Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Антропоцентризм иск-ва и виды образов



Обобщенно-преувеличенные представления первобытных людей отличались той или иной фантастичностью. Характерной чертой был антропоморфизм. Люди осознавали жизнь природы по сходству со своей. Отсюда образы на основе олицетворения, наделения человеческими способностями и гиперболы.

Антропоцентризм искусства диктует особый ракурс видения среды, окружающей человека: природа, вещный мир изображаются не только ради их самих. Это круг предметов, доступных образному воплощению, широк. В искусстве вещи всегда «говорят» о человеке, природа «ведет» с ним «речь». Отсюда вытекает иерархия образов в произведении.

Виды образов:

1) Образ-персонаж- не обязательно человек, любой предмет обретает антропоморфные качества. Драма- границы обозначены четко, эпос- структуру образа определяет читатель (сужает/расширяет контекстуальную базу интерпретации), лирика- часто бесперсонажна, важен лирический субъект, характер мироощущения, система ценностей,

2) Образ- представление- портрет персонажа, может быть человека, пред. в виде вещи, детали пейзажа, интерьера. Чаще всего описание

3) Первичные субъекты речи- присутствуют только как голоса (в лирике- собственно автора, лир.героя, ролевого героя, ролевого субъекта и др, в эпосе- всеведущий повествователь, личный повествователь, рассказчик и др. )

4) Аллегории и символы- иносказательные образы, значащие элементы предметного мира.

В аллегории (греч. allegoria – иносказание) дешифровка смысла не вызывает затруднений и условность изображения очевидна. Это традиционный язык басни, которая первоначально была риторическим приемом, склонявшим слушателей к тому или иному решению. Образы животных здесь имеют служебное значение и способствуют убедительности басенной «морали». Житейская ситуация упрощается, так как поведение персонажей заведомо известно.

Символ (греч. symbolon – знак, опознавательная примета), как и аллегория, является иносказанием. Но, в отличие от аллегории, символический образ сохраняет и свое прямое значение в художественном контексте. Его второй, переносный смысл может быть распознан читателем далеко не сразу, особенно при первом чтении. К тому же символ тяготеет к многозначности. Так, в стихотворении Пушкина «К морю» образ моря – это и конкретный пейзаж («... Ты катишь волны голубые...», «... Твои скалы, твои заливы, // И блеск, и тень, и говор волн...»), и одновременно воплощение идей свободы, вечного движения, могущества, образный аналог романтической концепции личности.

В отличие от аллегорических образов, значение которых известно очень широкой аудитории, распознавание символов подчас требует особых знаний. На это указывает этимология термина: символами «назывались у древних греков подходящие друг к другу по линии облома осколки одной пластинки, складывая которые, опознавали друг друга люди, связанные союзом наследственной дружбы. По символу опознают и понимают друг друга “свои”. В отличие от аллегории, которую может дешифровать и “чужой”, в символе есть теплота сплачивающей тайны» (Аверинцев С.С. Символ / Краткая литературная энциклопедия. М., М., 1971. Т.6.Стб. 827).
5. Эстетическая природа искусства

Эстетическое представляет собой особый род отношений человека к действительности. В этом качестве соотносимо с логическим, этическим (=нравственным) и гедонистическим, образующими своего рода внешние границы эстетического в культуре.

Эстетическое переживание представляет собой эмоциональную рефлексию – переживание переживаний, в отличие от рефлексии рациональной – логического самоанализа сознания. «Вторичное» переживание не сводится к его первичному психологическому содержанию, которое в акте эмоциональной рефлексии преобразуется культурным опытом личности.

Бахтин. В акте эстетического созерцания человек бессознательного ориентируется на духовно солидарного с ним «своего другого», самим любованием он оглядывается на актуальный для него в данный момент «взгляд из-за плеча», он не присваивает эмоционально рефлектируемое переживание себе, но делится им с неким адресатом духовной активности (грубо говоря: получая эстетическое удовольствие, мы думаем о том, что оно истинно для всех à отсылочка к Канту).

Логическое, будучи чисто познавательным, а значит, безоценочным отношением, ставит познающего субъекта вне познаваемого объекта (жизнь и смерть с логической точки зрения не хороши или плохи, а закономерны). Логический объект, субъект и отношения между ними мыслятся раздельно, тогда как субъект и объект эстетического отношения – неслиянные и нераздельные полюса. Предмет созерцания становится эстетическим объектом только в присутствии эстетического субъекта, и созерцающий становится эстетическим субъектом только перед лицом эстетического объекта. Нравственное отношение как сугубо ценностное делает субъекта непосредственным участником любой ситуации, воспринимаемой этически, ибо добро и зло оказываются абсолютными полюсами системы моральных убеждений. Неизбежный для этического отношения нравственный выбор своей ценностной позиции тождествен поступку – даже в том случае, если он не будет продемонстрирован внешним поведением, т.к. «фиксирует» место этического субъекта на своеобразной шкале моральных ценностей. Эстетическое представляет собой синкретичное (=нераздельное) единство ценностного и познавательного. Для возникновения феномена эстетического нужны объективные и субъективные предпосылки.

Субъективные. Для проявления так называемых «эстетических» свойств нужна интенсивная эмоциональная жизнь человеческого «я».

Объективные. Целостность – полнота и неизбыточность – изображаемого явления, не только целостность тела (вещи), но и целостность внутренняя. Личность как внутреннее единство духовного «я» есть высшая форма целостности, доступной человеческому восприятию. Акт эмоциональной рефлексии двусторонен: созерцая что-либо в его целостности, человек занимает такую «внежизненно активную позцию» (Бахтин), в которой и он обретает некоторую духовную целостность.

Бахтин: «Эстетическое вполне осуществляет себя только в искусстве».

Эстетическая деятельность – деятельность переоформляющая, придающая чему-нибудь новую, вторичную форму. В области искусства, утилитарной функции не имеющего, переоформляющая эстетическая деятельность направлена не на материал, из которого «изготовляются» тексты, а на жизненное содержание первичных переживаний. Эстетическая деятельность состоит в переоформлении этих переживаний – в сотворение новых форм жизни и форм её восприятия в воображении. Сотворение духовной реальности воображаемого мира – необходимое условие искусства.

То есть, художественный образ – нечто, не существующее в первичной реальности, но существующее в воображении – в замещающей (вторичной) реальности.

Эстетическая деятельность не предполагает воспроизводимости, поскольку не сводится к простому созиданию, но оказывается беспрецедентным созиданием – творением. Невоспроизводимость – важнейшая характеристика творческого акта в отличие от актов познания, поэтому подлинным произведением искусства может быть признано нечто действительно уникальное.

Эстетическое содержание эмоциональной рефлексии обретает в искусстве образную форму творческого воображения: не вымысла относительно действительность (=ложь), а вымысла абсолютно новой реальности.

И.Кант. Способность к такой деятельности – «гениальность», «способность создать то, чему нельзя научиться»

Шеллинг. «Основной закон поэзии - оригинальность»

Образотворческая природа искусства, проявляющаяся в законе оригинальности, обусловлена двояко его эстетической природой:

- вторичное переживание (эмоциональная рефлексия) осуществимо только в условиях вторичной же (=воображённой) реальности. Даже самое жизнеподобное искусство столь условно, что призвано возбуждать не столько прямые эмоциональные аффекты, но их текстуально опосредованные, обусловленные художественной субституцией рефлексии: переживания переживаний. В трагедии на сцене не может проливаться настоящая кровь à Закон условности как первый закон искусства.

- предпосылка эстетического отношения – целостность. Эстетические переоформление чего бы то ни было – оцельнение, придание оформляемому завёршенности (полноты) и сосредоточенности (неизбыточности), что достижимо только в воображении (достижение того же в реальной жизни - смерть).

Согласно закону целостности, нельзя вынуть ни один стих из своего места и заменить другим – нарушается значение всего произведения.

è Следствие: практическая неразрывность формы и содержания как единого целого. Это существенным образом отличает условность искусства от условности всех иных практик порождения систем знаков.

Завершенность и сосредоточенность художественной реальности вымышленного мира достигается благодаря наличию абсолютного «ценностного центра» (опять Бахтин), которого нет в реальной жизни. Такой центр – инстанция героя, к которому автор относится эстетически как к полноценному человеческому «я», личностной форме целостности бытия.

- парадоксальность художественного – в его одновременной единичности и всеобщности à взаимодополнительность закона индивидуации (оригинальности) и закона генерализации (обобщённости)

Эстетическая деятельность по сотворению художественной реальности есть «ценностное уплотнение» воображаемого мира вокруг «я» героя как «ценностного центра» этого мира. Стержнем художественности произведения как эстетической целостности является то или иное понимание внутреннего присутствия личностного начала во внешнем (безличном, сверхличном, межличностном) бытии природы, истории, общества.

Искусство есть высшая, деятельная форма эстетических отношений. Творчество художника – знаковая, текстопорождающая практика, удовлетворяющая эстетические потребности духовной жизни человека и формирующая сферу эстетических отношений между людьми, поскольку в основе своей искусства – деятельность коммуникативная – «средство общения людей, которое соединяет их в одном и том же чувстве».

è Следствие: произведение искусства – высказывание, понятое в качестве коммуникативного события (дискурса). Из чего выводим ещё один закон искусства – закон адресованности.

Внешняя адресованность, в общем, мало что значит и отнюдь не характеризует внутреннюю специфику произведения. Эстетическая (внутренняя) адресованность состоит в том, что произведение – в силу условной замкнутости и сосредоточенности своего воображаемого мира – заключает уготованную читателю внутреннюю точку зрения, с которой этот мир только и открывается в своей целостности. Обладатель этой точки зрения – виртуальный (=предельно возможный) адресат художественного произведения, «концептированная личность, элемент не эмпирической, но эстетической реальности».

___

Эстетика- наука о прекрасном. в современном понимании – наука, изучающая сферу ценностного отношения человека к миру и его художественную деятельность.

«Эстетическое» в переводе с греч. - чувственно воспринимаемое.

Эстетическая деятельность – это созерцание единичных предметов, которые постигаются как нечто завершенное и целостное; при этом эстетическое чувство не связано с категорией пользы и предполагает наличие эстетической дистанции.

Эстетическое имеет два аспекта:

1)предметный

2)эмоциональный.

В сферу эстетического входят и особого рода переживания и их объективные предпосылки, определенные свойства предметов.

В середине XVIII в. эстетическое стало объектом специальной научно-философской дисциплины – эстетики. Ее основатель, немецкий философ А. Баумгартен, автор двухтомного трактата на латыни «Эстетика» (1750, 1758), охарактеризовал эстетику как учение о совершенстве чувственного познания, противостоящего логическому.

Предмет эстетики – чувственно воспринимаемые образы, а не абстракции; основное понятие – прекрасное. Сфера прекрасного – чувственная видимость.

Высшая форма эстетического – художественное.

НО: эстетическое шире художественного, так как включает и внехудожественную реальность.

В эстетике явления оцениваются в эстетических категориях: аполлоническое и диониссийское, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.

Эстетическое не может быть отождествлено с гедонистическим (наука о наслаждении), логическим, этическим.

Эстетика выделяется в ряду форм общественного сознания:

1) политики

2) этики

3) религии

4) науки

5) права

6) эстетики

7) философии

Уровни общественного сознания:

1) Не теоретический (обыденное, но не обывательское сознание, аналог- общественная психология, не систематизировано, обязательно есть у каждого человека)

2) Теоретический (рациональные идеи и их разработки, все четко систематизировано, не каждый может подняться на 2-ой уровень).

Уровни не всегда согласуются между собой. Главный критерий- целостность. На втором уровне она достигается философским мировоззрением.

Сознание синкретично.

Эстетизм – абсолютизация эстетического, возвышение эстетических ценностей над всеми другими, зачастую при исключении этического. Соотношение эстетического и этического – изменчивая категория.

Немецкая эстетика: только в эстетическом состоянии человеческая природа проявляется в чистоте и непосредственности.

Шеллинг: «добро, которое не есть красота, не есть также и абсолютное добро».

Начало XX века: разрыв с этическим в пользу эстетики.

Пример: «Дневник обольстителя» С.Кьеркегора (главный герой – редкая скотина, заботится только о том, чтобы красивые поступки совершать), «Портрет «Дориана Грея»» О.Уайльда.

Ницше: «существование мира может быть оправдано лишь как эстетический феномен».

Бахтин: «эстетическое видение» оправданно и насущно, поскольку не претендует быть «философским видением единого и единственного рая».


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1209; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь