Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Использование разнообразных средств воздействия в тематическом вечере



Искусство режиссера в том, чтобы суметь уловить художественную логикусцепления собранного материала и, подчинив ее своему замыслу создать новую художественную гармонию, новую духовную реальность, произведение искусства. По-настоящему режиссура становится творчеством только тогда, когда режиссер-постановщик может не только выдвигать смелые художественные идеи и задачи, но и последовательно, убедительно осуществлять, разрешать их на сценической площадке. Для этого режиссёр должен хорошо знать все выразительные возможности учреждения, чтобы максимально использовать их при создании композиции вечера, праздника.

Выразительный язык и выразительные средства сценарно-режиссёрской разработки - весьма значительный и важный аспект. Их роль заключается в следующем: разного рода выразительные средства индивидуализируют сценарий, делают его уникальным, отличным от других, закладывают потенциальные эмоции, способствуют их выражению. Набор выразительных средств достаточно велик, со временем - с развитием различных технологий, он будет пополняться.

Язык - прямой выразитель мыслей, знаков, смыслов. Режиссёр должен в совершенстве владеть искусством использования языка, иметь представление о различных стилях языка, языковых средствах выразительности (тропах) и т.д. Одна из функций, которые выполняет язык - экспрессивная функция. Режиссёр в сценарной разработке моделирует ситуации, способные вызвать эмоции - эмоциогенные ситуации, язык - главное средство их создания.

По общепринятому мнению лингвистов, язык - знаковая сущность. Для режиссёра это важно.

Во-первых, к выразительным средствам языка относится слово. Оно всегда остается главным средством воспитательной работы. Именно слово создает атмосферу общения между сценой и залом. Кроме того, режиссура театрализованного тематического вечера документальна, слово выступающего несет конкретный материал. Устное выступление агитатора, пропагандиста может охватить большой отрезок времени, ввести зрителей в атмосферу событий, передать то, что не удается выразить иными средствами искусства. Однако на вечере существует опасность злоупотребления словом. В этом случае выступление уже не помогает действию, а замедляет его или даже разрушает театрализацию. В использовании устных выступлений нужны строгие пропорции. В массовых мероприятиях любое такое выступление участника должно естественно включаться в ход действия, искусно вплетаться в ткань сюжета.

Очень важно также, чтобы слушатели были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция к речи выступающего.

Важное методическое требование к устному выступлению на массовом мероприятии - его конкретность и яркость. Большой интерес возникает, если выступающий говорит не о событиях вообще, а о лично пережитом, преломленном через свое личное восприятие. Только в таком случае можно добиваться того, чтобы устное выступление развивало сюжет массового действа. Кроме устного выступления участника событий, агитатора, используется слово ведущего, которое несет основную мысль тематического вечера, соединяет при необходимости эпизоды, излагает то, что не поддается показу, инсценированию. Часто используется поэтическое слово, сильно воздействующее на зрителей, особенно если оно. точно подобрано и обращено в зал от первого лица.

К другим средствам идейно-эмоционального воздействия в театрализованных тематических вечерах относятся литература и искусство, используемые в виде инсценировки, фрагмента из спектакля и кинофильма, музыки. Они воздействуют силой художественных образов, позволяют воспроизвести события в их развитии, передать историко-бытовую обстановку, накал классовых битв. Кинофрагмент, сцену из спектакля, песню можно использовать также как продолжение мысли или действия, как второй план к устному выступлению.

В качестве движущей силы сюжета массового действа материалы литературы и искусства символизируют действие. Так, например, в тематическом вечере, посвященном проводам в армию, все действие идет в сопровождении песни, стихов или отрывков из пьесы, фрагментов кинохроники.

Но есть и другой, менее распространенный метод использования искусства в массовых клубных мероприятиях - метод не иллюстрации, а ассоциации, когда с помощью образов уже существующих, знакомых усиливается звучание тех или иных компонентов сюжета, делается ярче, глубже, понятней реальный образ современника.

Большое место в театрализованном тематическом вечере занимает музыка. Чаще всего музыкальная драматургия строится на готовых мелодиях, принадлежащих разным композиторам. Казалось бы, не так уж трудно подобрать музыку, отвечающую идее вечера и становящуюся неразрывной составной частью действия. Но на деле это задача сложная, она требует от режиссера определенной музыкальной эрудиции. Иногда очень хорошая сама по себе, но неудачно подобранная музыка может затянуть темпо- ритм вечера, не придать действию той эмоциональной окраски, того темперамента, которые так необходимы.

Удачным примером режиссерского использования песни, превращения ее в органический компонент массового действа служат вечера-концерты, в которых песня является не только основным выразительным средством, но составляет сюжетный стержень. Часто удачно вмонтированная песня может быть внутренней пружиной, стержнем эпизода.

Большое место занимает музыка в прологе и в финале массового праздника. Она помогает режиссеру и сценаристу точно задать тему и ритм действия, что важно для экспозиции, а также сплотить зрителей в финале праздника в большой сводный хор.

Подобно музыке и песне режиссер массового вечера может широко использовать художественное и документальное кино. Особенно удачно оно используется там, где необходимо переключить внимание участников в гущу тех или иных исторических событий. Таковы многочисленные кинопрологи, посвященные истории Родины, боевому героизму в Великой Отечественной войне и т. д.

Другим важным средством наглядности в театрализованной работе являетсяоформление сцены, особенно отдельных деталей, выступающих в качестве определенных символов. Ярким средством наглядности на тематическом вечере выступают карта, схема, диаграмма, плакат, особенно если это подвижные, быстро сменяющиеся детали оформления. В одном из клубных вечеров рассказ об индустриализации страны был построен на быстро сменяющихся плакатах, рассказывающих в красноречивых цифрах о начале и итогах борьбы за. советскую индустрию. Видом наглядности в тематическом вечере могут быть различного рода листовки, обращения, копии исторических документов, которые раздаются участникам.

Любое театрализованное представление складывается из многих элементов: из отдельных эпизодов, событий, блоков, отдельных песен, стихов, танцев и многих других единиц сценической информации; из отдельных смыслов, наслаивающихся друг на друга в процессе развития действия и т.д. Важный аспект представления - взаимоотношения исполнителей театрализованного представления и зрительного зала, которые организуются по принципу эстрадности (прямое взаимодействие со зрителем и вовлечение его в действие). Разрушение четвертой стены в театрализованном представлении, призывает исполнителей действа общаться друг с другом не укромно, камерно, а через зрительный зал, «по Брехту», предельно расширяя «круг внимания». Исполнитель в театрализованном представлении должен посвящать зрителю свои мысли, заражать его своей энергией, взбадривать, встряхивать, держать его в постоянной зрительской активности. Иными словами, он должен на сцене быть подобно гейзеру эмоций. Гейзер должен выпускать потоки эмоций не просто так, а по принципу возрастающего темпо-ритма, который также является выразительным средством.

Темп - степень скорости исполняемого действия.

Ритм - интенсивность действия, пульс переживаний в котором осуществляется сценическое действие. В целом, темп и ритм - интенсивность и размеренность совершаемого на сцене действия.

На сегодняшний день важными выразительными средствами в творческом арсенале режиссёра являются метафоры (различных видов), их использование отражает стремление режиссера воплотить сценический образ театрализованного представления наиболее ярко, насыщенно и пластично. «Пространственная метафора» театрализованного тематического вечера, к примеру, развивается именно во времени и пространстве и только во времени и пространстве может быть воспринята зрителем. Её особенность в том, что благодаря ей, создаются такие сценические условия, при которых каждая вещь, любая деталь оформления перемещается по сценической площадке и органично действует в предлагаемых обстоятельствах. (12)

Нельзя не упомянуть о выражении сценарно-режиссерского замысла театрализованного представления посредством музыкальных ритмов и музыкальной темой-метафорой. Наряду с пластической метафорой, которую зритель воспринимает визуально, музыкальное сопровождение, действуя на аудиальную сферу сознания человека, вовлекает его ещё больше в художественный процесс. В результате воздействия музыкальной темы-метафоры, у зрителя возникают новые ощущения, мысли, эмоции.

Метафора. Важными средствами выразительности в режиссуре вообще являются атмосфера, созданная представлением (способствует погружению зрителей в нужное режиссёру настроение) и мизансцена - расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля. Одно из важнейших средств образного выявления внутреннего содержания пьесы - мизансцена - представляет собой существенный компонент режиссёрского замысла спектакля. В связи с ростом технических возможностей в работе режиссёра все большее место такие яркие, чрезвычайно эффективные средства театрализации, как звук, свет. Современная техника позволяет использовать в композиции вечера или праздника записи подлинных речей выдающихся людей, а также голоса известных ученых, писателей, актеров. Эффективно используется в клубном сценическом действии световое оформление, позволяющее подчас создавать целые зрительные картины. Звук и свет открыли возможность создания новой, синтетической формы - светозвукоспектакля. Таким образом, палитра выразительных средств массовой театрализованной работы неуклонно расширяется и требует от сценариста и режиссера творческого подхода.


Заключение

Анализируя вышеизложенный материал можно выделить следующие методические требования к организации тематического театрализованного вечера:

- важность поднятой темы, ее актуальность;

- выбирая тему нужно руководствоваться возможностью раскрыть ее через образ человека, через мир его чувств, мыслей и поступков;

- необходимость документальности сюжетного построения тематического вечера.

Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла тематического вечера. Это тот стержень, который крепко держит основной смысл сценария в одном русле, не давая ему растворяться в побочных темах и проблемах, а, наоборот, соединяя их в единое целое, углубляя основную тему и идею, усиливая впечатление при восприятии.

Театрализованные представления и праздники рождают у людей праздничное настроение, создающее праздничную ситуацию. Праздничная ситуация в свою очередь реализуется в массовом празднике, который является частью культурно-просветительной работы.

Нетрадиционность, неординарность режиссерского замысла становится, как правило, мощным импульсом к свежему самостоятельному творчеству. Режиссерская мысль остается бесплодной, если она не обрела органического существования в исполнителях. Если в процессе подготовки постановки не наступает минута взаимного зажигания, не возникает вспышка, постановка остается мертвой, как бы оригинально она ни была задумана. Зачастую театрализованные тематические вечера проводятся по шаблону, их характеризует повторяемость содержания, стандартность методики. Одна из причин этих негативных явлений кроется в недостаточной изученности конкретных социальных потребностей, вызывающих в жизни тот или иной праздник и предопределяющих форму его проведения. В научно-методическом осмыслении и практической организации праздников работники культуры пользуются, порой, их собирательным образом, не учитывая при этом специфики каждого конкретного праздника и его аудитории, не опираются на изучение потребностей отдельных социально-демографических групп населения, связанных с тем или иным праздником. Все это позволяет говорить об определенной недооценке театрализованного тематического вечера как комплексного социального и культурного явления, а также об одностороннем подходе к их изучению, разрывающем органичную связь социально-педагогической и художественно-эстетической стороны.

Массовый праздник - это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие. Праздник - первичная основа культуры человека, говорит М.М.Бахтин. Он необходим людям, так как это форма самовыражения народа, возможность индивида влиться в общность, получить необходимую долю внимания и общения, отдохнуть и приподняться над буднями и суетой жизни.

Искусство массового праздника, представления, зрелища - это искусство высоких идей, целенаправленности и гражданского пафоса, требующего в время яркой образности, ассоциативности, оригинального, смелого творческого замысла.


Список использованной литературы

театрализованный тематический вечер сценарий

1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А.Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.

2. Гавдис, С.И. Основы сценарного мастерства: учебное пособие/ С.И. Гавдис. - Орёл: Картуш, 2005. - 242 с.

3. Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых и анимационных программ. / Т. И. Гальперина. - М.: Советский спорт, 2008. - 234 с.

4. Генкин Д.М. Массовые праздники: учеб.пособие.- М.: Просвещение, 1975.- 140с.

5. Жарков, А.Д. Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. Ч.2/ А.Д. Жарков. - М.: МГУКИ, 2004. -215с.

6. Клубоведение: учебник /Под ред. С.Н.Иконниковой и В.И. Чепелевой. - М.: Просвещение, 1980.- 268с.

7. Книга клубного работника. Опыт. Справочный материал. М., Профиздат. 1973 - 424с.

8. Козлова, Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий: учебно - методическое пособие/ Т.В. Козлова. - М.: АПРИКТ, 2006. - 171с.

9. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР.- М.: Высш.шк., 1990.- 208с.

10. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников: Сценарная технология: учеб.пособие.- Краснодар: КГУКИ, 2004.- 408с.

11. Режиссура массового театрализованного действа: Словарь./Перм. гос. ин-т искусств и культуры. - Пермь: УПЦ " ДИККС", 1999.-113с.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь