Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Идея развития и принцип историзма
Общее представление о развитии Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия является специфическая и универсальная категория диалектики — категория развития. В мире нет ничего окончательно завершенного: все находится в пути к иному. А тот пли иной тип связей и взаимодействий образует определенное направление этого пути: откуда и куда. (Само слово «развитие», в житейском понимании 1 Гёте. Избр. филос. произв. М., 1964, с. 334. его этимологии, означает «развертывание» — вить и развивать, то есть двигаться в обратном направлении (ср. развить веревку). Тут мыслится заложенность всего в начальной точке: в первом шаге виден и последующий.) Принцип движения материи как способа ее существования в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам общую идею развития мира. Развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. Качание маятника — пример движения, а вот рост ребенка — пример развития. Рассмотрим по порядку все четыре указанных здесь отличительных признака развития. Что значит «необратимое изменение»? Это значит, что в процессе развития в отличие от случаев циклического функционирования системы невозможен возврат к уже пройденным состояниям. Через одно и то же состояние все проходит лишь однажды; невозможно, например, движение организма от старости к молодости. Уже отсюда видно направление развития. Поэтому следующая характеристика — определенно направленное изменение — означает, что в процессе развития постепенно накапливаются однокачественные изменения, определяемые типом взаимодействия данного объекта с окружающим миром и его внутренними противоречиями. Совокупность однокачественных изменений и предопределяет линию направленного изменения объекта. К примеру, множество однокачественных и сначала редких, разрозненных приемов обработки того или иного материала, вещества приводит в конечном итоге к образованию новой технологии, соответственно меняя качественную определенность труда. А что значит «закономерное изменение»? Это значит, что в основе развития лежат не случайные события, которые в бесконечном количестве возмущают направленное изменение объекта, но те проистекающие из самой сути объекта и из типа его взаимодействий с окружающим миром события, которые носят необходимый характер. Как бы ни была богата многообразными случайностями, например, история древнего мира, все-таки все известные науке очаги цивилизации закономерно проходили этап общинно-родовой организации либо феодализма. Все три отмеченные признака развития необходимо концентрируют внимание на его четвертом моменте — на появлении нового качества, являющегося как бы определенным итогом предшествующего процесса развития и исходным моментом последующего. Таким образом, поступательное развитие мыслится не как некоторое движение чего-либо от одного пункта к другому, а как процесс, который на каждой последующей ступени своего дальнейшего движения поднимает все выше всю массу уже достигнутого содержания и не только не теряет ничего су- щественного, но несет с собой все приобретенное, обогащая его новым содержанием. Новое — промежуточный или конечный результат развития, соотнесенный со старым. Изменения могут относиться к составу объекта (к количественной и качественной характеристике его компонентов), к способу связи элементов данного целого, к функции, поведению объекта — характеру его взаимодействий с иным и, наконец, ко всем этим характеристикам в целом. Развитие — это двойной процесс: в нем старое уходит, а новое приходит, утверждая себя не путем беспрепятственного развертывания своих потенций, а в борьбе со старым. Необходимо четко представлять себе соотношение между понятиями «развитие» и «прогресс». При всей их близости они не являются тождественными. Развитие приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязательно, чтобы оно было сложнее или совершеннее качества предшествующего. Если новое качество в том или ином отношении превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция развития, если же оно в том или ином отношении уступает старому, то налицо регрессивная тенденция развития. Так, старение организма — это регрессивная тенденция развития, которая может сопровождаться (хотя и не всегда) прогрессивной тенденцией в развитии духовных потенций личности. Регресс, так же как и прогресс, необратим, то есть на любой стадии регресса появляется новое качество, не сводимое к предшествующим состояниям. Будучи одной из тенденций развития живого, регресс необязательно связан с вырождением или вымиранием. Регрессивное упрощение морфофизиологичееких качеств того или иного биологического вида часто связано с нуждами приспособления к новой среде, и многие так называемые дегенерированные формы принадлежат к числу наиболее цветущих групп животного мира. Прогресс и регресс, таким образом, это две разные, однако находящиеся в сложной взаимозависимости и переплетении тенденции развития. В пределах сложных систем один элемент или уровень может регрессировать, а система в целом — прогрессировать или, наоборот, общий регресс системы может сопровождаться прогрессивным развитием ее отдельных элементов. Если рассматривать крупные масштабы развития, такие, например, как органическая эволюция, то внутри них вполне очевидно взаимодействие разнонаправленных процессов: общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса. Идея развития, обладая мощной эвристической силой, существенно обогатила мировоззренческие и методологические принципы науки. Известная науке ветвь поступательного развития состоит из дозвездной, звездной, планетной, биологической и социальной ступеней структурной организации материи. В космических масштабах процессы прогрессивного и регрессивного развития, по-видимому, равноправны по своему значению, так как и то и другое приводит к появлению новых форм. Во Вселенной значительное место занимают и циклические процессы, например взаимопревращение элементарных частиц. В объективной действительности реально сосуществуют и прогресс и регресс, деформация, распад, и революционные (скачкообразные) и эволюционные изменения, и спиральность, и цикличность различных материальных процессов, то есть два противоположных друг другу направления развития: по восходящей и нисходящей линии. Развитие по восходящей — это развитие в направлении от простого к сложному, более совершенному, тоньше организованному, более богатому по своим возможностям и информационно емкому, когда структура становится более совершенной, все больше накапливается вещества и энергии, образуется все больше закодированной информации. Нисходящее развитие — это путь разложения, «мельчания», обеднения и тлена. Мудрость подсмотрела у бытия, что эти процессы не идут раздельно, а объединяются в разных пропорциях. В одних случаях преобладает восходящее начало и идет прогресс, а в других преобладает регресс — нисходящее начало. Однако общей превалирующей тенденцией является прогрессивное развитие, так как цикличность и распад свойственны в основном единичным объектам и процессам материального мира, а с точки зрения мира в целом бесспорно всеобщее неостановимое и необратимое движение, сопровождающееся появлением все новых и новых форм. Развитие и время Важнейшим конституирующим признаком развития является время: развитие осуществляется во времени и только оно выявляет его направленность и необратимость. И история осмысления развития как появления новых форм восходит к формированию теоретических представлений о направленности и необратимости времени. Древняя культура не знала развития в подлинном смысле: время мыслилось тогда как протекающее циклически, и все события воспринимались как простое повторение старого, происходящее по предписаниям судьбы. Идея цикличности может быть передана, например, так: восходит и заходит солнце и спешит к месту своему… Дует ветер, кружится и кружится на ходу своем и возвращается на круги своя… Что было, то и будет. Что делалось, то и будет делаться. И нет ничего нового в подлунной. Идея со- вершенного космоса, лежащая в основе античного мировоззрения, исключала даже постановку вопроса о направленности и необратимости времени, а в соответствии с этим и изменений, которые могли бы порождать новые системы и связи. Развитие понималось как развертывание некоторых возможностей, изначально присущих вещам и просто скрытых в них. Представления о необратимости времени и его линейной направленности возникли с утверждением христианства, причем применительно только к сфере человеческого бытия, и лишь позже, с формированием опытной науки, эти представления постепенно начинают пробивать себе дорогу и в исследовании природы. Возникают идеи о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях не только в природе, но и в обществе. Французский естествоиспытатель Ж. Бюффон публикует свою «Естественную историю» (1749), в которой сделана попытка представить развитие Земли, животного мира и человека как единый эволюционный процесс. Это было дерзким для своего времени шагом: ведь тогда все считалось неизменным со дня творения! И. Кант издает работу «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в которой обосновывается представление о Земле и всей Солнечной системе как о ставших во времени и выдвигается гипотеза о возникновении планет из первоначальной пылевой туманности. Переломным моментом явилось создание космологии и теории эволюции в биологии (Ж. Б. Ламарк, И. В. Гёте, Ч. Дарвин) и геологии (Ч. Лайель). Идея развития и сформировавшееся на ее основе историческое мышление прочно вошли в естествознание и философию. Историческое мышление вышло на первый план среди других методологических принципов в XIX в., который так и будет записан в анналах истории как век историзма. В то время не было ни одной естественной, гуманитарной или философской науки, в которой так или иначе не отразилось бы историческое мышление (сравнительно-историческое языкознание, доктрины политической экономии и т. д.). Однако триумфом исторического мышления, основанного на понятии линейно развертывающегося, направленного и необратимого времени, а значит, и на категории развития, является марксистский принцип историзма. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы