Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Путешествие антиохийского Макария в Россию в половине XVII веке
Отрывок из книги … Московский патриарх созвал собор (1655) вследствие указаний, которыя сделал ему наш учитель (т.е. патриарх Макарий), и совета, который он дал относительно нововведений и разных погрешностей в делах веры: во-первых, относительно того, что они не служат, как мы, на антиминсе с изображениями и с надписями, общественными мощами святых, а не куске белого полотна; во-вторых, что они принося священную жертву, вынимают не девять чинов (частиц), а только четыре; в-третьих, что они делают в некоторых словах ошибки в «Верую во единого Бога»; в-четвертых, прикладываются к иконам только раз или два в году; в-пятых, не принимают антидора; в-шестых, касательно их крестного знамения при ином расположении пальцев; в-седьмых, относительно крещения ляхов, ибо они крестят их теперь вторым крещением, и относительно разных дел и обрядов, о коих мы уже говорили будем говорить. Патриарх Никон послушался слов нашего владыки патриарха и перевел служебник литургии с греческого языка на русский, изложил в нем обряды и проскомидию в ясных выражениях, доступных пониманию детей, согласно подлинной греческой обрядности. Он напечатал этот служебник в нескольких тысячах (экземпляров) и роздал их по церквам всей страны; напечатал также более пятнадцати тысяч антиминсов с письменами и изображениями, освятил мощами святых и также роздал их по всей стране. Исправил многия ошибки, по царскому утверждению и повелении, на основании свидетельств закона и пророков. Заключили рассуждения на соборе, постановив, согласно мнению нашего учителя, что крещение ляхов недозволительно, как повелевается в Евхологии и Законе (Номоканон), ибо ляхи веруют в св. Троицу, крещены и не так далеко от нас, как прочие еретики и лютеране, как-то: шведы, англичане, венгры и иные французские народы, кои не постятся, не поклоняются ни иконам, ни кресту и т. п. Патриарх Никон, так как он любит греков, выразил согласие (на исправление) и сказал, обращаясь к архиереям и прочим присутствующим архимандритам и священникам: «Я русский, сын русского, но мои убеждения и моя вера греческая». Некоторые из архиереев ответили повиновением, говоря: «Свет веры во Христа и все обряды религии и ея таинства воссияли нам из стран востока»; а некоторые их них – ибо во всяком народе непременно есть люди грубого нрава и тупого ума – внутренне возроптали, говоря про себя: «мы не переменим своих книг и обрядов, кои мя приняли издревле». Однако они не смеют говорить открыто, ибо гнев патриарха неукротим: < доказательство> как он поступил с епископом коломенским, ссылая его.
Григорий Котошихин О России в царствование Алексея Михайловича [25] Отрывок из книги Приказ Тайных Дел, а в нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские, тайные и явные, и тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того Приказа подьячие с послами в государство, и на посольские съезды, и в войну с воеводами, для того, что послы в своих посольствах, много чинят не к чести своему государству, в проезде и в разговорных речах, как о том писано выше сего, в посольские статье, а воеводы в полкех много неправды чинят над ратными людьми, и те подьячие над послы и над воеводами присматривают и царю, приехав, сказывают; и которые послы, или воеводы, ведая в делах неисправление свое, и страшась царского гневу, и они тех подьячих дарят и почитают выше их меры, чтоб они будучи при царе, их, послов, выставляли, а худым не поносили. А устроен тот Приказ при нынешнем царя для того, чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали… Посольский приказ: а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подьячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств и послов чужеземных принимают и отпуск им бывает: также и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает из того Приказу; да для переводу и толмачества переводчиков латинского, свейского, немецкого, греческого, польского, татарского и иных языков, с 50 человек, толмачей с 70 человек… Розрядный приказ; и в том Приказе сидит окольничий, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомы в том Приказе всякие воинские дела, и городыстроением и крепостми и починкою и ружьем и служивыми людьми; также ведомы бояре, околничие, и думные и ближние люди, и стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне городовые, и дети боярские, и казаки и солдаты, всякою службою, и кого куды лучится послати на службу, в войну и в воеводства и в городы и во всякие посылки, и за службу о жалованье и о чести и о прибавке денежного жалованья указ в том же Приказе; так же и о сыску чести и о бесчестии и о наказании, как от том написано выше сего. А кого царь куды посылает на службы и что кому за службы бывает чести и жалования и бесчестия, и то записывают в книги… Стрелецкой приказ; а в нем сидит боярин и два дьяка. А в том Приказе ведомы стрелецкие приказы, московские и городовые; и собирают тем стрелцом жалованье со всего Московского государства, с вотчинниковых крестьян, кроме царских дворовых сел и волостей крестьян, и Новгородцкого Псковского государства, и Казани, и Астрахани, и Сибири, против того, как и крымский окуп. Да с крестьян же емлют стрелецкие хлебные запасы, по указу, и велят им те запасы на всякий год ставити на Москву; а как бывает им, стрельцом, служба, и те стрелецкие запасы велят им ставити на службе, в котором городе доведется; а з дальних мест с крестьян за запасы и за привоз берут денгами, по расчету… А бывает на Москве стрелецких приказов, кода и война не бывает ни с которым государством, всегда болши 20 приказов; и в тех приказах стрельцов по 1000 и по 800 человек в приказе, чем малым меньши… Приказ Большие Казны… Да в том же Приказе ведом Денежный двор, а в нем сидит для досмотру денежного дела, дворянин да диак. А делают деньги серебряные мелкие: копейки, на одной стороне царь на коне, а на другой стороне подпись: «царь и великий князь», имя царское и титла самая короткая; половина копеек, на одной стороне человек на коне с соблею, на другой подпись царская, такая ж, что и на копейках; полушки, чеивертая доля копеек, денег половина, на одной стороне голубь, а на другой написано «царь»… И всего на Москве, кроме городовых и патриарших приказов и таможень, 42 приказа; а дьяков в тех приказах и по городам и с воеводами со 100 человек, подьячих с 1000 человек…
Вопросы и задания к документам 1. Как изменилась политика государства по отношению к крестьянам в период с конца ХV в. до середины ХVII в.? Выскажите свое мнение о причинах такого изменения. 2. Назовите основные мероприятия, которыми сопровождалось учреждение опричнины. Каков был состав опричного двора? 3. После прочтения доклада Луки Паули австрийскому императору постарайтесь уяснить направление и содержание внешней и внутренней политики Бориса Годунова. Какие выводы можно сделать о цивилизационной направленности в деятельности этого правителя? 4. Какие выводы можно сделать на основе книги Григория Котошихина «Россия в царствовании Алексея Михайловича» о составе Боярской думы, степени компетентности ее членов, ее соответствии новым внешне- и внутриполитическим задачам, которые встали перед Россией во второй половине XVII в.? Используя сведения из документа, дайте характеристику размеров приказной системы, количестве приказов, их функциях, штатах, механизме действия. Какой из упоминаемых в книге приказов подчинялся непосредственно государю? В чем заключалась его особая роль в общей системе? Сделайте вывод о достоинствах и недостатках, а также о степени эффективности приказной системы? 5. Какие методы, цели и задачи, преследовавшиеся церковной реформой патриарха Никона, описываются Павлом Алепским? Сделайте вывод о том, насколько радикальной она являлась, в какой степени касалась догматической стороны религии? Каким образом подобные преобразования могли вызвать церковный раскол?
Тема 4. Российская империя в ХVIII веке. От «европеизации» Петра I 4.1. Указ о единонаследии [26] 23 марта 1714 г. Извлечение 1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: 2. Кто имеет сыновей, и ему аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделити им по своей воли… 3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род… 5. И для того надлежит отцам или матерям заранее духовные писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведомы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить при свидетелях… 4.2. Указ об учреждении Сената [27] 22 февраля 1711 г. Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для упъравления: господин граф Мусин-Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михайла Долгорукой, господин Племянников, господин князь Григорий Волконской, господин Самарин, господин Василей Апухътин, господин Мельницкой, обер-секретарь сего Сената Анисим Щукин… Указ Петра I Сенату 2 марта 1711 г. Извлечение Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения; то ж и ябедникам да последует. 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже денги суть артериею войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются сыскать. 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по концеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать. 7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной…
4.4. Генеральный регламент [28] 28 февраля 1720 г. Извлечение Понеже его царское величество … по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур Коллегии. И в оной президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярных и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить…
4.5. Устав о наследии престола [29] 5 февраля 1722 г. Мы, Петр I император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая… Должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощью Божьего, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагорассудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и … видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе.
4.6. Из наказа Екатерины II комиссии для составления 1767 г. Глава 3 9. Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть и не может действовать сходно с пространством столь великого государства. 11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно. 12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим. 13. Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра. 15. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя. Глава 13 295. Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного. 296. Сие основано на правиле весьма простом: «Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, в чем опасаться может, что другой отымет». 317. Торговля оттуда удаляется, где ей делают притеснение, и водворяется тамо, где ее спокойствие не нарушают… Глава 15 358. Земледельцы живут в селах и деревнях, обрабатывают землю, из которой произрастающие плоды питают всякого состояния людей, и сей их жребий. 359. В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, торговле, в художествах и науках. 360. Дворянство есть нарицание в чести, различающее от прочих тех, кои оным украшены. 363. Добродетель с заслугою возводит на степень дворянства. 364. Не только прилично дворянству, но и приобретать сие дворянство можно и гражданскими добродетелями, кои и военными. 4.7. Жалованная грамота дворянству [31] 21 апреля 1785 г. Извлечение Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы