Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Принцип историзма в его социальной интерпретации
Согласно принципу историзма в его социальном понимании, общественная история раскрывается в следующих чертах. Во-первых, она характеризуется закономерным, необратимым и направленным развитием, то есть непрекращающимся появлением качественно новых социальных структур и систем. Во-вторых, в общественном развитии при всех его разнообразных и наслаивающихся друг на друга проявлениях доминирует прогрессивная тенденция. В‑ третьих, источником или движущими силами общественного развития является борьба внутренних противоречий на каждом данном этапе истории. Кроме того, принцип историзма в его социальной интерпретации важен в том отношении, что он не только связывает воедино все три времени исторического существования человечества — прошлое, настоящее и будущее, но самое главное — актуализирует прошлое и будущее в настоящем, без чего не может осуществляться сознательная (целенаправленная) общественно-историческая практика и познавательная деятельность людей. Этот принцип, развернутый в указанных аспектах, является фундаментом новой системы философского знания, разработанной в диалектическом материализме, — социальной философии марксизма. Идеи историзма как методологического принципа в изучении общественной жизни содержались уже в трудах мыслителей домарксистского периода, высшим этапом которого была философия Гегеля. Именно он первым показал всесторонность развития, внутреннюю связь истории. Однако вплоть до возникновения марксизма общественное развитие не было осмыслено как борьба внутренних противоречий, и зачастую принцип историзма в социальном познании подменялся релятивизмом или финализмом, то есть учением о конце истории. Что дает нам принцип историзма в понимании социальных явлений и развития общества в целом в современную эпоху? Прежде всего он позволяет объективно оценить относительную целостность, завершенность того или иного этапа исторического развития общества и на этой основе предвидеть тенденции его будущего развития путем выявления действующих в нем внутренних противоречий. Это позволяет, далее, наметить и конкретные меры к достижению тех или иных целей общественного развития и представить дальнейшее движение общества как сознательно управляемый процесс. К примеру, глубокий анализ состояния нашего общества и разработка стратегии ускоренного социально-экономического развития как раз и опирались на принцип историзма в его социальной интерпретации. Иными словами, для того чтобы оценить степень развитости некоторого состояния в настоящем, необходимо хорошо знать и уметь правильно, а не извращенно оценить свое прошлое, ибо незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку исторически перспективно действовать в настоящем. Кто полагает, что настоящее никак не детерминировано (прямо или опосредствованно) прошлым, тот глубоко заблуждается. Однако для исторического развития общества существует и еще одна, не менее трагическая опасность: она связана не с незнанием прошлого, а с его догматизацией — окостенением, омертвлением социально-нравственных ценностей и оценок, позволяющей порой некритически принимать зло за добро. Разве догматическое прошлое не сидит в глубинах памяти ныне живущих людей?! Историческая самокритичность общества — решающее условие объективного (а не метафизически одностороннего) понимания им своей действительной роли во всемирной истории. Историческое «самодовольство», превратно судящее о собственном месте в истории, увековечивающее и абсолютизирующее его, не способно ни увидеть ничего исторически значимого в других обществах, ни адекватно соотнести себя с ними. Глубокое проникновение в диалектику происходящего, его объективную логику, умение делать правильные выводы, отражающие движение времени, — вот что необходимо в первую очередь для исторически ориентированного социального сознания. Исторически ориентированный ум с интересом прослеживает и примечает все начинающееся, поскольку понимание начала помогает найти ключ к объяснению сути явлений, ибо всегда указывает не только на само явление, но и на те условия, в результате которых оно возникло. Это же, в свою очередь, ведет к умению видеть в социальном развитии те внутренние противоречия, которые, как и везде, являются действительным источником, исходным пунктом всякого движения. Принцип причинности и объективная целесообразность Понятие причинности в его соотношении с принципами всеобщей связи и развития Понятия причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С одной стороны, с точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из основных видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой одно (причина) при определенных условиях порождает другое (следствие). С другой стороны, уже с точки зрения принципа развития причинность определяется следующим образом: всякое изменение и тем более развитие, то есть изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие. Особо следует подчеркнуть, что причинные отношения (их еще называют каузальными, от лат. causa — причина) присутствуют не только в процессе развития, но и при деградации и рас- паде и вообще при любых изменениях, при любых — как естественно наступающих, так и искусственно и целенаправленно производимых людьми — преобразованиях окружающего мира. Ограничения на применение категории причинности накладываются не принципом развития (ибо любое развитие причинно обусловлено), но принципом всеобщей связи (не все связи являются причинными). К не имеющим причинно-следственного содержания относятся такие виды связей, как пространственно-временные корреляции, функциональные зависимости, отношение симметрии и т. п. Однако это не значит, что существует хотя бы одно явление, которое не имело бы своей причины и своего следствия; то, что находится с одним явлением в отношениях, например, функциональной зависимости или симметрии, обязательно находится в причинно-следственной связи с каким-либо другим явлением. Причинность универсальна, всеобща. В мире нет и не может быть явлений, которые не порождали бы те или иные следствия и не были бы сами рождены другими явлениями. Образно говоря, в мире существуют лишь «родители» и «дети». Причем причина может быть как внешним явлению обстоятельством, так и его внутренним противоречием. Когда наша мысль начинает двигаться но ступенькам «причинения» и стремится отыскать самую первую причину, то она растворяется в бесконечной дали универсального взаимодействия. Причинность и время Одной из фундаментальных характеристик причинности является ее органическая связь с категорией времени. Время — это та форма существования материи, в которой наиболее естественно реализуются причинно-следственные связи. Поэтому усложнение наших представлений о времени, связанное с более углубленным познанием принципов строения материального мира, не может не отразиться и на понимании причинности. Однако до сих пор причинно-следственная связь, взятая в аспекте времени, понимается по-разному. Одни считают, что причина всегда предшествует следствию: существует определенный интервал в виде запаздывания между началом действия причины (например, взаимодействие двух систем) и началом появления следствия. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает, следствие же в конечном счете превращается в новую причину. И так до бесконечности. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются друг на друга. Существует точка зрения, согласно которой причина и следствие всегда строго одновременны. Сторонники третьей концепции рассуждают так: бессмысленно говорить о причине, которая уже существует и, значит, действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия. Разве может быть «недействующая причина»? Но понятия «причина» и «следствие» равно используются для характеристики как одновременно протекающих событий, так и явлений, примыкающих друг к другу во времени, и явлений, для которых следствие зарождается в «недрах» причины. Кроме того, причина и следствие иногда квалифицируются как явления, которые разделены временным интервалом и связаны между собою через посредство нескольких промежуточных звеньев. Так, вспышка на Солнце есть причина магнитных бурь на Земле и следующего за нею временного нарушения радиосвязи. Опосредствованную связь причины и следствия можно выразить формулой: если A причина B, а B — причина C, то A также можно расценивать как причину C. Причина явления, изменяясь, сохраняется в своем результате. Следствие может иметь несколько причли, одни из которых являются необходимыми, а другие — случайными. Существенной чертой причинности является непрерывность действия причинно-следственных связей. Цепь причинных связей не имеет ни начала, ни конца. И нельзя сказать, где началась эта цепь и где она кончится. Она бесконечна как сам мир. Не может быть ни первой (то есть беспричинной) причины, ни последнего (то есть беспоследственного) следствия. Допустить первопричину значило бы нарушить закон сохранения материи и движения. И всякого рода попытки найти «абсолютно первую» или столь же «абсолютно последнюю» причину — бесплодная затея, имеющая своей психологической предпосылкой веру в чудо. Однако при всех модификациях в структурной организации мира, всем типам временных отношений свойственна длительность, означающая либо прямую последовательность событий, либо рядоположенность сменяющих друг друга моментов или состояний. Время длительно, необратимо и асимметрично, асимметричны и причинно-следственные отношения. Идея неоднородности временных циклов не меняет сути дела: в любой материальной системе, существующей и развивающейся по своему собственному времени, все равно осуществляются ее особые, специфические, но все же причинные отношения. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 827; Нарушение авторского права страницы