Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Художественный образ. Образ и понятие. Термин.
Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Литературный тип — (тип героя) — совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей. Литературные типы являются отражением тенденций духовного развития общества, мировоззрения, философских, нравственных и эстетических взглядов самих писателей. Основные моменты: 1) гиперболичность 2) эмоциональность 3) типичность (уникальность) Х.о. двучленен, в нем пересекаются 2 плана: предметный и смысловой (подразумеваемый, скрытый). Возможны 2 классификации худ.образа: 1) предметная (общество – человек – природа) – через портрет, персонажи, они тоже конкретны (осязаемы). Образ автора над ними. Природа – интерьер, экстерьер, вещи, окружающие героя, детали: платок и т.д. Общество – среда, народ, семья, мир (как Вселенная…) Для Древних: человек – часть хора 2) обобщенно-смысловая – аллегория, символ, миф, архетип (коллективно-бессознательная) Архетип – древнейший символ, порожденный архаическим коллективным сознанием. Это образ, передаваемый из поколения в поколение. Пример: образ блудного сына, Каин и Авель, Фауст. 1) архетип мудрого старика; 2) огонь; 3) дорога. Внутренняя структура образов может возникать: 1) от внутрен. о 2) за счёт сравнений 3) противопоставление или сопоставление Два пути возникновения образов: 1) придание; 2) наблюдение; 3) ассоциации
I. Худ образ – чисто речевое явление II. Худ. образ – система конкретно чувств деталей, воплощающих содержание Образ – сложная взаимосвязь деталей, он осязаем, пластичен, имеет конкретную форму. В х.о. создается нечто художественно новое, обладающее художественной ёмкостью. Самое распространенное определение Х.О. – это субъективное отражение объективного мира. Те́ рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, точно и однозначно именующее понятие и его соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы. Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения однозначны и лишены экспрессии. Термины существуют в рамках определённой терминологии, то есть входят в конкретную лексическую систему языка, но лишь через посредство конкретной терминологической системы. В отличие от слов общего языка, термины не связаны с контекстом. В пределах данной системы понятий термин в идеале должен быть однозначным, систематичным, стилистически нейтральным (например, «фонема», «синус», «прибавочная стоимость»).
Время и пространство в художественной литературе. Понятие хронотопа. Пространственно-временная организация литературного произведения - хронотоп. Под хронотопом М.М. Бахтин понимает «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений». В литературных произведениях отдельно выделяют образы времени и пространства: Время: -суточное -календарное -биографическое -историческое -космическое Пространство: -замкнутое -открытое -близкое -удаленное -пустое -детализированное (предметно насыщенное) -реально видимое -представляемое -земное -космическое Кроме этого, и время и пространство выделяют конкретное и абстрактное. Если абстрактно время, то абстрактно и пространство, и наоборот. По Бахтину хронотоп - в первую очередь принадлежность романа. Он имеет сюжетное значение. Хронотоп - структурная опора жанра. Виды частных хронотопов по Бахтину: -хронотоп дороги - строится на мотиве случайной встречи. Появление этого мотива в тексте может стать причиной завязки. Открытое пространство. -хронотоп частного салона - неслучайная встреча. Закрытое пространство. -хронотоп замка (в русской литературе его нет). Доминирование исторического, родового прошлого. Ограниченное пространство. -хронотоп усадьбы (не Бахтин) - концентрическое, непринципиально замкнутое пространство. -хронотоп провинциального городка - бессобытийное время, пространство замкнутое, самодостаточное, живущее своей жизнью. Время циклическое, но не сокральное. -хронотип порога (кризисного сознания, перелома). Нет биографии как таковой, только мгновения. Крупный хронотоп: -Фольклорный (идиллический). Основывается на законе инверсии. Тенденции современного хронотопа: -мифологизация и символизация -удвоение -обращение к памяти персонажа -усиление значения монтажа -время само становится героем повествования -время и пространство - неотъемлимые координаты мира. Функции: -Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношении к реальной действительности -Организует пространство произведения, водит в него читателей -Может соотносить разное пространство и время -Может выстраивать цепочку ассоциаций в сознании читателя и на этой основе связывать произведения с представлением о мире и расширять
Художественный вымысел. Образ и прототип. Автобиографизм. Художественный вымысел – изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. В 4 веке Аристотель в трактате «Поэтика» утверждал, что основное отличие литературных сочинений от исторических произведений заключается в том, что историки пишут о тех событиях, которые происходили в реальности, а писатели – о тех, которые могли бы произойти. В литературе границы между ХВ и достоверности очерчены условно и подвижны. ХО – всеобщая категория художественного творчества, средство и форма освоения жизни искусством (элемент или часть произведения, обладающий самостоятельным значением). Прототип – реально существующий человек, чьими чертами автор наделил персонажа произведения. Соотнесённость героя и прообраза: 1. Сходство значимое, необходимое для понимания смысла произведения, в этом случае автор сам указывает степень узнаваемости персонажа. 2. Автор может присвоить черты прототипа персонажу, но при этом литературный герой не должен восприниматься как двойник реального человека. Автобиографизм – отражение в литературном произведении событий из жизни автора, близости с героем.
14. Форма художественного произведения. Компоненты. Художественное произведение есть явление не природное, а культурное, а это значит, что в основе его лежит духовное начало, которое, чтобы существовать и восприниматься, непременно должно обрести некоторое материальное воплощение, способ существования в системе материальных знаков. Отсюда естественность определения границ формы и содержания в произведении: духовное начало – это содержание, а его материальное воплощение – форма. Форма художественного произведения имеет две основные функции. Первая осуществляется внутри художественного целого, поэтому ее можно назвать внутренней: это функция выражения содержания. Вторая функция обнаруживается в воздействии произведения на читателя, поэтому ее можно назвать внешней (по отношению к произведению). Она состоит в том, что форма оказывает на читателя эстетическое воздействие, потому что форма выступает носителем эстетических качеств художественного произведения. Наиболее распространённой классификацией элементов художественной формы произведения – композиция, обусловленная содержанием. Сюжет главный элемент композиции: элементы сюжета, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, пролог, эпилог. Главные герои, их портреты, характеры.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1670; Нарушение авторского права страницы