Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иллюстрация к «Макамам» Харири. Национальная библиотека, Париж.



или керамическими плитками пола­ми открыты небу и воздуху.

Альгамбра дала имя стилю деко­ративно-прикладного искусства. Среди произведений, выполненных в этом стиле, — большие керами­ческие вазы с изящно-витиеватой росписью люстром. По манере ис­полнения узора они родственны «альгамбрским» шёлковым тканям, парчовым вышивкам, парадному оружию, золотым с эмалью украше­ниям. Чарующий стиль «альгамбра» таит в себе догадку о «скрытом со­кровище», понимаемом мусульман­ским искусством как зашифрован­ный путь к постижению высшего знания и совершенной красоты.

ИСКУССТВО ИМПЕРИИ ТИМУРИДОВ, СЕФЕВИДОВ И ОСМАНОВ

С расцветом в XV—XVII вв. поздне-средневековых империй — Тимура и Тимуридов (1370—1507 гг.)в Сред­ней Азии, Сефевидов (1502—1736 гг.) в Иране, Османских султанов (1299/1300 — 1922 гг.) в Турции — на­ступила эпоха создания грандиозных городских архитектурных ансамб­лей, величие и пафос которых долж­ны были производить неизгладимое впечатление на подданных государя. Работы велись с небывалым разма­хом. Для строительства столицы Ти­мура — Самарканда собрали масте­ров из Средней Азии, Индии, Ирана, Азербайджана, Ирака и Сирии. В на­чале XV в. в Самарканде появились два уникальных сооружения: собор­ная мечеть Тимура, так называемая Биби-xaным (Госпожа-Повелитель­ница), и его величественный мавзо­лей Гур-Эмир, увенчанный велико­лепным рубчатым куполом с керамической облицовкой. Простор­ные площади и широкие улицы с во­доёмами, обсаженными вечнозелё­ными кустарниками и цветниками, источниками и фонтанами, щедро расточающими влагу, великолепие

МИМАР СИНАН

(1489 или 1490 — 1578 или 1588)

Мимар (архитектор) Синан — один из са­мых известных зодчих мусульманского мира. Именно его таланту, изобретатель­ности и плодотворной деятельности на протяжении удивительно долгой жизни (некоторые авторы утверждают, что он прожил более ста лет) архитектура Турции XVI в. обязана своим небывалым расцве­том и достижениями. Его архитектурное наследие огромно — триста восемнадцать сооружений: отдельные здания, культовые комплексы, городские ансамбли.

Начало жизни Синана ничем не предвещало его блистательной карьеры. Грек-христианин, он родился в деревне Аирнас в Малой Азии. Полагают, что его насто­ящее имя было Христодулу. В 1512 г. он попал под рекрутский набор, которому подлежало христианское население Ос­манской империи, был привезён в Стам­бул и стал янычаром (так называли обра­щенных в ислам юношей, составлявших отборную пехоту турецких султанов). Жизненной школой Синана были завое­вательные экспедиции на Восток и в Ев-

Мечеть Ахмета (Голубая мечеть). Интерьер. Стамбул. Турция.

*Люстр — краситель, наносимый на керамические изделия. В результате обжига он приобретает перламутровый или металлический блеск.

**Парча узорчатая шёлковая ткань или вышивка с нитями из золота или серебра.

Мечеть Ахмета (Голубая мечеть). 1609—1616 гг.

Стамбул. Турция.

Мечеть Сулеймание. 1549—1557 гг.

Стамбул. Турция.

ропу султанов Селима I Грозного (1512—1520 гг.) и Сулеймана I За­конодателя (1520—1566 гг.), прозванного европейцами Сулейманом Великолепным. Во время военных действий этого султана в Молдавии в 1538 г. Синан возвёл мост через реку Прут за тринадцать дней, чем заслужил высокую оцен­ку монарха, и был назначен главой имперских архитекторов. Он про­был в этой должности пятьдесят лет. Как военный инженер, Синан строил мосты, акведуки, подзем­ные кладовые; как архитектор — возводил большие и малые мечети, медресе, мавзолеи султанов, цариц и представителей знати, госпитали, караван-сараи, обители дервишей и приюты, дворцы, общественные бани. Помимо Турции он строил в Сирии, Македонии, Боснии и Герце­говине, в Крыму. Самые замечатель­ные проекты были выполнены Синаном во второй половине жизни. Это комплексы трёх прославленных соборных мечетей (джами) — Шахзаде и Сулеймание в Стамбуле и Селимие в Эдирне (Турция).

Шахзаде-джами (Мечеть Прин­цев, завершена в 1548 г.) Синан спроектировал, когда ему было уже пятьдесят четыре года, однако счи­тал её работой ученика. Мечеть Сулеймание (1549—1557 гг.) в цент­ре ансамбля университетских, жилых и благотворительных зданий и мавзолеев Сулеймана I он создал в шестьдесят лет и назвал работой подмастерья, и только построен­ную в восьмидесятилетнем возрас­те мечеть Селимие (1569—1575 гг.) султана Селима II (1566—1574 гг.) он признал творением мастера.

Эти пирамидальные, увенчан­ные громадой центрального купола и «охраняемые» минаретами-пика­ми сооружения со всей полнотой и великолепием воплотили грандиоз­ность имперских замыслов Сулеймана Великолепного и Селима II и стали монументами славы и могущества своих основателей. Однако прежде всего это уникальные памят­ники архитектуры, созданные удиви­тельным талантом великого худож­ника, инженера и геометра.

Синана, как и его предшествен­ников, безусловно, вдохновляла не­повторимая архитектура храма Свя­той Софии Константинопольской, превращенного после взятия ви­зантийской столицы мусульмана­ми в мечеть Айя-София. Возведён­ные из серого камня, подчинённые логике геометрических форм, по­стройки Синана, строгие, почти су­ровые снаружи, внутри поражают разнообразием и обилием много­цветного убранства, чем вполне отвечают мусульманской идее «скрытой архитектуры».

У Синана было много продол­жателей и подражателей, но глав­ное в его творчестве — создание художественного стиля, который на столетия определил пути разви­тия турецкой архитектуры.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь