Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Композиция литературного произведения
Композиция в литературе – это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности. Но композицию нельзя рассматривать как последовательность глав, сцен и т.д. Композиция – целостная система определенных способов, форм художественного изображения, обусловленная содержанием произведения. Средства и приемы композиции углубляют смысл изображенного. Элементы или части композиции: описание, повествование, система образов, диалоги, монологи персонажей, авторские отступления, вставные рассказы, авторские характеристики, пейзаж, портрет, фабула и сюжет повествования. В зависимости от жанра произведения в нем преобладают специфические для него способы изображения. Каждое произведение имеет свою неповторимую композицию. Некоторым традиционным жанрам присущи композиционные каноны. Например, трехкратные повторы и счастливая развязка в сказке, пятиактное строение классической трагедии и драмы. К примеру можно привести композицию литературного произведения Булгакова «Мастер и Маргарита». Это роман в романе. Судьба автора отражается в судьбе Мастера, судьба мастера – в судьбе его героя Иешуа. Конфликт Конфликт является основой динамично развивающегося сюжета. Именно конфликт, развертываясь в сюжете, определяет те или иные поступки действующих лиц, ход и характер событий. В избранном типе конфликта писатель выражает свое понимание реальных жизненных противоречий. Не следует думать, однако, что конфликт — основа всякого сюжета. Сюжеты многих литературных произведений не имеют основного конфликта, попытки выявить такой конфликт могут привести к ошибкам. Конфликт может быть мнимым, иллюзорным — в этом случае иллюзорным, призрачным становится и сюжет произведения, как это произошло, например, в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Ведь Хлестаков — это мнимая величина, по отношению к нему уездные чиновники ведут себя неадекватно. Их усилия, потраченные на то, чтобы избежать гнева важной петербургской особы, их лихорадочная суета — это всего лишь бег на месте. Кроме основного конфликта — двигателя сюжетного действия — в произведении могут быть разнообразные частные конфликты, возникающие во взаимоотношениях персонажей. В сложных, многоплановых произведениях (например, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир») частные конфликты необходимы для того, чтобы точнее воссоздать панораму жизни общества, быт, эпоху, сложность и противоречивость характеров людей. В некоторых произведениях нет ясно выраженного конфликта, его заменяет конфликтный фон. Его присутствие, например, в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», как и в других его пьесах, проявляется в повышенном беспокойстве, даже нервозности персонажей. Источник такого их поведения внешне никак не определен. Это не результат какого-либо явного конфликта, нарушающего размеренное течение жизни. Причина немотивированных поступков, странных реплик, срывающихся с уст персонажей, какой-то бестолковой суеты, время от времени возникающей в доме Раневской, — не событийная, а психологическая. Поэтому в чеховских пьесах сюжетное действие отходит на второй план, а главным становится психологический подтекст, проступающий за множеством частных бытовых конфликтов. Силлабическая система стихосложения Силлабическая система стихосложения (от греческого слова, означающего " слог" ) основана на чередовании равносложных строк. Количественное соотношение слогов является ритмообразующим фактором, а остальные факторы (долгота слогов, их ударность) не принимаются во внимание. Силлабо-тоническая система стихосложения Силлабо-тоническая система стихосложения - система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора - слог и ударение - и подразумевает закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными. Именно в рамках этой системы написана большая часть русских стихов. Основные размеры стиха Хорей (греч. choreios — плясовой), или трохей (греч. trochaios — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Мчатся тучи, вьются тучи (А.С. Пушкин) Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха. · Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.). Мой дядя самых честных правил, (А.С. Пушкин) Дактиль (греч. daktylos — палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. В рабстве спасённое (Н.А. Некрасов) Амфибрахий (греч. amphibrachys — с обеих сторон краткий) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. На севере диком стоит одиноко (М.Ю. Лермонтов) Анапест (греч. anapaistos — отраженный, т.е. обратный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Есть в напевах твоих сокровенных (А. Блок) Спондей, пиррихии Спондей - утяжеленная стихотворная стопа, когда в одной стопе соседствуют два ударных слога. Классический пример – начало «Евгения Онегина» А.Пушкина: «Мой дядя самых честных правил…» Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей. Пиррихий в греческом стихосложении представлял собою стопу, состоящую из двух кратких слогов U U. Иррациональным пиррихием называлась стопа, когда один из слогов имел большую долготу, которая не могла быть выражена целой морой, чем другой (позднее, может быть, и зачатки ударности). Пиррихий встречается либо в логаэдических размерах, либо в случае стяжения. В русском стиховедении при помощи пиррихия пытались подкрепить слабость стопной теории, рассматривая его как стопу из двух безударных слогов, замещающую ямбические или хореические стопы (теория ипостас, например, В. Брюсова), что однако противоречило принципиальным установкам стопной теории, рассматривавшей стопу как сочетание ударного слога с безударными, а строку как закономерное чередование одинаковых стоп. В связи с отказом современного стиховедения от теории стоп [1] отпадает и понятие пиррихий для русского стиха. Звуковая организация стиха Рифма - созвучие концов стихов, отмечающее их границы и связывающее их между собой. Различаются односложные, двусложные, ..; по месту ударения( на 1-м, 2-м, 3-м....слоге от конца) - мужская рифма(ударение на последнем слоге), женская(ударение на предпоследнем слоге), дактилическая, гипердактилическая; по точности созвучия - точные(белый-смелый), приблизительные(белым - смелом), неточные(я-меня, пламя-память, неведомо-следом); по лексич. и грамматич. признакам - однородные(например глагольные) и разнородные, омонимичные, тавтологические, составные и пр.; по взаимному расположению рифмующихся строк- смежные(аабб), перекрестные(абаб), охватные(кольцевые)(абба), смешанные(тернарные - аабссб), двойные, тройные и т. д. Строфа ДВУСТИШИЕ (дистих) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии - дистих, в восточной - бейт, в силлабической - вирши. Если двустишие образует самостоятельную строфу – это строфическое двустишие. Графически такие двустишия отделяются друг от друга. Дано мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить Нестрофические двустишиявходят в состав более сложных строф и определяются по смежному способу рифмовки. ТРЁХСТИШИЕ (терцет) - простая строфа из трёх стихов. Также, см. терцина В беспечных радостях, в живом очарованье, ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (катрен) – простая строфа из 4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии. ОДИЧЕСКАЯ СТРОФА – десятистишие с рифмовкой АBАB CC DEED. Одической строфой пишутсяторжественной оды. ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - 14-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой ABAB CCDD EFFE GG, созданное А. С. Пушкиным («Евгений Онегин»). БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - строфа, в которой, как правило, чётные стихи состоят из большего количества стоп, чем нечётные. СОНЕТ (прованс. sonetto – песенка) - стихотворение твёрдой формы из 14 строк. Популярен в поэзии Возрождения, барокко, романтизма. Цикл из 15 связанных сонетов называется «венком сонетов». Английский сонет строится по схеме – «4+4+4+2». ТЕРЦИНА (лат. terzа rima - третья рифма) - 3-стишная строфа из непрерывной цепи тройных рифм ABА BCB CDC («Божественная комедия» Данте). ТРИОЛЕТ - восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB, где стихи А и В повторяются как рефрены. Употреблялся в легкой поэзии 15-18 вв. РОНДО - стихотворение в 15 строк с рифмовкой AABBA, ABB С, AABBA С (C - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо. СИЦИЛИАНА - восьмистишие с перекрёстной рифмой АБАБАБАБ. САПФИЧЕСКАЯ СТРОФА - строфа с устойчивым чередованием различных метров, изобретённая греческой поэтессой Сапфо АЛКЕЕВА СТРОФА – строфа античного стихосложения из 4-х логаэдов с устойчивым чередованием различных метров.
КОРОЛЕВСКАЯ СТРОФА - семистишие с системой рифмовки АББААВВ. СПЕНСЕРОВА СТРОФА - девятистишная строфа с рифмовкой ABABBCDC, представляющая собой октаву с добавлением девятого, удлиненного на одну стопу, стиха. Впервые появилась в поэме английского поэта Э. Спенсера «Королева фей» (1596).
АСТРОФИЗМ - стихотворение, в котором нет симметричного деления на строфы, что расширяет интонационно синтаксическое звучание стихотворения и даёт поэту больше композиционной свободы. Астрофизм применяется в баснях, детских стихах, повествовательных поэтических произведениях. Дольник. Сапфическая строфа До́ льник (ранее иногда употреблялся термин паузник ) — вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0. " Дней (0) бык (0) пег, Медленна (2) лет (1) арба, Наш (0) бог (0) бег, Сердце (1) наш (2) барабан." Владимир Маяковский Общая формула X Ú X Ú X Ú и т. д. (Ú — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 0, 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д. В случае, если допускаются строки с междуударным интервалом 3, говорят о тактовике, если 4 и более — об акцентном стихе. Сапфи́ ческая строфа́ Большая, Сапфи́ ческая строфа́ Малая — строфы в античном стихосложении. Как считается, впервые употреблены греческой поэтессой Сапфо. В римской лирике Малая строфа заимствуется Катуллом и Горацием, Большая — Горацием. Малая Сапфическая строфа — одна из наиболее употребительных систем в поздней античной поэзии. В русской литературе попытки воспроизвести Малую Сапфическую строфу на базе тонико-силлабического стихосложения предпринимались Брюсовым, Радищевым и др.. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы