Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Народная и национальная культура.



Народная (этническая) культура. Субъект – этнос, коллективная личность, имеющая общую систему ценностей. Признаки: происхождение от общего предка; язык; территория; природная среда; этническое самосознание (ментальность); образ жизни (традиции, культура). Чаще всего бесписьменна. Изучается этнографами, искусствоведами и т.д. Могут быть субкультуры. Основой уникальности этнических культур является характерная для каждой культуры система ценностей – идеалов, к достижениям которых стремятся представители данной культуры. Они закрепляются в системе норм и правил поведения. Таким образом, любую этническую культуру можно представить в виде айсберга: в основании – ценности, в середине – нормы, правила поведения, на вершине – реальное поведение людей. На формирование этнических культур оказывают влияние природные условия, язык, религия, а так же психический склад этноса. Признаком является этнонима – самоназвание этноса. Национальная культура базируется на этнической культуре, впитывает и синтезирует иногда несколько этнических культур; отличается более высоким уровнем(? ); Признаки: язык; территория; государственность; общность социально-экономической жизни; письменность просвещение; литература; религия как фактор, образующий национальную культуру. Пассионарная теория культуры Л.Н.Гумилева говорит о пассионарном толчке, который рождает к жизни новые этносы. Этнос определяется Гумилевым, как биофизическое явление, что делает их природными феноменами. Для него этнос – это замкнутая система дискретного типа, которая в момент своего образования получает заряд энергии, который и расходует в процессе дальнейшего этногенеза. Эта энергия есть ни что иное как биогеохимическая энергия живого вещества биосферы (Вернадский), поток солнечной и космической энергии, преобразованной живым веществом. Наличие особой составляющей в энергетическом потоке (особый вид космического излучения, через который земля проходит несколько раз за тысячелетие) приводит к особой мутации в регионах, затронутых им. Появляются люд, способные воспринимать энергии из окружающей среды больше, чем необходимо для нормальной жизнедеятельности. Этот эффект выражается в особом свойстве людей, которое Гумилев назвал пассионарнастью – повышенным стремлением (активностью) к действию. Если такие пассионарные толчки проходят по территории, где граничат разные ландшафты и живут разные народы, становится возможным зарождении нового этноса. Этногенез длится примерно 1500 лет и проходит несколько этапов: фаза подъема, акматическая фаза, фаза надлома, инерционная фаза, фаза обскурации, (иногда бывает фаза регенерации), мемориальная фаза, завершающий этап. Таким образом, этногенез – процесс природный, а культура есть результат органического взаимодействия органического взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих пассионарность. Существующее разнообразие культур на планете вызвано неравенством энергетических потенциалов народов, оно же объясняет и специфику взаимодействия этих культур, которое зависит от частоты колебаний энергетических полей, образующихся вокруг этносов.


8.Российский этнографический музей в сохранении культуры народов России.

Российский Этнографический музей (РЭМ) рассказывает о простых и близких каждому человеку вещах: как люди трудились, порой достигая высочайшего мастерства; как строили и обустраивали свое жилье; отдыхали; воспитывали детей; одевались; во что верили. Однако каждый из музейных комплексов имеет неповторимый облик, национальный колорит, свойственный только данному народу.

РЭМ существует более ста лет. Он расположен в здании, специально построенном по проекту архитектора императорского двора В.Ф. Свиньина для показа этнографических коллекций. У истоков создания Музея стояли крупнейшие ученые России: П.Н. Кондаков, А.Н. Пыпин, В.И. Ламанский, В.В. Радлов, П.П. Семенов-Тяньшанский, В.В. Стасов. Заложенные ими основы музейной научной деятельности живы и по сей день.
В центре музейного здания расположен Мраморный зал, облицованный розовым карельским мрамором, – один из красивейших парадных залов Санкт-Петербурга.
Вместе с Россией Музею пришлось пережить многие испытания: страшное наводнение 1924 года погубило многие экспонаты; не обошли его стороной репрессии 1930-х годов; на фронтах в Великую отечественную войну погибла половина сотрудников, а само здание в 1942 году получило значительные разрушения.
Сегодня РЭМ – один из крупнейших этнографических музеев мира. Неслучайно зарубежные коллеги назвали его «этнографическим Эрмитажем». Он хранит 500 тысяч этнографических предметов по 157 многочисленным и малым народам России начиная с XVIII века. Среди них прекдставлены:

 

    Экспозиции по народам Восточной Европы
 
    Экспозиции по народам Сибири и Дальнего Востока
 
    Экспозиции по народам Кавказа
 
    Экспозиции по народам Средней Азии и Казахстана
 
    Экспозиция " История и культура евреев России"
 
    Сокровища особой кладовой
 
       
 
       
 
       
 
       

Объем коллекций, отражающих культуру каждого этноса, позволяет построить самостоятельную экспозицию. В залах музея представлена целая галерея костюмов народов России, в том числе уникальная одежда из рыбьей кожи и крапивного волокна, а также редкие комплексы атрибутов шаманов народов Сибири и Дальнего Востока; великолепные среднеазиатские ковры, парадное оружие и утварь народов Кавказа, украшения из самых разных материалов и многие другие предметы традиционного народного ремесла.
Российский этнографический музей, выполняя свое основное призвание, собирает, изучает и воссоздает в экспозициях традиционную культуру народов многонациональной страны, пробуждая интерес к историческим корням собственной культуры, способствуя росту этнического самосознания и понимания необходимости уважительного отношения к устоям жизни, нравам и обычаям других народов.

 

В РЭМ мы прослушали лекцию о культуре и быте русского народа.

Собрание предметов культуры русского народа является одним из интереснейших этнографических собраний Российской Федерации. Оно включает в себя около ста тысяч вещевых памятников и документальных фотографий, с достаточной полнотой и всесторонне отражающих традиционный мир русских - самого большого по численности народа страны. В настоящее время собрание РЭМ по русской этнографии включает в себя главным образом памятники традиционной культуры. Предметы стандартизированного городского быта, поступавшие в музей в 1930-1950-е годы, как правило, передавались в историко-краеведческие музеи.
Собрание скомплектовано в основном из предметов крестьянского быта. Памятников традиционной культуры горожан сравнительно немного - 2 000 единиц хранения. Это по преимуществу одежда, украшения, утварь из старинных центров русской культуры, таких, как Великий Устюг, Галич, Суздаль, Рязань, Ярославль.

 
 

Собрание музея дает хорошее представление о традиционном предметном мире русского населения Европейской России, культура же русских азиатской части России представлена значительно меньшим количеством вещей. В музее имеется 78 коллекций из Енисейской, Иркутской, Томской губерний, Амурской области и Камчатки. Вещевой материал, включенный в русский фонд, дает возможность ознакомиться со всеми сферами традиционного уклада народной жизни. Он характеризует все стороны жизни русского крестьянского населения страны, жившего вплоть до начала ХХ века в рамках традиционного общества.
Русский фонд включает экспонаты по традиционным занятиям и ремеслам русского народа. В его состав вошли орудия труда, инструменты, станки, различного рода приспособления для земледелия, скотоводства, рыболовства, охоты, пчеловодства. Коллекции также содержат материалы по традиционным ремеслам - бондарному, плотницкому, столярному, слесарно-кузнечному, литейному, прядильно-ткацкому, набойно-красильному, гончарному. Экспонаты дают возможность судить об орудиях труда и инструментах, использовавшихся на разных этапах производственного цикла: от заготовки сырья до готовой продукции, от пахоты до получения муки или крупы. Музей обладает одной из самых крупных в стране коллекций пахотных орудий фактически всех видов, известных русскому земледельцу; прекрасной коллекцией досок для изготовления набойки, полным набором бондарных, слесарных, сапожных инструментов. Особенно интересно собрание резных и расписных прялок, насчитывающее около 900 предметов, и швеек - подставок для прикрепления ткани при шитье, (около 200 предметов). Большая их часть является изделиями знаменитых центров художественного мастерства Русского Севера.
В музее в большом количестве представлены памятники, характеризующие культуру потребления и жизнеобеспечения: одежда, жилище, утварь, транспортные средства. Они составляют 70% от общего количества вещей, что обусловлено повышенным интересом к ним со стороны этнографов как к памятникам наиболее этнически выразительным и достаточно широко распространенным в русской деревне к моменту комплектования коллекций. Главное место в русском фонде занимает одежда, являясь самой значительной его частью как по количеству вещей, так и по их качеству. В собрании музея имеется как женская, так и мужская одежда во всех ее основных типах и локальных вариантах. Женский костюм представлен не только четырьмя основными комплексами: с сарафаном, поневой, полосатой юбкой и платьем-кубельком, но и их местными вариантами. В музее есть костюмы уральской казачки, костюмы женщин из так называемых однодворческих сел южной России, алтайских кержачек, поморок, псковитянок, каргополок и других этнических групп, одежда которых отличалась локальным своеобразием. Музейное собрание хранит также одежду представителей всех половозрастных групп русского народа. В нем имеются полные костюмы и отдельные предметы одежды, использовавшиеся на протяжении всей жизни человека: одежда младенцев, детей, подростков, девушек и парней, женихов и невест, новобрачных, баб и мужиков, стариков и старух. Собрание включает в себя также одежду представителей разных социальных и конфессиональных групп русского народа: арестантов, нищих, монахов, черничек, священников, старообрядцев (молельные костюмы). Интересна и производственная одежда рыбаков, охотников, коновалов, пчеловодов и т. п. Кроме того, в русском фонде имеется много различного рода деталей одежды: поясов, лент, пристегивающихся карманчиков, кисетов, разнообразных украшений.
Наряду с одеждой, одним из главных богатств русского фонда является утварь. Представлены все традиционные ее типы, бытовавшие в русской деревне: для заготовки и транспортировки пищи, для ее приготовления и приема, для напитков и подачи их на стол, для хранения одежды. В музее есть утварь, изготовленная из разных материалов: дерева, металла, глины, кости, декорированная резьбой, росписью, чеканкой, гравировкой, финифтью, эмалями. Наиболее ценными являются изделия XVII века мастеров Великого Устюга Вологодской губернии: дубовые ларцы, украшенные просечными железными полосами, короба с росписью, а также небольшие шкатулки начала XVIII века, декорированные сканью. Очень хороши коллекции скобкарей - сосудов для пива, деревянных ковшей, металлических братин для кругового питья вина, датируемых XVIII - началом XIX века, кувшинов-кумганов, изготовленных на уральских заводах в ХVIII веке, квасников конца ХVIII века, выполненных на гончарных заводах Гжели.
Жилище представлено главным образом предметами интерьера: подвижной мебелью, вещами, использовавшимися для убранства дома, осветительными приборами. Что касается архитектурно-конструктивных деталей, то в русском фонде имеются лишь фронтонные доски, наличники окон, ставни и ворота из районов Верхнего и Среднего Поволжья, украшенные резьбой или росписью.

 
 

В музее хранятся также памятники обрядовой и праздничной культур русского народа: атрибуты обрядов годового и жизненного циклов, предметы православного культа, музыкальные инструменты, кукольный театр - всего около 800 предметов. Среди них наиболее интересными являются маски святочных ряженых, атрибуты обрядов весенне-летнего цикла: кораблик из Терской области, спускавшийся по реке в Троицу, чучело русалки, атрибут обряда " похороны кукушки", троицкий венок; атрибут осеннего обряда - чучело Андропушки, которого " хоронили" в землю после уборки урожая; атрибуты свадебного обряда: березовый веник, украшенный лентами, ветка с бумажными бантиками, воплощавшие " девичью красоту", изображение водоплавающей птицы - символ жениха и некоторые другие. Следует также отметить, что в русском фонде имеются костюмы жениха, невесты, свадебных чинов, а также большое количество обрядового печенья и обрядовых полотенец.
Русское собрание музея - одно из самых дорогих и ценных сокровищ, доверенных нам нашими предками: русскими крестьянами, ремесленниками, создавшими его, и русской интеллигенцией, заботливо собиравшей все эти памятники уже ушедшего мира.
9.Линейно-эволюционная модель культурно-исторического развития.

Большой заслугой немецкой философии XVIII — начала XIX в. была разработка первых развернутых типологий культур и цивилиза­ций. Развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, протекающий во всемирно-историческом масштабе и характеризую­щийся определенными связями причин и следствий, внутренними за­кономерностями, периодизацией. Первый значительный шаг в этом направлении сделал И. Г. Гердер (1744—1803). Гердер понимает развитие культуры как смыслообразующую компоненту и главное содержание исторического процесса. Поэтому у него философия истории по существу выступает как фило­софия культуры. В основном труде Гердера «Идеи к философии истории человече­ства» дана широчайшая панорама развития культуры от первобыт­ных племен и древнейших народов до современной ему Европы. Этот огромный материал организован по историко-географическому прин­ципу. Гердер последовательно рассматривает ряд культурно-истори­ческих миров, соотнося их с определенными регионами, их природны­ми условиями и традициями населяющих их народов: Восточная и Юго-Восточная Азия (прежде всего Китай), Ближний Восток (сюда включен и Древний Египет), Греция, Рим, Европа германцев и славян и т. д. Каждый из выделенных Гердером культурно-исторических ре­гионов обладает специфическими чертами, характеризующими каж­дый из них и как некоторую целостность, и как этап развития чело­веческой культуры вообще. Грандиозным обобщением и своеобразным итогом теоретических поисков в области философии истории и культуры, которые вела не­мецкая мысль на протяжении второй половины XVIII — начала XIX в., стала философская система Гегеля (1770—1831). Однако следует признать, что именно Гегель впервые сумел перейти от простого сопоставления куль­туры и цивилизаций как исторических ценностей к анализу логики их исторической связи, изобразив эти культуры и цивилизации как зако­номерные ступени единого культурно-исторического процесса, каждая из которых, реализуя свои специфические задачи, готовит вместе с тем и более высокую сторону развития. Развитие культуры у Гегеля характеризуется одновременно как бы в двух плоскостях. Во-первых, это движение объективного духа, выражающего себя в духе определенных народов, активно творящих историю. Дух каж­дого из всемирно-исторических народов представляет собой осущест­вление понятия, которое абсолютная идея (мировой разум) имеет о самой себе на той или иной стадии своего развития. Соответственно мировая история предстает перед нами как последовательность соз­данных этими народами и сменяющих друг друга мировых цивилиза­ций: Древний Восток, Античность (Греция и Рим), германский мир. Во-вторых, развитие культуры Гегель связывает с диалектическим движением так называемого абсолютного духа, т. е. он говорит о во­площении «мирового разума» в духовной жизни человека, через кото­рую этот разум познает сам себя.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1664; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь