Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ



МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

КЛАССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

(ЧАСТЬ С)

 

 

ОЗЁРСК-2010

Авторы-составители:

Аверина М.А., к.фил.н., зав. кафедрой лингвистики филиала ЮУрГУ в г. Озёрске, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 21»

Великанова Е.В., к.фил.н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 21»

 

Рецензент:

Свиридова А.В., д.ф.н., доцент кафедры русского языка и методики его преподавания ЧГПУ

Аргументация: материал по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса по русскому языку. (часть С) / Учебно-методические рекомендации. Сост. Аверина М.А., Великанова Е.В. -Озёрск: Издательство ОФ ЮУрГУ, 2010. - 50 с.

 

 


Предисловие

Логическая культура, являющаяся важной составной частью общей культуры человека, включает многие компоненты. Но наиболее важным из них, соединяющим, как в оптическом фокусе, все другие компоненты, является умение рассуждать аргументирование.

Аргументация – это приведение доводов, или аргументов, с намерением вызвать или усилить поддержку другой стороны (аудитории) к выдвинутому положению. «Аргументацией» называют также совокупность таких доводов.

Цель аргументации – принятие аудиторией выдвигаемых положений. Аргументы могут приводиться не только в поддержку тезисов, представляющихся истинными, но и в поддержку заведомо ложных или неопределенных тезисов.

В аргументации различают тезис – утверждение (или система утверждений), которое аргументирующая сторона считает нужным внушить аудитории, и довод, или аргумент, – одно или несколько связанных между собою утверждений, предназначенных для поддержки тезиса.

Аргументация представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или опровергнуть это мнение. Аргументация, таким образом, характеризуется следующими чертами: она всегда выражена в языке, имеет форму произнесенных или написанных утверждений, теория аргументации исследует взаимосвязи этих утверждений, а не те мысли, идеи и мотивы, которые стоят за ними; является целенаправленной деятельностью, задача которой усиление или ослабление чьих-то убеждений; это социальная деятельность, поскольку она направлена на другого человека или других людей, предполагает диалог и активную реакцию другой стороны на приводимые доводы; аргументация предполагает разумность тех, кто ее воспринимает, их способность рационально взвешивать аргументы, принимать их или оспаривать.

В самом общем смысле обосновать некоторое утверждение – значит привести те убедительные или достаточные основания (аргументы), в силу которых оно должно быть принято.

Обоснование и аргументация соотносятся между собою как цель и средство: способы обоснования составляют в совокупности ядро всех многообразных приемов аргументации, но не исчерпывают последних.

Эмпирические данные могут использоваться в ходе аргументации в качестве примеров, иллюстраций и образцов.

Пример – это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения и для подкрепления сделанного обобщения.

Цель примера – подвести к формулировке общего положения и в какой-то мере быть доводом в поддержку последнего. С этой целью связаны критерии выбора примера. Прежде всего, избираемый в качестве примера факт или частный случай должен выглядеть ясным и неоспоримым. Он должен также достаточно отчетливо выражать тенденцию к обобщению.

Иллюстрация – это факт или частный случай, призванный укрепить убежденность аудитории в правильности уже известного и принятого положения. Пример подталкивает мысль к новому обобщению и подкрепляет это обобщение, иллюстрация проясняет известное общее положение, демонстрирует его значение с помощью целого ряда возможных применений, усиливает эффект его присутствия в сознании аудитории.

Исходя из специфики третьей части экзаменационной работы и учитывая коммуникативные задачи, которые решает выпускник, выполняя задание части C, адекватнее руководствоваться не только и даже не столько логическим, сколько риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации.

Необходимо учитывать, что задача ученика не может заключаться в том, чтобы обосновать истинность заявленного тезиса (личностной позиции) в безупречной – с точки зрения формальной логики - форме. Истинность каких-либо положений зачастую подтверждается не только соответствием реальной жизни, но и эмоциональной убеждённостью в их справедливости.

Смысл аргументации для выпускника заключается в том, чтобы в очередной раз показать актуальность, важность, жизненность, нравственную состоятельность, незыблемость этической аксиомы.

В работе экзаменуемый может использовать, например, следующие типы аргументов.

I. Логические (рациональные) аргументы
1. Факты
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы)
3. Статистика (количественные показатели)
4. Объективные показатели
5. Законы природы
6. Определение, задача которого – обобщить
7. Положение юридических законов
8. Данные экспериментов
9. Свидетельства очевидцев

II. Иллюстративные аргументы – примеры
А) конкретный пример (сообщение, событие
Б) литературный пример
В) предположительный пример

III. Ссылка на авторитет:
1. Мнение известного человека (учёного, философа)
2. Мнение специалиста
3. Обращение к опыту и здравому слову в аудитории
4. Мнение очевидцев
5. Мнение должностных лиц
6. Общественное мнение

 


Раздел 1

Нравственные проблемы

 

Проблемы

1. Нравственные качества настоящего человека

2. Судьба человека

3.Гуманное отношение к человеку

4. Милосердие и сострадание

 

Утверждающие тезисы

1. Несите миру свет и добро!

2. Любить человека – вот главный принцип гуманизма.

3. Мы несем ответственность за чужую жизнь.

4. Помоги, утешь, поддержи - и мир станет чуточку добрее.

Цитаты

1. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М.Монтень, французский философ-гуманист).

2. Если жизни жизнь твоя не пробудит, в вечной смене бытия мир тебя забудет (И.Гете, немецкий писатель).

3. Единственная заповедь: «Гори» (М. Волошин, русский поэт).

4.Светя другим, сгораю (Ван Тюльп, Голландский медик).

5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов, русский писатель).

 

Аргументы

Раздел 2

Люби и защищай родину

 

Проблемы

1. Человек и родина

2. Связь человека со своим народом

Утверждающие тезисы

1. Люби, цени и защищай свою отчизну.

2. Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.

3. Каждый из нас - живая частица реки времени, которая из прошлого течет в будущее

Цитаты

1. Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сер­дца (К. Паустовский).

2. Потомство мое прошу брать мой пример: до издыхания быть верным отечеству (А. Суворов).

3. Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством (В. Белинский).

Аргументы

Проблема военнопленных

В повести В. Быкова «Альпийская баллада» показана трагедия людей, попавших в плен.

В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» показана трагическая судьба Андрея Соколова. Главный герой прошёл испытания фашистского плена, потерял семью, но сумел отстоять своё человеческое достоинство, не утратил воли к жизни чувство сострадания к людям.

 


Раздел 3

Поиск смысла жизни

Проблемы

1. Смысл человеческой жизни

2. Верность своему призванию

3. Поиск жизненного пути

4. Истинные и ложные ценности

5. Счастье

6. Свобода

 

П. Утверждающие тезисы

1. Смысл человеческой жизни заключается в самореализа­ция.

2. Любовь делает человека счастливым.

3. Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.

4. Служить делу жизни - вот главная цель человека.

5. Человека нельзя лишать свободы.

6. Нельзя насильно сделать человека счастливым.

Цитаты

1. Непреодолимого на свете нет ничего (А. В. Суворов, полко­водец).

2. Только труд дает право на наслаждение (Н. Добролюбов, литературный критик).

3. Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибать­ся, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная под­лость (Л. Толстой, писатель).

4. В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни (В. Вересаев, писатель).

5. И не светятся больше ночами два крыла у меня за плечами (А. Тарковский, поэт).

6. Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества (А.Маклин, английский писатель).

7. Смысл жизни не в том, чтобы удов.i1етворить свои желания, а в том, чтобы их иметь (М. Зощенко, русский писатель).

8. Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д.Ору­эм, английский писатель).

9. Не существует больших талантов без большой воли (О. Баль­зак, французский писатель).

10. Думать и творить, творить и думать - вот основа всякой мудрости (И. Гете, немецкий писатель).

11. Человек рожден, чтобы жить или в конвульсиях беспокой­ства или в летаргии скуки (Вольтер, французский писатель). 12. Человек, выбравший зло, в определенной степени лучше того, кого принудили к Добру (Э. Берджес, английский писатель).

IV. Аргументы

Ложные ценности

1) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» по­казал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что под­линное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не уз­нав, что такое жизнь.

2) Газеты рассказывали о судьбе преуспевающего менедже­ра, который увлекся ролевой игрой в бойцовском клубе. Его посвятили в сан рыцаря, дали новое имя, и придуманная жизнь так увлекла молодого человека, что он забыл о работе, о своей семье... Теперь у него другое имя, другая жизнь, и он жалеет только об одном, что нельзя навсегда уйти из реальной жизни в ту жизнь, которую он для себя придумал.

4) Имя простой крестьянской девушки Жанны д'Арк сегод­ня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не уда­валось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неисто­вой верой людей. После многих лет позорных поражений фран­цузы, наконец, смогли победить захватчиков.

Когда размышляешь над этим поистине чудесным событи­ем, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.

5) Маленькая девочка, занимаясь на трапеции, упала и раз­ била нос. Мать бросилась к дочери, но Илья Репин ее остано­вил, чтобы посмотреть на струящуюся из носа кровь, запом­нить ее цвет, характер движения. Художник в это время рабо­тал над полотном «Иван Грозный и сын его Иван». Этот факт, который большинство людей расценит как проявление безду­шия со стороны отца, говорит об особой природе художника. Он самоотверженно служит искусству, его правде, и жизнь ста­новится материалом для его творений.

6) Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н. Михалкова «Утомленные солнцем», испортилась погода, тем­пература понизилась до минус шести. А между тем по сцена­рию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим от­дыхающих, приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требу­ет от человека жертв, полной самоотдачи.

7) М. Горький, работая над одним из своих романов, опи­сывал сцену убийства женщины. Внезапно писатель вскрик­нул и упал без чувств. Приехавшие врачи обнаружили у писа­теля рану в том самом месте, куда ударили ножом героиню его произведения. Этот пример показывает, что подлинный писа­тель не просто выдумывает события, а пишет кровью своей души, все созданное он пропускает через свое сердце

8) Французский писатель Г. Флобер в романе «Госпожа Бо­вари» рассказывал о судьбе одинокой женщины, которая, за­ путавшись в жизненных противоречиях, решила отравиться. Писатель сам почувствовал признаки отравления и вынужден был обратиться за помощью. Не случайно потом он говорил: «Госпожа Бовари - это я».

9) Верность своему призванию не может не вызывать ува­жения. Народоволец Николай Кибальчич был приговорен к смерти за покушение на царя. Ожидая смерти, он работал над проектом реактивного двигателя. Больше, чем собственная жизнь, его заботила судьба изобретения. Когда за ним при­шли, чтобы отвести к месту казни, Кибальчич отдал жандарму чертежи космического аппарата и просил передать их ученым. «Трогательно, что человек перед страшной казнью имеет силы думать о человечестве! » - так писал об этом духовном подвиге К. Циолковский.

10) Восемь лет провел итальянский поэт и философ Д. Бру­но в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он от­рекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой.

11) Когда родился Сократ, его отец обратился к оракулу, чтобы узнать, как воспитывать сына. Оракул ответил, что маль­чик не нуждается ни в наставниках, ни в воспитателях: он уже избран на особый путь, и руководить им будет его дух-гений. Позже Сократ признавался, что часто слышал внутри себя ка­кой-то голос, который приказывал ему, что делать, куда идти, о чем думать. Эта полулегендарная история выражает веру в избранность великих людей, которые окликнуты жизнью для больших свершений.

12) Врач Н. И. Пирогов, наблюдая однажды за работой скульптора, пришел к мысли использовать при лечении больных гипсовую повязку. Использование гипсовой повязки стало под­линным открытием в хирургии и облегчило страдания многим людям. Этот случай говорит о том, что Пирогов был постоян­но поглощен своими мыслями о том, как лечить людей.

13) «Я всегда поражался безмерному трудолюбию и терпе­ливости Кирилла Лаврова, - вспоминает режиссёр Владимир Бортко о выдающемся актере: «Нам надо было отснять 22­ минутный разговор Иешуа с Понтием Пилатом, такие сцены снимаются по две недели. На съёмочной площадке Лавров, 80-летний человек, провёл 16 часов в нагрудных доспехах весом 12 кг, не сказав ни слова упрёка съёмочной группе».

14) Научный поиск требует самоотверженного служения. Древнегреческий философ Эмпедокл говорил современникам: «Ничто не рождается из ничего и никуда не исчезает, одно переходит в другое». Люди смеялись над бреднями безумца. Тогда Эмпедокл, чтобы доказать свою правоту, бросился в ог­недышащее жерло вулкана.

Поступок философа заставил сограждан задуматься: может быть, на самом деле устами безумца говорила истина, которая не боится даже смерть. Не случайно идеи древнегреческого философа стали источником для научных прозрений в более поздние эпохи.

15) Майкл Фарадей однажды попал на лекцию к известному английскому химику Дэви. Молодой человек был околдован словами ученого и решил посвятить свою жизнь научному познанию. Чтобы иметь возможность с ним общаться, Фара­дей решил устроиться слугой в дом Дэви.

Проблема свободолюбия

В образе Катерины Кабановой-главной героини пьесы «Гроза» - А.Н. Островский запечатлел всю красоту и широкую натуру свободолюбивой русской души.

«Необыкновенным явлением русской силы» называл Н.В. Гоголь главного героя своей повести Тараса Бульбу. Суровый и непреклонный, вожак казацкого войска ведёт жизнь, полную невзгод и опасностей. Запорожская Сечь – вот его стихия. А душа проникнута лишь одним стремлением - к свободе и независимости своего народа.

Мцыри, главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова, презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме-монастыре. Изведав вкус свободы, он заплатил высокую цену за те чудесные мгновения, которые прожил на воле, - свою жизнь.

Известный поэт В. Высоцкий писал:

Но разве это жизнь, когда в цепях,

Но разве это выбор, если скован.


Раздел 4

Всё во имя человека

Проблемы

1. Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира

2. Роль личности в истории

3. Нравственный выбор человека

4. Конфликт человека и общества

5. Человек и природа

Утверждающие тезисы

1. Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.

2. От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.

3. Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторож­ный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми не­ предсказуемыми последствиями.

4. Помни о своей Высокой человеческой ответственности!

III. Цитаты

1. Есть один несомненный признак, разделяющий По­ступки людей на добрые и злые: увеличивает поступок любовь и единение людей - он хороший; производит он вражду и разъединение - он дурной (Л. Толстой, русский писатель).

2. Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что вы сами его превратили (М. Монтень, французский философ-гуманист).

3. Да - я в ладье. Меня разлив не тронет! Но как мне жить, когда народ мой тонет? (Саади, персидский писатель и мысли­тель)

4. Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту (Кон­фуций, древнекитайский мыслитель).

6. Люби - и делай что хочешь (Августин Блаженный, христи­анский мыслитель).

7. Жизнь - это борьба за бессмертие (М. Пришвин, русский писатель).

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, английский писатель).

IV. Аргументы

Проблема материнства

Тема материнства затрагивается Н.А. Некрасовым в стихотворении «Соловьи». Мать учит своих детей ценить прекрасное, любить природу. Ей очень хочется, чтобы её дети были счастливы. Выражая мечту всех матерей, она говорит, что если бы были для людей земли, где они жили бы свободно, то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки».

Своим личным примером воспитывает детей Матрёна Тимофеевна, одна из героинь поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо? » Она принимает на себя унизительное наказание, предназначенное сыну, ограждает его чистую душу от потрясений.

Известный писатель А.Фадеев в «Слове о матери» призывал читателей оглянуться на свою жизнь и ответить на вопрос: «Не от наших ли неудач и не от нашего ли горя седеют наши матери? » Он с огорчением отмечал, что «придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы».

В рассказе В.Астафьева повествуется о кошке Белогрудке, у которой ребята из деревни унесли котят. Автор с болью пишет о боли матери, ищущей своих детей.

Известный писатель А. Фадеев в «Слове о матери» писал: «Не от наших ли неудач, ошибок, и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы».

Жизнь и судьба женщин

*Сущностью жизни главной героини романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Натальи Ростовой является любовь.

*О женской доле писал в своих произведения А.Н. Некрасов.

Раздел 5

Проблемы

1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества

2. Воздействие искусства на духовное становление человека

3. Воспитательная функция искусства

Утверждающие тезисы

1. Подлинное искусство облагораживает человека.

2. Искусство учит человека любить жизнь.

3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» - в этом заключается смысл подлинного искусства.

4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.

III. Цитаты

1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель).

2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель).

3. Совестливость - вот чувство, которое обязана будоражить литература (Н. Евдокимова, русская писательница).

4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).

5. Мир книги - это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский писатель).

6. Хорошая книга - просто праздник (М. Горький, русский писатель).

7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор).

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, анг­лийский писатель).

9. Искусство - это тень божественного совершенства (Мике­ланджело, итальянский скульптор и художник).

10. Цель искусства – сгущено передать растворенную в мире красоту (французский философ).

11. Нет карьеры поэта, есть судьба поэта (С. Маршак, русский писатель).

12. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ).

13. Дело художника - рождать радость (К Паустовский, рус­ский писатель).

IV. Аргументы

1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то­нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы­шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

2) Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она полу­чила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

3) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты ме­няли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публи­ковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

4) Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, расска­зывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинс­кая мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему каза­лось, что эта картина рождена в минуту чуда.

5) Известный детский писатель Н. Носов рассказывал слу­чай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ночевать на привокзальной площади с бес­призорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, лишенные родитель­ского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про оди­нокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприют­ную жизнь со своей судьбой.

6) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста­ковича. которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

7) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Мит­рофанушки, пережили подлинное перерождение: стали при­лежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

8) В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожден­ные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.

9) Художник служит вечности. Сегодня мы представляем себе то или иное историческое лицо именно таким, каким оно изображено в художественном произведении. Перед этой по­истине царственной властью художника трепетали даже тира­ны. Вот пример из эпохи Возрождения. Молодой Микеланд­жело выполняет заказ Медичи и достаточно дерзко себя ведет. Когда один из Медичи выразил неудовольствие по поводу не­ достаточного сходства его с портретом, Микеланджело сказал: «Не беспокойтесь, ваше святейшество, через сто лет будет похоже на вас».

10) В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, д' Артаньян - эти ге­рои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, - олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на ре­альную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «францyз», «родина». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины должны проливать кровь не из-за мелких ссор, а ради своей отчизны. Но под пером романиста Ришелье обрел со­ всем другой облик, и выдумка Дюма на читателя воздействует гораздо сильнее и ярче исторической истины.

11) В. Солоухин рассказал такой случай. Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорит, что бывает и си­ний, другой доказывает, что синий снег - это чепуха, выдумка импрессионистов, декадентов, что снег и есть снег, белый, как...снег.

В этом же доме жил Peпин. Пошли к нему разрешить спор.

Репин: не любил, когда его отрывали от работы. Он сердито он крикнул:

- Ну, чего вам?

- Какой бывает снег?

- Только не белый! - и захлопнул дверь.

12) Люди верили в поистине магическую силу искусства.

Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою силь­нейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи перед осаждаю­щими - и немцы не осмелятся стрелять!, - утверждали они.

Проблема будущего книги

*Популярный публицист С.Курию рассуждал в очерке «Книга и компьютерный век» о том, умрёт ли книга при условии развития современных информационных технологий. Автор утверждал, что книга — это прежде всего текст, а вот в каком формате он подан, не имеет значения для сути произведения.

* В. Солоухин пишет об огромном преимуществе книги перед кино. Читатель, по его мнению, сам «режиссирует» свой фильм, кинорежиссёр не навязывает ему внешнего облика персонажей. Таким образом, чтение книг - процесс более творческий, нежели сидение перед «ящиком», когда человек более потребитель, чем творец.

Роль книги в жизни человека

*По мнению известного писателя Ф. Искандера, «главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение».

*Известный писатель и публицист Ю. Олеша писал: «Замечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов золотых книг... Они вне времени».

*М. Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

* В русской литературе немало примеров положительного влияния чтения на формирование личности человека. Так, из первой части трилогии М. Горького « Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком.

 

 


Раздел 6

Научно-технический прогресс

Проблемы

1.Образование и культура

2. Воспитание человека

3. Роль науки в современной жизни

4. Человек и научный прогресс

5. Духовные последствия научных открытий

6. Борьба нового и старого как источник развития

Утверждающие тезисы

1. Познание мира ничем нельзя остановить.

2. Научный прогресс не должен опережать нравственные воз­можности человека.

3. Цель науки - делать человека счастливым.

 

Цитаты

1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древ­ негреческий философ).

2. Не всякое изменение есть развитие (древние философы).

3. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить ма­шину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).

4. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский).

 

IV. Аргументы

Человек и познание

1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глини­стой земли. Император, испугавшись, что новый металл обес­ценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову.

2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благода­ря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода.

3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, кото­рые прежде умирали от заражения крови.

4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия».

5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, ко­торые и привели к гениальному открытию.

6) Раннее Средневековье принято называть «темными ве­ками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкс­кого государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Вели­кий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель­ но выводил буквы.

7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо зна­чимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привыч­ный факт и открыть универсальный закон движения.

8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям при­несло их невежество. В Средние века всякое несчастье: бо­лезнь ребенка, смерть домашней скотины, дождь, засуха, не­ урожай, пропажа какой-либо вещи - все объяснялось проис­ками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершен­ствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу.

9) Трудно переоценить роль наставника в становлении че­ловека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как-то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко ответил: «На ры­нок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродете­лью? » Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу! » - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика.

10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчи­ком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным со­оружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал студентам лекции по физике, называл тео­рию относительности Эйнштейна «досадным научным недо­разумением» -

12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена элект­родвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество исполь­зуется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно про­гнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, кото­рые откроются перед человеком.

13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд­ не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмерен­ными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, последние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточ­ку... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли ост­ров Мартиника.

Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росто­чек пока еще неведомого открытия, поливает его влагой на­дежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния... И вот он - спасительный берег окончательного оза­рения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые план­тации теорий, монографий, научных лабораторий, техничес­ких новинок покроют материки познания.

Проблема отношения к учёбе

Известный публицист С.Соловейчик считает, что «на свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением». И именно учение с увлечением - «счастливая жизнь».

Безответственное отношение к учёбе показано в «Недоросле» Д. Фонвизина.

 

Важность гуманитарных наук

*Известный публицист, учёный Д.С. Лихачёв утверждал, что гуманитарные науки очень важны, так как именно они учат понимать искусство, историю, воспитывают нравственность.

*Властитель дум Энштейн вдохновлялся творчеством Ф.М. Достоевского. А известный учёный Р.Якобсон говорил, что перед написанием своих работ любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой.

Проблема отцов и детей

*Современный публицист А.К. Перевозчикова считает, что постоянное повторение конфликта поколений неизбежно. Причина чаще кроется в том, что молодёжь пытается отрицать накопленный отцами опыт. Старшее поколение должно нанимать позицию большего компромисса в силу того, что оно способно лучше анализировать ситуацию, поскольку обладает большим жизненным опытом и большей информацией о похожих ситуациях в истории человечества.

* Проблема взаимоотношений поколений – одна из важнейших в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Смена поколений – процесс всегда сложный и небезболезненный. «Дети» п


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.164 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь