колоннада с пышными композитными и пальмовидными капителями. Стена не исчезает совсем, как и в Элефантинском храме; отрезки стены в интерколумниях, украшенные рельефными панно, достигают половины высоты колонны. В храме Рождения бога на о. Филэ трехчастная целла подчеркнута осевой композиции окружена периптером (колоннадой по периметру) с заполненными по низу колонн интерколумниями. Если греческий храм допускает вход в колонный портик с любой стороны, египетский периптер, следуя древним космогоническим традициям в ориентации, направляет к началу движения, главному входу, где боковые колонны заменены стенами, сохраняющими функции пилонов. Последний расцвет древнеегипетского искусства в период объединения страны под властью саисских фараонов (7 в. до н. э.) характеризуется появлением холодного, изысканного стиля. Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских портретов. Однако и в этот период искусство не исчерпало себя окончательно. Завоевания Александра Македонского в 332 г. до н. э. положили начало новому эллинистическому периоду. К храмам эллинистического периода, иллюстрирующим процесс расшатывания стилистических традиций египетской архитектуры, относится и незаконченный храм богини Хатор в Дендера (1 в. н.э.), колонны которого украшены трехъярусными капителями. Перемещение экономических центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с более прогрессивными формами социально-экономической организации подрывают консервативные устои жизни рабовладельческого Египта. По существу, Поздний период — время медленного, но неуклонного упадка во всех сферах экономики, политической жизни, а также искусства. Даже некоторое оживление во второй трети 1 тысячелетия до н. э. торговых и культурных связей Египта с эллинским миром и Передней Азией не могло остановить этот процесс. «Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор еще не оценена должным образом Русский египтолог М. Э. Матье пишет, что ряд открытий в науке и технике все еще приписываются то грекам, то арабам, ибо мы узнаем о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идет о плодотворном использовании культурного наследия древности». IV. Список литературы 1. История искусства зарубежных стран под ред. М. Доброклонского. М., 1981. 2. Афанасьева В., Луконин В. Малая история искусств. Искусство Древнего, Ближнего Востока. М., 1978. 3. Искусство стран Востока. Книга для учителя. Ред. М. Василевский. М., 1986. 4. Верман К. История искусства всех времен и народов. М., 2000. Т.1. 5. Искуссвто стран и народов мира. T.l. M., 1970. 6. Афанасьева В., Луконин в, Искусство Древнего Ближнего Востока. М., 1976г. 7. Искусство стран Востока. Книга для учителя старших классов. Ред. Василевский В. М, 1976 г. 8. Целлар К. Архитектура страны фараонов. М., 1990 г. 9. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 1: от древних времен до 10. Михаловски К. Пирамиды. Варшава, 1973. 11. Михаловски К. Карнак. Варшава., 1972. 12. Михаловски К. Луксор. Варшава., 1972. 13. Бьювэл Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М., 1997. 14. Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.14.Керам В. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии. М., 1980.
I. Искусство Нового царства. Искусство первой половины Нового царства. Искусство времени Эхнатона Искусство второй половины Нового царства. II. Искусство Позднего периода. III. Искусство Передней Азии. Искусство Шумера. Искусство Старовавилонского периода. Искусство периода Нового Вавилона. Искусство Ассирии. Ахеменидский Иран IV. Список литературы. V. Список основных артефактов. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ: I. Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.)
История Среднего царства закончилась значительным ослаблением центральной власти. Напряженная социально-политическая обстановка внутри страны в период между Средним и Новым царством, в результате непрестанной борьбы отдельных номов между собой и волнений народных масс из-за страшного угнетения еще усложнилась из-за нашествия из Передней Азии около 17 в. до н. э. племен, известных под названием гиксосы. Они захватили Нижний Египет (Дельту), устроили там свою столицу — город Аварис и принудили правителей Верхнего Египта платить им дань. Государство, таким образом, снова распались на области – номы. Власть гиксосов над Египтом держалась более ста лет. В упадок пришли экономика и культура. Борьбу за изгнание гиксосов и за новое объединение страны возглавили около 16 в. до н. цари XVII династии, правители Фив, столицы южной части Египта. Завершил эту борьбу фараон Яхмос I, положивший начало XVIII династии, которая правила с 16 по Власть фараонов новой, XVIII династии неизмеримо выросла по сравнению со значением фараонов Среднего царства.Их по-прежнему обожествляли. Однако огромную роль стало играть жречество, особенно столичное — в Фивах, служившее одной из главных опор царской власти. Второй силой, на которую опирались фараоны, часто вынужденные противопоставлять ее политической, идеологической и материальной мощи жрецов — представителей древней знати, было постоянное войско. Памятники культуры и искусства времени XVIII династии, в первую очередь, всячески прославляли могущество и международное значение Египта и его царей. Торговый обмен, сближение с культурами Сирии, Крита и Двуречья способствовали тому, что в искусство, которое не порвало с традициями предшествующих периодов, проникли и новые элементы, например некоторые орнаментальные мотивы. В результате же победоносных воин в Нубии и Сирии в Египет поступали огромные богатства. В быту необычайно разбогатевшей правящей верхушки общества - знати появилось стремление к роскоши, пышности в одежде и украшениях, богатой обстановке жилищ. В связи с этим и перед искусством были поставлены новые задачи: для него стало характерным стремление к декоративности в сочетании с изысканным изяществом форм. Чрезвычайное обогащение страны способствовало также тому, что во всех главных городах Египта много строили, причем архитектура по-прежнему осталась ведущим видом искусства. Даже за рубежами Египта прославилась его столица – Фивы которые превратились в обширный, изобильный город. Эпоха Нового царства делится на три основных периода: 1.Искусство первой половины Нового царства (16 в. до н. э.) 2. Искусство времени Эхнатона (первая половина 14 в. до н. э.) 3.Искусство второй половины Нового царства (вторая половина 14 в. до н. э. - 11 в. до н. э.).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1264; Нарушение авторского права страницы