Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сознательное и бессознательное



Пестрая ткань психических процессов и их проявлений в форме человеческих действий и отношений сплетена из разных «нитей» — от высших степеней ясности сознания до глубин бессознательного, занимающего большое место в духовной жизни человека. Например, далеко не все последствия своих поступков мы осознаем. Не все внешние впечатления достигают фокуса сознания. Многие действия носят автоматизированный (машинальный) характер. Однако, несмотря на исключительную значимость и место неосознанных форм психики, человек прежде всего сознательное существо.

Сознание находится в сложном соотношении с различными формами неосознанных и иррациональных явлений духа. Они имеют свою структуру, элементы которой связаны как между собой, так и с сознанием и действиями, оказывая влияние на них и, в свою очередь, испытывая их обратное влияние. Мы ощущаем все, что воздействует на нас, но далеко не все ощущения оказываются фактом нашего сознания. Множество из них остается на периферии сознания или даже за его пределами. Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму — ранее осознаваемые действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически.

По мере развития ребенка происходит постепенная автоматизация многих функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когда же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание, последнее борется с этим потоком «непрошеных гостей» и нередко оказывается бессильным справиться с ними. Это проявляется при наличии различного рода психических расстройств — навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги, непреодолимого, немотивированного страха и др. Привычка как нечто машинальное распространяется на все виды деятельности, в том числе и на мышление по принципу: мне не хотелось думать, но думалось само собой. Парадокс заключается в том, что сознание присутствует и в бессознательных формах духовной активности, не уделяя, однако, пристального внимания всему, что совершается в глубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить, замедлить или даже остановить их.

Однако не все в бессознательном, как уже было сказано, является ранее автоматизированным: определенная часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознания. Именно за счет этих неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики оказывается шире сознания как такового.

Человеческая деятельность сознательна лишь в отношении тех результатов, которые первоначально существуют в замысле и намерении как их цели. Но далеко не все последствия поступков являются адекватной реализацией цели. Результаты наших действий, поступков порой являют нечто совсем иное,

даже противоположное тому, к чему мы стремились, совершая эти действия.

Много и разумного, и иррационального как в жизни отдельного человека, так и в водовороте истории. Бессознательное проявляется крайне многообразно, в том числе и в виде информации, которая накапливается в качестве неосознанного опыта и оседает в памяти человека (а также в социальной памяти человечества), например, в виде богатейшей иллюзорной сферы сновидений, властных инстинктов и пр. Однако, повторим, человек — это прежде всего сознательное существо. Не только его мышление, но и эмоции пронизаны сознанием.

От психики животных к сознанию человека

Отражение как всеобщее свойство материи. Отражение и информация

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию — развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всей материи.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. «…Логично предположить, — писал В. И. Ленин, — что вся материя обладает свойством, но существу родственным с ощущением, свойством отражения» 1. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 91.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем реального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае — в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое взаимодействие включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, взаимопричинение в том смысле, что одно оставляет о себе память в другом. В самом широком философском смысле информация есть бытие, отраженное в ином, то есть инобытие, как сказал бы Гегель. Информация, таким образом, есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что, разумеется, вовсе не исключает, а, напротив, предполагает ее специфику в различных сферах реального мира — в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредствованном взаимодействии всего со всем — все несет информацию обо всем. Напомним в этой связи о глубоком прозрении древних: все во всем! Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи, формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире «помнит» обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи. Образно говоря, каждая точка универсального поля есть живое зеркало Вселенной.

О психике животных

Одним из важнейших аспектов взаимодействия живых организмов со средой является извлечение ими витальной (жизненной) информации о ней. Способность к получению и целенаправленному использованию такой информации имеет столь важное значение для поведенческих актов живых организмов, что она может быть отнесена к числу фундаментальных свойств всего живого. У живого организма возникает особая приспособительная деятельность, которая представляет собой качественно более высокий уровень взаимодействия организма как целого со средой, а именно поведение, регулируемое психикой. Такая способность дает этому организму возможность улавливать и соотносить биологически значимые ориентиры, предвосхищать и опосредствовать свое

поведение: не только чего-то достигать, но и избегать. Многочисленные наблюдения над поведением животных, птиц, насекомых показывают, что они обладают поразительной способностью опережающего отражения. Некоторые виды птиц, например, в разные годы строят гнезда в непосредственной близости или же в отдалении от водоема, как бы заранее предвидя возможность разлива и затопления берега. Возможно, что зачатки психики возникли у животных, не имевших нервной системы. Несомненно, однако, что в дальнейшем психика становится функцией мозга. Поведение животного осуществляется посредством созданных эволюцией органов информации об окружающих вещах и процессах (органов чувств), а также с помощью контроля и управления поведением в соответствии с полученной информацией. Психика в виде ощущений и восприятий получает «двойную» информацию: во-первых, о свойствах и отношениях внешних вещей и, во-вторых, об их значении для жизни организма.

Процесс развития психики связан с качественными новообразованиями. Существенным в этом процессе является вопрос о генезисе новых форм поведения. Они связаны с понятиями инстинкта, навыка, подражания и обучения. Инстинкт — это целесообразная и целенаправленная приспособительная деятельность, основанная на непосредственном отражении реальности, обусловленная врожденными механизмами (и информацией) и совершаемая под влиянием биологических потребностей. В поведении, определяемом инстинктами, существенно одно: животное совершает объективно осмысленные действия по отношению к стереотипным ситуациям, биологически существенным для жизни рода, субъективно не осмысливая их. С эволюционной точки зрения инстинкт как врожденная особенность образа действий представляет собой полезный для особи «информационный опыт» предыдущих поколений данного вида животных или человека о способах удовлетворения биологических потребностей, опыт, запечатленный в определенных морфолого-физиологических структурах организма, а также в структуре психики.

Испокон веков на уровне здравого смысла, в сказках и мифах животные представлялись как наши меньшие братья по разуму. Им приписывались хитрость, смекалка, сознание, совесть, чувство прекрасного — словом, все человеческие черты. Описано множество случаев, когда особо «мозговитые» собаки спасали людей и преданно служили им, а лошади выносили своих хозяев с поля боя, находили дорогу в снежном буране и пр. Но еще более интересным с этой точки зрения оказывается спасение дельфинами «незнакомых им» утопающих людей.

Вот уже многие годы учеными ведется исследование поведения и психики животных, особенно высших — дельфинов и обезьян, обладающих удивительной способностью к подражанию и наблюдательности. Эксперименты и наблюдения показали, что высшие животные способны по-своему думать, то есть решать сравнительно несложные задачи, условия которых не выходят за пределы наглядной ситуации. Так, они могут найти обходные пути к цели, осуществить конструирование какого-либо биологически значимого сооружения, выследить жертву, усовершенствовать палку для доставания пищи, разбить камнем орех и пр. Обезьяны, например, очень любопытны к новизне. Словом, у высших животных имеется элементарный интеллект. В понятие же сознания вкладывается очень емкий социальный смысл, свойственный только человеку, а у животных если сознание и имеется, то лишь в качестве биологических зачатков или предпосылок 1.

Происхождение сознания

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком у их преемников — питекантропов и синантропов — первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый природный материал: научился изготовлять каменные ножи, костяные иглы, строил жилище, шил одежду из шкур животных. И наконец, человек современного типа (кроманьонец или Homo sapiens — разумный человек) поднял уровень техники на еще большую высоту. Основные вехи в становлении труда отразились в росте мозгового вещества: у шимпанзе объем мозга составлял 400 см3, у австралопитеков — 600, у питекантропов и синантропов — 850–1225, у неандертальцев — 1100–1600, у человека современного типа — 1400 см3. Параллельно с ростом мозгового вещества увеличивалась и площадь поверхности мозга, что является вторым эволюционным показателем. Про-

1 На одной международной конференции, где обсуждалась проблема существования сознания у животных, большинство ученых на вопрос, думают ли животные, ответили — нет! Однако в резолюцию конференции, в результате споров, внесена обтекаемая формулировка: «У науки мало фактов, чтобы уверенно утверждать или отрицать способность животных думать».

изошло увеличение теменных, лобных и височных долей мозга, то есть тех участков мозговой коры, которые связаны с жизнью человека как общественного существа и выполняют роль внутренних тормозов его животных инстинктов, создавая тем самым необходимую предпосылку для согласованной жизни в обществе.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материально фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как «воспринимающий» (непосредственно соприкасающийся с вещами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, сформировалась способность воспринимать тончайшие нюансы звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека…» 1. Конечно, инстинкт пчелы, уже содержащий в себе «план» ячейки, присутствует в пчелиной психике, но в отличие от человека результат груда представлен у пчелы не в светлом поле сознания, а в инстинкте.

Ключ к разгадке, которую представляет происхождение человека и его сознания, заключается в одном слове — труд. Вначале было дело! Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками: одни под-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 189.

держивали огонь, другие готовили пищу, третьи охотились, четвертые выкапывали коренья и т. д. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, дисциплине поведения, выражаемых и регулируемых с помощью языка, исторически сложившихся обычаев и нравов.

Отражение человеком действительности отличается от отражения ее животными не только способом, но и тем, что отражается и что доставляет удовлетворение. Потребности приобрели характер требований человеческого образа жизни. Предметы природы перестали быть лишь объектом добычи, непосредственного потребления. Человек стал не только искать удовлетворения своих природных потребностей: он стремился понять мир и тем самым удовлетворить формирующиеся интеллектуальные интересы. Сознание теперь находит внутри себя речевые основы собственного бытия, что выражается в свободной игре образов, в полете воображения, в целеустремленной мысли, решающей проблемы уже в уме, и практические действия обретают тем самым все более продуманный характер.

Сознание. Язык. Общение


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь