Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Феномен молодежной субкультуры



Введение

Актуальность: В настоящее время за рубежом и в России существует множество всевозможных молодежных субкультур, которые в некоторой степени являются социальным феноменом. Субкультуры – это специфический образ жизни, где происходит самовыражение человека, удовлетворение чувства прекрасного, осознание собственного предназначения в обществе. Они появляются постоянно и бывают абсолютно не похожими друг на друга, отличаются от основной молодежной культуры страны - языком, системой ценностей, одеждой, образом жизни и манерой поведения.

Субкультуры формируются на национальной, демографической, географической, профессиональной и других основах. Самые известные молодёжные движения, непосредственно связанны с определенными жанрами музыки. Например, хиппи, панки, металлисты, молодежные движения пацифистов и поклонников рок-музыки. Существуют так же субкультуры, возникшие от принадлежности к единым видам искусства. Например, граффити. А любовь к японской анимации породило фанатство аниме, которое в итоге переросло в субкультуру отаку. Со второй половины 90-х г., с распространением виртуальных сетей, стали появляться интерактивные субкультуры (фидо-сообщество, хакеры). Футбольных фанатов можно отнести к спортивным субкультурам.

Молодежная субкультура возникает с помощью непосредственного участия самих молодых людей и конкретные ее специфические черты понятны лишь им. Молодежная субкультура – явление, нацеленное на охват молодежи в общество, отклоняясь от традиционной культуры и через которое проходят немногие.

Проблемой является существование течений, которые несут асоциальный характер, в своей деятельности используют силы и средства, противоречащие нормам морали и законам страны, например, насилие, унижение и т.д. Появление их вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон, с очень жесткой иерархией и своими законами. Криминальная субкультура опирается на дефекты правосознания, которые осложняются дефектами нравственного сознания, пренебрегающими общечеловеческими принципами морали. В разных странах эта часть общественной культуры содержит свои индивидуальные особенности.

Целью курсовой работы служит рассмотрение криминальных субкультур за рубежом и в России.

Задачи, которые нужно решить для достижения данной цели:

1) рассмотреть существующие способы классификации и причины возникновения криминальной субкультуры;

2) проанализировать молодежные криминальные субкультуры за рубежом;

3) проанализировать молодежные криминальные субкультуры в России.

Объектом исследования является криминальная субкультура. Предметом исследования служит криминальная субкультура в Америке и люберы в России. Люберы - одна из молодежных групп криминального направления, носит агрессивный характер поведения молодежи в условиях социальной аномии. Они получили широкую известность благодаря культуризму, активно пропагандировали здоровый образ жизни, сплачивая группы людей. Субкультура рейверов - это целый образ жизни. Они постоянно находятся в вихре событий и ночных забав, специально выстраивают свой распорядок дня так, чтобы было достаточно свободного времени ночью. Поэтому, многие их приравнивают с понятием «тусовщик».

Степень разработанности проблемы: при анализе литературы выявлено внимание к изучению истории молодежных субкультур криминальной направленности. К изучению проблем криминальной субкультуры обращаются как отечественные, так и зарубежные ученые (Букина Е.Я., Волкова Ю.Г., Громов Д.В., Каган М.С., Кон И.С., Кравченко А.И., Левикова С.И., Омельченко Е.Л., Орлова Н.А., Переверзев М.П., Поправко Н.В., Радугин А.А., Сергеев С.А., Солонин Ю.Н., Тарасов А.Н., Фрадкин Ф.А., Фролов С.С., Щепанская Т.Б., Яковлев В.Е., ParkR.). Однако единого подхода к трактовке целей и задач этих субкультур нет.

Методами исследования курсовой работы является анализ литературы, сопоставление истории молодежной криминальной субкультуры за рубежом и в России, в частности, рейверов и люберов.

Учитывая дальнейшую практическую деятельность по организации работы с молодежью, изучение истории молодежных субкультур является важным моментом, особенно, для предотвращения отрицательных сторон функционирования контрсубкультур. Знание специфики деятельности и приверженности к определенным ценностям этих молодежных сообществ позволяет прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры профилактики.

Данная курсовая работа состоит из Введения, основной части, состоящей из 3-х глав, Заключения, списка литературы.

Введение отражает актуальность, проблему, цели, задачи, объект, предмет, степень разработанности и ценности поставленной проблемы, методы исследования.

В Заключении подведены итоги исследования данной темы, сформулированы выводы, которые пригодятся в дальнейшей практической профессиональной деятельности.

 

Глава 1

Виды субкультур

Типологизировать молодежные субкультуры стали в семидесятые, в то время, когда это явление рассыпалось на множество различных форм. Рассматриваемые формы были характерной «групповой индивидуальностью» молодых людей, объединяющихся в субкультуры. С тех пор была создана не одна типология субкультур молодежи по многообразным принципам.

Согласно Франдкину[17], молодежные субкультуры делятся на следующие виды:

1) просоциальные, асоциальные, антисоциальные;

2) группы принадлежности и референтные;

3) большие и малые;

4) с демократическим и авторитарным подчинением;

5) разновозрастные и одновозрастные;

6) однополые и разнополые и т.д.

 

Сергеев С. А. [14] предложил следующую типологию субкультур:

1) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);

2) гедонистическо-развлекательные («мажоры», рэйверы, рэперы и т.д.);

3) криминальные («гопники», люберы);

4) анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

 

Тарасов А. Н. [16], основавший типологию молодежной субкультуры, отражающую обстановку в России в начале XXI века, считает, что есть несколько практически не пересекающихся «молодежных миров»:

1) «золотая молодежь» в столицах;

2) наркоманская субкультура;

3) уголовная среда;

4) «голубая» тусовка;

5) неофашисты и скинхеды;

6) «нацболы» (национал-большевики);

7) футбольные фанаты;

8) «попсовики»;

9) «старая контркультура» (субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х годов);

10) сатанисты;

11) «новая контркультура» (оппозиционная молодежная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевизма и левацкого революционаризма).

 

Согласно Фролову С.С. [18], молодежные субкультуры подразделяются на следующую классификацию:

По принадлежности:

· Интгруппы - такие группы, к которым молодой человек чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что оценивает членов группы как «мы»;

· Аутогруппы – такие группы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие»;

 

Теории аналогичных групп создавались еще в начале XX века. Парком Р. и Берджессом Э. [21], а также Богардусом Э., предложившим концепцию социальной дистанции, которая с успехом может экстраполироваться на молодежные субкультуры, поскольку отражает атрибутивное свойство практически всех неформальных молодежных объединений.

По взаимоотношениям:

• Первичные - каждый член группы видит в другом индивида и личность; молодые люди интересуют друг друга прежде всего как личности, у них общие надежды и чувства, они полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Группа всегда ориентирована на взаимосвязи ее членов;

• Вторичные - контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь дружеские личностные контакты с другими членами необязательны, все контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Группа всегда ориентирована на цель.

Важно при этом отметить, что первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Входящие в них молодые люди находят там интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Потребность молодых людей в самореализации и самовыражении удовлетворяется именно в подобных группах. В то же время члены вторичных групп имеют возможность найти эффективный механизм для достижения определенных целей, хотя и ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Но это довольно часто компенсируется тем, что во вторичных группах практически всегда есть некоторое число первичных.

По степени общения:

• малые группы, где молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым. Для них не характерна ориентация на групповые цели и действия, там групповое мнение выступает в качестве постоянно действующего фактора социального контроля. Они конформны к групповым нормам;

• большие группы, где нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы. Им присущи рационально целеориентированные действия, контроль за которыми осуществляется сверху вниз, а групповое мнение редко учитывается. Большие группы конформны к политике, проводимой большей частью группы.

 

Исходя из подобной типологизации, а также анализируя долю участия молодого человека в той или иной субкультуре, Левикова [8] разделяет молодежные субкультуры на группы:

• «чистые» («регулярные») становятся самоцелью для молодых людей. Они, как правило, закрыты не только для представителей других поколений, но и для «чужих» вообще;

• «смешанные», или «неполные» («нерегулярные»), участие в которых – не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым человеком в формальных социальных институтах.

 

«Контркультура». Иногда группа может активно вырабатывать нормы или ценности, которые противоречат преобладающей культуре, ее содержанию и формам. Поэтому, для обозначения социально-культурных течений, отличающих от основных принципов «базовой» культуры, используется термин «контркультура».

Контркультура - направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 60-х гг. [15].

Первоначально многие субкультуры возникали как форма протеста. В западных странах контркультуры возникали как движение против войны во Вьетнаме (в США), и вообще против ценностей буржуазного мира - карьеры, семьи, церкви. В Советском Союзе известна контркультура хиппи, называемая «системой», возникшая как оппозиция существующему строю и официальному молодежному движению ВЛКСМ в частности. В современном мире продолжают существовать субкультурные формы, пусть сейчас уже и в измененном виде, а контркультурные молодежные движения, напротив, так и остались в мятежных 60-х, но смогли оплодотворить новейшие направления искусства и культуры ХХ века.

Контркультура преступного мира является старейшей. Она появилась благодаря объединению лиц, нарушающих закон. Например, ссылки в отдалённые места, тюремное заключение и «сходки». В связи с этим, образовалась жёсткая субкультура, обладающая своими законами и чёткой иерархией подчинения. Данная субкультура располагает своими отличительными особенностями в разных странах. В России после 90-х годов в массовую культуру проникли элементы контркультуры преступного мира, например, блатной жаргон и песня, татуировки.

Так же субкультура скинхедов является ярким примером контркультуры. Эта субкультура зародилась как музыкальная, продолжительное время была связана с направлениями реггии и ска, но в дальнейшем часть этой субкультуры присоединилась к радикальным политическим течениям. Но не стоит отождествлять саму субкультуру, т.е. традиционных скинхедов, и радикальную часть субкультуры, т.е. контркультуру, которая связана с неонацистами, антикоммунистами и другими политическими убеждениями.

В культуре современной молодёжи России обнаруживаются положения субкультуры и контркультуры.

 

История возникновения

 

Возникновение и развитие молодежных течений и направлений имеет свою историю. Публикации относительно молодежной культуры появлялись еще в 1930-е гг., однако, как пик их развития на мятежные шестидесятые. Это связано с протестными движениями конца 50-60-х гг.XX столетия, когда молодое поколение было вовлечено в социальные проблемы общества.

Дэвид Рисмен - американский социолог, в своих исследованиях в 1950 году определил понятие субкультуры как группу людей, избирающих определенный стиль и ценности меньшинства [19]. Британский социолог Дик Хэбдидж в монографии «Субкультура: значение стиля» провел более детальный анализ явления и понятия субкультуры. Он считал, что людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности, объединяет субкультура [19].

В своих трудах французский социолог Мишель Мафессоли молодёжные субкультуры называл «городскими племенами». А российский орнитолог Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы» [19].

В СССР употреблялся особый термин - «Неформальные объединения молодёжи», отсюда, участников молодежных субкультур стали обозначать жаргонным словом – «неформалы». В современном молодежном мире субкультурное сообщество иногда обозначают жаргонным словом «тусовка».

Приблизительно в шестидесятые годы стали зарождаться хиппи. Возникновение компьютерных технологий побудило к появлению хакеров как молодежной субкультуры.

Семидесятые – это время процветания рока, особенно, панк-рока. В эти годы зарождается такое направление, как глэм-рок. В 1979 г. готику как субкультуру признали все средства массовой информации.

В восьмидесятые ознаменовались неоромантикой и развитием электро-попа. Девяностые же годы богаты смесью различных субкультур. В конце XX века шаг за шагом возникают такие субкультуры, как анимэ, эмо, гламур, антигламур и другие.

Таким образом, историю развития молодежных субкультур нашей страны можно разделить на три своеобразных «периода». Первый начался с шокирующей и контркультурной группы городской молодежи - «стиляг», которые предпочитали музыку в стиле джаз, рок-н-ролл, одевались и танцевали «стильно», за что и получили презрительную кличку «стиляги». Второй период возникает со второй половины 60-х, молодежное движение увлечено рок-музыкой, в быт молодежи постепенно проникают наркотики. В 70-е годы появляется «Система» - советская хипповская субкультура. Так называемая «Система», обновлялась через каждые 2-3 года, туда были втянуты и панки, и металлисты, и даже криминогенные люберы. Начало «третьего периода» - 1986 год, в это время было официально признано существование субкультур. Самопроизвольно возникающие группы молодежи именовали то любительскими, то неформальными, то самодеятельными. Российские «неформалы» копировали молодежные субкультуры запада и характер их течений.

Проанализировав данные литературы, можно отметить, что первостепенная причина ухода в молодежную субкультура –необходимость в друзьях, конфликты дома и в школе, протест против консерватизма взрослых. Говоря субкультуре молодежи, следует помнить, что это явление спорное, разноречивое, эмоционально-импульсивное, как само юношество. Необходимо увидеть внутренние, сверхглубинные процессы становления личности, находящиеся за внешней, иногда раздражающей и непонятной стороной, а также уметь разграничивать внешнее выражение и внутренне содержание молодежной субкультуры.

 

 

Глава 2

Глава 3

Отношения внутри группы

Каждый член группы должен был соблюдать следующие требования: не предавать; уважать старших - своих авторитетов; быть солидарным с группой. Внутренние отношения групп были довольно либеральными – было разрешено иметь и высказывать свое личное мнение, и свободно выходить из группы. Участие в акциях не было обязательным, но это влияло на авторитет члена группы.

Отношения между группами

Вследствие конфликтов и соперничества между группами, появились такие понятия, как «общее дело» и «свои». Это обозначало, что если кто-то посторонний начинал обижать команду люберов, оставшиеся группы должны были принять защитную реакцию. В общих делах, например, оборона города от чужаков, принимали участие все группы, входящие в субкультуру. В период кульминации, когда поездки в Москву для избиения неформалов стали общим делом, вражда между группами закончилась, а соперничество приобрело форму соревнования в доблести.

Отношение к внешнему миру

Любера, как отличительный вид субкультуры, делили мир на «своих» и «чужих», на «наше» и «не наше». Данное деление обладало двумя аспектами. Первый аспект чисто территориальный и характерен для всех агрессивных подростковых субкультур (свои - это люберецкие, чужие - это все прочие). Второй аспект – идеологический («наше», т.е. «советское», а «не наше» - это все то, что, возникло под влиянием Запада). По заведенному порядку, «чужие» - все те, кто поддался западному влиянию. С развитием субкультуры произошли дальнейшие ее трансформации, которые сместили акценты в определении термина «чужой». Чужими стали считаться все те, кто не с «люберами». Не было стремления в уничтожении, но их ненавидели за то, что они «не свои».

Эстетика

Субкультура сформировала определенную эстетику, схожую с общепринятой. Например, считалось, что у всего мужского пола должна быть короткая стрижка. С этого момента возникла полная неприязнь длинноволосых мужчин - это не модно и не красиво. Так же, была характерна простота в одежде и отвращение ко всему броскому и оригинальному.

Атрибутика внешнего вида

Как уже упоминалось ранее, форма одежды и отличительные знаки принадлежности к люберам: широкие брюки, заправленный свитер или футболка, иногда кепка, и прическа (как правило, очень короткая стрижка). Таким образом, данная форма одежды была принята от пришедшего западного пика моды. Вдобавок, эта одежда была удобна для драк. Со временем значок с изображением В.И. Ленина был добавлен в атрибутику. Люберов легко распознавали по накаченной фигуре, описанной выше символике и развязной походке (руки в брюки), характерной для хулиганов в целом.

 

Все вышесказанное относится к люберам как таковым, но никак не может быть распространено на всех люберецких подростков. Демократизм люберов проявлялся и в том, что они не сосредотачивались к увеличению численности в свой состав не включенных в субкультуру подростков путем насильственных действий. В зависимости от отношения к субкультуре, мужскую часть подросткового населения Люберец разделяли на три части: «ядро» субкультуры, «периферию» и не участвующих подростков. Как правило, в «ядро» субкультуры входило несколько десятков команд. Оно было окружено «периферией», которая состояла из подростковых компаний и отдельных индивидов, которые в свою очередь были под влиянием «ядра», могли участвовать в отдельных мероприятиях люберов, отчасти придерживались их атрибутики, сочувствовали идеям, но целиком в субкультуру не входили. Что касается не участвующих, то это такие подростки, которые знали о существовании субкультуры, но находились вне зоны воздействия. В состав не участвующих включались и подростки, принадлежащие к альтернативным субкультурам и реально существующие люберецкие металлисты. Несмотря на совокупность идеологических взглядов, злобу и рукоприкладство представителей этой субкультуры, «своих» металлистов люберы не трогали.

 

 

 

Заключение

 

Молодежная субкультура - это своеобразный образ жизни, воплощение потребностей человека, характерных в самовыражении, развитии, осмыслении своего назначения в мире. В настоящее время явление молодежной субкультуры привлекает внимание различных специалистов, в том числе, социологов, психологов, культурологов, педагогов и других квалифицированных работников.

Нами были рассмотрены существующие способы классификации молодежных субкультур в работах авторов - Фрадкин Ф.А., Сергеев С.А., Тарасов А.Н., Фролов С.С., Парк Р., Берджесс Э.

Криминальная субкультура занимает достаточно важное место в системе ценностей человека. Ее основа - несвойственные гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, которые противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. Так, контркультура преступного мира является старейшей. Вид данной субкультуры появился благодаря объединению лиц, нарушающих закон. Криминальная субкультура зародилась, когда появились первые преступники и первые места лишения свободы. Именно в них и начали создаваться все составляющие элементы криминальной субкультуры, после чего сразу начали разрушаться все культурные, моральные нормы и принципы существования общества.

В данной работе рассмотрены особенности субкультур и контркультур (ценности, мировоззрение, мобильность, интересы жизнедеятельности).

Анализ литературы позволил выделить яркие криминальные субкультуры в Америке (рейверы) и в России (люберы).

Нами проанализированы основные характерные черты и причины возникновения названных субкультур. Сходных черт немного. Первопричины возникновения и социальное положение в обществе являются одними из черт различия.

Америка - страна, в которой преобладают всевозможные молодежные субкультуры, в том числе, криминального характера. Криминальная субкультура – «рейва» развивалась параллельно с распространением наркотиков, которые были в открытом доступе. Рост преступности, связанный с проникновением на вечеринки кокаина, привёл к их сокращению. Субкультура продолжает развиваться и по сей день, но сейчас же рейв-вечеринки стали забавным времяпрепровождением, яркими и легкими развлечениями подростков, приравнявшись к диско.

Что касается криминальной субкультуры в России, то нами рассмотрена субкультура – «люберы». Наименование субкультуры произошло от названия одного из ведущих индустриальных районов Подмосковья, где основной социальный состав - промышленные рабочие. Именно интенсивное создание таких промышленных центров, сопровождающееся массовым ввозом рабочей силы, быстрым ростом численности и концентрации населения определенного демографического слоя создавало условия для зарождения агрессивной подростковой субкультуры, примером которой являются люберы.

Отмечено, что появление молодежных субкультур связано с вхождением общества в индустриальную эпоху, эпоху постмодернизма и постиндустриального общества. Первостепенная причина ухода в молодежную субкультуру – тяготение приобрести внешние, формальные характеристики, которые позволяют выделяться из общей массы населения мегаполиса, также, потребность в друзьях, конфликты дома и в школе, протест против консерватизма взрослых.

Пропаганда наркотических средств и рост наркомании - одна из существенных составляющих в динамике криминогенной обстановки, что связано с ухудшением социально-экономического положения страны. За последнее время население радикально изменило свое отношение к наркотикам, в том числе, молодежь. Это происходит из-за явной тенденции к либерализации. Наркотики в процессе их употребления больше не кажутся чем-то исключительным, а обретают обыденные и повседневные свойства. Также, всем известно, что направление моды на определенный вид наркотика связано с внутренней динамикой подростковой субкультуры.

Молодость - пора, когда любой человек должен самостоятельно определить свою судьбу, найти единственно верный путь, который ведет к успеху и позволяет по максимуму реализовать свои способности и таланты. Этот период сопряжен с трудным жизненным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. На этой стадии определяются границы реальных возможностей, понимание способностей и утверждение себя в обществе. Именно здесь субкультура молодого поколения приобретает явные контркультурные элементы. Таким образом, изучая молодежные субкультуры и их историю, в частности, контркультуры, мы можем анализировать и прогнозировать, а так же, направлять современную молодежь в нужное русло. Один из вариантов работы – сравнение субкультур, представляющих один социальный слой.

 

Введение

Актуальность: В настоящее время за рубежом и в России существует множество всевозможных молодежных субкультур, которые в некоторой степени являются социальным феноменом. Субкультуры – это специфический образ жизни, где происходит самовыражение человека, удовлетворение чувства прекрасного, осознание собственного предназначения в обществе. Они появляются постоянно и бывают абсолютно не похожими друг на друга, отличаются от основной молодежной культуры страны - языком, системой ценностей, одеждой, образом жизни и манерой поведения.

Субкультуры формируются на национальной, демографической, географической, профессиональной и других основах. Самые известные молодёжные движения, непосредственно связанны с определенными жанрами музыки. Например, хиппи, панки, металлисты, молодежные движения пацифистов и поклонников рок-музыки. Существуют так же субкультуры, возникшие от принадлежности к единым видам искусства. Например, граффити. А любовь к японской анимации породило фанатство аниме, которое в итоге переросло в субкультуру отаку. Со второй половины 90-х г., с распространением виртуальных сетей, стали появляться интерактивные субкультуры (фидо-сообщество, хакеры). Футбольных фанатов можно отнести к спортивным субкультурам.

Молодежная субкультура возникает с помощью непосредственного участия самих молодых людей и конкретные ее специфические черты понятны лишь им. Молодежная субкультура – явление, нацеленное на охват молодежи в общество, отклоняясь от традиционной культуры и через которое проходят немногие.

Проблемой является существование течений, которые несут асоциальный характер, в своей деятельности используют силы и средства, противоречащие нормам морали и законам страны, например, насилие, унижение и т.д. Появление их вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон, с очень жесткой иерархией и своими законами. Криминальная субкультура опирается на дефекты правосознания, которые осложняются дефектами нравственного сознания, пренебрегающими общечеловеческими принципами морали. В разных странах эта часть общественной культуры содержит свои индивидуальные особенности.

Целью курсовой работы служит рассмотрение криминальных субкультур за рубежом и в России.

Задачи, которые нужно решить для достижения данной цели:

1) рассмотреть существующие способы классификации и причины возникновения криминальной субкультуры;

2) проанализировать молодежные криминальные субкультуры за рубежом;

3) проанализировать молодежные криминальные субкультуры в России.

Объектом исследования является криминальная субкультура. Предметом исследования служит криминальная субкультура в Америке и люберы в России. Люберы - одна из молодежных групп криминального направления, носит агрессивный характер поведения молодежи в условиях социальной аномии. Они получили широкую известность благодаря культуризму, активно пропагандировали здоровый образ жизни, сплачивая группы людей. Субкультура рейверов - это целый образ жизни. Они постоянно находятся в вихре событий и ночных забав, специально выстраивают свой распорядок дня так, чтобы было достаточно свободного времени ночью. Поэтому, многие их приравнивают с понятием «тусовщик».

Степень разработанности проблемы: при анализе литературы выявлено внимание к изучению истории молодежных субкультур криминальной направленности. К изучению проблем криминальной субкультуры обращаются как отечественные, так и зарубежные ученые (Букина Е.Я., Волкова Ю.Г., Громов Д.В., Каган М.С., Кон И.С., Кравченко А.И., Левикова С.И., Омельченко Е.Л., Орлова Н.А., Переверзев М.П., Поправко Н.В., Радугин А.А., Сергеев С.А., Солонин Ю.Н., Тарасов А.Н., Фрадкин Ф.А., Фролов С.С., Щепанская Т.Б., Яковлев В.Е., ParkR.). Однако единого подхода к трактовке целей и задач этих субкультур нет.

Методами исследования курсовой работы является анализ литературы, сопоставление истории молодежной криминальной субкультуры за рубежом и в России, в частности, рейверов и люберов.

Учитывая дальнейшую практическую деятельность по организации работы с молодежью, изучение истории молодежных субкультур является важным моментом, особенно, для предотвращения отрицательных сторон функционирования контрсубкультур. Знание специфики деятельности и приверженности к определенным ценностям этих молодежных сообществ позволяет прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры профилактики.

Данная курсовая работа состоит из Введения, основной части, состоящей из 3-х глав, Заключения, списка литературы.

Введение отражает актуальность, проблему, цели, задачи, объект, предмет, степень разработанности и ценности поставленной проблемы, методы исследования.

В Заключении подведены итоги исследования данной темы, сформулированы выводы, которые пригодятся в дальнейшей практической профессиональной деятельности.

 

Глава 1

Феномен молодежной субкультуры

 

В наше время феномен молодежной субкультуры является актуальной темой для изучения. Это достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Поскольку материалом моей работы служит молодежная субкультура, следует остановиться на понимании этого термина и историческом аспекте развития. Именно поэтому в данной главе будут рассмотрены такие понятия, как «молодежь», «культура», «субкультура» и ее виды, «контркультура», причины и история возникновения.

Чтобы подробно рассмотреть молодёжные субкультуры, необходимо определиться с понятием «молодежь» и ее отличительными чертами от других общественных групп. В литературных источниках молодежь определяется как особая социальная демографическая группа общества с характерными социально-психологическими свойствами, профессиональными и социальными ориентирами, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития. Ее выгодно отличают мобильность и интеллектуальная активность от других возрастных групп. Возрастные рамки в разных странах отличаются. Нижняя граница возраста устанавливается в возрасте 14-16 лет и определяется биопсихологическими особенностями организма: половое созревание, физический рост, становление устойчивости психики, а так же переход личности от внешнего самоопределения окружающей среды к решению ее внутренних проблем. Верхняя граница - 25-30 лет и старше с наступления «взрослости», когда человек может самостоятельно принимать решения, реализовывать их, быть ответственным за свои действия. Молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, которые их объединяют и развивают.

Понятие «культуры» трактуется в социальной науке достаточно широко. Невозможно найти однозначного определения данного социального феномена. Иногда понятия «культура» и «общество» в работах социологов трактуются как тождественные, ряд исследователей рассматривает культуру как подсистему общества, часть исследователей, напротив, считают понятие культуры шире, чем понятие общества. В любом случае, универсального определения культуре дать невозможно. По данным литературы, культура - это понятие многоплановое, неоднозначное и спорное[9].В научных источниках существует много определений культуры. Различные научные подходы привели к многообразию трактовок роли, места и сущности культуры в современной цивилизации. Высказывается даже такое мнение, что найти адекватное определение культуры, отвечающее задачам общетеоретического ее изучения, невозможно[10].

Так, согласно изученной литературе, выделены следующие определения понятия культуры:

1. Культура - это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего [13];

2. По мнению известного американского социолога, русского эмигранта, П. А. Сорокина, рассматривающего в качестве культуры «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения» [1].

 

Выдающийся американский антрополог, этнолог и культуролог - Лесли Алвин Уайт, ввёл в науку термин «культурология» и выделил её как самостоятельную дисциплину. Под его пониманием, культура - это организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления[4].

Социолог К. Янг утверждал, что «культура - это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» [2].

Антрополог Р. Линтон указывал: " а) Культуры - это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества, б) Культура - это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членам данного общества" [2].

Создание, совершенствование и передача культуры последующим поколениям основываются на процессе общения и социализации, когда происходит освоение ценностей, верований, норм и правил жизни, идеалов предшествующих поколений [6, 7].

Молодежь - это значительная часть людей нашего общества. Она стоит на этапе своего социального становления, освоения социальной роли. Данной группе хочется быть оригинальной, необычной, свои мировоззрения выражать в яркой экспрессивной форме, порой эпатажной, непонятной основной массе людей.

Американский социолог Т. Парсонс рассматривает понятие «молодежная культура» как некое стремление копировать главные внешнекультурные формы и роли взрослого периода жизни. Молодежь выделяет из всего спектра ценностей, норм, качеств зрелого человека те, которые сочетаются с представлениями о должном. Они приносят пользу в разрешении эмоционально- психологического напряжения и противоречия. Таким образом, многие молодые люди объединяются в различные группировки, которые иногда способны принять солидные масштабы. Многие становятся известны и популярны во всем мире, другие - только в какой-то отдельной стране или городе. Такие группировки в настоящее время принято называть модным словом «субкультура».

Появление молодежных субкультур связано с вхождением общества в индустриальную эпоху, эпоху постмодернизма и постиндустриального общества.

Смысл и причины появления молодежного явления как субкультура неоднозначно трактуется в отечественной науке. Научных работ, изучающих эту проблему мало, они появились сравнительно недавно. Это связано с тем, что советская педагогика, несмотря на наличие в стране разнообразных неформальных молодежных сообществ, отказывалась от изучения их. Так, И.С. Кон [5] отмечает, что «некоторые советские социологи возражали даже против самого этого термина («юношеская субкультура»), считая его «буржуазным».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1117; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.084 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь