Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возможность и действительность ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Развитие материального мира отображается с помощью этих категорий. Возможность - это то, что еще не существует, но может появиться в силу объективной тенденции развития данного явления. Бытие нового в потенциальном состоянии и есть возможность. Действительность - это реализованная возможность - нечто уже ставшее, развившееся, т.е. все актуально существующее - и в зародыше, и в зрелом, и в увядшем состоянии. Диалектика возможности и действительности Возможность, становясь действительностью, порождает новые возможности; каждое явление обладает не одной, а бесчисленным множеством возможностей; Возможность предшествует действительности, которая будучи результатом развития, является в то же время и его исходным пунктом. Реальность - есть единство возможного и действительного, ставшего и становящегося, а значит, и гибнущего. Реальность не только настоящее, но и носитель прошлого т.к., она реализовала предшествующие ему возможности. Но еще в большей степени настоящее насыщено будущим - возможными процессами развития реальности - это мир осуществленных возможностей и мир потенциальных возможностей. Развитие - есть процесс осуществления и зарождения возможностей и превращение одной из них в действительность. Мера перспективности возможности 1.Реальная возможность – перспективная, закономерная тенденция развития объекта, связанная с объективной необходимостью. 2.Малоперспективная возможность – при случайном стечении обстоятельств возможность может превратиться в действительность. 3.Формальная возможность - упущенная или нереализованная возможность в силу каких-либо случайных обстоятельств. Невозможность - то, что принципиально, ни при каких условиях не может быть реализовано (" вечный" двигатель). Чтобы В.перешла в Д., необходимо наличие соответствующих условий. В природе превращение В. в Д. происходит в целом стихийно. А историю делают люди.
Часть и целое Каждый предмет, каким бы он простым ни был, имеет сложное строение, выступает, как целое, состоящее из частей. Целое - образование единства элементов, обладающее свойствами и качеством, которое не сводится к простой сумме составляющих ее частей. Часть - образование, входящее в состав другого образования и выступающее в качестве момента его содержания или формы. Диалектика целого и части 1.Целое - это единство частей, обладающее новыми качествами, свойствами, никак не выводимыми из составляющих его частей. Целое устойчивей своих частей. Особенности целого - саморазвитие частей. 2.Категории Ч. и Ц. соотносительны: они имеют смысл только в соотношении друг с другом, носящее характер одновременности, снимающей вопрос, что из чего происходит. 3.Характер связи между целым и его частями, а также между частями внутри самого целого носит синхронный характер: ни одна часть не может измениться без того, чтобы не изменились другие части. Но в деле сплочения всех элементов в единое целое одни части по своей значимости могут уступать другим и им подчиняться. А действующая в целом обратная связь обеспечивает устойчивость целого в пределах данной качественной определенности. 4.Познание частей и целого осуществляется одновременно, т.к. без частей нет целого, без целого нет частей. Высшей формой выражения целостности является общество в его истории. Общие закономерности социального целого определяют суть любой его части и направление ее развития: часть ведет себя в соответствии с сущностью целого и это поведение определяется всей системой действующих социальных норм - юридических, нравственных и др.
Содержание и форма Любой объект действительности представляет единство содержания и формы. В мире нет и не может быть содержания вообще, а есть только определенным образом оформленное содержание. Содержание - состав всех элементов объекта, единство его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Форма - способ внешнего выражения содержания, относительно устойчивая определенность связи элементов содержания и их взаимодействия, тип и структура С. Диалектика содержания и формы 1. С. и Ф.относительно самостоятельны при ведущей роли содержания. 2. Изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета. (Данный процесс осуществляется через противоречие - форма отстает от содержания.) Ф=С.- ускоряет развитие С. Ф не=С.- тормозится развитие. Между Ф.и С.возникает конфликт - ломка устаревшей Ф. Новая Ф. оказывает активное воздействие на С., способствует его развитию. (Найдите ответ - что такое формализм и бюрократизм).
Причина и следствие Изучая то или иное явление, любая наука стремится вскрыть причину его возникновения, развития, преобразования, перехода в другое или гибели. Знание явлений, процессов - есть прежде всего знание причин их возникновения и развития. Причина - явление, которое вызывает к жизни другое явление. Следствие - результат действия причины. Оба понятия соотносительны. Причинность - это такая внутренняя связь между явлениями, когда существует одно, а за ним другое. Знание причин явлений открывает возможность перед людьми, перед обществом действовать со знанием дела, наоборот - бессильными.
Вывод по вопросу: Парные категории диалектики выражают неосновные законы диалектики.
Выводы: 1. Подлинно диалектическое понимание действительности, теоретическое и практическое овладение ею требует знания принципов законов и категорий диалектики. 2. В категориях диалектики отражены всеобщие характеристики, стороны, свойства окружающего мира. 3. С помощью основных парных категорий диалектики идет углубление в сущность изучаемых явлений, вскрываются наиболее глубокие свойства и отношения действительности, познаются ее объективные законы. 4. Выявление и методологически правильное использование совокупного действия законов и категорий позволяют успешно решать задачи военного строительства, повышения боевой готовности и безопасности.
Чтобы судить о характеристиках видов реальности, придется обратиться к тем данным, которыми оперируют современные философские и нефилософские концепции (теории). Все наши выводы должны быть четко согласованы с этими данными. При рассмотрении самых разнообразных теорий во всех них обнаруживается целый ряд общих черт. Всякая теория, во-первых, имеет дело с многими явлениями, которые, это во-вторых, представляют собой одно и то же. Единичные явления тождественны друг другу. Эта тождественность представлена в естествознании в понятиях, а в гуманитаристике в ценностях. Все электроны тождественны друг другу; в этой связи используется понятие " электрон". Все справедливые поступки тождественны друг другу, т.е. представляют собой одно и то же; в этой связи используется ценность " справедливость". На первый взгляд единичные явления кажутся несоизмеримыми друг с другом, но, как мы видели, в научном знании удается вскрыть их тождественность, или, как часто выражаются, однокачественность. Любая теория имеет дело не только с понятиями (или ценностями), но и с их взаимосвязью. Связь понятий или ценностей называется закономерностью, или просто законом. Не все законы равнозначны друг другу, главнейшие из них называются принципами. Любой закон можно записать посредством символов f (x1, x2... xn) = 0, где x1, x2, ..., xn — обозначения понятий или ценностей в форме переменных, которые пробегают ряд значений, характерных для единичных явлений. Переменные появляются в символьной записи законов науки не случайно, а в силу изменчивости тех явлений, с которыми имеет дело данная наука. Изменение, его также называют движением, - органическая черта всех явлений. Если изменение не выходит за пределы данного качества, то оно называется эволюцией, в противном случае оно выступает как развитие, изменение качества. В наши дни известно много таких наук, которые изучают не только изменение, но и развитие явлений. Так, в физике элементарных частиц изучают их взаимопревращения; химия описывает взаимопревращения веществ, происходящих в результате химических реакций; эмбриология рассматривает качественные метаморфозы, происходящие с зародышами организмов; общественные науки объясняют процессы перерождения, например феодального общества в капиталистическое. Следует, однако, отметить, что всегда находятся такие качественные преобразования, которые выводят за пределы данной науки. В силу этого факта людям приходится иметь дело с многообразием наук, а не с одной наукой, которая описывала бы все возможные качественные превращения. Так как с явлениями происходят самые различные преобразования, то вполне резонно ставится вопрос об их истоках, или, как часто выражаются, причинах. Согласно принципу детерминизма, все явления причинно обусловлены. Отрицание же этого принципа называют индетерминизмом. Индетерминизм отказывается от идеала научного описания и видит во всех метаморфозах слепую игру случая. В этой связи указывается, например, на случайное поведение частиц или свободу воли человека. Достижения науки свидетельствуют в пользу детерминизма. Элементарные частицы видоизменяются из-за своих взаимодействий, присущих им свойств типа электрического заряда. Животные приспосабливаются к среде благодаря рефлексам и инстинктам. Люди предпринимают самые различные действия вследствие своих мотиваций, интересов, ценностей. Современная наука не признает беспричинных явлений. Не противоречит этому выводу и наличие так называемых случайных явлений. Случайные явления происходят не беспричинно, а в силу особой вероятностной детерминации. Свобода воли человека состоит в том, что он поступает так, как ему за-благо-рассудится, т.е. предпринимая определенные действия, он в любом случае желает достичь блага. Человек поступает по-разному потому, что он руководствуется не одной, а многими ценностями. В понимании определенности различных видов реальности важное значение имеет учет специфики так называемых динамических и статистических закономерностей. Для динамических закономерностей характерны однозначные, а для статистических.- многозначные, вероятностные связи. В философии науки часто противопоставляют друг другу два воззрения. Согласно первому из них, самые сложные многозначные связи обусловливаются однозначными, строго необходимыми отношениями (такое воззрение господствовало вплоть до ХХ века). Согласно второму воззрению, явления многообразны, а потому для них характерны вероятностные связи, которые в принципе несводимы к динамическим отношениям. Что же касается динамических закономерностей, то они являются предельным случаем статистических связей, их особого сочетания. Научные данные свидетельствуют в пользу второй точки зрения. Как видим, в очередной раз наука обеспечивает рост наших знаний о видах реальности: для последних характерны не однозначные, а многозначные связи. ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ
Рассмотрим три закона так называемой объективной диалектики. С ними знакомы многие наши соотечественники, изучавшие некогда или являющиеся сторонниками диалектического материализма Маркса, Энгельса, Ленина. Речь идет о законе единства и борьбы противоположностей, законе перехода количественных изменений в качественные и законе отрицания отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей об источнике развития.
Этот закон составляет ядро диалектики и содержит следующие категории: Тождество - одинаковость, совпадение, равенство - высшее проявление сходства (в реальной действительности тождество не бывает абсолютным). Различие - отношение неравенства, несовпадение предметов и процессов. Тождество и различие существуют одновременно и находятся в противоречивом единстве. Противоположност ь - различие предельной степени и именно такое, при котором определенные признаки, свойства, тенденции, присущие объекту, как системе, взаимно предполагают и в то же время исключают (отрицают) друг друга. Верх и низ, положительное и отрицательное, притяжение и отталкивание. Борьба проявляется в том, что противоположности исключают друг друга, вызывая появление новых свойств. Находясь в единстве, противоположности активно взаимодействуют, что находит выражение в противоречии. Борьба образующих единое целое и взаимодействующих противоположностей, а само развитие является процессом и результатом возникновения, развертывания и разрешения противоречий. Противоречие - это активное взаимодействие противоположностей, их единство и борьба.
Обычно отношения между противоположностями подвижны, изменчивы. Преобладающая противоположность задает общее направление в развитии объекта. Определенный тип взаимодействия взаимообусловленных противоположностей носит наименование «противоречие». Крайним обострением противоречия является конфликт. § В зависимости от области действия выделяют объективные противоречия (природные и социальные) и субъективные (противоречия мышления). § Применительно к структуре объекта выделяются внутренние и внешние противоречия. § Поскольку в процессе развития объект может обладать различными по степени зрелости противоречиями, то в числе внутренних противоречий выделяются основные и неосновные. § Противоречия в социально-политической сфере классифицируются на антагонистические и неантагонистические. Первые из них представляют взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами, их разрешение предполагает уничтожение одной из противоположностей. Вторые развертываются между теми социальными группами, коренные интересы которых совпадают. Социальные противоречия непосредственно связаны с войной, поскольку военный конфликт является одной из крайних форм развития противоречий в этой сфере.
Согласно закону единства и борьбы противоположностей всем предметам и процессам свойственны внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции, находящиеся в отношении единства и борьбы; борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе исчезновением старого и возникновением нового.
Таким образом: Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос: " Что является источником развития? " и занимает центральное место во всей системе диалектики: 1. Вскрывает источник (внутреннюю причину) всякого движения и развития; 2. Познать сущность любого процесса можно лишь через выявление его внутренней причины, источника (источник ВСЯКОГО движения есть борьба противоположностей); 3. Образует логическую основу, стержень всех других законов диалектики (в них можно обнаружить реальное противоречие и указание на способ его разрешения); 4. Определяет главное содержание диалектического метода познания, требуя раздваивать единое, изучать противоположности, их анализ с последующим синтезом.
Согласно закону единства и борьбы противоположностей, во всех видах реальности друг другу противостоят противоположности, которые находятся в противоречивых отношениях. На наш взгляд, рассматриваемый закон является весьма неуклюжей попыткой свести многообразие отношений, которые описываются той или иной наукой, к одному универсальному закону. Рассмотрим, например, данные физики. Физика имеет дело с большим многообразием частиц. Это частицы разные, но их невозможно втиснуть в узкое ложе постулируемых противоположностей. Часто утверждается, что частицы с отрицательным электрозарядом являются противоположностями по отношению к частицам с положительным зарядом. Допустим, но как в таком случае быть с частицами нейтрального электрозаряда? Не ясно. Не удалось физикам обнаружить и какие-либо противоречия. Частицы взаимодействуют между собой, только и всего. Нет никаких оснований для того, чтобы классифицировать взаимодействие частиц как диалектические противоречия.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы