Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА
Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, организация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий. Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Руководящая роль педагога сохраняется и во внеклассных занятиях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, направляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Внеклассную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения. Необходимо также убедить детей в процессе занятий, что искусство не забава, не развлечение, а серьезный труд, требующий усилий и приносящий большую радость. Учитель должен найти такие методы учебно-воспитательной работы, которые бы возбуждали у детей интерес к прекрасному, потребность к красоте, стремление жить и творить по законам красоты. Для успешного руководства внеклассной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Внеклассная работа преподавателя рисования согласовывается с классным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся. Форма и характер планов внеклассной работы могут быть весьма разнообразными. Для примера приведем план для учащихся первого—шестого классов на 1-ю четверть учебного года.
План внеклассных и внешкольных мероприятий на 1-ю четверть___________ учебного года ______ Школа N___________района Москвы ______ _ Учитель по изобразительному искусству___________
Итак, внеклассные и внешкольные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют идейному и эстетическому воспитанию. Содержание внеклассных занятий должно быть как можно более разнообразным и увлекательным. Рассмотрим виды внеклассной и внешкольной работы более подробно. ИЗОКРУЖОК Кружок — наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности. Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д. Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при организации различных оформительских работ в своем классе. Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачислять учащихся первого — третьего классов, в другой — четвертого — шестого классов, не более 10—15 человек в каждую группу.
Содержанием занятий кружка детей начальных классов может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тканей, бордюров. Лепят дети из глины и пластилина. Вначале можно лепить с натуры простые по форме предметы: овощи, фрукты, посуду. Затем можно перейти к лепке с чучел птиц и животных и создавать художественные образы — персонажи сказок и басен. Для учащихся четвертого — шестого классов основным видом кружковых занятий должна быть работа с натуры (рисунок и живопись), которую следует увязывать с композиционной работой в области как тематического рисования, так и декоративного. Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок. Например, учитель в школе ведет кружок линогравюры или керамики. Подбирая тематику для индивидуальных работ детей, он должен учитывать и количество членов изокружка. Планируя выполнение керамического панно с участием членов кружка, педагог должен определить объем работы, исходя из количества часов, которыми располагают учащиеся. Педагог наметил выполнить несколько тематических работ, разбил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной из групп тематика задания оказалась очень сложной, — надо подобрать для них иное задание. Группа ребят в изокружке подобралась очень подготовленная, и педагогу необходимо применить соответствующую методику работы с ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным. Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмотреть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю. Помогает в работе и составление планов-конспектов по отдельным темам. К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Нужно обратить особое
внимание на размещение учащихся по отношению к натуре, не допуская слишком близкого расстояния от нее. Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы. Поэтому при объяснении, например, задания по теме рисования с натуры (акварель) необходимо подробно изложить правила работы акварельными красками. На первых занятиях, когда учащиеся еще недостаточно усвоили технику акварельной живописи, покажем им весь ход построения рисунка и работы акварелью с помощью ранее подготовленных таблиц, изображающих несколько фаз: композиционное размещение рисунка на листе бумаги, постепенный ход построения линейного рисунка и работы акварелью. При работе над выявлением объема и цветовой характеристики предметов приучаем детей правильно держать кисть, следить за обязательным предварительным разведением краски водой на блюдце или на кусочке бумаги, обращать внимание на подбор нужных тональностей и цветовых отношений при первой прокладке акварелью. Первая прокладка поверхностей основными (локальными) цветами должна быть выполнена в силу освещенных мест, причем на самых светлых местах (на бликах) бумагу оставляют чистой. Вторая прокладка лепит рельеф предметов, увязывает их цветовые соотношения с фоном и с той плоскостью, на которой предметы поставлены. Третья (завершающая) прокладка объединяет все тональные отношения наложением полутонов, усилением теней собственных и падающих, выявляет объем предметов и дает характеристику их по цветам и материалам, фактуре. При работе акварелью кисть должна быть обильно " напоена" разведенной краской. Прозрачность не будет достигнута при работе сухой кистью. Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки. Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков.
Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в изокруж-ке, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя. В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать детей по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию. Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Члены кружка выбирают старосту, который становится помощником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каждый поступивший в изокружок должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы. ЭКСКУРСИИ Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются и экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника. При организации экскурсий с учащимися начальных классов учитель рисования четко продумывает цели и задачи посещения выставки, выхода в природу. Среди них — обратить внимание детей на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту природы, любоваться и радоваться ей. Прекрасное в природе не только воздействует на ум ребенка, но и обогащает его духовный мир. Поэтому задача учителя — научить детей видеть и чувствовать в природе гармонию цвета, линий, форм. Кроме того, надо логически и методически увязать все это с конкретным видом учебных занятий — тематическим рисованием (" Осень в лесу", " Лыжная прогулка" и т. п.), декоративным рисованием (составление узоров на основе растительных форм), рисованием с натуры (наброски, зарисовки). Экскурсии дают возможность детям воспринять учебный материал и натуру в естественной обстановке, непосредственно наблюдать явления, кото-
рые не могут быть показаны в классе. Явления и предметы, наблюда В старших классах учитель организует экскурсию в музей, на выставку, в мастерскую художника или скульптора, на завод (керамический или стекольный), на фабрику (мебельную или ювелирную) и т. п. Например, на уроке декоративного рисования преподаватель решил познакомить учащихся с различными видами прикладного искусства и показать специфику изготовления предметов. Иллюстративного материала для этого мало, но в районе школы имеется несколько предприятий, выпускающих предметы декоративно-прикладного искусства: артель игрушек, ковроткацкая фабрика, мастерская косторезного промысла. В таком случае учитель имеет возможность не только рассказать о декоративно-прикладном искусстве, но и показать сам процесс создания вещей. Для того чтобы экскурсия прошла с пользой для учащихся, оказала на них эстетическое воздействие и расширила их кругозор, педагог должен проявить внимание к ее организации. Необходимо на очередном уроке предварительно познакомить школьников с целью экскурсии, с ее планом и организационными требованиями, связать содержание экскурсии с учебной работой. Предварительно учитель согласовывает экскурсию с предприятием или музеем, куда он собирается повести своих учеников, устанавливает удобные день и часы, договаривается с экскурсоводом, знакомит его с задачами экскурсии и с учебной программой. После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы. БЕСЕДЫ Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй — по инициативе педагога. Например, учитель проводит урок по теме " Ознакомление с отдельными произведениями искусства эпохи Возрождения" (один час). Согласно требованиям программы он показал четыре репродук- ции произведений великих художников и при этом упомянул, что Микеланджело был не только скульптором, но и живописцем и архитектором. Ребята заинтересовались и попросили рассказать об этом художнике более подробно. Если учитель хорошо подготовлен и имеет достаточный иллюстративный материал, то он может остаться после уроков в этот же день и провести беседу с желающими (предварительно согласовав это с классным руководителем). Если же преподавателю нужно подготовиться к беседе и он не имеет под рукой необходимого иллюстративного материала, то он договаривается с учащимися о дне, когда можно будет провести эту беседу. Другой пример. Учитель, проводя урок по теме " Ознакомление с отдельными произведениями зарубежной живописи XVII—XIX веков", несмотря на составленный план и конспект урока, так увлекся рассказом о творчестве Рембрандта и увлек ребят, что не успел полностью охватить подготовленный материал. Заканчивая урок, он говорит, что не хватило времени подробнее рассказать о других художниках и он хотел бы продолжить беседу о них после уроков (в тот день, когда это не мешает другим школьным мероприятиям). Обычно в таких случаях все учащиеся с охотой остаются прослушать окончание заинтересовавшей их беседы. Методика проведения бесед по изобразительному искусству строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Надо подумать, какие картины, какие факты из жизни художников привлечь, чтобы беседы были живыми, интересными. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания. Проводя беседы, учитель выясняет, что в произведениях искусства нравится детям, а что не нравится и почему. Это дает ему возможность направлять эстетическое развитие детей, останавливаться более подробно на том, чего дети не понимают, в чем они плохо разбираются. Очень важно продумать порядок вопросов и по возможности предугадать ответы на них, чтобы умело направить беседу в нужную сторону. Нередко, проводя беседы об искусстве, учитель анализирует с учениками произведения лишь с точки зрения раскрытия их идейно-сюжетного содержания, забывая рассказать о художественных достоинствах картины, скульптуры, образца декоративно-прикладного искусства. Во время беседы, анализируя вместе с учениками ту или иную картину, учителю следует раскрыть значение использования художником законов перспективы (высокий, низкий горизонт), их влияние на построение всей композиции, на цветовое решение.
Большое значение в методике проведения бесед об искусстве имеет стабильность внимания учащихся. Захватить внимание учеников не так уж трудно, сложнее удержать их внимание на рассматриваемом произведении. Внимание детей возбуждается прежде всего тогда, когда речь идет о близких им вещах, понятиях, переживаниях, и разговор об этом ведется простым и ясным языком. Ошибка начинающего педагога состоит обычно в том, что он начинает урок с изложения основного материала. Например, на внеклассных занятиях в четвертом классе учитель решил познакомить более подробно ребят с творчеством В. М. Васнецова. Свой рассказ он начал с сообщения биографических данных о художнике. Все как будто правильно, но завоевать внимание детей этими сведениями он не смог. Давать такой материал надо, но не в начале урока. Это лучше сделать тогда, когда внимание детей уже достаточно возбуждено. Такую беседу можно было начать так: " В детстве я очень любил слушать сказки про Кащея Бессмертного, царевну Несмеяну, спящую царевну и с большим интересом рассматривал иллюстрации к этим сказкам. В дальнейшем я увидел и картины на тему этих сказок, которые выполнил художник В. М. Васнецов..." Такое начало сразу привлечет внимание детей, и учителю уже будет легко перейти к изложению того материала, который он хотел дать. Другой пример. На внеклассных занятиях учитель решил провести беседу с учащимися шестого класса о творчестве И. Е. Репина. Подобрал интересный иллюстративный материал, хорошо подготовился к беседе, но излагать материал начал формально. В результате беседы не получилось, учащиеся пассивно слушали, высказываться не решались, хотя учитель все время задавал вопросы и просил выступить. Беседа должна проходить так, чтобы внимание не ослабевало до конца занятий. А это во многом зависит от того, сумел ли учитель заинтересовать учащихся с самого начала. Если педагог начнет с биографических сведений о художнике, то он рискует уже в самом начале наскучить ребятам. Беседу можно начать так: " Ребята, обычно мы проходим мимо, не замечая красоты природы, красивых поступков людей, равнодушно смотрим на предметы и окружающих нас людей. Художник же всегда замечает красивое в жизни, он не может быть равнодушным и к безобразному, он не только умеет это подметить, но и передать свои чувства в картинах, чтобы и мы на это обратили свое внимание. Более того, хороший художник своими картинами заставляет нас переживать: при несправедливости мы негодуем и возмущаемся (" Бурлаки на Волге", " Не ждали", " Арест пропагандиста" ), хорошему радуемся (портрет Л. Н. Толстого, " Садко" ), веселому смеемся (" Запорожцы" ), великим гордимся. Таким художником и был И. Е. Репин". Далее следует переход к основному материалу.
ЛЕКЦИИ В средней общеобразовательной школе лекционный метод обычно применяется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукций и диапозитивов может быть использована и в среднем звене (четвертый — шестой классы). В этом случае лекция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с небольшими паузами, которые заполняются собеседованием. Лекции могут проводиться как самим учителем, так и приглашенным специалистом — искусствоведом, художником, архитектором и т. д. Если учитель имеет возможность пригласить опытного специалиста, то он должен заранее оповестить учащихся о предстоящей лекции, вывесить объявление с указанием места, дня и часа. Помещение, в котором будет читаться лекция, должно быть тщательно подготовленным. Нужно предусмотреть все до мелочей: место для лектора, проекционный фонарь, указку и т. д. Лекция применяется в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о технике и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чеканке по металлу). В школьной практике лекции чаще всего посвящаются следующим темам: Роль и значение искусства в жизни людей. Выдающиеся мастера (русского, зарубежного) искусства. Великие мастера живописи. Искусство портрета (живопись, графика, скульптура). Работа художника над картиной. Времена года в пейзажной живописи. Искусство и быт. Искусство мозаики в школьных условиях. Художественная керамика в жизни детей. О линогравюре. Искусство резьбы по дереву. Поговорим о чеканке по металлу. Что такое техническая эстетика? Техника и технология акварельной живописи. Лекцию можно организовать и провести в крупнейших музеях нашей страны. Например, в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Эрмитаже (Санкт-Петербург), Русском музее (Санкт-Петербург) имеются специальные школьные секторы и лектории для учащихся. Лекции читают научные сотрудники музеев.
ДОКЛАДЫ Доклады, как правило, делают сами учащиеся. В качестве докладчиков педагог выделяет наиболее способных и развитых учеников. Темы подбираются в соответствии с учебной программой и юбилейными датами, а также с учетом специальных задач кружковой работы. Тема для предстоящего доклада вручается школьнику недели за две. Первую неделю он разрабатывает план, знакомится с литературой по данному вопросу, подбирает необходимый иллюстративный материал. В течение первой недели нужно проверить, как ученик готовится к докладу, подсказать, как лучше развить тему, какими материалами ее дополнить, на чем сделать акцент. Вторая неделя отводится для написания доклада. Одновременно с докладчиком готовятся и остальные учащиеся. Они могут выступить в назначенный день и в качестве содокладчиков, и как оппоненты. Доклады можно проводить либо в определенном классе после урока, на котором затрагивалась тема доклада, либо в изокружке, где эта тема была предметом обсуждения. Вначале учитель говорит о том, что после выступления докладчика каждый может высказать свое мнение о докладе или сделать дополнения. Это активизирует внимание учащихся. Время, отводимое на доклад вместе с обсуждением, не должно превышать обычного урока — 45 минут. Сам доклад занимает минут 20—25. Доклады по изобразительному искусству, как правило, сопровождаются иллюстративным материалом. Поэтому учителю следует прикрепить к докладчику ассистента, который будет помогать ему работать с иллюстративным материалом. Темы для докладов подбираются не очень сложные, а главное — требования к докладу школьника не должны превышать его возможностей. Приводим перечень некоторых тем: Творчество Н. А. Андреева. Скульптор Е. В. Вучетич. Архитектор А. В. Щусев. Тема спорта в изобразительном искусстве. М. В. Васнецов — художник былинно-сказочного жанра. Как я работал над линогравюрами. Русское народное искусство. Выдающийся художник-пейзажист Ф. А. Васильев. Что я узнал о шрифтах (о керамике). Выдающиеся художники — иллюстраторы детских книг. КИНОФИЛЬМЫ В последние годы кино все шире используется в работе школы. Во многих школах уже проводятся систематические киноуроки по раз-
личным дисциплинам. Просмотры фильмов организуются и в кинотеатрах. Школьные киноуроки имеют много преимуществ: легче наметить время, подобрать нужный фильм и т. д. Посещение кинотеатра организуется обычно для просмотра фильма о жизни и творчестве художника. К работе по организации коллективного просмотра фильма можно привлекать родительский актив. Тема кинофильма по изобразительному искусству должна соответствовать учебной программе. Это может быть фильм, посвященный выдающемуся художнику, искусству целой эпохи или определенному художественному жанру. При выборе фильма учитывается возраст учащихся. Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Эту беседу учитель может провести либо перед просмотром, либо после него. Если он проводит беседу до просмотра фильма, то дает краткие сведения о творчестве художника, об исторической эпохе, в которую жил и творил мастер. Если беседа состоится после просмотра, то надо обобщить новые впечатления школьников и те знания, которые были получены ими ранее в классе. Кинофильмы могут быть посвящены также технике изобразительного искусства. Такие фильмы наглядно раскрывают технику живописи, рисунка, скульптуры, графики. Возможности кино позволяют подробно и методично показать технику наложения краски в живописи, продемонстрировать процесс, в жизни длящийся мгновения, или, наоборот, за короткое время показать весь длительный процесс создания произведения. ДОМАШНЕЕ РИСОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ Особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографичности, натурализма. Просматривая самостоятельные работы учащихся, преподаватель в нужном случае подскажет новую тему, пути ее решения, внушит ученику, что с этой задачей он справится, напомнит, что авторы известных картин — большие художники-реалисты — всегда использовали натуру. Надо убедить учащихся в том, что залог успеха в творческой работе — регулярное рисование с натуры. Параллельно с этим
педагог указывает, какие постановки можно ставить, как их решать, какие задачи может на себя взять ученик в дальнейшем., Серьезное внимание надо уделять работам по декоративно-прикладному искусству. Раскрывая особенности построения орнаментов, различных рисунков для вышивок, оформления альбомов, следует постоянно воспитывать эстетический вкус. Домашний быт учащихся влияет на психику ребенка, на его эстетические вкусы. Учитель в очень деликатной форме, на примерах работ учеников, раскрывает недостатки их художественного вкуса. Например, девочка принесла рисунок для салфетки с нагромождением цветов, птичек, бабочек, с дисгармоничными, кричащими сочетаниями красок. Педагог объясняет ей, что нагромождение в узоре и пестрота красок еще не есть признак красоты, наоборот, часто более простое и скромное решение композиции оказывается более красивым. Для примера учитель показывает рисунки народных узоров, где каждая линия, каждое пятно говорит о высоком, веками складывавшемся вкусе. Высокий эстетический вкус не сразу возникает, он формируется под воздействием многих факторов: и окружающей среды — природы, архитектуры зданий, интерьера, — и знакомства с произведениями живописи, музыки, литературы и т. д., и мастерства одаренного человека, в частности преподавателя. Словом, перед учителем рисования открываются богатые возможности выработки методических приемов эстетического воспитания, формирования художественного вкуса детей. В книге " На вкус, на цвет..." А. С. Молчанова очень убедительно пишет о влиянии окружающей среды на ребенка: "...педагогика чувственного знания еще не создана. Стихийность формирования чувственной сферы личности создает видимость врожденности вкуса. На самом деле, складываясь стихийно, восприятие тем не менее формируется социальной средой. Его воспитателем является предметный мир, мир вещей и явлений, который окружает человека, особенно в детском возрасте. Отсюда первая задача в воспитании вкуса — создать среду, достойную человека, построить прекрасный мир. Это выходит за рамки собственно педагогики. Однако создание среды в более узком смысле, как непосредственного окружения ребенка, устранение из его мира всего уродливого, дисгармоничного, безобразного входит в педагогическую задачу воспитания вкуса. Педагогу не может быть безразлично, какими книжками, игрушками, предметами быта пользуется ребенок. Тот, кого в детстве приучили называть куклами разных уродов и страшилищ, вырастая, не отличит красивого костюма от безобразного, а при отсутствии исправляющих влия- 8-3312 225
ний и соответствующем выборе профессии он со временем становится производителем безвкусицы где-нибудь на посту директора артели игрушек, швейной фабрики или даже в качестве художника" '. ШКОЛЬНЫЕ ВЕЧЕРА-КОНЦЕРТЫ В последние годы отечественная школа стала искать новые пути и методы эстетического воспитания. В эту работу включились не только учителя рисования, но и учителя истории, литературы, иностранных языков, музыки и пения, физкультуры и труда. В некоторых школах они объединяются и совместными усилиями устраивают очень интересные мероприятия: диспуты, театрализованные лекции, спектакли о выдающихся деятелях науки и искусства, вечера-концерты. Для учителя рисования, если он желает быть организатором подобных мероприятий, больше всего подходят вечера-концерты, посвященные выдающимся художникам. Главную роль в проведении вечеров-концертов играют дети: они и организаторы, и исполнители. Они сами, конечно под наблюдением взрослых, распределяют между собой обязанности: кому-то поручают быть ведущим, организуют музыкантов для участия в самодеятельном оркестре, подбирают чтецов-декламаторов, художников-оформителей, техников-осветителей. Эта работа вдохновляет их, обостряет интерес к тому художнику, которому посвящается вечер, заставляет глубоко изучить его биографию, его эпоху. Кроме того, такие вечера дают возможность приобщать детей к различным видам искусства в комплексе. Здесь привлекается одновременно и живопись, и литература, и музыка. Это оказывает особенно сильное воздействие на эмоциональный мир ребенка, дает яркое, образное представление об искусстве той или иной эпохи. Ведь, к сожалению, нередко бывает такое: когда с юношей начинаешь говорить, например, о хорошо знакомом ему композиторе, он проявляет подлинное понимание, но как только переходишь к художникам, писателям, ученым, жившим в то же время, этот юноша становится совершенно беспомощным, он не может представить их всех вместе, связать их во времени. Вечера-концерты помогают ликвидировать этот разрыв, они содействуют всестороннему и гармоничному развитию личности. Вечера-концерты, где живое слово соединено с музыкой и красочной картиной, создают волнующую и торжественную атмосферу в за- ' Мол чанов а А. С. На вкус, на цвет... М., 1966. С. 177—178.
ле. Дети, затаив дыхание, слушают своих товарищей. Даже те, кто раньше с пренебрежением относился к занятиям по искусству, теперь начинают ощущать на себе силу его воздействия, переживать моменты сотворчества. Вот как описывает фрагмент вечера-концерта, посвященного творчеству И. Е. Репина, С. И. Дембинский: " Постепенно звуки мелодии Рубинштейна замолкают, и, словно на смену им, откуда-то издалека несется протяжное пение " Дубинушки". Это под аккомпанемент оркестра за сценой поет хор. Звуки " Дубинушки" усиливаются, уже отчетливо слышатся слова " Эй, ухнем! ", и в этот момент медленно открывается занавес. Взоры присутствующих переносятся на сцену, на освещенное яркими желтовато-золотистыми лучами света панно с изображением почти в полный рост репинских бурлаков. Раздаются аплодисменты. Их заглушает могучая русская песня, с глубоким чувством исполняемая хором и оркестром. Затем музыка так же медленно затихает, и на фоне ее отчетливо звучат слова из стихотворения Некрасова " Размышления у парадного подъезда". " Выдь на Волгу, чей стон раздается над великою русской рекой..." — выразительно читает мальчик, с которым немало потрудился Илья Николаевич в дни напряженной подготовки к вечеру" '. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 2031; Нарушение авторского права страницы