Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Форма существования, характеризующая протяженность и месторасположенность материальных объектов, их размеры и объемСтр 1 из 3Следующая ⇒
ТЕМА 11 ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ Понятие природы. Объективность природы. Материя как форма всеобщности природного бытия. Субстанциальность, самодостаточность природы. Жизнь как истинное существование природы в целом. Качественное и количественное разнообразие природных явлений. Неорганическая и органическая природа. Иерархия как принцип структурной организации природы. Основные структурные уровни природы. Формы проявления единства природы. Пассивное и активное в жизни природы. Природа как творческая сила. Зачаточные формы субъективности в органической природе. Взаимодействие природных явлений как проявление активности природы. Пространство и время как формы существования природы. Субстанциальное и реляционное понимание пространства и времени. Формы движения материальной природы. Круговорот как форма движения природы в целом. Формы самоорганизации природных явлений. Эволюционные и революционные процессы в природе. Природные катаклизмы как проявление революционных изменений в природе. Гармоничность, равновесие, целесообразность в природе. Природа как географическая среда, биосфера, ноосфера. Причинная обусловленность явлений природы. Формы природной причинности. Случайность и необходимость в природе. Закономерность и закон как формы проявления необходимости в природе. Рациональное, мистическое, таинственное в природе. Природа как предмет эстетического чувства. è Категория природа. В отличие от категории бытия в целом, которая фиксирует единство человека и мира, категория природы выделяется через противопоставление человека миру. Трактовка природы всегда была двойственной. С одной стороны выступала идеалом гармонии, порядка, организованности, с другой стороны, как предмет воздействия человека. Выделяется несколько способов понимания природы: Окружающий человека мир во всем его многообразии. Та часть мира, с которой взаимодействуют человек и природа, среда его существования. Природа выступает как объект. Отношение природы в масштабах мира. Отношение природы в рамках живого на человека и органическую природу, т.е. на ноосферу и биосферу. Понятие биосфера подчеркивает подчинение человека природе, в плане бессмысленного управления ее процессами. Современная степень преобразования природы человеком ставит вопрос о необходимости их согласованного развития, т.к. человек зависит от природы и природа зависит от человека. То есть бытие специфически – человеческое и природное неразрывно связаны, и связующим здесь выступает материя.
è 1.Понятие материи, её виды и структура. Важнейшим философским понятием, используемым для исследования бытия, является понятие материи. Вспомним представления о материи в истории философии
è Определение материи мы дадим с позиций МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО МОНИЗМА «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, ко-торая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.18.-С.131.) В этом определении содержатся ДВА ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКА МАТЕРИИ: 1) Материя существует независимо от сознания: 2) Она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. Из этого определения вытекает: -признание первичности материи по отношению к сознанию; -признание принципиальной познаваемости мира. Определение материи не сводится к конкретным видам и свойствам ее. Определить материю – значит выделить такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи. Таким образом, признаком является свойство «быть объективной реально-стью, существовать вне нашего сознания».
è ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА МАТЕРИИ: - ВЕЧНОСТЬ – полное отсутствие возможности уничтожения или сотворения материи. - НЕИСЧЕРПАЕМОСТЬ – бесконечное количественное и качественное многообразие объективной реальности. Качественная неисчерпаемость законов, свойств, форм материи. - ДВИЖЕНИЕ. - ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. - ОТРАЖЕНИЕ – результат взаимодействия, способность материальных объектов, воспроизводить в своей структуре особенности других объектов, сохранять следы их воздействия.
è ВИДЫ МАТЕРИИ: - вещество, - поле, - вакуум.
è Эти виды материи составляют Материальное единство мира è СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О СТРОЕНИИИ МАТЕРИИ
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЖИВОЙ МАТЕРИИ МЕТАГАЛАКТИКА системы галактик галактики звезды планетные системы планеты макротела неживая природа молекулы атомы элементарные частицы, физический вакуум è ЖИЗНЬ доклеточный уровень (ДНК, РНК, белки) клетки многоклеточные организмы популяции биоценозы БИОСФЕРА человеческое общество
Уровневая концепция бытия. Физический уровень научно конкретизируется в структуре бытия в результате становления научной дисциплины физики в форме механики (XVIIв.). Достаточно полное исследование этого уровня достигается в середине XXв.: за макротелами обнаруживается составляющий их элементарные частицы. Создается квантовая механика и выражающая ее теория относительности Эйнштейна. Физический уровень наиболее устойчив. Основной его компонент это тела разного масштаба (от атомов до галактики). В процессе взаимодействия, тела создают поля, которые создают энергию. Химический уровень открылся в результате прогресса химии в конце XVIIIв. и в течение всего XIXв. В отличие от физики, которая изучает тела и их взаимодействие, химия изучает вещества, т.е. те субстраты, которые образуются из элементарных частиц. В мире в настоящее время количество веществ ограничено (8 – 10 млн.), которые составлены из 120 тысяч элементов таблицы Менделеева, которая в свою очередь есть результат взаимодействия 20 элементных частиц. Количество веществ постепенно увеличивается, ибо они создаются искусственно. Нарастание сложности веществ, усиление взаимодействия элементов в них ведет к усложнению химического уровня и возникновению живого, т.е. биологического уровня. Живое возникает тогда, когда химические процессы начинают регулироваться на уровне отдельной особи: катализ в масштабе организма – химия XIXв. Биологический уровень возникает на примере химического, как результат количественного нарастания сложности, порождающего новое качество. В истории культуры, биологический уровень открывается как продукт прогресса в науке о живом. Основные открытия сделаны в середине XIXв. – открытие клетки и закон эволюции (Ч. Дарвин), и в XXв. – прогресс генетики – открытие ДНК, расшифровка человеческого генома, в результате чего человечество подошло овладению искусственным воссозданием живого. Изменение философской точки зрения – это процесс самоорганизации в форме самосохранения и сомоподдержания в масштабах отдельной особи через приспособление к внешней среде. Состоящие компоненты живого – это те же элементы, что и на низких уровнях, но включенные в более интересные взаимоотношения: рост, развитие, ассимиляция и диссимиляция, раздражимость, подвижность отдельного организма через обмен веществ с внешней средой. В структурном плане биологический уровень разделяются на следующие подуровни: · Молекулярный. · Организменный. · Надорганизменный. Сохраняется также деление биологического уровня на 4 царства (Карл Линей – деление на виды и классы): · Вирусы. · Грибы. · Растения. · Животные. Биологический уровень пребывает в состоянии постоянного изменения и развития, т.е. формы живого сменяют друг друга, и нарастает их сложность. Этот процесс складывается в эволюцию, эволюция происходит через специализацию, т.е. приспособление видов к специфическим усилиям существования, тут могут возникать эволюционные тупики, например паразиты в виде клопов и гельминтов. Эволюция происходит через универсализацию и специализацию (нарастание сложности организма, способности ориентироваться в природе через развитие нервной системы на примере сложности биологическое переходит в социокультурный уровень). Возникает человек. Социокультурный уровень. Если существование какого-нибудь из уровней на биологическом уровне является локальным, то в лице человека впервые возникает универсально-действенный вид, наделенный культурой и мышлением человек, моделирует себя и значит действует в масштабах всей вселенной, поэтому в отличие от животных, человек не приспосабливается к природе, а приспосабливает природу к себе. Универсальность человека основывается на 3-х принципах: 1. Активность: человек изменяет природу. 2. Открытость: человек открыт вселенной и действует в ее масштабах. 3. Ускорение: человек искусственно идентифицирует протекание всех природных процессов, т.е. человек как бы концентрирует в себя все закономерности нижележащих уровней, т.е. вселенной. Человек – это бесконечно интегральное существо, которое после мышления способно вбирать всю полноту вселенной. 4. Универсальность человек обретает благодаря культуре, это значит, что универсальность не просто коллективная и естественная как у животных, но и искусственная, обусловленная культурой. Итак, изменение и создает условия своего существования, поэтому определение человек – существо, способное усваивать и создавать культуру. Науки о человеке, об обществе, о культуре еще не достигли уровня научной достоверности. Они в лучшем случае носят феноменологический характер, и поэтому развитие человечества пока происходит стихийно. С точки зрения социокультурного уровня человека, необходимо рассматривать как в рамках универсализированного подхода в масштабах вселенной, так и конкретизированного подхода, как личность через феномены человеческого бытия. è Таким образом: Материя обозначает всё существующее в мире (бытие), за исключением сознания. Материя имеет сложное строение, его изучением занимаются естественные науки и науки об обществе
è 2. Природа как основа человеческого бытия, предмет философского осмысления Рассмотрим две группы проблем: природа и культура, взаимодействие общества и природы. Сущность природы раскрывается при рассмотрении её взаимосвязи и противоположности с культурой. Природа и культура. Понятие " ПРИРОДА" в широком смысле – все многообразие движущейся материи, ее свойств и состояний. В узком смысле природа – материальный мир за исключением социальной формы движения материи, вся совокупность естественных условий существования человека и человечества. Природа ← Противоположные понятия → Культура - противостоящие - освоенное, преобразованное человеку бытие, человеком бытие, измененная существует по природа, составляющая человеческий своим собственным способ существования в мире. законам. Человек, человеческое общество одновременно противостоят природе, и включены в неё. -Природа нечто неофор- ← Крайние точки в → -Природа-образец совер - мленное, неорганизован- воззрениях чело- шенства, более высокое, ное, более низкое, чем века на природу. чем культура, необходимо культура, человек учится у нее. господствует над ней. -Природа царство сле- -В природе господствует пых, стихийных сил, непод- естественная необходи- контрольных человеческому мость, разумные законы. разуму. Окружающая среда Естественная окружающая Искусственная среда среда обитания естественные естественные источники средств богатства как жизни (дикие живот- предметы ные, растеня, плоды и т.д) труда (газ, нефть) Естественная окружающая среда – гео- и биосфера, возникшие и существующие независимо от человека. Она постоянно развивается (космос). Искусственная среда обитания – созданные человеком неодушевленные предметы и живые организмы в совокупности с общественными отношениями. Это" вторая природа". Искусственная среда обитания постоянно наступает на естественную и поглощает ее. Природа - объект не только производственного, но и эстетического, нравственного отношения.
è Взаимодействие общества и природы. Взаимодействие человека и природы носит объективный характер и представляет собой общесоциологический закон. Человек (общество) и природа представляют собой диалектическое единство. Это проявляется: — в генезисе человека как продукта длительной эволюции природы, высшей ступени ее развития; — в принципиальном сходстве строения человека и животных, в общности их фи-зиологических функций; — в природе и обществе действуют единые всеобщие законы диалектики; — природа дает обществу средства, необходимые для его существования. Природа и общество — единая динамичная система. Изменение в функционировании системы обусловлены прежде всего социальными факторами: изменениями в производственной, социальной, политической и духовной сферах жизни общества. Основные направления воздействия природы на общество: 1. Естественная окружающая среда может быть благоприятной или неблагоприятной для развития общества, его производительных сил. 2. Естественная окружающая среда обусловливает во многом род занятий людей, размещение" отраслей производства по регионам. 3. Природные циклы (время суток, года) определяют ритм жизнедеятельности людей и характер труда. 4. Некоторые природные явления (засухи, наводнения и пр.) способны затормозить развитие, общества. Основные направления воздействия общества на природу: 1. Расширяются пространственные границы проникновения в природу (космос). 2. Происходит освоение природы «вглубь» (открытие и использование неизвестных ранее свойств и законов природы). 3. Усиливается интенсивность использования природных ресурсов: — растет объем добычи полезных ископаемых; — вовлекаются в производство не использовавшиеся ранее природные процессы (энергия приливов, солнца и др.); — повышается эффективность использования природных ресурсов. 4. Человек производит серьезные изменения в структуре географической среды: ее ландшафте, тепловом и водном балансе и т. п. Появляется ноосфера (от греч.- разум) — люди, используемая ими техника, часть живой и неживой природы, служащей объектом воздействия на человека, созданные им культурно-экономические комплексы. Появляется новый антропогенный круговорот вещей в природе, в отличие от естественных: геологического и биологического. è Во взаимодействии общества и природы проявляются две тенденции: 1. Человек все более повышает свою защищенность от стихийных сил природы. 2. Все более возрастает зависимость человека от природы.
Возникает явление, называемое экологической проблемой. Экологическая проблема носит, с одной стороны, комплексный, глобальный характер, с другой, обусловлена конкретными социальными условиями. Диалектически противоречивое единство во взаимодействии общества и природы, как предпосылка и условие жизнедеятельности человека, обеспечивается материальным производством. Взаимодействие общества и природы носит исторический характер: формы, масштабы, тенденции этого взаимодействия изменяются в ходе общественного развития. è Основные экологические проблемы современности: 1. Проблема достаточности природных, сырьевых и энергетических ресурсов. Проблема выражает противоречие между ростом масштабов потребления некоторых невозобновляемых ресурсов Земли и их наличными запасами, 2. Нарушение экологического равновесия биосферы и загрязнение окружающей среды. Негативные тенденции загрязнения окружающей среды: — растет уровень загрязнения всех компонентов природной среды — атмосферы, гидросферы, литосферы; — загрязнение распространяется неравномерно, достигая наивысшей концентрации в городах и промышленных районах; — наряду с механическим и химическим нарастает физическое загрязнение среды. 3. Бурный рост народонаселения. Народонаселение — совокупность людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей. Экологические проблемы носят глобальный общечеловеческий характер. Человечество в своих взаимоотношениях с природой должно выступать в качестве единого целого, у него общая судьба.
è Таким образом, природа – это материальный мир без учёта человеческого общества. Человеческое общество и природа активно взаимодействуют друг с другом, в результате чего к концу ХХ века возникла так называемая экологическая проблема – одна из глобальных проблем человечества. è 3. Основные атрибуты материи Вспомним определение материи. « Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В.И.Полн.собр.соч.-Т.18.-С.131.) Мы не говорили о движении, пространстве и времени. è Движение как способ существования материи. Движение окружает человека, все известные нам предметы в какой-то системе отсчёта обязательно движутся. Любой материальный объект обнаруживает себя только в движении. Существовать – значит находиться в движении. Понятием «движение» мы пользуемся постоянно, но философское понимание движения отличается от обыденного. Примеры движения: -механическое перемещение тел; -любые изменения состояния объектов; -обмен веществ в клетках; -обмен деятельностью между людьми и т.п. è ДВИЖЕНИЕ в философском смысле – это всякое изменение вообще, это все взаимодействия, процессы, влияния, превращения, происходящие и в природе, и в обществе. Движение абсолютно, покой относителен (о покое можно говорить только по отношению к некоторой системе отсчета – привести примеры). è Покой при этом можно определить как состояние движения, при котором материальный объект сохраняет свою качественную определенность и пространственные характеристики. è Каково же соотношение движения и покоя?
Выделяют два основных типа движения: 1.Движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества. 2.Переход от одного качества к другому, изменение качественного состояния предмета. И в этом смысе можно определить, что: l Покой – это движение в равновесии l Движение абсолютно, покой относителен.
è Всё многообразие движений разделяют на 5 ОСНОВНЫХ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ : -механическое (перемещение); -физическое (поглощение и испускание энергии); -химическое (образование химических связей); -биологическое (жизнь, обмен веществ); -социальное (войны, революции, политическая деятельность и т.п.).
Формы движения связаны между собой: каждая более высокая включает в себя все предшествующие, однако не сводится к их сумме, а представляет собой нечто большее.
è Принципы взаимодействия форм движения материи:
l Принцип структуры: в структуры высших, сложных форм движения материи входят элементы более простых, низших форм l Принцип взаимопревращаемости: одна форма движения материи может переходить, превращаться в другую l Принцип несводимости: нельзя сводить сложные формы движения материи к простой сумме низших форм, так как каждая форма качественно специфична.
Разделение на 5 форм является условным, применяемым в процессе обучения или научного исследования. В действительности можно выделить гораздо больше конкретных форм (например, геологическое), а можно и, наоборот, объединить некоторые из них. Всё зависит от стоящей перед нами задачи.
è Таким образом , движение в философском понимании – это любое изменение материального мира. Знание философского определения, понимания движения нужно для глубокого понимания процессов хозяйствования. è 4. Пространство и время – формы и условия существования материи.
Понятия пространства и времени используются каждым человеком в повседневной жизни, но не каждый может дать им определение. Попробуйте! (как правило, таких не находится) Эти понятия возникли у человечества в глубокой древности. (Представления о пространственной организации мира в эпоху средневековья).
С развитием общества и наук человек изменяет свои представления о них. Самое последнее глубокое изменение произошло в ХХ веке в результате создания теории относительности. До этого под пространством понимали простое вместилище для материальных предметов, в котором могут находиться, а могут и не находиться материальные предметы. Под временем понимали не зависящую от материи абсолютную характеристику окружающего мира. Сейчас наше понимание пространства и времени стало намного глубже. è ПРОСТРАНСТВО - философская категория, обозначающая всеобщий порядок взаиморасположения и протяжения материальных объектов в их существовании, движении и развитии. Структура диалектики.
Принципы диалектики - это основные исходные положения теории, мировоззрения. Являясь результатом познания, они одновременно выступают основанием и регулятором познавательной и практической деятельности.
Исходными в диалектике являются: - принцип всеобщей связи; - принцип развития.
Принцип всеобщей связи утверждает, что все существующее в мире взаимосвязано. Это центральный принцип диалектики. Связь - это такое отношение между явлениями, когда изменение одного влечет за собой изменение другого. «
Содержание принципа всеобщей связи: 1) все в мире связано и взаимообусловлено; 2) эти связи не привносятся извне, они присущи самим явлениям и процессам; 3) важнейшую роль играют внутренние связи, взаимодействие между сторонами, силами, тенденциями любых явлений действительности; 4) изменение связей влечет за собой изменение качества явлений.
Классификация связей: - Основные и неосновные. (мд политическим содержанием воины и характером вооруженной борьбы – зависимость характера вооруженной борьбы от времени суток) - Внутренние и внешние. - Прямые и косвенные. - Материальные и информационные. - Вещественные и энергетические.
Механизм реализации связи – непосредственное или опосредованное взаимодействие, взаимообусловленность объектов и субъектов.
Методологическое значение принципа всеобщей связи: - позволяет рассматривать явление как единое связное целое; - раскрывает необходимость учитывать наличие и разнообразие связей; - требует всесторонности изучения явления, процесса; -показывает необходимость выявлять внутренние, определяющие, сущностные связи явления, процесса; -помогает определить законы существования и развития явления. -с выявления бесконечного количества разнообразных связей начинается процесс познания.
Принцип развития. В процессе взаимодействия предметы и явления изменяются Именения могут быть свершено различными - простыми, обратимыми, количественными и сложными, качественными. В основе категории развития – особый тип изменений. Развитие – это процесс необратимых, направленных изменений, приводящих к возникновению нового качества. Развитие – закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Противоречивость процесса – в т.н. парадоксе развития, когда все содержание высшего должно порождаться низшим. С другой же стороны – высшее богаче, сложнее и содержит то, что не было в низшем, несводимо к нему. В ходе развития может осуществляться как восхождение от высшего к низшему, так и обратный процесс. Поэтому в развитии необходимо различать два направления – прогресс и регресс. Прогресс – категория, обозначающая изменения, которые выражают движение от низшего к высшему, от старого к более новому. Регресс – категория, обозначающая движение вспять, возврат к старым формам, нисхождение к предшествующим ступеням развития.
Методологическое значение принципа развития -рассматривать явления с точки зрения их непрерывного изменения и развития; -подходить ко всем явлениям конкретно исторически; -изучать и прогнозировать явления с точки зрения взаимодействия между регрессивными и прогрессивным изменениями; -диалектически подходить к определению источника развития явления (познавать внутренние противоречия); -непрерывно управлять процессами развития, проявлять творчество.
Принципы диалектики взаимосвязаны и включают в себя все содержательное и методологическое богатство диалектики. Диалектический подход к реальности как единой взаимосвязанной и взаимообусловленной целостности, умелое применение диалектики создают условия для глубокого освоения действительности, всестороннего анализа. Все это обусловливает успех в деятельности военнослужащих.
Выводы. Вскрывая источник развития, диалектика рассматривает любой предмет, явление и процесс как внутреннее противоречие, выявляет взаимодействие противоположностей и основные этапы становления противоречий. Рассматривая реальность как непрерывный процесс гибели старого и возникновения нового, перехода от низшего к высшему, от простого к сложному, диалектика раскрывает развитие как закономерный, объективный, исторически обусловленный процесс. Подлинно диалектическое понимание действительности, теоретическое и практическое овладение ею требует знания не только принципов, но так же законов и категорий диалектики.
Необходимость и случайность Философские категории, выражающие отношение к сущности процесса, его отдельных проявлений. Необходимость - устойчивая связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Случайность - это то, что в данных условиях может иметь место, а может и не иметь, может произойти так, может совершиться иначе. Необходимое вытекает из сущности вещей и при определенных условиях должно обязательно произойти. Следует различать необходимость и неизбежность. Не все необходимое неизбежно. Необходимость может быть неизбежной, когда исключаются все возможности и остается лишь одна из них. (Фатализм - вера в судьбу, в определенное. В мире, в жизни общества и определенного человека все заранее предопределено богом или судьбой, или мировым духом, слепая сила которых неотвратима. " Чему быть, того не миновать" ).
Диалектика необходимости и случайности: - необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное; - случайность ускоряет или замедляет ход необходимого процесса; - случайности в ходе развития могут превращаться в необходимость; - главное направление развития определяет необходимость; Учет диалектики Н. и С.- важное условие правильной практической и теоретической деятельности. Основная цель познания - выявить закономерное, необходимое. Однако важен и анализ различных случайных, единичных факторов. Наука движется к вскрытию того, что лежит в их основе, - к определению необходимости.
Свобода и необходимость Философские категории, выражающие взаимоотношения между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Свобода воли - сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий, основанная на познании закономерных связей, явлений и событий объективного мира. Необходимость – устойчивая связь явлений, процессов социальной действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Идеалисты рассматривают Н. и С., как возможность поступать согласно волеизъявлению, которое не диктуется внешними условиями. Диалектико-материалистическое решение проблемы С. и Н. исходит из признания объективной Н., как первичного, а воли и сознания человека, как вторичного, производного. Чем глубже человек постигает объективные законы природы и господствующих над людьми в определенных исторических условиях общественных сил, тем более осознанной и свободной становится его деятельность. Диалектика свободы и необходимости в истории Свобода присутствует в необходимости, т.е. необходимость реализуется только через свободу, в виде бесконечной цепи свободы выбора в деятельности людей, которая, однажды начавшись, в прошлом привела к данному общественному состоянию. Сама Н. содержится в свободе данных исторических обстоятельств, объективных условий деятельности людей. В этом смысле свобода и есть сознательная необходимость. Это осознание означает умение применять познанное на практике. С. и Н. проявляются в своей неразличимости. Современное общество призвано обеспечить объективные условия достижения реальной свободы: свобода является основой гуманного общества, она есть сокровенный смысл общества. Необходимость, случайность и свобода являются различными способами превращения возможного в действительное, ибо человек осуществляет свою свободу в меру своих возможностей.
Часть и целое Каждый предмет, каким бы он простым ни был, имеет сложное строение, выступает, как целое, состоящее из частей. Целое - образование единства элементов, обладающее свойствами и качеством, которое не сводится к простой сумме составляющих ее частей. Часть - образование, входящее в состав другого образования и выступающее в качестве момента его содержания или формы. Диалектика целого и части 1.Целое - это единство частей, обладающее новыми качествами, свойствами, никак не выводимыми из составляющих его частей. Целое устойчивей своих частей. Особенности целого - саморазвитие частей. 2.Категории Ч. и Ц. соотносительны: они имеют смысл только в соотношении друг с другом, носящее характер одновременности, снимающей вопрос, что из чего происходит. 3.Характер связи между целым и его частями, а также между частями внутри самого целого носит синхронный характер: ни одна часть не может измениться без того, чтобы не изменились другие части. Но в деле сплочения всех элементов в единое целое одни части по своей значимости могут уступать другим и им подчиняться. А действующая в целом обратная связь обеспечивает устойчивость целого в пределах данной качественной определенности. 4.Познание частей и целого осуществляется одновременно, т.к. без частей нет целого, без целого нет частей. Высшей формой выражения целостности является общество в его истории. Общие закономерности социального целого определяют суть любой его части и направление ее развития: часть ведет себя в соответствии с сущностью целого и это поведение определяется всей системой действующих социальных норм - юридических, нравственных и др.
Содержание и форма Любой объект действительности представляет единство содержания и формы. В мире нет и не может быть содержания вообще, а есть только определенным образом оформленное содержание. Содержание - состав всех элементов объекта, единство его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Форма - способ внешнего выражения содержания, относительно устойчивая определенность связи элементов содержания и их взаимодействия, тип и структура С. Диалектика содержания и формы 1. С. и Ф.относительно самостоятельны при ведущей роли содержания. 2. Изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета. (Данный процесс осуществляется через противоречие - форма отстает от содержания.) Ф=С.- ускоряет развитие С. Ф не=С.- тормозится развитие. Между Ф.и С.возникает конфликт - ломка устаревшей Ф. Новая Ф. оказывает активное воздействие на С., способствует его развитию. (Найдите ответ - что такое формализм и бюрократизм).
Причина и следствие Изучая то или иное явление, любая наука стремится вскрыть причину его возникновения, развития, преобразования, перехода в другое или гибели. Знание явлений, процессов - есть прежде всего знание причин их возникновения и развития. Причина - явление, которое вызывает к жизни другое явление. Следствие - результат действия причины. Оба понятия соотносительны. Причинность - это такая внутренняя связь между явлениями, когда существует одно, а за ним другое. Знание причин явлений открывает возможность перед людьми, перед обществом действовать со знанием дела, наоборот - бессильными.
Вывод по вопросу: Парные категории диалектики выражают неосновные законы диалектики.
Выводы: 1. Подлинно диалектическое понимание действительности, теоретическое и практическое овладение ею требует знания принципов законов и категорий диалектики. 2. В категориях диалектики отражены всеобщие характеристики, стороны, свойства окружающего мира. 3. С помощью основных парных категорий диалектики идет углубление в сущность изучаемых явлений, вскрываются наиболее глубокие свойства и отношения действительности, познаются ее объективные законы. 4. Выявление и методологически правильное использование совокупного действия законов и категорий позволяют успешно решать задачи военного строительства, повышения боевой готовности и безопасности.
Чтобы судить о характеристиках видов реальности, придется обратиться к тем данным, которыми оперируют современные философские и нефилософские концепции (теории). Все наши выводы должны быть четко согласованы с этими данными. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1360; Нарушение авторского права страницы